Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Организация — это один из видов социальных систем, первичных ячеек общества; объединение людей, совместно реализующих общую цель и взаимодействующих на основе определенных принципов, норм, процедур.

С управленческой точки зрения организация есть устойчивая форма объединения людей, имеющих общие интересы, организационную структуру, которой образует большая или малая группа лиц, а также условия и способы их взаимодействия друг с другом.

Организации присущи:

• главная цель, ради достижения которой и создается организация;

• распределение участников совместной деятельности по статусам, ролям и функциональным обязанностям в интересах опять же достижения их общей цели;

• установление порядка и способов удовлетворения материальных и духовных потребностей лиц, составляющих данную общность;

• обособленность и отличие от других организаций, в том числе символами, традициями, нормами поведения;

• существование управленческого центра, обеспечивающего соответствующими средствами координацию совместной деятельности, придание организации необходимой устойчивости и стабильности.

Социальная среда более сложное понятие, чем понятие «организация», ибо «социальное» может рассматриваться с широкой и узкой точек зрения: в первом случае это все, что относится к обществу в целом, а потому «социальное» является синонимом «общественного» в его сопоставлении с природным; во втором случае это только часть общества, та его сфера, которая непосредственно связана с взаимоотношениями и взаимодействием людей, распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга, предоставлением ему социальных услуг[1].

Как составная часть жизни общества социальная сфера охватывает широкий круг разнообразных отношений между людьми и их объединениями, социальными группами и слоями в том виде, как они складываются на тот или иной конкретный исторический момент. (Рисунок№1)

 

Рисунок№1

 

 
 

 


Социальную среду прежде всего характеризует потенциал организации, т.е.. ее материально-технические и социально-экономические возможности: размеры и территориальное расположение организации; численность и качество персонала, характер ведущих профессий; отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции будь то товары или услуги; форма собственности; финансовое положение; состояние основных фондов и технический уровень производства; социальная инфраструктура; содержание и организационные формы трудового процесса; известность фирмы, ее традиции и имидж.


Социальная среда предприятия

 
 

 


Размеры организации свидетельствуют не только о масштабах и размахе ее деятельности, но и о материальных, трудовых, финансовых ресурсах, которыми фирма может располагать для развития своей социальной среды. Естественно, они неодинаковы, скажем, у индустриального гиганта, выпускающего автомобили, и мастерской по техническому обслуживанию тех же автомобилей; у торгового дома с сетью филиалов по всему городу и небольшой булочной; у коммерческого банка, участвующего в финансировании предпринимательской деятельности в крупном промышленно-торговом регионе, и страхового общества с ограниченным числом клиентов и сотрудников.

Местоположение предприятия также весьма определенным образом характеризует социальную среду. Важное значение, в частности, имеют тип населенного пункта (город, поселок, сельская местность) и район, где базируется организация.

Численность персонала, т.е. штатный (личный) состав работников, определяет масштабы предприятия, возможности повышения квалификации и уровня профессионального мастерства сотрудников, привлекательность ведущих профессий, востребованность специальных знаний, умений и навыков.

Отраслевая принадлежность, сфера и вид деятельности предприятия свидетельствует о специфике его продукции, объемах производства товаров и оказываемых услуг.

Форма (формы) собственности накладывает заметную печать на все стороны социальной среды организации, особенно экономическую, определяет социально-трудовые отношения, результаты хозяйствования и, естественно, степень удовлетворения потребностей работников.

Финансовое положение организации определяет решение социальных проблем (включая гарантии занятости и приемлемого уровня оплаты труда), которое находится, как правило, в прямой зависимости от того, имеет ли хозяйствующая единица высокие прибыли от реализации своей продукции или еле-еле сводит концы с концами, а то и вовсе находится на грани банкротства.

Состояние основных фондов и технический уровень производства также обусловливают степень преуспевания фирмы, ибо механизация и автоматизация работ, соответствующая современным требованиям, применение новых, более совершенных машин, технологий и материалов — непременное условие для того, чтобы быть на уровне научно-технического прогресса, выдерживать жесткую рыночную конкуренцию, не потерять потребителей своей продукции.

Содержание и организационные формы трудового процесса также имеют исключительную значимость при определении потенциала, возможностей организации, поскольку оказывают существенное влияние на социальную среду. Здесь речь идет прежде всего о культуре труда, о тех средствах, способах, ориентирах, образцах и нормах поведения, которые присущи определенной общности людей, занятых совместным делом. Культура в данном случае зависима как от содержания работы и оснащенности рабочих мест, так и от уровня образования и профессиональной подготовки работников, их жизненного опыта и нравственной позиции.

Культура труда объемлет и его организацию, обогащение с учетом использования научно-технических достижений, необходимости гуманизации условий работы. Этому, в частности, способствуют разукрупнение гигантских предприятий и предоставление большей самостоятельности дочерним образованиям, повышение роли малого бизнеса; создание автономных рабочих групп, расширение круга их обязанностей; свободный выбор ритма работы и гибкий рабочий график; периодические и профессиональные перемещения, совмещение профессий, смена рабочих мест; усиление самостоятельности, личной и групповой ответственности работников, участие их в подготовке и обсуждении управленческих решений.

Важное значение имеет укрепление трудовой, производственной, технологической, финансовой, договорной, исполнительской дисциплины. Опыт российских и зарубежных предприятий показывает, что поведение работников определяется не только нормами права и морали, сложившимися в обществе, но и условиями и распорядком труда в данной организации. Дисциплина как раз и означает точное выполнение каждым участником совместной работы своих функций и обязанностей, строгое соблюдение установленных в организации требований и правил.

Нужно принимать во внимание все многообразие и необходимую устойчивость связей между работодателями и лицами, работающими по найму; между рабочими группами и подразделениями организации, а также между отдельными работниками; между администрацией и представителями профсоюзов. Эти взаимоотношения по самой своей природе предназначены обеспечивать соблюдение надлежащей дисциплины, повышение инициативы и ответственности работников, конструктивное сотрудничество, функциональное и социальное партнерство в интересах главной цели организации.

Известность организации, обусловленная как исторически сложившимися традициями и престижностью фирмы, так и нынешней ее популярностью, спросом на производимую продукцию, состоянием социальной инфраструктуры, — это своего рода материальный, интеллектуальный и нравственный «магнит», который притягивает людей к данному предприятию или учреждению, дополняя тем самым предпосылки для его эффективного функционирования. Способствует этому имидж организации, некий ореол, создаваемый вокруг нее в общественном мнении. Поэтому-то известные фирмы и те организации, которые стремятся преуспеть в своей деятельности, не скупятся на широкую рекламу в средствах массовой информации, издание справочных книг, всевозможных буклетов и плакатов, проведение выставок выпускаемой продукции, устройство собственных демонстрационных залов и музеев.

Вполне очевидно, что социальная среда органически взаимосвязана с технической и экономической сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Всегда, а на современном этапе общественного развития особенно успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда занятых в ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему развитию личности, гуманизации труда.