Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Учение о человеке



Онтология

В онтологии доминирует идея божественного творения. бог Августина персонифицирован, Он — личность. Основные его атрибуты:

Абсолютное всемогущество. Августин выводит это из его бесконечности, а бесконечность из бестелесности. Бог-творец полностью подчинил себе судьбу. Судьба является божественным проведением, Его промыслом.

Абсолютная воля. Августин ссылается здесь на священное писание (непререкаемый авторитет для средневековых философов). Он подчеркивает, что богу-творцу изначально присуща абсолютная воля, и бог сотворил мир и людей по доброй воле своей, а не необходимости.

У Августина пропагандируется концепция непрерывного божественного творения, бог не оставляет ни на секунду попечения над сотворенным им миром. Если у вещей отнять производя- щую божественную силу, то они также перестанут существовать, как не существовали до сотворения их богом. Согласно Августину бог одни объекты сотворил в законченном виде, а другие в незаконченном. Бог-творец создал в законченном виде четыре физических первоэлемента (огонь, вода, земля, воздух), небесные светила, ангелов и человеческие души, все прочее было создано в незаконченном виде.

Для Августина было очевидно, что есть вещи, которые растут, развиваются и умирают. Как объяснить изменения для вещей, созданных в незаконченном виде? Августин прибег к учению стоиков, согласно которому есть семенные или зародышевые причины, которые и являются условием возможности изменения вещей в то время, пока они существуют. В концепции божественного творения Августин проповедует учение экземплеризма (от examplare — образец, модель). Бог не только создал мир из ничего по своей доброй воле, Он также в своем уме создал идеи как некоторые прототипы будущих вещей, идей — образцы вещей, отсюда и экземплеризм. Августин ссылается на Библию, согласно которой бог при создании расположил все мерой числом и весом. Он подчеркивает триединство божественного существа: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. При этом он Логос-слово сопоставляет с Богом-Сыном. Вначале было слово.

 

Учение о времени

Что такое время? Августин отвечает следующим образом: пока меня никто о нем не спрашивает, я все понимаю и знаю что это такое, но как только возникает необходимость о нем, я тут же затрудняюсь. Поэтому он не дает определение времени. Однако он принципиально против античной концепции, согласно которой течение времени зависит от движения небесных тел (это в частности было у Аристотеля). Августин утверждает, что течение времени не зависит непосредственно от движения светил и тем более не поражается им.

Здесь он апеллирует к библии, ибо она является непререкаемым авторитетом для средневековой философии. В ветхом завете идет речь о Иисусе Навине. Он попросил у Бога остановить солнце, чтобы победоносно завершить битву. Бог внял его мольбам, солнце остановилось и день продолжался, однако время не перестало течь. Августин говорит, ссылаясь на этот пример, что течение времени не определяется ходом небесных светил. Однако он отмечает, что о времени нельзя говорить как о извечном, так как время это мера движения вещей, следовательно появляется одновременно с миром вещей. Время появляется в момент творения мира Богом. Анализируя понятие времени, Августин рассматривает следующие категории: прошлое, настоящее и будущее. Он говорит, что реально существует лишь настоящее, только настоящее время мы ощущаем и измеряем. Не можем измерять ни прошлое, ни будущее. Поэтому неправильно говорить о настоящем, прошлом и будущем. Правильно говорить о настоящем прошлого, настоящем настоящего и настоящем будущего. Августин сопоставляет прошлому – память, настоящему – созерцание, будущему – надежду.

Учение о человеке

Иерархия существ:

§ самая низшая ступень — природные объекты, которые просто существуют.

§ Следующий уровень — те объекты, которые живут,

§ более высокая — это человек.

Августин выступает против ряда античных философов, которые считали, что у всего живого есть душа ( в частности Аристотель). Он говорит, что душа есть только у человека, ибо согласно библии только человек создан по образу и подобию бога. Причем у человека — разумная душа, она бестелесна и непространственна, то есть у нее нет пространственной локализации, кроме того она бессмертна. Августин дает определение человеческой душе – это разумная субстанция, приспособленная для управления телом. Основные функции души – мысль, память, воля. Память позволяет сохранять в душе прошлые события, точнее образы этих событий. Память это некое вместилище этих образов. У него конкретного места нет, это дополнительный аргумент в пользу того, что душа непространственна.

Разумное мышление и воля: источником активности человека по Августину является не разум, а воля человека. Мышление связано с пас- сивной деятельностью человека. Познающий субъект может быть пассивным и мыслить при этом. Источником активности является воля – именно ее, это иррациональное начало, он ставит на первое место. У человека не просто есть воля, а есть свободная воля. Возникает следующий парадокс: с одной стороны Бог подчинил себе судьбу – это его промысел, его проведение, а с другой стороны у человека есть свобода воли. Как же он это совмещает? Августин говорит так: субъективно человек все делает свободно, но все это он делает, делает через него Бог.