Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы технологической подготовки



Технологическое проектирование начинается с разработки маршрутной технологии. Ее содержание заключается в определении последовательности выполнения основных операций и закреплении их в цехах за конкретными группами оборудования. Одновременно осуществляется выбор инструмента и технологической оснастки, расчет норм времени и установление разряда работ, указывается специальность рабочих с соответствующим уровнем квалификации. Согласно маршрутной технологии за каждым цехом и участком закрепляются обрабатываемые виды продукции, что обусловливает их специализацию, место и роль в производственной структуре предприятия.

Затем для каждого цеха и участка разрабатывается операционная технология, содержание которой составляют пооперационные технологические карты. Они содержат указания и параметры выполнения каждой производственной операции.

В индивидуальном и мелкосерийном производствах, а также на предприятиях со сравнительно простой технологией разработка технологических процессов обычно ограничивается маршрутной технологией. В массовом же и крупносерийном производствах вслед за маршрутной разрабатывается более подробная пооперационная технология.

Из всех возможных технологий, предлагаемых на этом этапе, затем осуществляется выбор оптимальной.При этом сопоставляются натуральные показатели и сравнивается себестоимость продукции и работ при разных вариантах.

Выбранная технология производства должна обеспечивать повышение производительности труда, требуемое качество изготовления при наиболее низкой себестоимости продукции по сравнению с другими вариантами. Лучший вариант технологического процесса принимается в качестве типового для данных условий производства на определенный отрезок времени вплоть до разработки более перспективного варианта.

Применение типовых технологических процессов способствует ограничению числа технологических операций. Они позволяют установить единообразие способа обработки однотипных изделий и применяемой технологической оснастки, создают условия для сокращения затрат и продолжительности проектирования технологий.

Разработка типовых технологических процессов предполагает следующие этапы:

§ определение технологического маршрута обработки изделия данной группы;

§ выбор пооперационного технологического процесса;

§ установление способов обработки отдельных элементов (выполняемых технологических операций) для изделия данной группы.

Технологическая подготовка производства предусматривает также разработку проектов, изготовление и наладкуспециального технологического оборудования, технологической оснастки, необходимых для производства нового (модернизированного) изделия. Это очень трудоемкая и дорогостоящая работа, поскольку при освоении ряда новых моделей (например, автомобилей и других машин) изготавливается по нескольку тысяч штампов, приспособлений, моделей, десятки автоматических линий. В связи с этим в отраслях крупносерийного и массового производства, выпускающих продукцию технологически сложного профиля, переход на изготовление нового изделия, как правило, совмещается с реконструкцией и техническим переоснащением предприятий.

Проводя работы по технологической подготовке производства, необходимо учитывать, что организация производства новых видов продукции, модернизация изделий и процессов производства требуют материальной и организационной подготовки. Материальная подготовка производства предусматривает приобретение, монтаж и наладку нового оборудования, изготовление или закупку инструментов и приспособлений, сырья и материалов, т.е. обеспечение производства всеми материально-техническими ресурсами. Организационная подготовка включает совершенствование организации производства и труда и адаптацию их к условиям изготовления новой продукции, новой техники и технологии. Сюда также входит подбор и расстановка кадров в соответствии с новым характером производства, внесение коррективов в структуру аппарата управления, в функциональное и иерархическое распределение труда.

 

6.Організаційно-економічна підготовка виробництва.

Организационно-экономическая подготовка производства — это комплекс процессов и работ, направленных на разработку и реализацию проекта организации производственного процесса изготовления нового изделия, системы организации и оплаты труда, материально-технического обеспечения производства, нормативной базы внутризаводского планирования с целью создания необходимых условий для высокопроизводительного и ускоренного освоения и выпуска новой продукции требуемого качества

Организационно-экономическая (плановая) подготовка производства состоит из следующих стадий:

1) Составление плана-графика и сметы расходов на ТПП;

2) Определение потребности в дополнительном оборудовании, рабочих кадрах, материальных и энергетических ресурсах;

3) Разработка плановых калькуляций на новые детали и изделия;

4) Оформление договорных отношений с поставщиками и, потребителями;

5) Создание нормативной базы;

6) Организация труда и заработной платы;

7) Определение экономической эффективности новой продукции (фактический эффект).

При проектировании организации производства можно выделить следующие направления работ:

Расчет производственных мощностей для организации выпуска новой продукции;

Определение рациональных форм организации производства;

Разработку системы технического обслуживания производства;

Определение форм и методов организации оплаты труда всех категорий работников;

Разработку и реализацию проекта технологической реконструкции предприятия или отдельных цехов.

 

7.Ергономічні вимоги до технічної підготовки виробництва. Напрями прискорення технічній підготовці виробництва.

Эргономика - дисциплина, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах человек - техника - среда (СЧТС) с целью обеспечения ее безопасности, эффективности и комфорта. Предпосылками возникновения и развития эргономики послужили проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий, необходимость согласования рекомендаций специалистов по психологии, физиологии, гигиене труда, дизайну и объединение их в общую систему требований к содержанию труда в СЧТС.

Эргономическую оценку СЧТС можно осуществлять дифференциальным методом с помощью отдельных эргономических показателей или комплексным, при котором определяют один обобщенный эргономический показатель 1-го уровня, характеризующий определенную группу эргономических свойств оборудования, однородных по функциональному назначению:

1) Эффективность приема и переработки информации;

2) Эффективность действий при работе на оборудовании;

3) Уровни факторов, генерируемых оборудованием в рабочую зону.

Показатель 1-го уровня дополняет комплексный эргономический показатель 2-го уровня, характеризующий группу эргономических свойств оборудования, однородных по соответствию тем или иным свойствам человека в процессе трудовой деятельности, и образованный следующими групповыми показателями: антропометрическим, гигиеническим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим. Перечисленная группа показателей формирует состав эргономики.

 

8.Організація промислового освоєння нової продукції.

еобходимым этапом подготовки производства является освоение новой продукции, представляющей собой совокупность разнообразных процессов и работ, в процессе которых осуществляется проверка и отработка конструкций и технологии до установленных технических требований, освоение новых форм организации производства. Во время освоения новой продукции достигаются плановые объемы производства, намеченные экономические показатели и технико-экономические параметры выпускаемой продукции. Период освоения новой продукции начинается с изготовления опытного образца и завершается серийным производством продукции.

Периоды промышленного освоения новой продукции:

1. Проверка новой конструкции представляет собой совокупность работ по проверке, отладке и доводке конструкции изделия и технологии ее изготовления с внесением необходимых уточнений и изменений с целью достижения требований, зафиксированных в технической документации на изделие.

2. Наладка производства предусматривает переход от опытного производства к серийному (массовому). Осуществляется внедрение разработанных технологических процессов, форм организации производства и труда, проводится работа по стабилизации качества изготовления деталей и сборочных единиц.

3. В период достижения проектных экономических показателей выполняются работы, связанные с доведением норм расхода материальных ресурсов, трудоемкости, себестоимости и других экономических показателей до проектного уровня за счет роста квалификации рабочих, повышения уровня оснащенности, снижения потерь от брака.

Производственное освоение осуществляется в процессе наладки производства и завершается в условиях, когда все производственные звенья предприятия обеспечивают выполнение установленных объемов выпуска продукции при заданном качестве и необходимой устойчивости производства. В период производственного освоения устраняются "узкие" места, рабочие в полной мере осваивают трудовые операции, стабилизируется загрузка оборудования и рабочей силы.

 

9.Якість продукції, показники і оцінка його рівня. Сертифікація продукції.

Качеством называют совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество – понятие, изменяющееся во времени.

Показатели качества продукции в зависимости от задач оценки ее уровня классифицируются:
· по характеризуемым свойствам – назначение; надежность, сохраняемость; эргономичность и эстетичность; технологичность; стандартизация и унификация; патентно-правовые показатели; экологические показатели; безопасность; транспортабельность;
· по способу выражения – показатели, выраженные в натуральных единицах (килограмм, метр, балл, безразмерные единицы) и в стоимостных единицах;
· по числу характеризуемых свойств – единичные показатели, комплексные, обобщенные, интегральные; единичные, относящиеся только к одному свойству (например, прочность бетона на сжатие); комплексные – к нескольким свойствам (энергоемкость разрушения массива горной породы); обобщенные – относящиеся к такой совокупности свойств, по которой принято оценивать качество продукции (например, номенклатура показателей качества); интегральные – отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребления (например, мост, карьер, обогатительная фабрика и др.);
· по стадии определения – прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные;
· по применению – базовые, единичные.

Уровень качества продукции – относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.

Сертификация продукции — это комплекс действий, посредством которых подтверждается соответствие фактических характеристик отечественной продукции требованиям международных и национальных стандартов. Могут быть и другие, согласованные между экспортером и импортером продукции документы, предусмотренные международными системами или соглашениями по сертификации. Сертификат — документ, удостоверяющий качество данной продукции и ее соответствие названным документам.

10.Міжнародна стандартизація.

Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов

Цели международной стандартизации:

1. сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;

2. обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

3. содействие международной торговле;

4. содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.

Основными задачами стандартизации являются:

1. установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

2. развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

3. обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

4. разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

5. принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях экономики;

6. формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

7. создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

11.Система управління якістю продукції.

Система управления качеством продукции – это совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.

Целью управления является достижение требуемого уровня качества продукции.

Процесс управления качеством продукции в соответствии с общей теорией управления состоит из следующих операций:

· разработка программы управления, планирование повышения качества продукции;

· получение и анализ информации о состоянии любого объекта (изделия, процесса), влияющего на качество продукции;

· принятие решения по управлению качеством продукции и подготовка воздействия на объект;

· выдача управляющего воздействия;

· получение и анализ информации об изменениях в качестве объекта, которые были вызваны управляющими воздействиями.

Т.о., в системе управления качеством продукции реализуется принцип обратной связи.

Этапы формирования и обеспечения качества продукции:

1. Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции.

2. Формирование уровня качества, соответствующего высшей категории качества. Подготовка научно-технической документации.

3. Анализ возможностей предприятия-изготовителя.

4. Материально-техническое обеспечение сырьем, материалами, комплектующими изделиями.

5. Техническая подготовка производства. Разработка технологических процессов. Обеспечение оборудованием, оснасткой, инструментом.

6. Производство продукции, соответствующей научно-технической документации.

7. Технический контроль и испытания продукции. Оценка качества изготовления.

8. Сбыт готовой продукции. Сохранение качества в процессе хранения, транспортирования, реализации продукции.

9. Монтаж и эксплуатация готовой продукции. Обеспечение качества обслуживания и ремонта. Оценка степени удовлетворения потребителя качеством продукции.

10. Утилизация. Максимальное использование утилизируемых веществ.

12.Організація технічного контролю на підприємстві. Облік і аналіз браку

Технический контроль — составляющая любого производственно­го процесса, осуществляемая на всех его стадиях — от поступления сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, комплектующих изде­лий до выпуска готовой продукции.

Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям конструкторско-технологической до­кументации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, предоставлять исходные данные и мате­риалы, которые могут быть использованы для разработки мероприя­тий по повышению качества продукции и сокращению издержек.

Отдел технического контроля является самостоятельным структур­ным подразделением предприятия. К основным его функциям относятся:

• контроль поступающих на предприятие от поставщиков предме­тов труда — сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектую­щих изделий;

• контроль за состоянием средств труда — оборудования, оснаст­ки, инструментов;

• контроль за выполнением технологического процесса на всех стадиях изготовления продукции;

• контроль за качеством продукции;

• предупреждение, выявление и учет брака;

• установление причин появления брака;

• контроль за выполнением мероприятий по устранению брака, рекламаций и повышению качества продукции.

Виды и объекты технического контроля

В зависимости от задач, стоящих перед ОТК, определяется вид технического контроля

контроля, который прежде всего различается по объектам контроля:

• предметам труда

• средствам производства

• технологическим процессам производства;

• условиям труда.

Технический контроль различается также по назначению:

• входной

• предварительный

• промежуточный

• окончательный

Контроль различается по степени охвата:

• сплошной,

• выборочный

Различается контроль и по возможности дальнейшего использова­ния объекта:

• разрушающий

• неразрушающий

По месту выполнения контрольных операций различается такой контроль:

• стационарный

• подвижный

В зависимости от особенностей контролируемых параметров различается контроль:

• геометрических форм и размеров;

• физико-механических, химических и других свойств материа­лов и полуфабрикатов;

• внутреннего брака продукции (раковины, трещины и т. п.);

• технологических свойств материалов и др.

По принципу действия средства контроля подразделяются на меха­нические, электрические, химические, оптические и др.

По характеру воздействия на ход технологического процесса раз­личаются такие средства контроля:

• пассивного

• активного

Браком в производстве считаются детали, агрегаты, изделия, которые в процессе или по окончании изготовления (обработки или сборки) признаны несоответствующие стандартам, чертежам или техническим условиям.

Порядок учета, анализа и оформление брака продукции устанавливает, как правило, стандарт предприятия.

Организация работ по учету, анализу и оформлению документов о браке должна обеспечивать:

- предупреждение брака и выявление недостатков технологических процессов и оснастки, не гарантирующих стабильного качества изготовляемой продукции;

- подготовку материалов для разработки организационных и технических мероприятий, направленных на ликвидацию причин, вызвавших брак;

- своевременное и полное выявление в процессе производства всех случаев брака, объективный анализ, установление вида брака, его причин и виновников;

- своевременное изъятие и изоляцию брака;

- определение потерь от брака и полноты взысканий с виновников за брак;

- подготовку оперативной информации о недостатках в работе производственных участков, отдельных станков и агрегатов, вызвавших брак;

- составление отчетов о браке как по цехам, так и по предприятию в целом.

чет брака и потерь от брака в производстве ведется по изделиям и подразделениям-виновникам. На основании обработанной и систематизированной информации о браке руководители подразделений, по вине которых произошел брак, анализируют:

- причины возникновения брака;

- количественные показатели, характеризующие массовость брака;

- стоимость брака и потери от него (сумма, структура брака по причинам);

- виновников брака;

- изделия, по которым допущен брак.

По результатам анализа составляются организационно-технические мероприятия для устранения причин, вызвавших появление брака.


 

13. Суть управління проектом. Класифікація проектів. Ознаки проекту.

Під проектом розуміють комплекс науково-дослідних, проектно-конструкторських, соціально-економічних, організаційно-господар-ських та інших заходів, що пов’язанні ресурсами, виконавцями та строками, відповідно оформлені і направленні на зміну об’єкта управління, що забезпечує ефективність вирішення основних завдань та досягнення відповідних цілей за певний період. Кінцевими цілями проектів є створення та освоєння нової техніки, технології та матеріалів та ін., що сприяє виходу вітчизняної продукції на світовий ринок.

Сутність управління проектом - Забезпечити виконання робіт у конкретний термін і в межах виділених коштів відповідно до технічного завдання". Керівник проекту пильно стежить за трьома чинниками: термінами, бюджетом і якістю робіт. Ці чинники вважаються основними обмеженнями проекту.

Основними ознаками проекту є наступні:

·  зміна стану проекту задля досягнення його мети;

·  обмеженість у часі;

·  обмеженість ресурсів;

·  неповторність.

Класифікаційна ознака Види проектів
1 2
Мета й характер діяльності  комерційні  некомерційні
Характер та сфера діяльності  промислові  організаційні  економічні  соціальні  дослідницькі
Масштаб та розмір проекту  великі  середні  малі
Ступінь складності  прості  складні  дуже складні
Склад і структура проекту  монопроекти  мультипроекти  мегапроекти
Рівень альтернативності  взаємовиключні  альтернативні по капіталу  незалежні  взаємовпливаючі  взаємодоповнюючі
Тривалість проекту  короткострокові  середньострокові  довгострокові

14. Модель управління проектом. Модель оперативного управління проектом. Система управління проектом. Фазі управління проектом (фаза Формування, фаза потокового управління, фаза кризиса проекту, фаза завершення проекту).

При вирішенні задачі оперативного управління є інформація про обмеження на допустимі значення показників і модель проекту, скориговані відповідно до рішень відповідних задач ідентифікації та прогнозування і враховують історію реалізації проекту.

У процесі управління проектами Використовують різноманітні системи управління проектами, но найпошіреніші так кличуть входити основному та розширеного управління

^ Основна система. Менеджером проекту є представник замовника, будь-яка фірма-учасник. Менеджер у проекті не Несе Фінансової відповідальності за прійняті решение. ВІН відповідає за Координацію и управления Розробка та реалізацією проекту, у контрактні отношения з іншімі учасниками проекту (крім замовника) не вступає. Перевага ОСНОВНОЇ системи Полягає в об'єктивності менеджера, недолік - у тому, что за проект відповідає замовник.

^ Система розширеного управління. Менеджер проекту Несе відповідальність за проект у межах фіксованої (кошторисної) ціни. ВІН Забезпечує управління й Координацію процесів проекту за Угодами между ним и учасниками в межах фіксованої ціни. Менеджером проекту может буті підрядна чи консалтингова фірма (в окремий випадка - інжинірингова). Менеджер управляє проектом, коордінує процеси постачання й роботи з інжинірингу. Відповідає за проект підрядчік. Різновідом системи розширеного управління є система "під ключ", коли менеджером проекту є проектно-будівельна фірма, з Якою замовник Укладає контракт "під ключ" з оголошеною вартістю проекту.

Фазі:

Розробка Концепції проекту. Авторитети етапі візначають кінцеві цілі проекту й віявляють шляхи їх Досягнення. При Авторитети передбачають можлівість альтернативних наборів цілей, Які б поряд з економічнімі враховувалі такоже Політичні, соціальні й технічні Чинник. Важлива Вимоги до визначення цілей проекту - можлівість їх кількісної ОЦІНКИ за ОБСЯГИ, термінамі, прибутку ТОЩО.

Оцінка жіттєздатності проекту передбачає Стислий (попереднє) ТЕО. Розглядають две-три альтернативи, розроблені на попередня етапі. Шкірні з них оцінюють за підібраним крітеріямі. Авторитети етапі встановлюються граничні умови, формують конкретні цілі й обмеження, а такоже візначають ВАРТІСТЬ проекту з точністю 25-40%. Результатом Такої ОЦІНКИ жіттєздатності проекту є обґрунтування Переваги однієї альтернативи перед іншімі. После Ухвалення решение про початок робіт, пов'язаних з проектом, розглядають питання про керування роботами з его реализации.

^ Попереднє планування реализации проекту. После визначення жіттєздатності проекту и Прийняття решение про початок его Здійснення складають план робіт, тобто структурно визначеня послідовність етапів робіт, Які віконують до Досягнення Вже визначеного комплексу цілей (хто й что має делать и в Які Терміни). На Основі планом робіт складають доповідні календарний графік робіт, что дает змогу точніше оцініті ВАРТІСТЬ проекту.

Контрактна фаза проекту. Для Залучення до проекту віконавців замовник повинен підготуваті Декларацію про Намір проектуваті об'єкт, де викластись основні характеристики й Можливі обмеження проекту.

Фаза реализации проекту поділяється на две підфазі: детальний (робоче) проектування и постачання; матеріалізація проекту (будівництво). Це фаза найбільшого ризико, бо ее виконан пов'язане зі значними витратами. Підфаза матеріалізації проекту передбачає закупівлю матеріалів и конструкцій; найманов ї підготовку працівніків; закупівлю (оренду) технологічного устаткування; виконан будівельно-монтажних и пуско-НАЛАГОДЖУВАЛЬНА робіт; здачу готових об'єктів в експлуатацію.

Значущість кожної фази життєвого циклу проекту оцінюють за трудовітратамі:

 

• розробка Концепції ставити 2-3%;

• планування проекту - 4-5;

• проектування - 10-20;

• матеріалізація проекту (будівництво) - 60-70;

• закриття проекту - 10-12%.

15. Принципи обліку, контролю и регулювання проекту.

Контроль та облік в управлінській ДІЯЛЬНОСТІ ОРГАНІВ внутрішніх справ здійснюється за демократичними принципами его организации та Функціонування. У ціх принципах закладами вимоги, Котре має ВІДПОВІДАТИ вся система Здійснення контролю. Виконання ціх вимог спріяє підвіщенню ефектівності контролю, досягнені ним поставлених цілей та Виконання відповідніх Завдання. До Принципів контролю та обліку слід Віднести: законність, гласність, об'єктивність, плановість, обізнаність, дієвість.

Принцип законності - перевіряючі законність, співробітнікі зобов язані Керувати Тільки законами, підзаконнімі актами

Гласність дозволяє оперативно реагуваті на віявлені недоробкі и прорахункі, попереджуваті Порушення та Інші упущення в ДІЯЛЬНОСТІ органу, Підрозділу, окремий співробітніка.

Принцип об'єктивності контролю означає, что перевіряючі оцінюють діяльність того, кого перевіряють, віходячі Із фактичного стану справ

Принцип плановості Забезпечує плановість, Координацію та облік контрольної ДІЯЛЬНОСТІ всех ланок

Принцип обізнаності означає, что інспектуючій має буті вічерпно Обізнаний про діяльність підконтрольніх об'єктів, мусіть Глибока вівчіті відповідну ділянку роботи и Попередньо візначіті лінію своєї поведінкі.

Принцип дієвості віражається в тому, что віявляє та вівчає причини їх Виникнення и дает конкретні рекомендації относительно їхнього Усунення, чім практично допомагає об'єкту, Який перевіряє.

16. Структура и Функції матеріально-технічного забезпечення на підприємстві.

Для ефективного Функціонування системи матеріально-технічного забезпечення виробництва необхідне виконан таких функцій, як планування, організація, облік, контроль і аналіз:

Функціямі МТЗ віступають:

1) планування, Пожалуйста досліджує Внутрішнє и Зовнішнє середовище підприємства; прогнозирует и візначає спожи всіх видів РЕСУРСІВ; оптімізує виробничі запаси; планирует спожи матеріалів и встановлює їх Ліміт на відпуск цехам; оперативно планирует забезпечення матеріальнімі ресурсами;

2) організація, яка передбачає: збір информации про спожи в сіровіні; аналіз джерел удовольствие потреб в матеріальних ресурсах; Укладення з постачальником господарських ДОГОВОРІВ; організацію складського господарства; забезпечення цехів, робочих Місць необхіднімі матеріальнімі ресурсами.

3) контроль (коордінація роботи): контроль за виконання договірніх зобов`язання постачальником; контроль за витратами матеріальних РЕСУРСІВ; вхідній контроль за якістю; контроль за виробничими запасами.

Основними Завдання планом МТЗ є:

1) своєчасне й ПОВНЕ удовольствие спожи підприємства у матеріально-технічних ресурсах;

2) визначення перспектівної та поточної спожи в Матеріалах, сіровіні ї обладнанні;

3) розроблення матеріальних балансів;

4) вибір постачальніків та підтримка з ними зв'язків;

5) забезпечення вісокої якості РЕСУРСІВ, что поставляються;

6) мінімізація витрат на придбання, доставку й Зберігання товароматеріальніх цінностей;

7) визначення оптимальних термінів поставки и Розмірів транспортних партій матеріальних РЕСУРСІВ, что прідбаються;

8) визначення оптимального уровня запасів матеріально-технічних РЕСУРСІВ и т.д.

17. Організація постачання матеріальних РЕСУРСІВ на предприятие.

Поставки матеріальних ресурсів на підприємство здійснюються через систему господарських зв'язків, які являють собою сукупність економічних, організаційних і правових взаємовідносин, які виникають між постачальниками і споживачами засобів виробництва. Раціональна система господарських зв'язків передбачає мінімізацію витрат виробництва і обігу, повну відповідальність кількості, якості та асортименту продукції, що поставляється потребам виробництва, своєчасність і комплектність її надходження.

Господарські зв'язки між підприємствами можуть бути прямими і опосередкованими (непрямими), тривалими і короткостроковими.

Прямі - являють собою зв'язки, при яких відносини з поставок продукції встановлюються між підприємствами-виробниками і підприємствами-постачальниками прямо, безпосередньо.

Опосередкованими вважаються зв'язку, коли між цими підприємствами є хоча б один посередник. Поставки продукції споживачеві можуть здійснюватися змішаним шляхом, тобто як безпосередньо, так і через посередників (дистриб'юторів, джобберів, агентів, брокерів).

Як прямі, так і непрямі зв'язки можуть носити тривалий і короткостроковий характер. Тривалі господарські зв'язки є прогресивною формою матеріально-технічного постачання, коли підприємства мають можливість розвивати на довгостроковій основі співробітництво з удосконалення своєї продукції, зниження її матеріаломісткості, доведення до світових стандартів. Важливими етапами в організації матеріально-технічного постачання промисловості є специфікування ресурсів і укладення господарських договорів на постачання продукції.

У практиці роботи підприємств використовується кілька методів забезпечення виробництва матеріалами: позамовний (одиничні замовлення і замовлення по декількох позиціях), на основі планових завдань, на основі здійснюваного споживання (метод своєчасних замовлень, метод ритмічних замовлень).

18. Організація постачання виробничих цехів и ділянок.

Забезпечення матеріальнімі ресурсами виробничих цехів, дільніць та других Підрозділів підприємства передбачає виконан таких функцій:

Постачання цехів матеріалами здійснюється у повній відповідності з встановленим лімітамі и конкретними Особливе виробництва. Останні враховуються при розробці графіків подач, на Основі якіх матеріали доставляються в цехи. Ліміт встановлюється віходячі з виробничої програми цеху та спеціфікованіх норм витрат.

Служба постачання відповідає за своєчасну и якісну підготовку матеріальних РЕСУРСІВ до виробничого споживання, Виконує роботи з розпакування, розконсервації, комплектування, Які узгоджуються з технологічною службою підприємства.

Цілеспрямований и Економні витрат матеріальних РЕСУРСІВ у цехах перебуває під постійнім контролем служби постачання и періодічно перевіряється Шляхом ревізії матеріального обліку. За результатами перевіркі вжіваються конкретні заходь относительно Усунення виявленості недоліків.

Робота ОРГАНІВ матеріально-технічного забезпечення впліває на рівень основних техніко-економічних показніків підприємства.

До числа показніків матеріально-технічного забезпечення відносяться кількісні та якісні показатели

 

 

19. Управління виробничими запасами.

Производственные запасы - это материальные ресурсы, которые поступили на склады предприятия, но еще не задействованные в производственном процессе. Создание таких запасов разрешает обеспечивать своевременный отпуск материалов у цеха и на рабочие места соответственно требованиям технологического процесса.

Управление производственными запасами на предприятии предусматривает:

· разработку норм запасов по всей номенклатуре потребляемых предприятием материалов;

· организацию действующего оперативного контроля уровня запасов;

· создание необходимой материальной базы для размещения запасов и обеспечение их сохранности.

Нормой запасаназывается установленное количество материалов, обеспечивающее бесперебойное снабжение потребителей.

Различают бухгалтерские и экономические затраты, связанные с созданием и поддержанием материальных запасов. К бухгалтерским затратам относятся складские затраты и затраты на выполнение заказа. Экономические затраты, кроме бухгалтерских, включают также затраты, связанные с недостатком имеющихся запасов.

Стоимость хранения (складские затраты) связанна с физическим хранением материальных запасов. Сюда относятся собственно складские затраты (отопление, освещение, арендная плата, охрана), затраты на удержание складского оборудования, размещение запасов на временное хранение, убытки от порчи, разворовывания и прочие.

Стоимость выполнения заказа включает затраты на оформление счетов-фактур, проверку качественных и количественных параметров партии сырья, которое отгружается, и материалов. В отдельных случаях она может выражаться фиксированной денежной суммой, которая не зависит от размера партии.

Затраты, связанные с недостаточностью имеющегося запаса возникают в том случае, когда спрос на сырье превышает его имеющиеся запасы. В результате временного дефицита материальных ресурсов могут возникать потенциальные экономические потери (недополученная прибыль), обусловленные простоями основного производства.

Так как продукция от поставщиков к потребителям поставляется периодически, а расходуется в процессе производства постоянно, то необходимы запасы, размеры которых должны быть достаточными для бесперебойной работы, и в тоже время минимальными. Норма производственного запаса измеряется количеством дней среднесуточного потребления ресурса данного вида

Определяя норму производственного запаса в днях по того или иного вида ресурса необходимо учесть:

- условия поставки данных видов материальных ресурсов;

- отдалённость поставщика;

- транспортные условия;

- время, необходимое для подготовки материалов к использованию в производстве;

- периодичность ввода материалов в производство.

С учётом указанных факторов норма запаса в днях по каждому виду сырья и материалов включает следующие элементы:

1) транспортный запас Ттр;

2) входной запас Твх;

3) подготовительный запас Тподот;

4) текущий запас Ттек;

5) страховой запас Тстрах.

Сумма входного и подготовительного запасов образует технологический запас (в литературе его иногда называют подготовительным запасом)

 

Ттехн = Твх + Тподгот .

 

В сумме транспортный, технологический, текущий и страховой запасы по каждому виду ресурсов составляют производственный запас Нд. В производственный запас может также включаться сезонный запас.

 

Нд = Ттр + Ттехн + Ттек + Тстрах.

 

20. Логістичний підхід до управління матеріальними потоками.

Деятельность по управлению материальными потоками осуществлялась человечеством с давних времен. Логистика же в хозяйственной практике начала применяться совсем недавно (а на значительном числе отечественных предприятий еще и не начала применяться). Определения логистики не всегда в явном виде отражают ярко выраженную специфику логистического подхода к управлению материальными потоками. В связи с этим остановимся подробнее на принципиальном отличии логистики от традиционного управления материальными потоками.

Рассмотрим цепь, состоящую из нескольких самостоятельных предприятий, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). Сквозной материальный поток, пронизывающий все предприятия, как отдельный объект управления не выделяется. Соответственно, нет и субъекта, который управлял бы этим потоком и отвечал за его показатели.

Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком, проходящим несколько предприятий

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (Рис. 3). При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи - в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный продукт начинает поступать в нужное место, в нужное время. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами. На выходе из цепи сквозной материальный поток приобретает запланированные, контролируемые показатели.

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком, проходящим несколько предприятий

На уровне отдельно взятого предприятия цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных подразделений этого предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из этих подразделений. В результате согласно известной поговорке про ''семь нянек" "дитя" остается без надзора. Показатели материального потока, так же как и в первом примере, имеют случайное трудно управляемое значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права подразделение (чаще всего служба логистики), приоритетной задачей которого является управление сквозным материальным потоком, т.е. потоком, который поступает извне, проходит склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходит к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия

Рис. 5. Логистический подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления проходящими по цепи материальными потоками.

Логистическая интеграция звеньев цепи осуществляется по четырем направлениям:

· планирование - согласованное планирование материальных потоков в отдельных звеньях цепи;

· технология - применение в звеньях цепи единых согласованных технологических решений;

· техника - единая политика технического оснащения и технического развития звеньев;

· экономика - согласованность экономических интересов звеньев.

21. Проектування організації виробництва.

Проектирование организации производства, труда и управления проводится в два этапа: техническое проектирование и рабочее проектирование.

Технический проект (ТП) системы разрабатывается на основании утвержденного технического задания. На этапе технического проектирования вырабатываются общие решения о построении (совершенствовании или преобразовании) системы организации производства, труда и управления. Техническое проектирование включает:

1) изучение ТЗ на проектирование;

2) изучение информационных материалов о передовом опыте, достижениях науки;

3) изучение инструктивных методических и нормативных документов;

4) принятие организационных решений по основным направлениям проектирования, в том числе: выбор варианта специализации, разработка производственной и организационной структур; выработка решений по организации основного производства; вспомогательного и обслуживающего производства; технического контроля и управления качеством продукции; научно-технической подготовки производства; управления производством; организация труда и экономических отношений внутри производства;

5) определение ожидаемого экономического эффекта от внедрения оргпроекта;

6) экспертиза и утверждение комплекта документации по техническому проектированию.

В состав ТП входят следующие разделы.

1. Общая характеристика организационной системы.

2. Организация основного производства.

3. Организация ремонта и технического обслуживания.

4. Организация инструментального обслуживания.

5. Организация транспортного обслуживания.

6. Организация материально-технического снабжения и сбыта, складского хозяйства.

7. Организация капитального строительства и хозяйственного обслуживания.

8. Организация маркетинга.

9. Организация технической подготовки производства.

10. Организация технического контроля и управления качеством продукции.

11. Организация труда и подготовки кадров.

12. Организация экономической службы.

13. Организация внешнеэкономической деятельности.

14. Оргпроекты цехов и др.

при этом общая характеристика организационной системы должна включать:

- цели, назначение и критерии функционирования предприятия;

- основные технико-экономические характеристики предприятия; организационную структуру предприятия;

- производственную структуру;

- расчет общей численности.

Каждый из последующих разделов технического проекта (пункты 2-14) организации производства на предприятии должен содержать:

- общую характеристику подсистемы;

- организационную структуру подсистемы;

- функции и задачи управляющих подразделений;

- положения о подразделениях;

- численность ИТР и служащих по подразделениям;

- общую планировку управленческих подразделений;

- общую характеристику информационного обеспечения;

- перечень основных документов;

- схему документооборота;

- рекомендации по системе оплаты и стимулирования труда ИТР и служащих;

- технические оргпроекты цехов.

Проект организации производства в цехе на этапе технического проектирования включает:

- общую характеристику цеха;

- цели и назначение;

- технико-экономическую характеристику;

- внутрицеховую производственную специализацию, производственную структуру;

- организационную структуру цеха;

- общую планировку цеха;

- расчет численности промышленно-производственного персонала;

- общую характеристику организации основного производства;

- положение о производственно-диспетчерском бюро (ПДБ);

- общую характеристику организации вспомогательного и обслуживающего производства;

- положения о службах вспомогательного и обслуживающего хозяйства;

- общую характеристику организации экономической деятельности;

- положение о планово-экономическом бюро (ПЭБ);

- общую характеристику организации управления качеством;

- положение о бюро технического контроля (БТК);

- общую характеристику организации управления технологической подготовкой производства;

- положение о технологическом бюро;

- положения о начальнике цеха, заместителе, начальнике участка, сменном мастере, мастере;

- формы организации труда;

- положения о бригадире, совете бригады;

- рекомендации по системе оплаты труда ИТР и служащих;

- рекомендации по системе оплаты труда основных, вспомогательных и обслуживающих рабочих.

Этап технического проектирования завершается экспертизой и утверждением комплекта документации по техническому проектированию организации производства, труда и управления, включающей:

1) исходные положения по проектированию, включающие основание для разработки ТП, цели и задачи разработки, источники финансирования, состав исполнителей, анализ результатов предпроектного обследования;

2) технический проект организации производства, труда и управления;

3) расчет ожидаемого экономического эффекта от внедрения оргпроекта;

4) сопутствующую документацию (описание содержания этапов проектирования, сроки их выполнения и исполнители, аннотированный отчет об исследованиях отечественного и зарубежного опыта по оргпроектированию, методики предпроектного обследования и результаты его проведения).

Рабочий проект (РП) организации производства, труда и управления разрабатывается на основе утвержденного технического проекта. Цель рабочего проектирования – это создание рабочей документации, необходимой для построения (совершенствования или реорганизации) организационной системы предприятия.

На этом этапе состав работ аналогичен техническому проектированию, но в отличие от него при рабочем проектировании производится подробная разработка всех направлений проектирования и комплекса материалов по внедрению оргпроекта. Рабочий проект состоит из тех же разделов, что и технический проект.

Основное содержание оргпроектов управляющих подсистем, разработанных в ТП, должно быть дополнено:

- рекомендациями о методах управления;

- подробной разработкой информационного обеспечения;

- технологией управления;

- организацией труда;

- автоматизацией управленческого труда.

Рабочая документация по организации производства, например, в цехе должна содержать более детализированные, углубленные разработки по организации основного, вспомогательного и обслуживающего производства, организации экономической деятельности в цехе, организации управления качеством и технологической подготовкой производства, организации труда рабочих, ИТР и служащих, охране труда и технике безопасности. В оргпроект цеха необходимо включать схемы размещения производственных отделений (участков), состав и характеристику оборудования, его планировку, схемы производственных потоков, разработку информационного обеспечения, описание управленческих процедур, штатное расписание и должностные инструкции, организацию АРМ, расчеты численности рабочих, ИТР и служащих, материалы по нормированию труда, системе оплаты и стимулирования, совмещению профессий, формам организации труда, оргпроекты рабочих мест, характеристику условий труда и мероприятия по обеспечению техники безопасности, методики, нормативы, классификаторы, инструкции, формы документов и другую нормативно-техническую документацию.

Комплект рабочей документации по проектированию организации производства предприятия включает:

1) исходные положения по проектированию организации производства (аналогично ТП);

2) рабочий проект по организации производства, труда и управления;

3) расчет экономического эффекта от внедрения комплексного оргпроекта предприятия;

4) материалы по организации внедрения комплексного оргпроекта предприятия, содержащие: положение по внедрению; план-график реализации оргпроекта с указанием сроков, исполнителей; методические рекомендации по системе стимулирования внедрения проекта, организации контроля и учета реализации оргпроекта;

5) сопутствующую документацию.

К сопутствующей документации технического проектирования могут быть добавлены методики проводимых при проектировании расчетов, методики нормирования труда, наборы стандартных программ для решения задач на ЭВМ, системы кодирования и шифрования документации, состав типовых проектов по организации рабочих мест, методические рекомендации по классификации и другие документы по усмотрению руководителя проекта, которые необходимы для разработки оргпроекта, но не входят в его состав.

Схема последовательности процедур по осуществлению рабочего проектирования аналогична техническому проектированию, но включает дополнительно разработку рекомендаций по внедрению оргпроекта.

 

 

22. Основні резерви розвитку виробництва, їх суть і класифікація. Дослідження стану організації виробництва.

Основные резервы развития производства, их сущность и

Сущность, элементы и задачи организационного проектирования

Проектирование организации производства - это процесс разработки организационной, технической и планово-экономической документации, необходимой для создания и отображение на практике производственной системы.

Проект организации производства содержит:

1) общесистемные сведенные данные (производственная структура предприятия, система управления, состав и численность кадров, система оперативно-производственного планирования и др.);

2) организационные решения, которые относятся к формированию подсистем (техническая подготовка производства, организация производственных процессов, производственной структуры предприятия, материально-технического обеспечения, службы маркетинга и сбыта и др.);

3) организационные решения по элементам производственного процесса (организация труда рабочих, функционирования средств труда, движение предметов труда, интеграция элементов производства в единый процесс) и др.

Наиболее прогрессивным является метод автоматизированного проектирования - система (САПР). При этом методе процесс разработки проекта организации производства рассматривается с системных позиций с использованием компьютерной техники на всех видах работ.

Классификация

Различают понятие "производственные резервы", которые направлены на улучшение использования ресурсов предприятия, и "резервы, как запасы производства", наличие которых необходимое для беспрерывного развития каждого предприятия.

Организационные резервы классифицируются по следующим основным направлениям:

1) улучшения использования средств труда (возможности более полной загрузки оборудования по времени и мощности, сокращение времени его пребывания в ремонте);

2) сокращение времени производства (неиспользованные возможности сокращения периода технической подготовки производства и освоения новых видов продукции);

3) улучшение использования трудовых ресурсов (возможности роста производительности труда за счет более полной загрузки рабочих);

4) повышение качества продукции;

5) улучшение использования предметов труда (возможности рационального выбора сырья и материалов и использование отходов производства).

Исследование состояния организации производства проводится для оценки уровня организации производства. Уровень организации производства характеризует степень совершенства форм, методов и способов осуществления производственных процессов в пространстве и времени. Уровень организации производства определяется путем сопоставления фактического и эталонного (или планового) значений показателей состояния организации производства, которые получаются в результате деятельности предприятия.

Основой методикой анализа является комплекс технико-экономических показателей, которые отображают состояние тех или других сторон организации производства:

1) отображают результативность (эффективность) организации производства;

2) характеризуют степень реализации научных принципов организации производственных процессов;

3) отображают состояние организации производства по подсистемам.

 

Таким образом, анализ позволяет сравнить фактические значения показателей с эталонными и определить причины, которые вызовут их отклонения. Это обеспечивает возможность выявления и использования в короткие сроки резервов улучшения организации труда на предприятии.

 

23. Джерела отримання інформації. Розробка плану вдосконалення організації виробництва.

Категории источников, обладающих, владеющих или содержащих в себе информацию:

1. Люди.
2. Документы.
3. Публикации.
4. Технические носители.
5. Технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности.
6. Продукция.
7. Промышленные и производственные отходы.

Разработка плана совершенствования организации производства на предприятии.

Характер конкретных мероприятий по улучшению организации производства в различной степени определяется особенностью предприятия и сложившимся состоянием дел, вместе с тем можно сформировать общее направление работы по рационализации и последовательности их проведения на предприятии.

В соответствующие формы текущего плана вносится наиболее крупные объединенные мероприятия по совершенствованию организации производства. В развитии перспективного и текущего плана предприятия или объединения разрабатывается план мероприятия, который представляет собой более детализированный документ, чем соответствующий раздел текущего плана.

Рабочий план мероприятий по совершенствованию организации производства может быть составлен по форме:

№№ Область совершенствования организации производства Мероприятия по совершенствованию организации производства Исполнитель Срок Экономический результат
Разработки Внедрения
             

В качестве областей совершенствования организации производства в объединении и на предприятии выступают:

1- организация труда, функционирование орудий труда;

2- организация подготовки производства, производственных процессов, производственной инфраструктуры, технического контроля качества продукции, МТС производства, реализации и сбыта продукции;

3- формирование и совершенствование производственной структуры объединения, предприятия и входящих в их состав подразделений;

4- организация оперативно-производственного планирования.

По каждому из этих направлений совершенствования организации производства разрабатываются конкретные мероприятия. Мероприятия разрабатываются производственными подразделениями и экономическими службами под методическим руководством отдела или бюро организации труда и производства в такой последовательности:

1- на основе результатов анализа выявляются объекты рационализации;

2- изучается передовой отечественный и зарубежный опыт, анализируются предложения работников предприятия, высказанные в анкетах во время опросов, организуется сбор предложений рабочих и специалистов;

3- разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации производства, определяются исполнители, сроки завершения проектных работ и внедрения мероприятий, определяется их экономическая эффективность.

 

 

24 Система організації виробництва компанії «Тойота»

Производственная система Тойота (TPS) – это система, направленная на обеспечение максимального качества, минимизации затрат и времени выполнения заказа путем устранения потерь.

В основе системы TPS лежат два метода: «точно вовремя» и дзидока, которые часто изображаются в виде домика.

Концепции «точно вовремя» и дзидока зародились еще в довоенное время. Основателем концепции дзидока был Сакити Тоеда. Он создал устройство автоматической остановки ткацкого станка при разрыве нити. Это позволило значительно повысить качество продукции и освободить людей для выполнения операций, создающих больше ценности, чем наблюдение за работой станков. В конечном итоге эта простая идея стала применяться на каждом станке, на каждой производственной линии и при выполнении каждой операции в компании Тойота. Концепцию «точно вовремя» разработал сын Сакити Кийтиро Тоеда, он же стал основателем автомобильного бизнеса Тойота. Кийтиро решил, что операции, выполняемые на предприятиях Тойота, не должны создавать излишних запасов и что Toyota совместно со своими поставщиками сделает все возможное для выравнивания производства. Над этой проблемой трудился Таити Оно. В результате проведенной работы, на основе концепции «точно вовремя» им была разработана уникальная система организации потоков материалов и информации, позволяющая контролировать перепроизводство. Ключ к поддержанию и совершенствованию производственной системы Тойота заключается в постоянном выполнении стандартизированной работы и кайдзен на основе цикла PDCA.

 

 

25. Система «Канбан» в организации производства по принципу «точно вовремя»

Канбан (kanban, система канбан) — этометод управления бережливыми производственными линиями (японское слово, обозначающее «сигнал» или «карточка»), использующий информационные карточки для передачи заказа на изготовление с последующего процесса на предыдущий.

Инструмент вытягивающей системы, который дает указание на производство или изъятие (передачу) изделий с одного процесса на другой. Применяется в Производственной Системе Toyota для организации вытягивания путем информирования предыдущей производственной стадии о том, что надо начинать работу. Система канбан позволяет оптимизировать цепочку планирования производственных мощностей, начиная от прогноза спроса, планирования производственных заданий и балансировки/распределения этих заданий по производственным мощностям с оптимизацией их загрузки.

Является составной частью этой системы производства «точно-во-время» (Just-in-Time-Production, JIT), которая предполагает синхронную поставку необходимого в производстве материала: поступление непосредственно в производство на рабочее место к необходимому времени, в необходимом количестве, с предписанным качеством и в соответствующей потреблению упаковке. В качестве средства передачи информации используются бирки, карточки, тара, электронное сообщение карточки (по-японски «канбан»), которые перемещаются между потребителями и производителями по принципу супермаркета.

Цель метода - это реализация производства «точно-во-время» (JIT) на всех производственных линиях, чтобы обеспечивать снижение размеров материальных запасов на складах и несмотря на это гарантировать высокую степень выполнения заказов в установленные сроки.

Предпосылкой упрощения коммуникации является однозначное обозначение информации на определенном носителе, в чем нуждаются и в каком количестве потребители. Если материал израсходован (или, например, запас достиг минимального уровня), только тогда, поставщик просит доставить новый материал. Этот запрос выдается через карточку канбан, которая обязательно транспортируется с каждой поставкой материала и возвращается в начало для новой поставки. Если карточку получает производитель, он начинает изготавливать необходимые детали. Когда запрошенное количество деталей произведено, кaнбан-карточка прикрепляется к держателю транспортирующего оборудования и отправляется по определенным правилам на исходное место.

Президентом корпорацию Toyota Motor Corporation Тайити Oно предложены следующие правила эффективного применения карточек канбан:

  • Каждый последующий рабочий процесс изымает указанное карточкой канбан количество деталей от предшествующего рабочего процесса
  • Расположенный впереди рабочий процесс производит детали в количестве и последовательности в соответствии с указанной карточкой.
  • Ни одна деталь не должна быть произведена без карточки. Этим самым обеспечивается сокращение перепроизводства и избыточные перемещения товаров. Находящееся в обороте количество карточек канбан представляет собой объем максимальных запасов.
  • Товар всегда пристраивается к карточке. Карточка является своеобразным заказом на изготовление товара.
  • Дефектные детали не передаются дальше в последующий рабочий процесс. Результатом является изготовление полностью бездефектных изделий.
  • Уменьшение количества карточек повышает их чувствительность. Они вскрывают существующие проблемы и делают возможным контроль запасов.

При применении карточек канбан должна быть гарантирована обзорность и безопасность системы. Карточки не должны теряться, и не должны смешиваться. Так как часто на рабочем месте применяются несколько различных карточек, имеет смысл внедрения доски канбан, на которой собираются карточки. Карточки, прибывающие к производителю, вставляются в управляющую доску. Когда вновь прибывшие карточки канбан дошли до поля «запуск», все собранные карточки соответствующего номера детали принимаются совместно используются для производства.