Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СОТРУДНИКАМ МИЛИЦИИ И МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ



Штраф составляет от 68 до 136 грн.

 

Основная правовая норма, дающая право работнику ми­лиции на использование вашего автомобиля, содержится в ст. 11 Закона Украины «О милиции»: «Работник милиции имеет право использовать транспортные средства граждан для проез­да к месту происшествия, стихийного бедствия, доставки в ле­чебное учреждение лиц, требующих безотлагательной медицин­ской помощи, для преследования преступников и доставки их в милицию». Об этом же сказано в п.2.7 ПДД и ст. 16 Закона Украины «О дорожном движении». При этом водитель имеет право на компенсацию затрат. Лицо, воспользовавшееся транс­портным средством, обязано выдать соответствующую справку.

В отличие от того, что мы видим в американских боеви­ках, наша милиция не злоупотребляет своими правами и не беспокоит добропорядочных граждан желанием покататься на их автомобиле.

Кстати, под компенсацией затрат имеется ввиду не толь­ко стоимость потраченного бензина, но и любой ущерб, на­несенный транспортному средству. К примеру, повреждения, нанесенные преследуемыми правонарушителями, если они отстреливались и попали в автомобиль. Кровь пострадавше­го, испачкавшая сиденья. Повреждения ходовой части, про­исшедшие в результате выезда на плохую дорогу и т.п. Кроме того, в состав такого ущерба может входить и упущенная вы­года. Например, из-за опоздания у владельца автомобиля со­рвалась сделка.

Понятно, что любой автовладелец не хочет иметь та­кую головную боль. Ведь процедура выплаты компен­сации может занять многие месяцы, а то и годы. К то­му же, нет никаких гарантий, что все это произой­дет без вмешательства судебных органов. Поэто­му давайте разберемся - всегда ли вы обязаны предо­ставлять свой автомобиль сотруднику милиции или медработнику, и какие здесь существуют нюансы?

На самом деле требование предоставления транспорт­ного средства имеет достаточно серьезные ограничения, ко­торые мы и перечислим. Возможно, что каким-нибудь из них вам придется воспользоваться.

1) Остановить транспортное средство может только со­трудник милиции. Медицинские работники такого права не имеют.

2) Действующим законодательством не предусмотрено право работников милиции требовать от водителя высадки пассажиров из автомобиля. Ст. 19 Конституции Украины:

«Должностные лица органов государственной власти или ор­ганов местного самоуправления могут действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмо­тренном Конституцией и законами Украины».

3) Закон требует от водителя предоставления транс­портного средства, но не своих услуг как водителя. Ст.43 Конституции: «...использование принудительного труда за­прещено...» Водитель имеет право отказаться от управле­ния автомобилем. Для принудительного отстранения его от управления нужны веские основания. К примеру, водитель пьян-..

4) Сотрудники милиции имеют право требовать предо­ставления транспортных средств не для всех своих служеб­ных заданий, а лишь связанных с непосредственным пресле­дованием правонарушителей или доставкой их в органы ми­лиции.

А абсурдность ситуации в том, что вам предлагают стать участником боевика с гонками автомобилей по пересеченной местности, со стрельбой, захватом заложников, а если «пове­зет», то и со взрывом автомобиля в финале, вместе со всеми его пассажирами. Ну, если вы большой любитель этого жан­ра, тогда, пожалуйста, - погоняйте адреналин в крови. А ес­ли вам больше нравится эротика, то лучше, наверное, запла­тить штраф и отказаться от захватывающей погони. Тем бо­лее, что цена вопроса составит всего 136 грн.

Продолжим перечень ограничений.

5) От водителя могут потребовать предоставить транс­портное средство для доставки пострадавшего не в любое, а только в ближайшее лечебное учреждение. При этом профиль учреждения, наличие или отсутствие в нем стационара и т.п. значения не имеют.

6) Сотрудники милиции или медики не могут вынуждать водителя нарушать требования ПДД. Если в такой ситуации по вине водителя произойдет ДТП, он будет нести за это от­ветственность.

7) Транспортное средство - это объект права собствен­ности. Это право представляет собою возможность владе­ния, пользования и распоряжения имуществом. Ущемление любой из этих возможностей - нарушение права собственно­сти. Когда от владельца требуют предоставления автомоби­ля, нарушают право распоряжения свои имуществом. Ст.41 Конституции гласит, что право частной собственности яв­ляется нерушимым. Исключений всего два: принудительное отчуждение по мотивам общественной необходимости, при условии предварительной и полной компенсации его стоимо­сти, и конфискация по решению суда. И речь здесь идет о ли­шении права собственности, а не о его нарушении. В пере­чень разрешенных Конституцией случаев нарушения права собственности не входит пользование должностными лица­ми государственных органов власти или медицинскими ра­ботниками предоставленным частным транспортным сред­ством. Ст.8 Конституции Украины говорит о том, что все законы и иные нормативные акты должны приниматься на основе Конституции и отвечать ей. Это относится и к Зако­ну «О дорожном движении и ПДД, где имеются явные несо­ответствия нормам Конституции.

Доказывать все это сотрудникам милиции вы не должны, а если по факту вашего отказа в предоставлении транспортно­го средства они начнут составлять протокол, выполняйте на­ши РЕКОМЕНДАЦИИ:

1) В своих объяснениях в протоколе пишите: «Выполне­ние требования о предоставлении транспортного средства временно лишает меня возможности пользоваться и распо­ряжаться транспортным средством. Это является нару­шением права собственности. Данный случай не входит в исключительный перечень ситуаций, когда нарушение пра­ва собственности разрешено ст.41 Конституции Украины. Согласно ст.8 Конституции, законы и нормативные акты должны отвечать ей, нормы Конституции являются норма­ми прямого действия. Поэтому в случае противоречия Кон­ституции и иных нормативных актов применяются нор­мы Конституции, которые не разрешают в такой ситуации нарушений права собственности. На указанных основаниях считаю свои действия правомерными».

2) Не забудьте обжаловать протокол в установленном по­рядке и установленные строки.

При составлении жалобы можете сослаться на п.2 Поста­новления Пленума Верховного суда Украины «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» от 1.11.1996г., где сказано: «Суды при рассмотрении конкрет­ных дел должны оценивать содержание любого закона или иного нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Конституции и во всех необходимых случаях применять Кон­ституцию, как акт прямого действия. Судебные решения должны базироваться на Конституции, а также на действующем законодательстве, не противоречащем ей... Суд должен приме­нять Конституцию в случае ... когда закон, действовавший до введения в действие Конституции или принятый после этого, противоречит ей».

 

УПРАВЛЕНИЕ ТС В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО, НАРКОТИЧЕСКОГО ИЛИ ДРУГОГО ОПЬЯНЕНИЯ ИЛИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ, ОТКАЗ ОТ ПРОХОЖДЕНИЯ ОСМОТРА НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ ИЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕПАРАТОВ

Штраф составляет от 2550 до 3400 грн, или общественные работы на 40-50 часов, или арест на 7-10 суток. Повтор­ное нарушение на протяжении года влечет за собой лишение права управления на 2-3 года, с возможным платным изъя­тием ТС, или общественные работы на 50-60 часов, или арест на 10-15 суток. Третье нарушение на протяжении го­да - лишение права управления на 10 лет, с платным изъя­тием ТС.

 

Управление транспортным средством в состоянии опья­нения является одним из самых серьезных и самых распро­страненных нарушений ПДД на дороге. Даже после введения новых штрафов этот вид правонарушений стоит чуть ли не на первом месте. Складывается впечатление, что в нашей стране за рулем сидят одни алкоголики.

Вождение под «мухой» - явление ненормальное и пред­ставляет повышенную общественную опасность. Каждое чет­вертое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине водителей в нетрезвом состоянии. Это объясняется тем, что под влиянием алкоголя или наркотиков нарушаются важ­нейшие функции организма водителя, снижается реакция, возникает излишняя самоуверенность, пренебрежительное отношение к соблюдению Правил дорожного движения.

В большинстве зарубежных стран управление транспорт­ным средством под воздействием алкоголя не запрещается, а лишь ограничивается количественным уровнем или степе­нью концентрации алкоголя в крови водителя. Влияние раз­личных доз алкоголя на водительские способности человека и, как следствие, на вероятность совершения ДТП определено, по мнению зарубежных специалистов, достаточно четко. Это дало основание для широкой поддержки идеи о том, что мак­симально разрешаемый уровень содержания алкоголя не дол­жен превышать 0,5 г в расчете на 1000 куб. см или 1 литр кро­ви (г/л).

В Европейском союзе в настоящее время обсуждается воз­можность введения единого для всех государств-членов макси­мально разрешаемого уровня - 0,5 г/л, что позволит снизить ко­личество погибших по причине повышенного содержания ал­коголя. Но уже и сейчас многие европейские государства при­няли законодательные нормы, ограничившие допускаемый уро­вень содержания алкоголя в крови водителя этой величиной.

В Венгрии, Румынии, Словакии, Японии водителям вообще запрещено употребление алкоголя. В Болгарии, Латвии, Турции, Югославии, Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Франции, Ис­пании - уровень содержания алкоголя в крови водителя не дол­жен превышать 0,5 г/л. В Великобритании, Италии, Швейцарии - 0,8 г/л. В Швеции, Польше - 0,2 г/л. В Испании 0,3 г/л - мак­симально разрешенный уровень содержания алкоголя в крови для водителей грузовых и пассажирских транспортных средств, автомобилей скорой помощи и пожарной охраны.

В США принят закон, вынуждающий штаты снизить уро­вень допустимого содержания алкоголя в крови водителя до 0,8 г/л. В настоящее время в большинстве штатов разрешается управление транспортным средством при концентрации алкого­ля в крови не более 1,0 г/л, лишь в 18 из 50 штатов страны приня­то ограничение в 0,8 г/л. В соответствии с законом штат, который не введет ограничение уровня содержания алкоголя в крови до 0,8 г/л, ежегодно недополучит суммы, выделяемые государством на строительство и ремонт дорог. Украинское законодательство вообще не допускает содержание алкоголя в крови.

Исследования медицинских экспертов убедительно гово­рят о зависимости совершения ДТП от приема алкоголя и от высоты уровня алкоголя в крови: содержание алкоголя в кро­ви выше 1,50 г/л находили почти у всех пострадавших при ав­томобильных авариях.

Каким же образом наркологи характеризуют влияние со­держания алкоголя в крови на общее состояние человека?

СОДЕРЖАНИЕ АЛКОГОЛЯ Г/Л СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
0,0 - 0,2   «Физиологическое» или повышенное «физиологическое» содержание алкоголя в крови. До уровня 0,20 г/л «алкогольное число» может повышаться и без алкоголя - после приема большого количества загнившего, бродящего винограда и некоторых фруктов, некоторых пищевых средств и при некоторых состояниях организма
0,2 - 0,5   Большинство наркологов объединяет эту группу с предыдущей.
0,5-1,0   Такое содержание алкоголя в крови указывает на несомненный факт приема алкоголя. Внешние признаки могут не проявляться
1,0-1,5   Явное влияние алкоголя. Внешние признаки проявляются у большинства людей
1,5-2,0 Стойкое влияние алкоголя, значительное опьянение
2,0 и выше Сильное и сильнейшее влияние алкоголя

 

Процедура диагностики на состояние алкогольного опья­нения весьма унизительна. При этом водитель теряет массу времени. И даже если он окажется абсолютно трезвым, ни по­терянного времени, ни унижения ему никто, никак и никогда не компенсирует.

Есть ли у водителя возможность избежать этого? Есть. Она заключается в использовании своих прав, предоставлен­ных Конституцией и законами. Вот их-то мы и рассмотрим вначале, а после разберемся в тонкостях процедуры диагно­стики, которую применяют сотрудники ГАИ.

Самым последним документом, направленным на борь­бу с водителями-алкоголиками, является Постановление КМУ №1103 от 17 декабря 2008 г. «Порядок направления во­дителей транспортных средств на проведение осмотра с це­лью выявления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под воздействием ле­карственных препаратов, которые снижают внимание и ско­рость реакции».

Постановление содержит несколько ключевых моментов:

- Осмотр водителя на месте остановки транспортного средства осуществляется в присутствии двух свидетелей.

- В качестве свидетелей не могут привлекаться работни­ки милиции.

- Осмотр водителя может проводиться уполномоченным лицом Госавтоинспекции на месте остановки автомобиля или врачом заведения здравоохранения, в том числе и в специаль­но оборудованных передвижных пунктах.

- Осмотр водителя врачом осуществляется по методике и с использованием устройств, разрешенных к применению Мини­стерством здравоохранения.

- Инспектор ГАИ должен обеспечить проведение осмо­тра водителя на наличие в крови алкоголя или наркотических средств не позже, чем на протяжении двух часов с момента вы­явления соответствующих оснований.

- Если водитель отказывается от осмотра, инспектор в при­сутствии двух свидетелей составляет протокол об администра­тивном правонарушении, в котором отмечаются признаки опья­нения и действия водителя относительно уклонения от осмотра.

Что ж, документ, несмотря на свою свежесть, не содержит ничего нового и утешительного для водителей. А ведь, чест­но говоря, многие ожидали, что после увеличения штрафов и ужесточения ответственности водителей в этом Постановле­нии появится хоть что-то для защиты водителей от произво­ла гаишников, проводящих «по-своему» проверку водителей на состояние опьянения. Об этом мы расскажем позже, а пока да­вайте изучим документ, на котором было воспитано не одно поколение гаишников. Для вас он более интересен, потому что называется так: «Инструкция о порядке направления граж­дан для осмотра на состояние опьянения в учреждения охра­ны здоровья и проведение осмотра с использованием техниче­ских средств». Добавим, что документ утвержден совместным приказом Министерства здравоохранения и МВД Украины. № 114/38/15-36-18 от 24.02.95 г.

Как известно, далеко не все работники милиции в своей работе руководствуются законами. Ну, хотя бы потому, что их надо знать. А для этого их надо читать. С инструкциями про­ще - их гораздо меньше, по содержанию они короче, да и при­думаны непосредственным руководством. Пускай оно изучает законы, на то оно и руководство.

Итак, начинаем изучать инструкцию и представляем себя в роли инспектора ГАИ, которому предстоит поймать, а глав­ное, уличить водителя-алкаша.

Читаем в начале: «...выявление у правонарушителя состо­яния опьянения осуществляется на основании его осмотра, ко­торый проводится в соответствии с требованиями этой Ин­струкции с использованием индикаторных трубок «Контроль трезвости» или иных специальных технических средств и ра­ботниками медицинских учреждений».

Далее следуют признаками опьянения:

- запах алкоголя изо рта;

- неустойчивость позы;

- нарушение речи;

- выраженное дрожание пальцев;

- резкое изменение кожного покрова лица;

- поведение, не соответствующее обстановке;

- заявление граждан об употреблении спиртных напит­ков, а так же признание их в этом.

Если работник ГАИ обнаружит у водителя суженные или расширены зрачки, которые не будут реагировать на свет, за­медленные движения или ответы на поставленные вопросы, а на руках многочисленные следы от инъекций, то вывод одно­значен - перед ним наркоман.

Далее Инструкция раскрывает весь арсенал инспекто­ра ГАИ для выведения водителя-алкоголика на чистую во­ду. Рассмотрим подробно каждый из них и дадим коммен­тарии.

Первый из них - добровольное признание водителя в упо­треблении спиртных напитков. Это самый простой способ вы­ведения водителя на чистую воду. Он отрабатывался гаишника­ми десятилетиями, опыт передавался из поколения в поколение и, традиционно держался в большой тайне. Но и здесь есть два варианта.

Когда выпил и сел за руль, все понятно. Пьяному не ме­сто на дорогах. Пусть отдуваются сами. Они считают себя «джентльменами удачи» на дорогах. И путь у них должен быть такой же, как у героев из одноименного фильма: выпил - сел за руль - в тюрьму! На этот случай советы давать не будем!

От второго варианта страдает большинство водителей, порой необоснованно. Расслабился человек вечером, выпил, а утром за руль. Вот тут все и начинается.

Утренняя «проверка документов» инспекторами ГАИ, как правило, является операцией по выявлению любителей вечерне­го застолья. Среди гаишников существуют даже негласные пра­вила - надо обязательно останавливать автомобиль с запотевши­ми стеклами, особенно если за рулем сидит «жующий» водитель. Как мы уже говорили, официально эти признаки не являются по­водом для остановки. Официальные документы гласят, что осно­ванием для остановки автомобиля с последующей проверкой во­дителя на состояние алкогольного опьянения является харак­тер движения транспортного средства. Отсюда и возникла горя­чо любимая стражами дороги иная причина остановки - провер­ка документов.

Получив документы на руки, работник ГАИ начинает задавать различные вопросы. В момент ответа он усилен­но втягивает носом воздух. Раньше было проще - водитель всегда выходил из машины, а инспектор ГАИ во время раз­говора с ним всегда становился лицом против ветра. Теперь немного сложнее водитель сидит в автомобиле, а работни­ку ГАИ приходится наклоняться к опущенному стеклу авто­мобиля, дабы учуять долгожданный запах. Но и здесь не все просто - в салоне могут сидеть пассажиры со стойким запа­хом алкоголя и нужно найти причину, чтобы заставить во­дителя выйти из автомобиля и поставить его лицом к себе с наветренной стороны.

При возникновении малейших подозрений гаишник начинает процедуру «выбивания добровольного призна­ния». Для начала он задаст провокационный вопрос: «Что-то вид у вас уставший?». Ответ водителя должен разве­ять его сомнения, поэтому содержание ответа имеет очень большое значение для сценария дальнейших событий. Ес­ли водитель расскажет, что поздно лег спать или устал вче­ра на вечеринке (свадьбе, дне рождения, похоронах и т.д.), можете не сомневаться - тут же последует второй вопрос: «Что вчера пили?». И это называется - приплыли. Следую­щим шагом будет «продувка», представляющая из себя ком­плекс упражнений по надуванию воздушного шарика через «трубку трезвости».

Вообще, водитель может вообще отказаться отвечать на вопросы инспектора. Такое право дано ему ст. 63 Конститу­ции Украины, которая прямо указывает, что человек не мо­жет быть привлечен к ответственности за отказ давать пояс­нения или показания относительно себя, близких родственни­ков или членов семьи. И в данной конкретной ситуации этим правом можно воспользоваться...

Но, самое главное, в чем и заключается секрет гаишников, в другом.

ПОМНИТЕ! Факт употребления спиртных напитков в прошлом и нахождение в состоянии алкогольного опьянения в данный момент - это не одно и то же! Опьянение подразу­мевает определенное состояние нервной системы и всего орга­низма человека. Законодательство устанавливает ответствен­ность за управление транспортным средством в состоянии ал­когольного опьянения, а не за употребление спиртных напит­ков в прошлом.

С точки зрения законодательства в упомянутом выше ди­алоге вопрос инспектора ГАИ должен был прозвучать следу­ющим образом: «Находитесь ли вы в состоянии алкогольного опьянения?». Ответ должен прозвучать созвучно: «В состоянии алкогольного опьянения я не нахожусь!». Если такой ответ со­трудника ГАИ не удовлетворяет, он перейдет ко второму спо­собу разоблачения водителя - проверка с помощью трубки «Контроль трезвости».

Опять обращаемся к упомянутой выше Инструкции № 114/38/15-36-18.

ВНИМАНИЕ! Последний ее пункт гласит: «Выводы по осмо­тру граждан на состояние опьянения, полученные с нарушением требований Инструкции, считаются недействительными».

Именно потому эти требования вы должны знать:

- К проведению осмотра водителя с применением трубки «Контроль трезвости» допускаются лишь те сотрудники мили­ции, которые имеют специальные звания и прошли специаль­ную подготовку.

- Перед применением трубка проверяется на годность к применению. Запрещено использовать трубку, если она име­ет механические повреждения, нарушена ее герметичность, наполнитель имеет зеленые вкрапления и пересыпается по трубке, истек гарантийный срок, присутствуют иные наруше­ния требований паспорта предприятия-изготовителя.

- Осмотр водителя с применением трубки проводится в присутствии двух свидетелей.

- Работник милиции должен получить согласие водителя на его осмотр с применением трубки. В случае отсутствия та­кого согласия, дальнейший осмотр проводится в учреждениях медицины.

- Трубку раскрывают в присутствии водителя и двух сви­детелей. При этом работник милиции одевает мундштук респи­раторного баллона на конец трубки и предлагает водителю са­мостоятельно взять из упаковки индивидуальный мундштук одноразового использования, надеть его на противоположный конец трубки и продуть ее до полного заполнения баллона.

- Наполнитель под действием паров алкоголя должен за 1-2 минуты изменить цвет с желтого на зеленый.

- Если цвет изменился, проба считается позитивной.

- Позитивная проба на алкоголь в воздухе, что выдыхает­ся, является подтверждением факта употребления алкогольно­го напитка, а протокол, при согласии водителя с результатами осмотра, - основанием для привлечения его к ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкоголь­ного опьянения.

- Бланки протоколов являются документами строгой от­четности.

- Если водитель не соглашается с результатами пробы, его направляют для осмотра в медицинское учреждение.

Переходим к комментариям. Проблема с этими трубками заключается в следующем - изменение цвета реагента в труб­ке еще не свидетельствует однозначно о нахождении водителя в состоянии алкогольного опьянения. Такая же реакция труб­ки возможна на целый ряд безалкогольных напитков и заболе­ваний человека. Изменение цвета трубки очень наглядно. По­этому большинство водителей, получивших «положительный» результат пробы, признаются, что действительно вечером упо­требляли алкоголь и добровольно подписываются под тем, что управляли автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

ПОМНИТЕ! Изменение цвета трубки «Контроль трезво­сти» является доказательством состояния алкогольного опья­нения только в том случае, если водитель добровольно при­знается в этом. Показания трубки являются лишь основанием для дальнейшей проверки водителя в медицинском учрежде­нии. Более того, подвергаться тесту с использованием трубки «Контроль трезвости» или иного алкотестера совсем не обя­зательно. Ни одним законом не предусмотрена такая обязан­ность водителя. Законодательством установлена ответствен­ность только за уклонение от осмотра на состояние алкоголь­ного опьянения в медицинском учреждении.

Если вы желаете отстоять свои права - отказывайтесь от проверки с помощью трубки контроля трезвости и предлагай­те сотруднику милиции проследовать в медицинское учрежде­ние для проведения медицинского освидетельствования. Его результаты покажут ваше состояние и имеют силу доказатель­ства. В подавляющем большинстве случаев инспектор отказы­вается от такой проверки и возвращает водителю документы.

Кроме того, известны способы обмана водителей при контроле на трезвость с использованием трубки «Контроль трезвости». Перечислим наиболее известные из них:

- Увлажнение полиэтиленового пакета спиртосодержа­щей жидкостью. После продувания трубки водителем, воздух из пакета выжимают. Трубка приобретает зеленую окраску.

- Подмена трубки до продувания. Водитель дует в трубку, уже имеющую зеленый цвет.

- Подмена трубки после продувания. Водителю демон­стрируют новую трубку, имеющую желтую окраску. Затем имитируют отламывание обоих стеклянных концов. Предлага­ют продуть, не выпуская при этом из рук и закрывая наполни­тель, затем показывают трубку зеленого окрашивания.

- Увлажнение стенок индикаторной трубки спиртосодер­жащей жидкостью. Делается минимальный скол одного из краев трубки. Кончиком иглы инсулинового шприца наносит­ся спиртсодержащая жидкость на внутренние стенки трубки. При поведении пробы водителю показывают трубку желтого цвета с неповрежденным концом ближним к наполнителю, за­тем демонстрируется скол целого конца трубки и имитирует­ся скол второго.

- Использование трубок с просроченным сроком годности.

Оказывается, и водитель может обмануть трубку. Сери­ей глубоких вдохов-выдохов можно запросто снизить сте­пень концентрации «дурного воздуха», заполнив полость рта и часть трахеи чистым воздухом. Сами производители алко-метров признают, что при помощи такой вентиляции можно уменьшить силу «выхлопа» на 10-15 процентов.

Подкованные хитрецы, зная, что трубки реагируют не только на алкоголь, но и на спиртосодержащие лекарства, ссы­лаются на больное сердце и заявляют, будто принимают, напри­мер, валокордин. Кроме того, можно «найти» у себя что-нибудь из длинного списка болезней, при которых также фиксирует­ся наличие паров алкоголя в воздухе, выдыхаемом абсолютно трезвым человеком: диабет, тонзиллит, стоматит и даже кариес.

Руководство ГАИ заявляет о том, что на смену трубкам скоро придут более современные алкотестеры. Насколько можно будет верить их показаниям? Мы приведем несколько примеров подтасовки данных на современных алкотестерах. Выводы делайте сами.

Алкотестер «Алкотест - 203», производство Беларусь. До­вольно распространен у сотрудников ДПС по причине неболь­шой стоимости, удобстве при использовании. Имеет три источ­ника питания: 220 вольт, 12 вольт, элемент питания типа «Крона».

При включении прибора, вначале происходит прогрев. На табло загораются цифры обратного отсчета времени: 1,80; 1,79; 1,78; 1,77; и так до 0, после чего и должна начаться «про­дувка». Но если кнопку включения держать все время нажа­той, на табло всегда будет значение «000». Его демонстрируют водителю, после чего предлагают продуть прибор. При этом инспектор ГАИ не выпускает прибор из своих рук, удержи­вая клавишу включения питания в нажатом состоянии. По­сле выдоха ГАИшник отпускает клавишу. На табло начинается обратный отсчет времени. Водителю демонстрируется какая-либо из цифр 1,79 или 1,77, заявляя при этом, что прибор об­наружил 1,79 промилле. Если водитель заметил, что цифра с 1,79 уменьшилась до 1,78, ему объясняют, что промилле сни­жается по причине проветривания датчика.

Алкотестер ALERT J4X. На боковой стороне под клави­шей включения - круглая пластмассовая заглушка. Под ней имеется регулировочный винт чувствительности прибора. Благодаря легкому доступу с помощью тонкой отвертки мож­но изменять чувствительность прибора в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

При использовании алкотестеров любых моделей, име­ющих мундштуки, возможно использование ваты или ткани, смоченной спиртсодержащей жидкостью. В зависимости от конструкции вата со спиртом может вкладываться либо в мунд­штук, либо в отверстие прибора, предназначенное для муштука.

Также при использовании алкотестеров практически лю­бых моделей возможно введение газа из газовых зажигалок в полость мундштука. При дальнейшем продувании даже не­большие остатки газа, попадая на датчик алкотестера, изменя­ют его чувствительность, в результате чего прибор показывает какие-либо «промилле»...

Как избежать обмана? Лучше всего - никуда не дуть: ды­хательные упражнения оставьте для жены или надувания воз­душных шариков своему ребенку. А степень алкогольного опьянения проверяйте в медицинском учреждении.

Не хотите терять время? Вспоминайте о размере штра­фа или перспективе хождения пешком в течение нескольких лет. Ну, а если вам дорого время или вы уверены в своем со­стоянии, то постарайтесь придерживаться основных рекомен­даций при выполнении дыхательных упражнений по просьбе сотрудника ГАИ:

- Проверьте срок годности трубки «Контроль трезвости»;

- Проверьте целостность трубки;

- Мундштук берите из упаковки и открывайте самостоя­тельно;

- Порошок в трубке не должен иметь посторонних вкра­плений;

- Порошок не должен пересыпаться;

- Держите трубку или алкотестер в своих руках;

- Не торопитесь возвращать прибор ГАИшнику, запомни­те и запишите его название;

- Постарайтесь привлечь как можно больше свидетелей;

- Трубка позеленела - еще не все потеряно: не признавай­те показания трубки и настаивайте на дальнейшей проверке в медицинском учреждении.

В жизни бывают разные поводы для употребления алко­голя, перечислять их не имеет смысла. Но употребляя вечер­ние 100... граммов, вы должны трезво оценивать ситуацию и понимать всю ответственность своего состояния за рулем. А для расчета предельно допустимой вечерней дозы вы можете воспользоваться приведенными ниже таблицами.

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ НАЛИЧИЕМ ПАРОВ АЛКОГОЛЯ В ВЫДЫХАЕМОМ ВОЗДУХЕ ПРИ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИКАТОРНЫХ ТРУБОК «КОНТРОЛЬ ТРЕЗВОСТИ» И УПОТРЕБЛЕННЫМ НАПИТКОМ
Напиток Кол-во (мл) Время обнаружения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе (часы)
Пиво (2,8°) Пиво (3,4°) 500 (1 порция) 500 (1 порция) Не определяется
«Джин-тоник» 330 (1 порция) Не определяется
Шампанское 100(1 порция)
Смесь коньяка и шампанского 100-150 4-5
Портвейн 200 (2 порции) 3-3,5 3,5-4 4,5-5
Коньяк 3,5-4
Водка 1-1,5 3-3,5 6,5-7 8-9 15-18

 

ПРИМЕРНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ
Вес тела Кол-во порций
 
Время сохранения алкоголя в крови (в часах от начала приема)
6,5 9,5
5,5 10,5 13,5
3,5 5,5
1,5 6,5

Примечание: за одну порцию приняты следующие количества напитков: 50 г водки, либо 100 г портвейна, либо 150 г сухого вина, либо 7 бутылка (0,5 л) пива.

 

И, наконец, мы рассмотрим последнюю стадию определения степени алкогольного опьянения водителя - медицинское осви­детельствование. Заключение специалистов-медиков, даваемое при таком освидетельствовании, - это доказательство, что води­тель действительно нетрезв. Опять обращаемся к Инструкции № 114/38/15-36-18. Выделяем ключевые моменты:

- Осмотр в медицинских учреждения проводится врачами: психиатрами-наркологами, невропатологами, специально подго­товленными врачами других специальностей, фельдшерами, про­шедшими специальную подготовку, по списку, утвержденному главным врачом центральной городской (районной) больницы.

- Перечень медицинских учреждений, которым дано право проведения такого осмотра, утверждается региональным управле­нием охраны здоровья. Проведения осмотра в других учреждени­ях запрещается.

- Доставка в медицинское учреждение осуществляется не позднее 2-х часов с момента возникновения оснований для его проведения.

- Результаты осмотра сообщаются водителю в присутствии

доставившего его работника милиции.

- Результат осмотра оформляется протоколом в двух экзем­плярах, один из которых отдается работнику милиции и заверяется подписью врача и печатью, второй - остается в учреждении здравоохранения.

- Осмотр фиксируется в специальном журнале.

- Водитель или работник милиции могут в десятидневный срок оспорить результаты осмотра в региональном наркодиспан­сере или в суде.

- Затраты на проведение осмотра могут компенсироваться на договорной основе. Заказчиками проведения осмотра не могут выступать физические лица, за исключением случая проведения осмотра по их инициативе.

ПОМНИМ! «Выводы по осмотру граждан на состояние опья­нения, полученные с нарушением требований Инструкции, счита­ются недействительными».

Полное освидетельствование - это не только «воздушный тест», но и проверка на хроматографе (приборе для анализа мочи), иногда анализ крови, а также проверка общего состояния: одеж­ды, мимики, речи, дыхания, координации движений... Нарколог просит, например, дотронуться мизинцем до кончика носа или принять позу Ромберга, то есть закрыть глаза, поставить ноги по одной прямой и вытянуть вперед руки.

Казалось бы, все, тут уж не отвертеться. Представьте, умудря­ются. Кто-то возит с собой баночку собственной «трезвой» урины и ее-то и отдает на экспертизу. Кто-то поступает совсем нагло: за­черпнет в пробирку из-под крана обычной воды, окрасит ее слегка в туалете и подсовывает наркологу.

Правда, если нарколог сговаривается с гаишниками, то тут ничего не спасает. И это самая опасная ситуация. Защитить в ней может только одно - знание методологии, если хотите, правил про­ведения медицинского осмотра. Вы можете задать резонный во­прос: а кто устанавливает эти правила? Кто главный разработчик методологии? По логике, конечно же, Министерство здравоохра­нения.

Почему вопрос методологии очень важен? Ранее медики при проведении экспертизы использовали термин «остаточное явле­ние». Сейчас его заменили на формулировку «установлен факт применения алкоголя. Признаков опьянения не выявлено». Эта фор­мулировка означает, что человек ранее употреблял алкоголь, но на момент освидетельствования уже протрезвел. А значит, в его пове­дении нет признаков опьянения и он не виновен. Разница в фор­мулировках имеет очень существенное значение - от нее зависит дальнейшая судьба водителя. Есть ли единая методология в Укра­ине, какими методологиями пользуются медики при определении степени опьянения водителя, - мы, к сожалению, не нашли офици­альных документов. На сайте Минздрава Украины, где расположе­ны все официальные документы, каких-либо следов существова­ния такой методологии мы не обнаружили.

Зато мы нашли другой интересный документ. Это приказ Минздрава СССР № 694 от 08.09.1988 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для уста­новления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» Процитируем его дословно:

«В настоящее время медицинское освидетельствование лиц с подозрением на употребление алкоголя широко осуществляется в учреждениях здравоохранения. Прежде всего это касается освиде­тельствования водителей автотранспорта и других подвижных средств. ...Указанные обстоятельства налагают на работников здравоохранения повышенную ответственность за качество про­ведения медицинского освидетельствования и обоснованность вы­носимых ими заключений.

Вместе с тем на местах в организации медицинского освиде­тельствования для установления состояний, связанных с употре­блением алкоголя, имеются серьезные недостатки. Нередко врачи, привлекаемые к проведению такого освидетельствования, не осве­домлены о всех действующих по этому вопросу нормативных до­кументах; осуществляемое ими освидетельствование не соответ­ствует требованиям инструкции, выносимые заключения должным образом не обосновываются результатами самого освидетель­ствования. Вследствие этого только за 1985-1987 годы Централь­ной контрольной комиссией экспертизы алкогольного опьянения при Минздраве СССР на основании экспертной оценки актов меди­цинского освидетельствования и медицинской документации, за­ключения о наличии алкогольного опьянения более чем в половине случаев признаны необоснованными».

Результатом появления этого Приказа стал другой документ - «Медицинское освидетельствование для установления факта упо­требления алкоголя и состояния опьянения», который является Указанием Министерства здравоохранения СССР под №06-14/33-14 от 2.09.88 г. Он настолько интересен, что мы решили разме­стить его в приложении, а дабы вас заинтриговать, приведем не­сколько интересных выдержек:

- «Недопустимым является установление факта употребле­ния алкоголя и состояния опьянения у обследуемого исключительно на основании запаха алкоголя изо рта, а также сведений о потре­блении спиртных напитков».

— «Запах алкоголя изо рта практически обязателен в состоя­нии алкогольного опьянения. Однако субъективная оценка наличия или отсутствия запаха алкоголя изо рта, как показывает прак­тический опыт, нередко приводит к ошибкам. Следует дифферен­цировать запах алкоголя с запахами других летучих пищевых, ле­карственных или косметических веществ, которые могут весь­ма напоминать алкоголь. Кроме того, нередко может запах исхо­дить от одежды обследуемого, пропитанной спиртными напитка­ми, от повязок или ран, обработанных спиртосодержащими пре­паратами».

Вообще нужно заметить, что вопрос существования украин­ской медицинской методологии проверки водителей на состояние алкогольного опьянения достоин своего описания в детективном романе.

По логике вещей, следуя Постановлению Кабмина от 06.04.1998 р. № 456, в Украине был создан Украинский медицин­ский центр безопасности дорожного движения при Министерстве здравоохранения. Кому, как не этому центру, необходимо было за­ниматься разработкой методологий. Но центру было не до этого. Его постоянно реорганизовывали, а в это время на местах созда­вались региональные медицинские центры безопасности дорож­ного движения в виде обществ с ограниченной ответственностью и частных предприятий, которые имеют довольно громкие назва­ния. К примеру - частное предприятие «Західний регіональний медичний центр безпеки дорожнього руху» (выдержка из Приказа МЗ от 30.03.2007 г. № 152 «Про затвердження рішення Ліцензійної комісії МОЗ України»).

Центры есть, а вот единой методологии нет. Кому и зачем это нужно? Мы думаем, что этой темой должны заниматься совсем другие «писатели».