Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА



Общие закономерности. Эндокринные железы начинают функционировать во внутриут-робшжлериоде. Однако их развитие происходит гетерохронно; при этом гипоталамо-ги-пофизарный уонтт^22^_уст!>"яи"мия<*тна после^пТих этапах внутриутробного развития. Гормоны И биологически активные вещества влияют на рост и развитие эмбриона и плода. Уже зигота продуцирует ацетилхолин, катехоламиныг серотонин, которые необходимы для ее дробления; эстрадиол и прогестерон нужны для превращения морулы в бластоцисту. / Гормоны плаценты, а также гормоны плода важны для правильного развития его органов и ^систем. Например, глюкокортикоиды необходимы для развития легких, тимуса, кроветвор­ных органов, андрогены—для половой дифференцировки. В постнатальном периоде эндо­кринная система играет исключительно важную роль в росте и развитии организма. Так, гормоны щитовидной железы (Тз и Т<), гипофиза (гормона роста), поджелудочной железы (инсулин), а также половые гормоны способствуют росту костей, развитию мышечной сис­темы, мозга, половых органов; до начала полового развития ведущая роль принадлежит гормону роста, Тз, Т4, инсулину, а затем — половым гормонам. Комплекс гормонов (мела-тонин, серотонин, тиреоидные гормоны, гонадолиберин, ФСГ, ЛГ, ПРЛ, андрогены и эстро­гены) определяет начало и темпы полового созревания. Следует отметить, что в период , /грудного вскармливания с материн'''"1" "»"»»•»" ряб?чтк пплуча»т многие гормоны, в том числе щголактин, играющий важную роль в становлении репродуктивной функции и в раз­витии мозга.

Гипофиз. Он продуцирует многие гормоны уже внутриутробно. У новорожденного его масса достигает 100—150 мг, у взрослого — 500—600 мг. Наибольший прирост шесы гипофиза наблюдается в период полового созведания. У новорожденныхТормоньГгипо-физа (ТТГ, АКТГ, ГР) играют Исключительно важную роль, так как способствуют адап­тации организма и его иммунной устойчивости. Роль других гормонов (ФСГ, ЛГ, ПРЛ, АДГ, окситоцина) существенно возрастает на более поздних этапах онтогенеза. Важней-


шим гормоном гипофиза являетсягормон роста. Плод в больших количествах продуци­рует этот гормон: на 20—32-й йедТ концентрация гормона роста в крови в 100 раз выше, чем у взрослых. После рождения его содержание в крови постепенно снижается и дости­гает «нормы» взрослого человека к 3—5 голам. Недостаточная продукция гормона рос­та приводит к развитию гипофизарной кщэликовосхи» которая отчетливо наблюдается после 2 лет.

Гормоны щитовидной железы. В онтогенезе щитовидная железа появляется одной из
первых: уже на 12-й нед. она синтезирует йодсодержашие гормоны и повышает их продук­
цию в ответ на выброс ТТГ. У нпяпрпжпенш^х е.е МЯР.СЯ составляет 1—5 г, а максимальная
масса Q4— 1 s г) няйтцрдяется в 15—16 лет. В постнатальном периоде продукциятрийодти-
ронина (Тз) и тироксина (Т.») прогрессивно возрастает, что обеспечивает умственно^, физи- /
ческое идщловое развитие. Недостаток продукции этих гормонов (особенно, у 3—6- лет- [/
нил детей) вызывает сла&эуз<ие(кретинизм). В период полового созревания происходит
вторичный подъем активности щитовидной железы: иногда это приводит к пубертатному
гидерхиреозу, который проявляется повышенной возбудимостью ЦНС и эмоциональной
лабильностью. Снижение активности железы начинается в 21—30 лет. /

Парашитовндные железы. У новорожденных масса 4 желез достигает 5 мг, в 10 лет — ^ 40 мг, а у взрослых — 7S—85 мг. Максимальная активность желез наблюдается в пери­натальный период ив первые 7 лет, особенно, в первые два. Недостаточная продукция паратгодмоца вызывает разрушение зубов, выпадение волос, похудение и тетанию мышц детей, а избыточная — повышенное окостенение, образование камней в почках, отло­жение солей кальция в стенках сосудов.

Гормоны коры надпочечников. Кора надпочечников развивается внутриутробно, перед родами она продуцирует все стероидные гормоны и реагирует повышением их продукции в ответ на АКТГ Масса надпочечников у новорожденных составляет 7 г, а у взрослого — 10— 16 г. Рост железы происходит до 30 лет. С самых первых дней жизни глюкокортикоиды принимают участие в реализации стресс-реакций. Наибольшая продукция этих гормонов отмечается в 1—3 года, а также в пубертатном периоде. После 30 лет способность секретиро-вать глюкокортикоиды снижается.

Катехоламнны. Они начинают синтезироваться с 16-й нед. внутриутробного развития (преимущественно, норадреналин). Благодаря катехоламинам регулируется процесс гли-когенолиза у плода, что особенно важно в момент родов. К моменту рождения, однако, мозговой слой надпочечников, синтезирующий катехоламины, развит в меньшей степени, чем корковый. Основной рост мозгового слоя наблюдается в 3—8 лет, а также в пубертат­ном периоде. По мере роста организма участие и значение катехоламинов в процессах его адаптации возрастает.

Поджелудочная железа. У плода она начинает функционировать рано: с 8-й нед. секрети-рует глюкагон, а с 12-й нед. — инсулин. Однако функция инсулина в период внутриутроб­ного развития не связана с регуляцией входа глюкозы в клетки: под его влиянием возраста­ет транспорт аминокислот через плаценту. У новорожденных масса поджелудочной желе­зы составляет 3 г; «взрослый» вес (72—76 г) наблюдается в 13—14 лет. До 6 месяцев про­дукция инсулина высокая, затем она снижается и до 2-летнего возраста она ниже, чем у взрослых (уровень инсулина в крови в пределах 6 ЕД; у взрослых — 8—9 ЕД). Недостаток продукции инсулина, приводящий к сахарному диабету, — относительно частое явление среди детей (5—10%), что объясняется чрезмерным употреблением ими углеводов. Обыч­но диабет проявляется в 6—12-летнем возрасте, а провоцирующим моментом являются корь, свинка, ветряная оспа и другие детские инфекции. Избыток инсулина вызывает у де­тей гипогликемию, порождает чувство голода, слабость и головокружение.

Вилочковая железа. У новорожденных ее масса составляет 10—14 г, в 11—15 лет — 37—38 г, в последующие годы наблюдается выраженная инволюция: в 20 лет — 21 г, в 25 лет — 18 г, в 40 лет — 15 г, в 75 лет — 5 г. Предполагают, что тимус как главный орган


иммуногенеза, помимо продукции иммуномодулирующих гормонов (тимозина и др), про­дуцирует гормональный фактор, тормозящий половое развитие, о чем свидетельствует воз­растная динамика массы тимуса. С другой стороны, считается, что половые гормоны, осо­бенно, эстрогены, вызывают атрофию тимуса.

Эпифиз.У новорожденных его масса — 7 мг, у взрослого — 200 мг. Полагают, что про­дуцируемый эпифизом мелатонин подавляет секрецию гонадолиберина, ФСГ и ЛГ, т.е тор­мозит половое созревание. В пубертатном периоде действительно концентрация этого гор­мона снижается с 220 нг/мл до 16 нг/мл, а его экскреция с мочой возрастает. Снижение гормонопродуцирующей функции эпифиза уже наблюдается в 4—7 лет. Недостаточность продукции мелатонина приводит к преждевременному половому созреванию.

Половые железы.Половые железы развиваются из единого зачатка. Дифференцировка в мужскую половую железу (яичко, тестис) или в женскую (яичник) происходит на ранних этапах внутриутробного развития (7—8 нед.).

Мужские половые железы. Уже на 11—17-й нед. у плодов мужского пола уровень андро-генов (тестостерона, дегидроэпиандростерона) достигает значений, характерных для взрос­лых мужчин (13 нмоль/л). Благодаря этому происходит развитие полового члена, мошон­ки, семявыносящих канатиков, а также дифференцировка нейронов гипоталамуса по муж­скому типу. Масса яичка новорожденного — 0,3 г; в 1 год — 1 г; в 19 лет — 20 г. После рождения гормонопродуцнрующая активность яичка до начала пубертатного периода заторможена. С 12—13 лет она постепенно возрастает (под влиянием гонадолибернина, ФСГ и ЛГ) и к 16—17 годам достигает уровня взрослых. Такой подъем активности вызыва­ет пубертатный скачок роста, появление вторичных половых признаков (оволосение лоб­ка, подмышечной впадины, лица, изменение тембра голоса, рост щитовидного хряща), а также рост полового члена, яичек, а после 15 лет — активирует сперматогенез. Возраст угасания гормональной функции яичка (мужского климакса) — весьма индивидуален, но в среднем он приходится на 60—70 лет.

Яичники.После дифференцировки из полового зачатка у плодов женского пола в яични­ке с 20-й недели происходит образование примордиальных фолликулов. В конце внутриут­робного развития часть фолликулов продуцирует в небольших количествах эстрогены, но они не влияют на формирование половых органов девочки. К моменту рождения масса яични­ка составляет 5—6 г, у взрослой женщины — 6—8 г, в постменопаузальном периоде — 2 г. На постнатальном отрезке онтогенеза выделяют три периода активности яичника: нейтраль­ный (от рождения до 6—7 лет), препубертатный (от 8 лет до первой менструации) и пубер­татный (от момента первой менструации до менопаузы). На всех этапах фолликулы проду­цируют эстрогены, но в разных количествах. Низкий уровень продукции эстрогенов до 8 лет создает возможность для половой дифференцировки нейронов мозга по женскому типу. В препубертатный период продукция эстрогенов уже достаточна для индукции пубертат­ного скачка, т.е. значительного роста костей в длину (до 10 см в год против 2—5 обычно), а также для развития вторичных половых признаков (оволосение лобка, подмышечной ямки, рост молочных желез, рост тазовых костей, развитие подкожно-жирового слоя). Постепен­ный рост продукции эстрогенов приводит к менархе, а в последующем — к становлению регулярного менструального цикла, что создает возможность для зачатия и вынашивания плода.

Оценку полового развития подростка, как правило, проводят по вторичным половым признакам, а ее результаты выражают в виде формулы. Для мальчиков она может выгля­деть, например, так — Vi,Po,Li,Axi,Fi, а для девочек — Маз, Мег, Pj, Ахз. Эти аббревиатуры означают следующее.

- Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие, Pi — единичные волосы, Рг — редкие воло­сы в центре лобка, длинные, Pj — густые; у мальчиков — прямые, у девочек — вьющиеся, по всей поверхности лобка; Р4 — густые, вьющиеся равномерно в виде треугольника; Рз — тоже + распространение на бедра и к пупку.


г


 

- Развитие оволосения в подмышечной ямке: Ахо — отсутствие волос, Axi — единичные
волосы, Аха — редкие волосы в центре впадины, Ахз — у девочек: густые, длинные, вьющи­
еся; у мальчиков: густые, прямые, по всей ямке, Ах« — густые, вьющиеся, по всей ямке.

- Оволосение лица у мальчиков и юношей: Fo - отсутствие оволосения, Fi - первые воло­
сы над верхней губой, — жесткие волосы над верхней губой, первые волосы на подбород­
ке, F} — распространенное оволосение над верхней губой и на подбородке, начало роста
бакенбард, F4 — слияние роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост
бакенбард, Fs — слияние всех зон оволосения

- Изменение тембра голоса у мальчиков и юношей: Vo — детский голос, Vi — мутация
или ломка голоса, V2 — мужской тембр голоса.

- Развитие щитовидного хряща у юношей: Lo — отсутствие признаков роста, Li — начи­
нающееся выпячивание кадыка, Ьг — отчетливое выпячивание кадыка.

- Развитие молочной железы у девушек: Мао — железы не выдаются над поверхностью
грудной клетки, Mai — околососковый кружок вместе с соском образуют единый конус,
Маг — железы значительно выдаются вместе с соском и околососковым кружком и имеют
форму конуса, Маз — тело железы принимает округлую форму, соски приподнимаются над
околососковым кружком.

- Менструальная функция у девушек: Мео — отсутствие менструаций, Me 1 — 1—2 мен­
струации к моменту осмотра, Мег — нерегулярные менструации, Мез — регулярные мен­
струации.

По данным А.А. БарановаиН.А. Матвеевой (1989), для школьников Нижнего Новгоро­да характерны следующие темпы развития: у девушек первые признаки начала пубертата (Mai.Pi) — около 9 лет, средний возраст Маз —13 лет, Ахз — 15 лет, первая менструация -в 12 лет 8 мес. (колебание — 1 год); у юношей — первые признаки пубертата (VbPi) —в 10 лет, средний возраст мутации голоса — 12 лет, средний возраст Рз — 13 лет. Половая зре­лость может наступить у девочек Волго-Вятского региона в 14—15 лет, у мальчиков — в 15— 1 б лет. Близкие значения получены в отношении девушек и юношей Кировской облас­ти (Резцова Е.М., 1995; Богатырев B.C. и соавт., 1996).

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

Выше уже приводились данные о величинах основного и общего обмена, свидетельству­ющие о том, что потребность в энергии, поступающей с пищей, у детей с возрастом увели­чивается. В данном разделе дается представление о качественном и количественном сос­таве пищи, необходимой для нормального развития организма человека.

Потребность в белках.Для детей характерен положительный азотистый баланс, т.е. ре­тенция азота: у новорожденных в организме остается 50—70% введенного белка, в 1—3 года — 25,2%; в 11—14лет — 25,1%, а у взрослых — 7,6%. В расчете на кг массы тела новорожденным необходимо 2,5 г белка в сутки, в 1 год — 3,5; в 3 года — 4,0; в 5 лет — 3,5; в 7 лет — 3;в 10 лет — 2,5; в 14—17 лет— 1,7; а взрослым— 1,4 г. В абсолютных значени­ях потребность белка (г/сутки) составляет соответственно 10, 50, 60, 70, 80, 80, 95 и 90. 50% из них — это должны быть белки животного происхождения, содержащие все незаме­нимые аминокислоты (лейцин, фенилаланин, лизин, валин, треонин, триптофан, метионин, лейцин, изолейцин, цистин, гистидин). Считается, что детям особенно важно поступление первых пяти из них. При занятиях спортом, особенно на фЪне значительного увеличения мышечной массы, потребность в белках повышается в 1,5—2,0 раза. Дефицит белка в пище вызывает нарушение интеллекта, снижает скорость физического развития, уменьшает им­мунитет и толерантность к стрессам. При значительном недостатке незаменимых амино­кислот у детей развиваются повышенная раздражительность, беспокойство, которое потом сменяется вялостью, апатией и сонливостью. Избыточное введение белка также вредно ор­ганизму — в этом случае повышается концентрация аминокислот в крови, возникает ами-ноацидурия, развивается задержка развития, особенно, нервно-психического.


Потребность в жярах. В расчете на кг массы тела новорожденным необходимо 6 г жира в сутки, в 1 год — 5,5; в 3 года — 4,0; в 5 лет — 3,5; в 7лет — 3,0; в 10 лет — 2,5; в 14—17 лет — 1,7; а взрослым — 1,4. В абсолютных значениях потребность жира составляет соот­ветственно — 25, 50, 60,70, 80, 95 и 90 г/сутки; 15—20% из них должно приходиться на долю жира растительного происхождения. До 6 лет ежедневно требуется 6—12 г расти­тельного масла, младшим школьникам — 20 г, а старшим—25 г. Избыточное потребление жира отрицательно влияет на физическое развитие детей; дефицит жира в пубертатном пе­риоде приводит к нарушению полового созревания.

Потребность в углеводах. В расчете на кг массы тела новорожденным необходимо 13 г углеводов в сутки, в 1 год — 13, в 3 года — 16, в 5 лет — 14, в 7лет — 12, в 10 лет — 10, в 14—17 лет — 7, а взрослым — 5,7 г. В абсолютных значениях потребность в углеводах составляет соответственно 50, 150, 212, 272, 300, 320, 380 и 400—500 г/сутки. У детей первого года жизни углеводы обеспечивают 40% суточной калорийности пищи, в последу­ющие годы — 60%. Первые месяцы жизни потребность в углеводах покрывается за счет молочного сахара (лактозы), а при искусственном вскармливании — за счет сахарозы и мальтозы. В целом у детей грудного возраста соотношение белков: жиров: углеводов долж­но быть 1:3:6, в 1 год — 1:1,5: 3,7, а после года —1:1:4. При увеличении физической наг­рузки, нервного напряжения, при переохлаждении или перегревании, при различных стрес­сах потребность детей в углеводах возрастает. Избыток углеводов вызывает ожирение и нарушение белкового обмена.

У детей регуляция углеводного обмена менее совершенна, чем у взрослых. В частности, это проявляется в более медленной мобилизации углеводных ресурсов, а также в меньшей способности сохранять необходимую интенсивность обмена при физической работе. На­пример, при беге на 500 м, при кроссах у юных спортсменов снижение уровня глюкозы в крови наблюдается чаще, чем у взрослых спортсменов. Эмоционально насыщенные заня­тия способствуют сохранению необходимого уровня глюкозы в крови.

Потребность в воде. На долю воды у новорожденных приходится 75—80% массы тела, в

1 год — 70%, в 5 лет — 65 —70%, а у взрослых — 60—65%. Поэтому потребность в воде в
расчете на кг массы тела с возрастом снижается: новорожденным необходимо 80—100 г
воды в сутки, в 1 год — 120—140, в 3 года —100, в 5 лет — 90, в 7 лет — 90, в 10 лет — 80,
в 14—17 лет — 60, а взрослым — 40—50 г. В абсолютных значениях потребность в воде
составляет соответственно 300, 1300,1500, 2000, 2200, 2400, 2500 и 2700 г воды в сутки;
примерно 50% должно поступать в виде питья.

Потребность в минеральных солях. У новорожденных детей минеральные вещества со­ставляют 2,6% массы тела (у взрослых — 5%). В целом суточная потребность в минераль­ных веществах у детей примерно в 1,5—2 раза ниже, чем у взрослых (у взрослых требуется в сутки NaCl — 8—Юг, К — 2,5—5 г, Са —0,8—1,0 г, Р —1,0—1,5, Mg — 0,3—0,5 г, Си —

2 мг, Zn — 10—15 мг, Мп — 5—10 мг, Мо — 0,5 мг). Потребность в железе у детей выше,
чем у взрослых, т.е. выше 15—18 мг/сутки. Отметим, что Си, Со, Мп, № необходимы для
кроветворения; кроме того, Мп — для развития половых желез, Zn — для роста костей и
многих эндокринных желез, F — для развития зубов. Наибольшая потребность в Са наблю­
дается на 1-м году жизни, а также в период полового созревания.

Потребность в витаминах. В расчете на кг массы тела потребность в витаминах для де­тей выше, чем для взрослых, но в абсолютных значениях — ниже. Например, для 6-летних детей суточная потребность витаминов Bi, B2, РР, Be, С, А составляет примерно 60—70% от потребностей взрослых. При повышении умственной и физической активности потреб­ность в витаминах возрастает.

Особенности организации питания детей. У новорожденных — грудное вскармливание: первые 7—8 дней необходимый объем молока (в мл) равен примерно (70 х п), где п — число дней; кормление — через 3,5 часа с ночным промежутком в 6,5 часа. После 2—3 месяцев интервал между кормлениями — 4 часа, ночной промежуток — 6,5 — 8 ч. После 5


месяцев дополнительно к грудному вскармливанию вводится прикорм: вначале овощное пюре, затем 5% каши, затем 8—10% каши; с 6—7 месяцев — нежирный мясной бульон, протертое свежее яблоко; в 7—7,5 мес. — мясной фарш; с 10 мес. — мясные фрикадельки; с 12 мес.— паровые котлеты. В год осуществляется полный переход на прикорм. Искусст­венное вскармливание проводится молочными и кисло-молочными смесями. Детей до 1,5 лет целесообразнее кормить 5 раз в день, старше 1,5 лет — 4—5 раз. При 5-разовом пита­нии распределение суточного рациона составляет: первый завтрак — 20%, второй завтрак — 10—15%, обед — 30—35%, полдник—10—15%, ужин — 20%; при 4-разовом питании: первый завтрак — 25%, второй завтрак — 20%, обед — 35%, ужин — 20%; при 3-разовом питании: завтрак — 30%, обед — 45—50%, ужин — 20—25%. Школьный завтрак должен составлять 20% суточного рациона. Часы приема пищи у школьников, занимающихся в 1-ю смену: 7.30 ч (первый завтрак), 11—12 ч (второй завтрак), 15—16 ч (обед), 20 ч (ужин); для 2-й смены: 8 ч (завтрак), 12—13 ч (обед), 16 ч (полдник), 19—20 ч (ужин). У юных спортс­менов калорийность питания должна быть выше (в среднем на 600 ккал/сутки). Прием пищи проводится не раньше, чем спустя 30—40 минут после тренировки.

ПИЩЕВАРЕНИЕ

Женское молоко, имеющее в своем составе оптимальное количество веществ, необхо­димых для развития ребенка, является основным продуктом питания на первом году жизни. В этом период преобладает мембранное и внутриклеточное (по типу пиноцитоза) пищева­рение. Для грудных детей характерен также аутолитический тип пищеварения, который происходит за счет ферментов, содержащихся в молоке.

Пищеварение в полоста рта,Слюнные железы функционируют с момента рождения, но в первые месяцы слюны выделяется мало: вне сосания — 0,01—0,1 мл/мин, при сосании — 0,4 мл/мин. Активность амилазы слюны у новорожденных очень низкая, но уже в 1 год она достигает активности взрослого человека. С 4 мес. саливация усиливается и к году достига­ет 150 мл в день, что составляет 10% от уровня взрослого. При грудном вскармливании слюна нужна для создания герметичности контакта губ ребенка с грудью матери, а также для створаживания молока в желудке (это облегчает гидролиз казеина). Значительно уси­ливается саливация при прорезывании зубов (физиологическая гиперсаливация). В течение первого года образуются условные слюноотделительные рефлексы — на вид матери, обста­новку, время кормления. Активность лизоцима слюны у грудных детей ниже, чем у взрос­лых. Кислотность слюны варьирует у детей в пределах 7,0—7,5.

Зубы. Молочные зубы в количестве 20 появляются в период с 6 мес. до 24 мес. (их количе­ство равно: возраст ребенка в месяцах - 4). Центральные резцы появляются на 6 — 8-м мес. (сначала нижние, затем — верхние), латеральные резцы — на 8—12-м мес, клыки — на 16—18-м мес, первые коренные — на 12—16-м мес, клыки — на 16—20-м мес, вторые коренные — на 20—30-м мес Выпадение молочных зубов начинается с 6—7 лет. Постоян­ные зубы в количестве 32 начинают прорезываться с 6—7 лет; процесс завершается к 17— 20 годам или позднее. Последовательность обычно такая: первые большие коренные (6—7 лет), медиальные резцы (7—8 лет), латеральные резцы (8—12 лет), первые малые корен­ные (9—11 лет), вторые малые коренные (11—13 лет), клыки (12-^-14 лет), вторые боль­шие коренные (12—13 лет), третьи большие коренные или зубы мудрости (17—20 лет, ино­гда 25—30 лет).

Пищеварение вжелудке. У новорожденных желудок имеет округлую форму; после 1,5 лет он приобретает грушевидную форму, а форму «взрослого» желудка — к 6—11 годам. При рождении емкость желудка составляет 30—35 мл, в 3 мес. —100 мл, в 1 год — 250 мл; у взрослых — 1—2 л. К моменту рождения желудочные железы развиты слабо. Поэтому у новорожденных активность ферментов, а также кислотность желудочного сока намного ниже (рН 3—4), чем у взрослых (это исключает возможность денатурации и гидролиза


иммуноглобулинов материнского молока, которые при всасывании в кишечнике поступают в кровь ребенка). Кислотность желудочного сока у них обусловлена молочной кислотой; при переходе на искусственное питание она замещается соляной кислотой (максимальная секреция НС1 наблюдается в 15—-16 лет). У детей (до 6—7 лет) из-за низкой концентрации НС1 желудочный сок обладает слабыми бактерицидными свойствами, что способствует их легкой восприимчивости к желудочно-кишечным инфекциям.

Первые 2 мес. жизни белки не расщепляются; в 2—3 мес. гидролизу подвергаются бел­ки растительного происхождения, а с 5 мес. — животного происхождения. В раннем возра­сте в желудочном соке присутствует фетальный пепсин (химозин), участвующий в гидро­лизе казеина. У грудных детей в желудочном соке содержится липаза, гидролизующая жир молока. С возрастом растет объем выделения желудочного сока, НС1, активность фермен­тов. К 7 годам желудочное пищеварение достигает почти полного развития, которое окончательно завершается в период полового развития, т.е. к 15—16 годам.

На первом году жизни активность гладких мышц желудка низкая. В этом возрасте пре­валирует активность пилорического сфинктера, в то время как активность кардиального сфинктера низкая; поэтому у грудных детей часто имеет место срыгивание (регургитация) и рвота. Формирование кардиального отдела желудка завершается к 8 мес. При грудном вскармливании желудок освобождается от пищи через 2,5—3 часа, при питании коровьем молоком — через 3—4 часа.

Пищеварение в кишечнике. У новорожденных кишечник относительно длиннее, чем у взрослых; сигмовидная кишка и аппендикс имеют относительно большие размеры. Лим­фатический аппарат и либеркюновы железы развиты хорошо, бруннеровы железы — сла­бо. Длинная брыжейка тонкого кишечника нередко приводит к заворотам и инвагинациям. У новорожденных имеет место высокая ферментативная активность, что компенсирует низ­кую активность ферментов желудка и поджелудочной железы. У грудных детей высока ак­тивность лактазы; при дефинитивном питании существенно возрастает активность сахара-зы (инвертазы) и мальтазы, в то время как активность лактазы снижается. Прикорм усили­вает секреторную деятельность тонкого кишечника. Например, раннее (с 1,5 мес.) включе­ние в рацион протертых фруктов и овощей повышает активность энтерокиназы и щелочной фосфатазы, увеличивает аппетит и способствует задержке в организме Са и Mg.

Поджелудочная железа. У новорожденных ее масса составляет 3 г. Она быстро увеличи­вается в размерах (к году ее масса достигает 10—12 г, у взрослого — 72—76 г), что обеспе­чивает существенную прибавку объема панкреатического сока. Этому способствует пере­ход на смешанное или на искусственное вскармливание. С самого рождения поджелудоч­ная железа выделяет все ферменты, характерные для взрослого, но активность их низкая; она достигает максимальных значений к 4—6 годам. Функциональное созревание поджелу­дочной железы завершается к 15—16 годам.

Печень. У новорожденного печень относительно велика — составляет примерно 4% массы тела (у взрослых — 2—3%). К моменту рождения она содержит много гликогена (в 2—3 раза больше, чем печень взрослого), что важно для энергетического обеспечения малыша в первые часы жизни. Детоксикационная функция печени в первые дни жизни снижена. Объем желчного пузыря у новорожденного — 3,2 мл, в 1 год — 8,6 мл, у взрос­лых — 50—65 мл. С момента рождения печень продуцирует желчь, необходимую для гидролиза молока. В абсолютном количестве объем выделяемой желчи невелик, но в рас­чете на кг массы тела — в 4 раза больше, чем у взрослых. Это способствует усвоению молока. Желчных кислот в желчи в первые дни жизни много, в последующем их содержа­ние снижается и сохраняется на этом уровне у дошкольников и школьников (это может быть причиной недостаточного усвоения жиров и появления жира в кале), у взрослых их содержание вновь возрастает.

Всасывание. У новорожденных и грудных детей в кишечнике развит механизм пиноци-тоза — захват нерасщепленного белка. Поэтому в кровь поступают белки молока, в том


числе иммуноглобулины как факторы гуморального специфического иммунитета, а так­же яичный белок и другие белки.Избыточное поступление белка в организм грудных детей нередко приводит к кожнымвысыпаниям. У грудных детей повышено всасывание ядовитых продуктов из кишечника; с учетом низкой обезвреживающей функции печени это может приводить к интоксикациям. У грудных детей весь кишечник выполняет функ­цию всасывания. В последующие годы она реализуется, главным образом, проксималь­ными отделами кишечника. До 10 лет всасывание активно идет в желудке, в то время как у взрослых в основном в тонком кишечнике. При стрессе прохождение пищи по ЖКТ у грудных детей ускоряется, что снижает всасывание питательных веществ, воды и приво­дит к дегидратации.

Нейро-гуморальная регуляция деятельности желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).У но­ворожденных и грудных детей активно функционирует эндокринный аппарат ЖКТ: благо­даря гастрину, секретину, мотилину, вазоактивному интестинальному пептиду, соматоста-тину, нейротензину и другим энтеральным гормонам происходит адекватная пище регуля­ция деятельности ЖКТ, а также рост и развитие всех его отделов. У новорожденных недо­развита метасимпатическая автономная система (интрамуральные нервные сплетения). Поэтому моторика ЖКТ на первом году жизни слабая. Развитие этой системы завершается к 3—5 годам. Ребенок рождается с сформированными безусловными рефлексами — соса­тельным, глотательным. На их базе образуются многочисленные условные рефлексы, в том числе имеющие прямое отношение к регуляции деятельности ЖКТ. С возрастом происхо­дит «кортиколизация» процессов регуляции деятельности ЖКТ.

Дефекация.Первородный кал (меконий) имеет темно-оливковый цвет. Частота дефека­ции на первом месяце — 4—5 в сутки, в год и позже—1 раз в сутки. Произвольная дефека­ция формируется после года.

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

Плод не нуждается в механизмах терморегуляции, так как он развивается в условиях материнского «термостата». У новорожденных детей температура тела выше, чем у взрос­лых (например, ректальнадтемпература составляет 37,7 —38,2°С), а суточная температур­ная кривая имеет изломанный характер. Через 1—1,5 часа после кормления температура тела возрастает на 0,10,4°С, после дефекации она, наоборот, снижается.

Теплоотдача у детей выше (например, у новорожденных — в 2,2 раза), чем у взрослых. Это связано с тем, что у них площадь кожных покровов в расчете на кг массы тела выше (например, у новорожденного — 704 см2/кг, у 5-летних детей — 456 см2/кг, увзрослого — 221 см2/кг), с более высокой интенсивностью кожного кровотока, с меньшей толщиной кожи, с повышенной интенсивностью неощущаемой перспирации, с повышенной отдачей тепла через легкие. Важную роль в теплоотдаче у новорожденных и грудных детей играет отдача тепла путем испарения с верхних дыхательных путей, а также процесс потоотделения (ко­личество потовых желез в расчете на единицу площади поверхности кожи у них выше, чем у взрослых). Однако механизмы физической терморегуляции у детей первого года жизни во многом несовершенны. Например, у них отсутствует реакция сосудов кожи на холодо-вое воздействие. Фоновая теплопродукция у детей, особенно в грудном возрасте, тоже выше, чем у взрослых (например, у новорожденных и грудных детей — в 1,4 раза), хотя способ­ность повысить теплопродукцию, например, при охлаждении, выражена в меньшей степе­ни, чем у взрослых (так, у грудных детей она возрастает в 2 раза, а у взрослых — в 3—4 раза). Основным механизмом теплопродукции является несократительный термогенез, в котором особая роль у малышей принадлежит бурому жиру. В целом уноворожденных и грудных детей химическая терморегуляция тоже несовершенна. Поэтому так важен пра­вильный подбор одежды для малышей в зависимости от температуры среды. У детей пер­вых лет жизни недостаточно развит сознательный контроль температуры тела: даже в 2—


3- летнем возрасте они не могут ощутить переохлаждение или перегревание. В процессе онтогенеза возрастают возможности теплопродукции, снижается интенсивность теплоот­дачи, совершенствуются механизмы терморегуляции, в том числе скорость реагирования адренергической системы и щитовидной железы, усиливаются и ускоряются вазомоторные реакции, снижается порог и возрастает объем потоотделения, формируется механизм мы­шечного термогенеза (терморегуляционный тонус, дрожь). «Взрослый» уровень терморе­гуляции достигается к 15—17 годам.

ВЫДЕЛЕНИЕ

Плод осуществляет выделительную функцию — почки в определенной степени очища­ют кровь, и моча плода изливается в околоплодные воды. Ребенок рождается с незрелой почкой, однако к концу первого года жизни происходит существенное развитие системы выделения, которое полностью завершается к 16 годам. Объем фильтрации у новорожден­ных составляет 10—20 мл/мин, в 1 год — 65 мл/мин, у 4—14-летних детей, как и у взрос­лых, — около 120 мл/мин. Суточный диурез у новорожденных достигает 90—125 мл, в 1 год — 450, в 3 года — 520, в 5 лет — 600, в 7 лет — 700, в 10 лет — 850, в 14—17 лет — 1300, у взрослых — 1500 мл. Число мочеиспусканий у новорожденных — 20—25 раз в сутки.в 1 год— 13-— 15раз,вЗ—5лет — 8—10 раз, в 7—Юлет — 6—8 раз, в 14—17 лет, как и у взрослых, — 3—5 раз в сутки. Средняя плотность мочи у новорожденных — 1005 г/ л, в 1 год — 1014, в 3 года — 1015, в 5—7 лет — 1016, в 10 лет — 1017, в 14—17 лет и у взрослых —1018 г/л. Емкость мочевого пузыря у новорожденного — 30 мл, в 1 год — 50, в 3 года— 50—90, в 5 лет — 100—150, в 7 лет — 200, в 10 лет — 250— 300, в 14—17 лет и у взрослых — 300—400 мл.

Небольшой объем фильтрации у новорожденных и грудных детей объясняется низкой величиной системного артериального давления, низким объемом фракции сердечного вы­броса (МОК), поступающей непосредственно в почки (5% МОК против 20% МОК у взрос­лых), меньшей интенсивностью коркового кровотока по сравнению с мозговым, меньшей площадью фильтрующей мембраны клубочков, меньшим диаметром пор в ней. У новорож­денных и грудных детей хорошо развита реабсорбция белка и глюкозы, хуже — реабсорб-ция аминокислот. У них также очень активно идет процесс реабсорбции ионов натрия и хлора (за счет высокой активности альдостерона), в связи с чем избыточное содержание NaCl в пище приводит к задержке соли в организме, и в силу несовершенства у таких детей механизма осморегуляции у них легко развиваются отеки (так же как и при чрезмерном потреблении воды). У новорожденных и грудных детей снижена способность к секреции ионов калия. Поэтому при избыточном содержании калия в пище у них легко возникает гиперкалиемия. Селективная регуляция секреции ионов калия развивается лишь к 10 го­дам. У новорожденных и грудных детей почки как органы регуляции кислотно-щелочного равновесия малоэффективны, так как в этот период еще не сформированы механизмы сек­реции. Такая ситуация особенно должна учитываться при употреблении ребенком коровье­го молока. Концентрационная способность почек у новорожденных и грудных детей тоже снижена, что обусловлено малой длиной петель Генле и слабой чувствительностью собира­тельных трубок к антидиуретическому гормону. В целом несовершенство работы почки как органа выделения, осморегуляции и волюморегуляции у новорожденных и грудных де­тей проявляется, главным образом, при искусственном вскармливании или избыточном груд­ном вскармливании.

Условнорефлекторная регуляция мочеиспускания формируется к концу 1-го года жиз­ни, хотя приучать ребенка сигнализировать о предстоящем мочеиспускании следует начи­нать с 3—4 мес. Условный рефлекс закрепляется к 2 годам. Однако он еще нестоек, и по­этому у детей даже в возрасте 7—10 лет периодически возникает ночное недержание мочи (энурез), которому способствуют переутомление, переохлаждение, психическая травма,


нарушение сна, прием острой пищи, обильное питье перед сном. В период полового созре­вания энурез обычно проходит самостоятельно.

КОЖА

Выше уже отмечалось, что площадь кожи в расчете на кг массы у новорожденных детей больше, чем у взрослых (704 против 221 см2/кг массы). Поэтому у детей выше теплоотдача, чем у взрослых. Эпидермис и роговой слой кожи у ребенка достигает «зрелости» в 7 лет. Число потовых желез у человека не меняется, но плотность их расположения — уменьша­ется в связи с увеличением площади поверхности кожи (у детей она выше, чем у взрослых в 10 раз). Морфологической зрелости потовые железы достигают в 7 лет. Потоотделение в подмышечной области начинается с 7 лет, а в паховых областях, на коже половых органов и промежности — с 14— 16 лет. Активность сальных желез существенно возрастает у пло­дов накануне родов, а в постнатальном периоде — во время полового созревания.