Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Вопросы к учащимся



1. Как бы вы определили тему стихотворения в прозе «Порог»? (Тема — человек в ситуации выбора жизненного пути.)

2. Почему произведение называется «Порог»? Что обозначает образ порога? (Порог — своеобразный символ предела, преграды, отделяющей героев, готовых страдать ради высокой идеи, принести ей в жертву себя и других, от обычных людей.)

3. В какой форме построено стихотворение? (Произведение представляет собой диалог.)

4. Как вы думаете, от чьего имени говорит «глухой голос»? (Диалог девушки с глухим голосом можно расценивать как внутренний разговор с собственной совестью. Перед окончательным решением героиня спрашивает себя, готова ли она встать на путь борьбы и отречься от всего, что составляет радость жизни.)

5. Какую жизненную позицию занимает молодая девушка? (Девушка представляет тип героической личности с активной жизненной позицией. Она не может мириться со сложившимся ходом вещей и хочет его поменять, понимая, что это может потребовать от нее совершения преступления и повлечь как физическое наказание тюрьмой и холодом, так

и нравственные муки из-за осознания ошибочности выбранного пути и погубленной молодости.)

6. Какие две точки зрения на поведение девушки представлены в произведении? (Тургенев представляет две обывательские точки зрения на героизм: осуждение и восхищение.

Осуждающие люди, которые скрежещут: «Дура», — не понимают, зачем приносить себя в жертву непонятным идеалам. Те, кто считают героиню святой, понимают, что на Земле

очень мало людей, способных жить не только заботами о собственном удобстве, но также беспокоиться о благе других. Девушка относится именно к этому редкому типу людей,

поэтому ее готовность пострадать за идеалы и вызывает восхищение.)

7. Как относится к героине автор? Каким образом выражается его отношение? (Очевидно, Тургенев принадлежит к тем, кто одобряет выбор героини и называет ее святой. Во-первых,

это мнение: «Святая!» — высказано последним и воспринимается как окончательное, не подлежащее опровержению. Во-вторых, противоположную оценку: «Дура!» — кто-то

«проскрежетал», то есть издал неприятный звук скрежета. В этом глаголе содержится негативная эмоциональная оценка.)

8. Лично вы осуждаете девушку или восхищаетесь ею? Аргументируйте ответ, учитывая информацию о предыстории создания стихотворения.

9. Как бы вы определили идею произведения?

10. Какое средство художественной выразительности является в произведении основным? (Тургенев использует в основном эпитеты: «громадное здание», «угрюмая мгла», «непроглядная мгла», «леденящая струя», «глухой голос». В произведении

также встречается метафора: мгла дышит морозом.)

11. Какой эмоциональный фон создают эпитеты «угрюмая», «непроглядная», «леденящая»?

Задание учащимся

Выразительно прочитайте стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской».

Слово учителя

Стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» создано вскоре после «Порога» — в сентябре 1878 г. Оно также посвящено женщине необычной судьбы, которую писатель знал лично, —

Юлии Вревской.