Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭВАКУАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ



Наибольшие нарекания этот вопрос вызывает в Киеве. Система «эвакуации» автомобилей здесь налажена превосходно и позво­ляет ежедневно собирать с бесправных водителей несколько де­сятков тысяч гривен «черной кассы». Значительная часть ее бла­гополучно кочует по цепочке «экипаж эвакуатора - инспектор ГАИ - старший смены - руководство - чиновники КГГА».

Что еще остается водителям, если места для парковки днем с огнем не сыщешь? А оставить на десяток минут автомобиль с целью разрешения тех или иных жизненных ситуаций (отпра­вить или встретить родственников на ж/д вокзале, посетить больницу или аптеку, передать по долгу службы документы и т.п.) - просто необходимо...

Как это выглядит на деле?

Возле оставленного автомобиля внезапно возникает эва­куационный экипаж - группа людей жлобоватого вида, в униформе, в сопровождении сержанта ГАИ. Весьма опера­тивно они начинают погрузку автомобиля на эвакуатор, ино­гда вместе с незадачливым водителем. Процедура зачастую осуществляется с занятием двух-трех полос движения, ор­ганично дополняя дорожный пейзаж мгновенно создавшей­ся пробкой, а иногда ...опрокинутым под непосильным гру­зом эвакуатором.

После проделанной процедуры эвакуатор освобождает вто­рую полосу, но остается на первой, ожидая «влетевшего» во­дителя (зачем зря гнать транспорт через полгорода). С него-то по прибытию в обмен на автомобиль, и взимается «стоимость услуг принудительной эвакуации» в несколько сотен гривен. При этом полученный гонорар в открытую, тут же, в кабине эвакуатора, делится между сотрудником ГАИ и эвакуаторщиками. А экипаж отправляется «оказывать услуги» следующему не­задачливому водителю.

Но такая ситуация является не самой худшей. Грубо попи­рая гарантированную Конституцией Украины неприкосновен­ность частной собственности граждан, коей и является авто­мобиль, эвакуаторщики, при содействии сотрудников мили­ции, позволяют себе создавать ситуацию, которая может дове­сти до инфаркта любого автовладельца. Поставил машину, вы­шел, а ее нет! Первая мысль - угнали! Угнали «все, что нажи­то непосильным трудом»! А, каково? Вот и предынфарктное состояние! «А у вас были несчастные случаи на стройке? Нет? Будут!» Кто в этом случае будет отвечать?

Порядок временного задержания автомобилей и их эва­куации содержатся в Ст. 265-2 КоАП Украины и Постанов­лении КМУ №1102 от 17.12.08 г., которому законодатели поручили разработать механизм временного задержания ав­томобилей. Остановимся на таком существенном моменте:

В каких случаях автомобиль может быть эвакуирован?

Сразу же подчеркнем - закон дает исключительный пе­речень таких случаев. Все они полностью совпадают с теми, которые содержаться в ПДД в разделе запретов на эксплуа­тацию транспортных средств и о чем мы рассказывали выше.

КоАП четко оговаривает случаи, когда инспектор ГАИ мо­жет временно задержать транспортное средство путем блокировки колес или доставкой его на специальную площадку с по­мощью специального автомобиля - эвакуатора. Эвакуация ав­томобиля осуществляется только в том случае, если временно задержанный автомобиль существенно препятствует дорожно­му движению - делает невозможным движение транспортных средств по проезжей части.

ВНИМАНИЕ! В законодательстве отсутствует норма, обя­зывающая водителя самостоятельно доставлять свой автомо­биль на так называемую «штрафплощадку». Хотите задержать автомобиль - будьте добры, предоставьте эвакуатор.

А теперь обратим ваше внимание на противоречия, кото­рые содержаться в законодательстве.

1) Первое противоречие. Должен ли водитель оплачивать услуги эвакуатора?

КоАп четко указывает: «за возвращение временно задержан­ного транспортного средства оплата взиматься не может»!

Постановление Кабмина имеет другую редакцию: «возврат транспортного средства осуществляется по письменному об­ращению его владельца, водителя, при условии оплаты им рас­ходов, связанных с транспортировкой и хранением».

2) Второе противоречие. На какой срок может быть задер­жан ваш автомобиль?

Ст. 265-2 КоАП прямо говорит о том, что «автомобиль мо­жет быть временно задержан на срок до решения дела об адми­нистративном правонарушении, но не более чем на 3 дня с момента такого задержания. По окончании трехдневного срока автомобиль должен быть возвращен владельцу независимо от стадии решения дела об. административном нарушении».

Кабмин проявил творческую инициативу и внес дополне­ние к этому пункту: «Срок задержания транспортного сред­ства исчисляется с момента составления админпротокола, а срок сохранения - с момента доставки автомобиля на специ­альную площадку. Автомобиль возвращается при предъявлении протокола об админнарушении».

Чувствуете разницу? Фактически, автомобиль погрузили на эвакуатор и увезли на штрафплощадку. Но сам по себе этот факт считается не задержанием, а сохранением. Вот так про­сто: вы ушли погулять, а в это время добрые дяди решили взять ваш автомобиль на сохранение. Вы там пока гуляйте, а мы бу­дем заботиться о вашем имуществе. И будет оно находиться на сбережении неделю, две, а то и месяц и забрать вы его не смо­жете, пока не явитесь с повинной в органы ГАИ для составле­ния админпротокола. Именно с этого момента и начнется за­держание. Вот такой «сохраняющий» механизм заложен в По­становлении Кабмина, что полностью противоречит законода­тельству. Где же истина?

ПОМНИТЕ! В данном случае постановление Кабмина яв­ляется подзаконным актом. При противоречии закона и подза­конного акта высшую юридическую силу имеет закон. Поэто­му на основании соответствующей статьи КоАП вы имеете пра­во обжаловать законность как самого факта невозвращения ав­томобиля по истечении трехдневного срока, так и факта взима­ния платы за его сохранение и возврат!

Но Кабмин не все сделал плохо. В его Постановлении есть и положительные моменты, которые, кстати, не противоречат за­кону.

Так, например, если владелец транспортного средства поя­вился в момент задержания автомобиля, эвакуация не произво­дится, а оформляется протокол. Не менее важен и вопрос воз­можных повреждений при эвакуации или хранении автомоби­ля. Постановление гласит, что в момент временного задержания автомобиля инспектор ГАИ обязан составить соответствующий протокол. Именно в этом протоколе, в присутствии свидетелей, делаются записи о недостатках и имеющих место повреждени­ях автомобиля. Постановление запрещает работникам Госавто­инспекции принимать участие в эвакуации автомобилей в слу­чаях, не предусмотренных законодательством. А случай толь­ко один - автомобиль существенно препятствует дорожному движению - делает невозможным движение транспортных средств по проезжей части.

Если ваш автомобиль подвергли эвакуации, выполняйте наши РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) Не обнаружив автомобиля на месте, сразу же звоните в дежурную часть милиции. При эвакуации автомобиля в отсут­ствие его владельца инспектор ГАИ обязан известить об этом дежурную часть милиции. Там вам сообщат о местонахождении автомобиля. Если этого, не дай бог, не произойдет, - тут же за­являйте об угоне транспортного средства.

2) Прибыв на специальную площадку, потребуйте предъяв­ления протокола об административном правонарушении и вре­менном задержании автомобиля. Обратите внимание на пра­вильность заполнения протокола (п.4 Постановления КМУ №1102), в котором должно быть указано:

- число, время, место нарушения и основания для времен­ного задержания и доставки автомобиля на специальную пло­щадку;

- должность, место работы, ФИО лица, принявшего реше­ние о временном задержании автомобиля;

- тип, марка, государственный регистрационный номер, перечень визуальных недостатков и повреждений транспортно­го средства;

- наименование, местонахождение и номера телефонов предприятия или организации, доставившей автомобиль на спецплощадку, государственный регистрационный номер эва­куатора;

- адрес места сбережения автомобиля;

- должность, ФИО лица, выполнившего работу по эваку­ации;

К протоколу могут прилагаться фотография автомобиля и перечень находящихся в нем вещей.

Протокол должен быть подписан лицом, принявшим реше­ние о временном задержании, лицом, выполнившим работы по эвакуации, двумя свидетелями, а так же водителем и страховым комиссаром, в случае их присутствия.

3) Осмотрите свой автомобиль и убедитесь в отсутствии каких-либо повреждений на нем. Не дай бог, они есть - уста­новите виновника. Если описание повреждений отсутствует в протоколе, составленном инспектором ГАИ, ответственность ложится на тех, кто осуществлял транспортировку и хранение вашего автомобиля. К сожалению, без суда здесь не обойтись. Ваша главная задача - определить виновника.

4) Независимо ни от чего, в случае временного задержания вашего автомобиля, вам должны вернуть его через 3 дня, и бес­платно!

5) Не возвращают? Выбор за вами - платить жуликам, вы­звать адвоката или идти в суд.

Рассмотрим еще один вариант. Вы становитесь свидетелем погрузки вашего автомобиля на эвакуатор. Он предусмотрен п.9 Постановления КМУ №1102: «В случае, когда водитель по­является на месте правонарушения в момент выполнения ра­бот по загрузке транспортного средства, уполномоченное ли­цо Госавтоинспекции не проводит временное задержание транс­портного средства, а оформляет протокол об административ­ном правонарушении. ... В этом случае, фактически выполнен­ные работы по транспортировке транспортного средства не оплачиваются».

Возвращаясь к вопросу о законности самого факта эваку­ации автомобиля, мы можем сказать, что неприкосновенность частной собственности гарантируется Конституцией Украины. И многие юристы считают, что принудительная эвакуация ав­томобиля является, по сути, «незаконным завладением транс­портного средства» и посягательством на вашу собственность. Мы не будем вникать в юридические тонкости, но обратим ва­ше внимание на один интересный документ.

Верховный Суд Украины своим Постановлением №14 от 23.12.05, п. 15. дал разъяснение: «Не является незаконным завла­дение транспортным средством в состоянии крайней необходимости, например, для того, чтобы срочно доставить тяже­ло больного человека в больницу, укротить стихийное бедствие, устранить другую опасность, которая угрожает людям, инте-ресам общества или государства».

Поэтому, паркуя свой автомобиль, внимательно подумай­те - не создадите ли вы тем самым угрозу национальным ин­тересам? .

И как же здесь не рассказать о технических тонкостях бло­кировки и эвакуации.

Блокировка. На сегодняшний день существует масса меха­нических блокираторов, однако, все они снимаются одним про­стым способом: спускаете колесо и стаскиваете блокиратор! Никаких ножовок, распиливаний и т.д. Немного усилий, и бло­киратор снят! Накачали колесо и поехали дальше.

Эвакуация. Для погрузки автомобиля на эвакуатор необхо­дим захват четырех колес. Если автомобиль будет оставлен на парковке с повернутыми в любую сторону колесами, захватить колеса без повреждения передних крыльев будет невозможно.

 

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ НА ДОРОГЕ

Этот раздел пока отходит в историю, поскольку упомяну­тый ниже документ пока утратил свою силу. Но как бы вы­глядел техосмотр на дороге, (или как может выглядеть он в будущем), мы решили вам рассказать. Ведь законы в нашей стране меняются очень быстро - как в одну сторону, так и в Другую.

МВД Украины зарегистрировало в Минюсте Приказ № 534, которым был утвержден порядок контроля техниче­ского состояния транспортных средств во время их эксплуата­ции. Согласно этому документу гаишники имели право прове­рить исправность вашего автомобиля прямо на дороге.

На первый взгляд, такие проверки выглядят как узаконен­ные придирки к автомобилистам. Ведь техническое состояние машины, если она прошла государственный техосмотр, под­тверждено талоном технического осмотра.

Но в Департаменте ГАИ МВД Украины считают, что в пери­од между техосмотрами от неисправности не застраховано ни одно транспортное средство, что напрямую влияет на безопас­ность движения. И с этим нужно согласиться.

Документом была установлена процедура проведения про­верок технического состояния всех автомобилей в период меж­ду государственными техническими осмотрами. Данные меро­приятия могли осуществлять только работники автомобильно-технической инспекции Государственной автоинспекции (далее -«АТИ»).

Они имели право остановить на дороге для проверки технического состояния любое транспортное средство. Кста­ти, проведение подобных мероприятий уже не предусмотре­но ПДД, п. 2.4 (б), - водитель теперь не обязан предостав­лять свой автомобиль сотруднику милиции для техническо­го осмотра.

Техническое состояние должно было проверяться как ви­зуально, так и с использованием средств измерительной техни­ки, но в любом случае - без вмешательства в работу (разборки) узлов и агрегатов. Время проверки одного ТС не должно было превышать 20 минут.

По результатам данных мероприятий составлялся бы акт проверки технического состояния ТС, копию которого работ­ник АТИ обязан был вручить водителю. Однако данная про­верка, подтвержденная актом, никак не была связана с государ­ственным техническим осмотром и не могла являться основа­нием для его оформления с выдачей талона техосмотра. Кон­троль технического состояния вашего автомобиля не являлся платной услугой, и работники АТИ не имели права требовать от вас оплаты этой процедуры.

Автомобили должны были останавливать для провер­ки технического состояния только при наличии визуальных признаков эксплуатации неисправного транспортного сред­ства.

Старым порядком был предусмотрен четкий перечень того, что имели право проверить работники АТИ:

- тормозную систему и ее составляющие;

- систему выпуска;

- содержание СО или СН (в зависимости от типа двигателя и используемого топлива);

- рулевое управление и его составляющие;

- внешние световые приборы и сигналы;

- колеса/шины;

- подвеску, шасси (видимые дефекты);

- переоборудование;

- наличие недостатков, предусмотренных п. 31.4.7 Правил дорожного движения (отсутствие аптечки, огнетушителя, зна­ка аварийной остановки, тонировка не отвечает требованиям стандартов и пр.);

- протекание топлива и/или масла.

Работник АТИ составил бы протокол об административ­ном правонарушении и запретил эксплуатацию автомобиля только при выявлении неисправностей. Но пока, такая система проверок остается в прошлом.

Неясно одно: ответственность водителя за управление не­исправным транспортным средством остается. Остается и на­казание. Только теперь не понятно, кто будет устанавливать не­исправность.