Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Языковая картина мира.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут. Работа состоит из 3-х частей.(изложение -90 минут,А1-А7, В1-В9 -85 минут, С2 -60 минут).

Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую

письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза . Это задание выполняется на бланке ответов №2.

 

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7

заданий с выбором ответа (А1–А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1–В9).

К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. Ответы на задания части 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк №1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность букв и цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность без запятых, пробелов и прочих символов.

 

Для исправления ответов к заданиям с выбором ответа и кратким ответом используйте поля бланка №1 в области «Замена ошибочных ответов».

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали,

работая над заданиями части 2.

(С2) дайте письменный развёрнутый аргументированный

ответ. Это задание выполняется на бланке ответов №3.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическими словарями.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

 

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

 

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

 

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном

подписанном бланке. Сначала напишите номер задания, а затем –

Текст сжатого изложения.

C1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

(Всего должно быть 3 микротемы, соответственно 3 абзаца)

Языковая картина мира.

Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

 

Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.

Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие

характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников.

 

(По материалам научно-популярных ресурсов Интернет.)

 

 

Вариант 1

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.1–C2.2

(1)Когда я позвонил в дверь квартиры Нины Георгиевны, мне открыл

парень лет пятнадцати, которого я прежде никогда не видел. (2)Парень был

аккуратный, прибранный, у него были волнистые светлые волосы,

зачёсанные набок, живые глаза и нежные, розовые щёки. (3)Вежливо и даже

ласково спросил он, кого мне нужно. (4)Я всегда терялся перед мальчишками,

которые были всего на два или три года старше меня, гораздо больше, чем

перед взрослыми. (5)Особенно неловко мне было перед теми, которые были не

похожи на меня, в которых я чувствовал превосходство. (6)Я и тут так оробел,

что чуть было не забыл имя–отчество Нины Георгиевны.

– (7)Заходи, пожалуйста, она скоро придёт, – сказал парень и пропустил

меня вперёд. – (8)Не обращай на меня внимания, я должен собраться.

(9)На полу стоял большой кожаный чемодан с откинутой крышкой, в

который парень с аккуратностью укладывал рубашки, майки, книги.

– (10)Ты, наверное, Шурик? – спросил я то, в чём был совершенно уверен.

– (11)Да, приятель, а ты откуда меня знаешь?

– (12)Нина Георгиевна мне рассказала. (13)Она очень ждала тебя.

(14)Лицо его стало строгим и даже печальным.

– (15)Да, Нина Георгиевна вырастила меня. (16)Но, к сожалению, я должен

был выбирать. (17)Мои родители, потерявшие меня пятнадцать лет назад, с

тех пор искали меня повсюду. (18)Они очень благодарны Нине Георгиевне.

(19)Хотя и в детском доме мне было бы хорошо, но в домашних условиях,

разумеется, лучше. (20)Нина Георгиевна меня очень любит, и я её тоже очень

люблю. (21)Хотя она несколько странная, не от мира сего, добрая чрезмерно.

(22)И меня бы испортила своей добротой, если бы я не оказывал

сопротивления. (23)Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от

рождения отцовский стержень.

(24)Все его фразы были обдуманными, он ни разу не сбился, не назвал

Нину Георгиевну так, как раньше, – мамой. (25)Но всё же я улавливал в его

голосе смущение, хотя Шурик и старался его скрыть.

– (26)Думаешь, мне нужны эти рубашки и книги? (27)Я просто не хочу,

чтобы они напоминали Нине Георгиевне обо мне, ей это будет тяжело.

(28)Лучше один раз пережить и больше не вспоминать.

 

(29)Шурик сел на крышку туго набитого чемодана и закрыл его на ключ.

(30)Потом он как-то торжественно и неторопливо согнул руку в локте, рукав

пиджака полез наверх, и я увидел у него на руке красивые модные часы.

– (31)Отец подарил, – между прочим сообщил он. (32)И сразу заторопился:

– (33)Мне пора! (34)Очень хорошо, что ты здесь оказался. (35)Я потом

напишу Нине Георгиевне. (36)А ты скажи, что я очень переживал. (37)Но если

нашлись родители? (38)Я ведь не виноват.

(39)Шурик выложил на стол ключи.

– (40)Передай ей, пожалуйста.

(41)Боясь встретиться с ней по дороге, он удалился почти бегом, припадая

на правую сторону: руку оттягивал чемодан.

(42)Я взглянул на висящую на стене фотографию мальчишки лет четырёх,

в матроске и бескозырке с серебряным словом «Витязь», из-под которой

выбивались светлые волнистые волосы. (43)Я представил себе, как много лет

назад Нина Георгиевна купила ему этот нарядный костюмчик, долго

причёсывала перед тем, как повести к фотографу. (44)Но часы она ему купить

не успела.

(45)«Эх, ты… витязь!» – подумал я, схватил ключи, лежащие на столе, и

сунул в карман пальто. (46)Я сделал это необдуманно и лишь потом понял,

зачем так поступил: эти ключи, оставленные на столе, говорили о чём-то

окончательно непоправимом.

(По А. Г. Алексину*)

*Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924) – советский прозаик,

драматург. Основное направление его творчества – психологическая проза

для подростков. Характерная особенность повестей Алексина («Мой брат

играет на кларнете», «Поздний ребёнок» и др.) – обращение к

остропсихологическим коллизиям, позволяющим героям книг разобраться в

самих себе и в окружающих людях, сформировать себя как личность.

 

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания

прочитанного текста. К каждому заданию A1–A7 даны

Варианта ответа, из которых только один правильный. Номера

выбранных ответов на задания A1–A7 обведите кружком.

A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему Шурик спешил поскорее

уйти?»

1) Шурик опаздывал на встречу со своими родителями.

2) Рассказчик смутил Шурика своими резкими

высказываниями.

* 3) Шурик боялся встретиться с Ниной Георгиевной.

4) Шурику хотелось быстрее покинуть место, где ему

плохо жилось.

A2Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово

«пропустил»Заходи, пожалуйста, она скоро придёт, – сказал парень и пропустил

меня вперёд (предложение 7).

*1) посторонился, дал дорогу

2)прошёл мимо

3)сделал пропуск

4)обработал что-либо особым образом

 

A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи

является эпитет.

1) И меня бы испортила своей добротой, если бы я не

оказывал сопротивления.

2) На полу стоял большой кожаный чемодан с

откинутой крышкой, в который парень с

аккуратностью укладывал рубашки, майки, книги.

3) Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от

рождения отцовский стержень.

*4) Парень был аккуратный, прибранный, у него были

волнистые светлые волосы, зачёсанные набок, живые

глаза и нежные, розовые щёки.

A4Укажите ошибочноесуждение.

1)В слове ПОЖАЛУЙСТА буква Й обозначает непроизносимый

звук.

2)В слове СБИЛСЯ первый звук – [з].

3)В слове СТЕРЖЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме

обозначена буквой Ь (мягкий знак).

*4)В слове БОЯСЬ звуков больше, чем букв.

(Комментарий – 5 букв, 5 звуков)

 

A5Укажите слово с чередующейсягласной в корне.

*1) вырастила 2)удалился

3)костюмчик 4)волнистые

 

A6В каком слове правописание приставкизависит от

глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки

буквой?

1)обдуманными *2) испортила

3)открыл 4)позвонил

 

A7В каком слове правописание суффиксаявляется исключением из

правила?

1)зачёсанные 2)остеклённый

3) деревянный 4)кожаный

 

Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

B1Замените разговорное слово «парень»в предложении 1 (Когда я позвонил в дверь квартиры Нины Георгиевны, мне открыл пареньлет пятнадцати, которого я прежде никогда не видел)

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: юноша

B2Замените словосочетание «с аккуратностью укладывал»,

построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием

со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: аккуратно укладывал < укладывал аккуратно>

Вводное слово

B3Выпишите грамматическую основупредложения 16 ( «Но, /к сожалению/,/ я должен

был выбирать/»).

 

Ответ: я должен был выбирать

B4Среди предложений 17 - 23 найдите предложение с обособленным

определением. (обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

(17)Мои родители,/ потерявшие меня пятнадцать лет назад/, с

тех пор искали меня повсюду. (18)Они очень благодарны Нине Георгиевне.

(19)Хотя и в детском доме мне было бы хорошо, но в домашних условиях,

разумеется, лучше. (20)Нина Георгиевна меня очень любит, и я её тоже очень

люблю. (21)Хотя она несколько странная, не от мира сего, добрая чрезмерно.

(22)И меня бы испортила своей добротой, если бы я не оказывал

сопротивления. (23)Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от

рождения отцовский стержень.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: 17

B5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(–ы), обозначающую

(–ие) запятую(–ые) при вводном слове.

– Ты,(1)/ наверное/,(2) Шурик? – спросил я то,(3) в чём был