Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕКСТ. СТИЛЬ. ДИСКУРС



(парадигмальные отношения в условиях современной языковойситуации)

Изучение «языка в действии» осуществляется многими науками — теорией текста, функциональной стилистикой, прагматикой, социальной лингвистикой, работающими с понятиями текст, стиль, дискурс. Дефиниции этих понятий отражают этапы развития науки, стремящейся глубже проникнуть в существо связной речи, расширить сферы и аспекты наблюдения.

Текст — объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц (энциклопедия «Русский язык»); ...последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность (Лингвистический энциклопедический словарь); упорядоченное определенным образом множество предложений, объединенных единством коммуникативного задания (вузовские учебные пособия).

Любопытны мысли о тексте философов, которые связывают его онтологию с работой сознания (в лингвистической науке — стилистика восприятия, стилистика декодирования): «Текст, складывается в текст актом его чтения, то есть актом извлечения смысла. Текст требует присутствия. Это способ переключения из одного Я в другое, способ изменения самого себя» (М. Мамардашвили); «текст — знакомство с собой в континуальном многообразии проявлений» (В. ^Налимов).

Стиль — разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за той или иной сферой, социальной жизни; отбор и комбинация языковых средств (учебные пособия); общепринятая манера исполнения речевых актов (работы по прагматике и прагмастилистике).

И новейшие подходы, расширяющие представление о стиле, выводящие его за пределы традиционного представления: «Стиль — способ думать и говорить о мире в неразрывной креативной связи друг с другом» (Никитина С.Е., Васильева Н.В., Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. — М., 1996), Когнитивный стиль — стиль репрезентирования информации о мире, связанный с типом личности, с индивидуальным опытом текстовой деятельности; комплекс вербально реализуемых когнитивных процедур (по материалам «Краткого словаря когнитивных терминов» — М., 1996). Эти подходы к стилю свидетельствуют о том, что «внешняя» стилистика уступает место стилистике внутренней — деятельностному, творческому акту речетворения.

Дискурс — последовательность речевых актов, образующих связный текст, погруженный в экстралингвистический контекст; процесс, а не завершенный продукт и протекает при наличии как минимум двух участников, интерпретирующих высказывания друг друга и совместными усилиями разрабатывающих структуру дискурса в каждый данный момент.

Если текст — результат, то дискурс — процесс. Если функциональный стиль и его нормативные предписания по большей части отчуждены от субъектов речи, то дискурс приближен к социально означенным адресанту и адресату, которые в условиях современной языковой ситуации имеют весьма отличающееся от традиционного представление о норме. «Единство коммуникативного задания» в дискурсе проявляет себя как межличностное коммуникативное действие. Мотивированность, уместность в употреблении языка связываются с «условиями удачи», которые могут меняться в разные моменты общения, и ролевое переключение заставляет личность работать в разных стилистических режимах. Операционные единицы анализа дискурса не укладываются в традиционные единицы анализа функционального стиля.

Новая стилистка (и новая стилистическая норма), как представляется, отразит расширение границ литературного языка, обозначит радикальные возможности просторечия, санкционирует факты вхождения лексики ограниченного употребления в общее употребление, отметит стилистически означенное перераспределение в составе активного и пассивного словаря, определит функциональный параметр различного рода новообразований. Надо полагать, изменится содержание понятий «стилистическое согласование» и «стилистический конфликт», так как прогнозируемое учеными возрастание в 21 веке рефлексивной культуры общества может быть осуществлено лишь в условиях свободного и эффективного общения в разнообразных коммуникативных ситуациях.

 

1.2.Решение дискуссионных вопросов на 2-х консультациях по курсу (в условиях аудиторной работы или по электронной почте):

- В чем вы усматриваете различия между лингвистикой текста и лингвистикой дискурса (текстологией и дискурсологией)?

- Каким образом функциональная (коммуникативная) лингвистика повлияла на подходы к анализу языковых единиц и критерии нормы?

- Как вы понимаете установку на усиление человеческого фактора в изучении языка? Соотнесите свое понимание с предметом и задачами стилистики, текстологии и дискурсологии.

 

1.3. Подготовка к комплексному анализу текста с позиций стилистики и определения текстово-дискурсивных категорий и значений.