Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тактические возможности расчетов на основных пожарных автомобилях



 

Тактические возможности расчетов пожарных автомобилей характеризуют способность данных расчетов выполнять действия по спасению людей, эвакуации имущества и ликвидации горения за определенный промежуток времени.

Первичным тактическим подразделением пожарной охраны является расчет на пожарной автоцистерне и автонасосе (насосно-рукавном автомобиле).

Расчеты на автоцистернах, имея запас воды и пенообразователя, не устанавливая автоцистерну на водоисточник, могут подъехать непосредственно к месту пожара и ввести водяные или пенные стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению спасательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конструкций и аппаратов либо сдерживать распространение огня на решающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого расчет может работать по подаче огнетушащих средств, зависит от объема воды и пенообразователя в заправочных емкостях автоцистерны, а также от числа и типа подаваемых водяных и пенных стволов.

Расчеты на автонасосах (насосно-рукавных автомобилях) имеют бόльшие тактические возможности, чем на автоцистернах. Это обусловлено тем, что численность расчета на автонасосе (насосно-рукавном автомобиле) больше, чем на автоцистерне, у них больше пенообразователя, пожарных рукавов и другого пожарно-технического оборудования, необходимого для выполнения работ на месте вызова.

При установке основных пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос) на водоисточник тактические возможности пожарных расчетов значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов типа РС-70, либо одного РС-70 и двух типа СРК-50, либо четырех СРК-50, либо двух генераторов пены средней кратности типа ГПС-600 в течение длительного времени (при условии пополнения запасов пенообразователя).

Примерные схемы развертывания автоцистерн и автонасосов (насосно-рукавных автомобилей) представлены на рис. 8.2. и рис. 8.3.

 

 

Условные обозначения к рис. 8.2 и 8.3 согласно ГОСТ 12.1.114-82 "Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические" приведены ниже:


 

 

 


 

пожарный автомобиль (общее обозначение)
пожарный гидрант
колонка пожарная
рукав пожарный всасывающий (напорно-всасывающий)
рукав пожарный напорный
водосборник рукавный
разветвление рукавное двухходовое
разветвление рукавное трехходовое
ствол для формирования пены средней кратности
ствол пожарный ручной
ствол пожарный лафетный переносной

 

К основным показателям, характеризующим тактические возможности основных пожарных автомобилей, относят: время работы водяных и пенных стволов от автоцистерны без установки ее на водоисточник, возможную площадь тушения, возможный объем тушения, предельное расстояние по подаче огнетушащих веществ.

Время работы водяных и пенных стволов от автоцистерны без установки ее на водоисточник (без учета потерь огнетушащих веществ в рукавной линии) можно определить по формуле:

где:

- время работы водяных или пенных стволов, мин;
- объем огнетушащего вещества в цистерне,
- расход огнетушащего вещества через стволы, л/с.

 

При определении объема огнетушащего вещества в цистерне необходимо учитывать (вычесть) объем воды в рукавной линии. Так, объем пожарного рукава диаметром 51 мм составляет 40 л, диаметром 66 мм – 70 л, 77 мм – 90 л.

Площадь пожара, которую может потушить данный объем огнетушащего вещества в цистерне, определяется по формуле:

где

– площадь пожара, м2;
– объем огнетушащего вещества, л;
интенсивность подачи огнетушащего вещества, л/(с×м2);
- время работы ствола от емкости цистерны, мин.

 

Примеры значений интенсивности подачи воды при тушении пожаров:

§ административные здания и жилые дома 0,1…0,15 л/(с×м2);

§ культурно-зрелищные учреждения 0,15…0,2 л/(с×м2);

§ производственные здания 0,1…0,3 л/(с×м2).

Для пожарной автоцистерны АЦ-40 (431410)63Б время работы ствола типа СРК-50 от емкости цистерны (без учета объема воды в рукавной линии) составит:

Площадь пожара, которую можно потушить данным объемом воды в жилом или административном здании:

Время работы пенного ствола типа ГПС-600 от емкости цистерны (без учета объема водного раствора пенообразователя в рукавной линии) составит:

где: 6 – производительность ГПС-600 по водному раствору пенообразователя в л/с, 2500 – количество 6% водного раствора пенообразователя получаемого от емкостей автомобиля в литрах

 

Возможный объем помещения при тушении пожара воздушно-механической пены средней кратности определяется по формуле:

где - объем воздушно-механической пены, л, м3; - коэффициент запаса пены, учитывающий ее разрушение вследствие воздействия высокой температуры (обычно принимается равный 3).

где К – кратность пены.

 

Для пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б количество водного 6-процентного раствора пенообразователя, получаемого от емкостей автомобиля составит 2500 л, тогда объем получаемой воздушно-механической пены средней кратности составит:

а объем заполняемого помещения:

Предельное расстояние (в метрах) по подаче огнетушащих веществ определяется по формуле:

где - напор на насосе, м; - напор у стволов, м; - потери напора в одном рукаве (см. гл. 5.4), м; Z – высота подъема стволов, м; 20 – длина напорного пожарного рукава, м.


9.ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Размеры пожара и масштабы возможной катастрофы, бесспорно, зависят от времени его свободного развития, где одним из определяющих факторов является время следования пожарного автомобиля. Необходимость в минимально короткое время прибыть на пожар заставляет уделять особое внимание безопасному движению пожарных автомобилей.