Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПОЭЗИИ - V




Моностих - одностишие, одинокая строка. Моностихом являются загадки, пословицы и поговорки. В античности использовался как афористическая форма в гимнической поэзии, в стихотворных поучениях и эпитафиях.

Покойся, милый прах, до радостного утра!
(Карамзин (Эпитафия))

В поэзии "серебряного века" форма моностиха часто получала называние "Танка":

И кожей одной и то ты единственна (С. Вермель, 1915 г.)

Моностих ХХ века:

Окоп копаю - может быть, могилу (В. Субботин )

В современной поэзии, как правило, моностихи юмористического содержания.

Не так я вас любил, как вы стонали (В. Вишневский)
Я негодяй, но вас предупреждаю! (Л. Дуров)

Своеобразным жанром моностиха можно назвать и "Надписи на акварелях" Максимилиана Волошина. Вот две из них:

1) Моей земли панические полдни.
2) Мой лёгкий путь сквозь лунные туманы.


Марк Меламед:

Да, водка не такси, но тоже всех развозит...
Ля-ля не надо,ты не камертон!
А на своей ли половине я женат?!
Свой в доску, - гробовщик частенько говорил.
Да, самый мирный взрыв - демографический!
Я с честью справился... твоей!
Что ж, Богу - богово, а кесарево - дамам.
Муж о жене: Восьмое чудо - Света!
Застолье явно лучше, чем подстолье.

Семен Цванг:

В оранжевом в Москву не приезжать!
О, Ющенко совсем не голубой.
Дума думать обещает
Не думай о секундах полчаса.
Любил вино безумно, допьяна.

Феликс Дробышев:

Вы плачете весьма результативно.
Я - памятник себе. Вот жаль стоять - устал.
Прообраз ваш мы в школе проходили.
Молилась ли ты Фрейду, Дездемона.
Всё больше в галстуках, кто раньше был в фуфайках.



 

Виктор Калениченко:

А вот и муж... Прощай, либидо!
Ее избранник был поэтом и врифмовал меня в асфальт...
Гигантом можешь ты не быть,
но за любовь платить обязан!
Водка - зло? Не повезло...
Теща - мать? Еще какая...
Я так устала без скандала...

Елена Матевосян:

Рифма есть - ума не надо!
Белеет памперс одинокий...
Кошмары, комары - почти что рифма...
Пегаса дергает за хвост мой поэтёнок...
Так небеса оранжевы...к чему бы?
Изобретут и ласкомер, и стихомер...
В семье не без поэта...
Ищи мой синий труп в читальном зале...
В четыре утра у меня написалась поэма...
Куда ж нам плыть по сточной-то канаве?...
И мне поодностишить захотелось...
Стихи польются из меня!.. Готовьте тазик!

Иван Овчинников:

Да, я тону, а вам какое дело?
Вы моя теща, я не обознался?
Ваш кошелек рюкзак напоминает ...
Ах, до чего все кирпичи похожи!..
Так вот, лежу я, стало быть, в могиле...
Вы не находите, что я сегодня слишком?..
Как громко вы кричали на допросе!..
Что вы так смотрите, вы часом не из этих?..
За рубежом сплошные иностранцы!
Как молчаливы мумии в музее...
С чего вы взяли, что мы не знакомы?
На пять рублей сейчас не разбежишься…
Опять беременность? Нет, вы неисправимы!
Я вас не трогал, да и что тут трогать?
Не режьте сразу, это негуманно...
Таких как вы, в Кунсткамеру сажают!
Ах, вы мужчина?! Ничего, бывает...
Да, гильотина вам пошла на пользу...
И не такие падали со стула...
Ах, не гоните, все равно я не уйду...



Сквозная рифма - рифма, проходящая через всё стихотворение. В отличие от монорима, в стихах со сквозной рифмой присутствуют и другие, меняющиеся рифмы. Стихотворение А.П. Сумарокова - классический пример сквозной рифмы.

Двадцать две рифмы

Потёмкин! Не гнусна хороша рифма взгляду
И слуху не гадка,
Хотя слагателю приносит и досаду,
Коль муза не гладка,
И геликонскому противна вертограду,
Когда свиньёй визжит.
И трудно рифмовать писцу, в науке младу,
Коль рифма прочь бежит.
Увидеть можно рифм великую громаду,
Но должно ль их тянуть?
А глупые писцы их ищут, словно кладу,
В кривой тащат их путь.
Что к ним не прибредёт, поставят рифмой сряду,
Та к рифма негодна!
А я на рифму ввек некстати не насяду,
Хоть рифма не бедна.
К заросшему она вралей приводит саду,
Где только лес густой,
И ко ощипанну под осень винограду,
Где хворост лишь пустой.
Набрався таковы в избах пииты чаду,
Вертятся кубарём
И ставят хижину свою подобно граду,
Вздуваясь пузырём.
Я ввек ни разума, ни мысли не украду,
Имея чистый ум.
Не брошу рифмою во стихотворство яду
И не испорчу дум.
Не дам, не положу я рифмой порчи складу,
Стихов не поврежу;
Оставлю портить я стихи от рифмы гаду,
Кто гады – не скажу.
Им служит только то за враки во награду,
Что много дураков,
Которые ни в чём не знали сроду ладу,
И вкус у них таков.
Немысленны чтецы дают писцам отраду,
Толпами хвалят их,
Хотя стихи пищат и спереду и сзаду,
И Аполлон им лих.
Однако скверному такому муз он чаду
Обиды не творит.
Так он не свержется, хотя и врёт, ко аду,
И в аде не сгорит.



Омонимическая рифма - рифма, состоящая из омонимов. В отличие от омонимической, тавтологическая рифма (слово рифмуется само с собой при неизменном его значении) фактически рифмой не является и представляет собой обычный звуковой повтор. Являясь разновидностью каламбура, омонимическая рифма построена на игре смыслов и всегда украшает стих своей свежестью и оригинальностью.

Идиллия

На берегах текущих рек
Пастушок мне тако рек:
"Не видал прелестнее твоего я стану,
Глаз твоих, лица и век.
Знай, доколь продлится век,
Верно я, мой свет, тебя, верь, любити стану".

Вздохи взор его мой зрел,
Разум был еще незрел,
Согласилась мысль моя с лестной мыслью с тою.
Я сказала: "Будешь мой,
Ты лица в слезах не мой,
Только будь лишь верен мне, коль того я стою".

Страсть на лесть днесь променя,
И не мыслит про меня.
О, неверный! ныне стал пленен ты иною.
Мне сказал: "Поди ты прочь,
И себе другого прочь".
Как несносно стражду днесь, рвуся я и ною.
(Алексей Ржевский, 1762 г.)

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу,
Она без мысли и без речи
На том смеётся берегу.
(А. Блок)

Шторы опускаются.
Руки опускаются.
Я шепчу: "Товарищи..."
Но мои товарищи
по домам расходятся,
Потому что, может быть,
В мнениях расходятся,
в том, что чудо может быть...
(С. Кирсанов)

Мгновенья двигались и стали
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.
(И. Сельвинский)

Сбежал с горы и замер в чаще
Кругом мелькают фонари...
Как бьётся сердце - злей и чаще!
Меня проищут до зари...
(А. Блок)

Вдруг на Мишку, вот напасть,
Пчёлы вздумали напасть.
(Я. Козловский)



 

Люблю pечные отмели и косы,
Люблю, когда звенят лугами косы...
Но мне милей моей любимой косы!..
Ты не смотpи на эту слабость косо.
(Н. Глазков)


Мне боги праведные дали.
Сойдя с лазоревых высот,
И утомительные дали,
И мёд укрепный дольных сот.

Когда в полях томленье спело,
На нивах жизни всхожий злак,
Мне песню медленную спело
Молчанье, сеющее мак.

Когда в цветы впивалось жало
Одной из медотворных пчёл,
Серпом горящим солнце жало
Созревшие колосья зол.

Когда же солнце засыпало
На ложе облачных углей,
Меня молчанье засыпало
Цветами росными полей.

И вкруг меня ограды стали,
Прозрачней чистого стекла,
Но твёрже закалённой стали,
И только ночь сквозь них текла,

Пьяна медлительными снами,
Колыша ароматный чад.
И ночь, и я, и вместе с нами
Мечтали рои вешних вод.
(Ф. Сологуб)