Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Шаранагати – путь безусловного предания себя Господу – включает 6 аспектов

Рассылка 15. Шесть аспектов принятия прибежища у Господа. Шаранагати.

 

 

Шаранагати – путь предания. (Шарана – предание, гати – путь, процесс) (ШБ 4.8.68).

Шаранагати – путь безусловного предания себя Господу – включает 6 аспектов

(БГ 18.66 ком.; УГЧ с.149):

 

1. Принятие всего благоприятного для преданного служения.

2. Отвержение всего неблагоприятного для преданного служения

3. Убежденность в том, что Кришна всегда защитит.

4. Принятие Кришны своим единственным Господином и покровителем.

5. Посвятить всего себя Господу.

6. Смирение.

 

Факт предания себя Господу должен присутствовать как на начальных ступенях развития бхакти (шраддха – ништха), так и на высших (ручи, асакти, бхава, према), различаются лишь глубина осознания этого процесса и, соответственно, качеств, проявляемых предавшейся душой.

«При кажущейся простоте и общедоступности шаранагати – путь недешевый и нелегкий. Чтобы идти по нему, надо омыть сердце в слезах раскаяния, раскрыть его навстречу Кришне и не пытаться защититься от Его подчас беспощадной милости. Это путь, требующий предельной, бескомпромиссной искренности» (Введение, написанное Шрилой Бхакти Вигьяной Госвами к книге Бхактивиноды Тхакура «Шаранагати», стр. 10).

«Шаранагати – наиболее фундаментальная и сущностная основа мира преданности, Вся структура мира преданности держится на шаранагати. Помимо шаранагати не существует реального входа в сферу служения. Шаранагати – сама жизнь и суть преданного служения в любой из его форм. Без шаранагати служение будет просто имитацией, безжизненной деятельностью, а не тем, что принято называть преданностью» (там же, стр. 17)

Если преданное слушание служение (шраванам, киртанам, смаранам…) посвящено только Кришне, тогда это может считаться преданностью Ему, бхакти. В противном случае это просто подделка. Например, если я слушаю для того, чтобы удовлетворить свое любопытство, другие материальные потребности, то это – не бхакти. Если я участвую в киртане или рассказываю хари-катху, чтобы заработать деньги, то это тоже не бхакти. Что бы я ни делал, все должно быть ради Него. Именно такого рода соглашение должно быть «подписано», и тогда все, что совершается на такой основе, может расцениваться как бхакти (см.там же, стр. 17).

Начальные шаги предания себя Господу проявляются в том, что человек начинает ориентироваться в своей практике на вещи, благоприятные для развития бхакти, и избегать того, что разрушает бхакти. Такая ориентация поднимает преданного до гуны благости, стабильности. На этом уровне он обретает знание самбандхи, то есть понимания положения Господа и своего. Он видит, что Господь его защищает и поддерживает и потому он больше не ищет чей-либо еще защиты и покровительства. Осознавая истинную природу своих взаимоотношений с Господом, он отказывается от какой-либо независимости от воли Господа, и действует только Ему в угоду. Вкус преданности, просыпающийся в сердце, делает человека смиренным. Он сокрушается о потерянном времени, о своей греховной жизни, наполненной иллюзорными стремлениями и представлениями. С этого момента его путь предания уже опирается на спонтанное привлечение к Господу (БГ18.66; НП с.129-131; с. 110-113).

Когда нет этого стремления к безоговорочному преданию, человек может свои корыстные устремления облекать в форму качеств шаранагати. Апатия и безволие – выдаются за отсутствие других желаний помимо желаний Кришны, а безответственность или, наоборот, самоуверенность и наглость выдаются за уверенность в покровительстве Кришны и Его защите, за зависимость от Кришны. Нетерпимость, поиск недостатков в других, зависть будут выдаваться за принятие благоприятного и отвержение неблагоприятного, а под смирением будут скрываться малодушие, нерешительность и разочарованность, вызванные неудачами и обидами. Культивирование таких качеств под маской преданности приведет лишь к усилению материализма или имперсонализма («Шаранагати», с.26-109; «Апасампрадаи…» с. 8-11; IV-X; 17-33).

 

Принятие всего благоприятного для преданного служения означает:

- принимать духовную практику (повторять маха-мантру Харе Кришна, заниматься преданным служением, практикуя один или несколько методов бхакти, описанных в предыдущем разделе курса);

- культивировать качества гуны благости (рано вставать, принимать омовение 1-2 раза в день, не гневаться, дружелюбно относиться к другим живым существам и проч.).

Отвержение всего неблагоприятного для преданного служения означает:

- следовать регулирующим принципам преданного служения (отказаться от употребления мяса, рыбы, яиц и продуктов, их содержащих; от употребления одурманивающих веществ – чая, кофе, табака, наркотиков, какао-бобов в любом виде и проч.; от азартных игр – компьютерных, развивающих азарт, игр в карты, финансовых спекуляций на финансовых рынках и проч.; от незаконного секса – не в браке и в браке не ради зачатия детей);

- от неблагоприятного общения (не стоит раскрывать свое сердце непреданным)

- и др…

Считать Господа своим защитником означает: верить, что в любой ситуации Господь нас защищает. Если мы еще не находимся на уровне парамахамсы – самого возвышенного преданного, полностью предавшегося Кришне, которого Господь лично защищает с оружием в руках или другими способами (как, например, Господь защитил Драупади, сделав ее сари бесконечным, когда ее хотели раздеть в собрании Кауравов), то принятие этого принципа не означает, что мы не должны ничего делать, если нас собираются побить или убить L Мы предпринимаем какие-то усилия, чтобы защитить себя (хотя бы попробовать убежать от разбойников и грабителей), но понимаем, что результат наших усилий дает только Господь. Также все благоприятные и неблагоприятные ситуации в своей жизни мы воспринимаем как защиту Господа, поскольку Его цель – защитить не только и не столько наше тело, сколько защитить нашу преданность Ему.

Считать Господа своим покровителем, господином и кормильцемозначает, что мы все воспринимаем как милость Господа. Он дает нам все для нашей материальной и духовной жизни: свет, пищу, кров над головой, одежду. Причем надо понимать, что пища, одежда и проч. сделаны из тех материальных элементов, которые созданы Господом, а не человеком, и количество этих вещей, продуктов и остального дается нам Господом в соответствии с нашей кармой. Даже наше тело – это тоже Его энергия, и это тело Он дал нам в соответствии с нашими желаниями, которые были у нас в момент смерти нашего предыдущего тела.

Посвятить всего себя Господу (атма-ниведанам) означает: не иметь желаний, отличных от желаний Господа, посвятить свои тело, ум и речь служению Господу. При этом человек видит все окружающее связанным с Господом – преданных, свою семью, сослуживцев – и служа им, делает это только ради Кришны, зная, что Он будет доволен его служением.

Смирениеозначает полную покорность Абсолютной Истине. На нашей ступени духовного развития смирение – не отвергать учение Кришны, изложенное в Бхагавад-гите, не завидовать другим живым существам и не относиться к ним с враждебностью, а также искренне следовать наставлениям Кришны, не обращая внимания на неудачи:

Бхагавад-гита, 3.31: «Те, кто выполняет свои обязанности, следуя Моим наставлениям, кто свято чтит Мое учение и не питает ни к кому враждебных чувств, освобождаются из рабства кармы».

Из комментария к стиху: «На первых порах человек, стремящийся развить в себе сознание Кришны, иногда не может следовать всем указаниям Господа, но, поскольку он не отвергает их и искренне трудится, не обращая внимания на неудачи и не поддаваясь отчаянию, со временем он непременно обретет чистое сознание Кришны».

Очень утешающий стих! Просто станьте искренними: следуйте тому, чему можете на своем уровне духовного развития, храня в своем сердце высшую цель и желая научиться служить Кришне с преданностью, без корыстных мотивов. Так вы достигнете результата – чистого сознания Кришны!

Кришна и Шрила Прабхупда обещают нам это.

J

Харе Кришна!!!