Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Что такое конфликт. Типология

Ли тература всегда имела дело с отношениями между людьми, с конфликтами человека. Поэтому конфликт как художественное воссоздание реальных жизненных противоречий - доетшне любого штературного произведения и прежде всего драмы. Драма - это всегда борьба проттшопожшно-стей, сшибка характеров - коллизия [1], реализуемая в образах пространства и времени. Поэтому представляется возможность соединить конфликт и время в едином контексте исследования. Актуальность такого соединения объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, время, наряду с пространством, - одно из фундаментальнейших понятий современной науки, из него вытекают "те основные координаты, в которых мы воспринимаем и исследуем мир" [2].

Во-вторых, проблема времени - одна из наиболее обсуждаемых в современной науке, и интерес к ней не ослабевает. Сфера художественной деятельности человека в этом отношении не составляет исключения.

Тем не менее, (и это в-третьих) проблема времени до настоящего момента исследована недостаточно. Тому есть свое объяснение: проблема времени вообще исследовалась в науке "значительно меньше, чем проблема пространства7 [3].

В-четвертых, наконец, потребность изучения проблемы времени в его соотношении с конфликтом в русской драме определяется еще одним обстоятельством. ИФ.Анненский, имея в виду драму Л.Н.Толстого "Власть тьмы", высказал такую парадоксальную мысль: в этой драме художественно воссоздана такая действительность, в которой, среди прочего, "нет ни прошедшего, ни будущего и где само настоящее кажется лишь дьявольской усмешкой Химеры" [4]. То есть здесь в сущности нет времени как такового. У Анненского это глубокая поэтическая метафора, своего рода поэтический прием. Иное дело высказывания некоторых современных исследователей, лишающих русское национальное самосознание временных представлений на том основании, что нх заменяют представления пространственные [5]. С точки зрения этих исследователей значимость временных образов в русской драме игнорируется, сводится к нулю: времени "как такового в русской драме нет"; время в русской драме "исчезло, превратившись в место"; "художественная мысль в русской драме относится к времени как величине ничтожно малой в сопоставлении с местом" [б].

Создание "движущейся типологии" затруднено многозначностью термина "конфликт". В современном литературоведении, можно выделить три основных функциональных значения термина "конфликт":

1) эстетический эквивалент реальных жизненных противоречий;

2) особая форма раскрытия характера;

3) конструктивный, принцип, определяющий внутреннюю форму произведения, структуру драмы.

Авторы и названия трилогий

ТРИЛОГИЯ (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии (см.), объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания; в новейшее время термин «Т.» применяется в соответствующих случаях к произведениям драматическим, эпическим и даже лирическим.
У древних греков Т. состояла из трех трагедий с мифологическим или историческим сюжетом; представлялись они на поэтических состязаниях в дни празднеств Дионисий. Первоначально отдельные части Т. обязательно воспроизводились в течение одного дня; присоединение к Т. так наз. «драмы сатиров», контрастирующей с ней по построению и назначению, создавало «тетралогию». С V в. до н. э. это требование начинает нарушаться, а с IV в. до н. э. «драма сатиров» отделяется от трагической Т. и ставится на особых состязаниях. Античные Т. дошли до нас в обломках; так из сохранившихся семи трагедий Эсхила четыре являются частями Т., посвященных мифам о Данаидах, Эдипе, Прометее и историческому событию — поражению персов; из этих Т. только «Орестейя» сохранилась полностью; утрачена лишь «драма сатиров» — «Протей». В дальнейшем, уже у Софокла, трагедии приобретают самостоятельную законченность и отдельную значимость; так «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона», хотя и связанные единством сюжета, не объединялись поэтом в Т.
В драматическом творчестве нового времени встречаются попытки возродить Т.; таковы трилогии Шиллера («Валленштейн»), Грильпарцера («Золотое руно»), Вагнера («Нибелунги»), Суинберна («Мария Стюарт») и др. В русской литературе известность получила трилогия А. Толстого («Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Борис Годунов»). Примером Т., отдельные части которой — комедии, а не трагедии, является трилогия Бомарше («Севильский цырюльник», «Свадьба Фигаро», «Виновная мать»). Однако в целом в драме нового времени Т. не получает широкого развития.
Принцип Т. применяется в строении романа и повести; таковы Т. романов Дюма («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), Сенкевича («Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володиевский»), Золя («Лурд», «Рим», «Париж»), Г. Манна («Три богини»). В русской литературе «Мертвые души» Гоголя были задуманы в форме Т. Трилогию представляют собой «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л. Толстого, «Детство», «В людях» и «Мои университеты» Горького. Следует, однако, отметить, что эпическая полнота изображения, допуская расширение его за рамки отдельного романа, в то же время нередко нарушает стройность и четкость трехчленного строения; эпическая Т. не представляет такого тесного единства, как Т. драматическая, и легко перерастает в многотомный цикл романов (ср. цикл «Ругон-Маккаров» Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана и др.).