Семантическое поле
Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Семантическое поле



 

Полевая концепция языка получила широкое распространение. Выделяются ЛСП (СП), ФСП, АП (группа слов, включающая слово-стимул и блок слов-реакций; см. РАС), концептуальное поле - совокупность взаимосвязанных понятий.

Лексико-семантическое (семантическое) поле - множество слов, покрывающих определенную область человеческого и, следовательно, связанных по значению. Множество это задается указанием общего свойства его компонентов. Это общее свойство устанавливается с помощью компонентного анализа - выявляется интегральный компонент. Ср. : поле эмоций - это слова разных частей речи, в семантике которых есть компонент "чувство". Таким образом, поле объединяет слова независимо от частеречной принадлежности. Характерной особенностью любых полей является то, что значения в них рассматриваются обязательно сигнификативные, т.е. они связаны с понятийным денотатом, а не с конкретным референтом.

Итак, ПОЛЕ:

- множество элементов, связанных системными отношениями;

- элементы имеют семантическую и функциональную общность;

- поле состоит из микрополей (микрополе страха, микрополе гнева в поле эмоций);

- выделяются ядерные и периферийные элементы (ядерные -связанные со специфической функцией поля, систематически используемые в определенной функции; ср.: я сегодня злой - семантика эмоционального состояния - ядро поля эмоций; она такая злая - характеристика личности; он ко мне зол, добр - семантика отношения одного человека к другому - периферия поля эмоций и, возможно ядро другого поля - качественных характеристик человека).

- граница между ядром и периферией размыта;

- элемент может принадлежать ядру одного поля и периферии другого - пересечение полей.

Семантическое поле - самая крупная лексическая макропарадигма, она в наибольшей степени соотносится с таким понятием, как лексическая организация текста.

 

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА

И еще один пример, когда в тексте представлен фрагмент семантического поля (поле движения) во всем многообразии системных связей.

В радиусе не менее шестидесяти километров от озера…все знали господина Зоммера, потому что онвсегда был в пути. С раннего утра до позднего вечера г.З.пересекал местность. Не было дня в году, когда бы г.З. сидел дома.Он всегда был на ногах. Шел ли снег, сыпал ли град, светило ли солнце, собиралась ли гроза, в бурю и ураган, под проливным дождем г.З. совершал пешие прогулки. Он часто покидал дом до рассвета… и возвращался …лишь поздно ночью… За это время он преодолевал невероятно большие расстояния. Обойти озеро в один день, то есть проделать путьпримерно в сорок километров… было обычным делом…сходить в город и обратно…- это не проблема. Когда мы, дети, в половине восьмого утра, сонные, как осенние мухи, плелись в школу, навстречу нам попадался бодрый и свежий г.З., проведший в пути уже несколько часов; когда мы, усталые и голодные, тащились после школы домой, нас энергичным шагом обгонял г.З… я замечал промелькнувшую, как тень, долговязую фигуру г.З.

…г.З. надевал… полотняную рубашку цвета жженого сахара и короткие штаны…, из которых смешно выглядывали его длинные, тощие, состоявшие чуть ли не из одних связок и венозных узлов сухие ноги… В марте ноги поражали белизной… в июне сверкали, как карамель, не отличаясь от штанов и рубашки, а к осени под воздействием солнца, ветра, непогоды…ноги … напоминали узловатые ветки старой бескорой сосны…

…его палка не была обычной прогулочной тростью… служила ему как бы третьей ногой, без которой он никогдане развил бы огромных скоростей и не одолел бы невероятных расстояний, столь разительно превосходивших достижения нормального пешехода. Через каждые три шага г.З. выбрасывал вперед правую руку с палкой, вонзал палку в землю и резким рывком перемещался вслед за ней, причем казалось, что ноги служат ему для инерционного скольжения, а собственно рывок происходит за счет энергии правой руки…

Но куда вели эти странствия? Какова была цель этих бесконечных марш-бросков? Почему и для чего г.З. по 12-14 часов в деньторопливо шагалпо дорогам? Этого не знал никто.

Самым же странным было то, что он никогда не делал никаких дел… Он не заходил ни на почту, ни в местную управу…Он не наносил визитов и нигде не задерживался.По дороге в город он не заглядывалникуда… даже не присаживался на скамью отдохнуть, а просто вдруг разворачивался и бросался домой или еще куда-нибудь… он, шаркнув палкой, усвистывал прочь (П. Зюскинд. Повесть о господине Зоммере).

В лексической системе языка выделяются лексические группировки, члены которых называют разные виды движения, а также, благодаря лексико-семантической валентности лексических единиц, представляют разные характеристики процесса движения:

движение однонаправленное (идти, бежать, лететь, плыть, ехать); разнонаправленное (ходить, ездить, плавать, бродить), по способу передвижения (идти, лететь, плыть, скользить), по средству передвижения (идти пешком, ехать, лететь на самолете, плыть на корабле), по скорости (идти, бежать, лететь, мчаться, нестись, тащиться, плестись, брести), по цели (идти в школу, бесцельно бродить по лесу), совершать попутно какие-либо дела (зайти по пути, занести по пути, завести по пути) и др.

Текстовая парадигма включает множество лексических единиц, которые описывают г.З., как постоянную составляющую (движущуюся) мира маленького героя: быть в пути, пересекать местность, быть на ногах, покидать, возвращаться, преодолевать расстояния, сходить, энергичным шагом обгонять, развивать огромные скорости, скольжение, рывок, странствия, марш-броски, торопливо шагать, совершать пешие прогулки, не заходить, не наносить визитов, не задерживаться, усвистать.

Один раз - пешие прогулки, прочие лексемы и словосочетания опровергают семантику слова "прогулка": это движение направленное (г.З. не бродил, не ходил, не гулял, не прохаживался), энергичное (шагал, обгонял, усвистал, развивать огромные скорости), пешком (описание ног, которые уподобляются веткам сосны, которые живут своей жизнью сообразно со временем года - г.З. принадлежность ландшафта, природы, которая делает мир подвижным, получающим пространственные координаты; палка - третья нога); полная бесцельность направленного движения (сема "направление" находится в противоречии с семой "цель движения", "бесцельность" подавляет компонент "направление, нейтрализует его). Так создается, благодаря своеобразной лексической организации фрагмента, образ постоянного, энергичного, однонаправленного и совершенного бесцельного движения, непонятного, но неотъемлемого для наблюдателя (причину потом объяснили взрослые: у г. З. была боязнь замкнутого пространства).

Лексические показатели движения г.З. и передвижений обычных людей образуют внутритекстовую антитезу: передвижение героя и его друзей зависят от усталости, настроения, времени суток и года (плелись, тащились), а движение г. З. неподвластно влияниям извне - его гонит какая-то внутренняя причина. Его передвижения - нечто постоянное, вневременное, сближающее их с постоянством природы. Но главный семантический парадокс создается благодаря внутрисемному противопоставлению "определенное направление" и "отсутствие какой-либо цели". Или, иными словами, целью становится сам процесс движения; в бесцельность передвижений становится единственной целью.

Таким образом, из системной группировки (семантического поля) отобраны лексические элементы, пригодные для описания такого необычного вида движения, языковые элементы явно подвергаются смысловым сдвигам: например, гасятся семы "цель", связанные отношениями производности с семами "направление", наводятся текстовые семы "бесцельность движения", "цель, равная процессу движения".

Выявляя данный семантический потенциал глаголов движения, реализованный в текстовой парадигме, мы исследуем слово в коммуникативном аспекте, слово, выполняющее определенные коммуникативные задачи.