Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Четвертое небо — Солнце. — Мудрецы. — Первый хоровод



 

7-9. Смысл: "Подыми взгляд к небесным сферам и останови его в точке пересечения экватора и зодиака, где то и это встретилось движенье , то есть суточное движение светил с востока на запад и годичное движение планет с запада на восток".

 

 

13. Круг наклонный — то есть зодиак.

 

 

16-18. Смысл: "Если бы плоскость зодиака совпадала с плоскостью экватора, то погибло бы небесных сил немало , потому что влияние планет (включая Солнце) охватывало бы на земле только узкий пояс, и погибло бы чуть не все, чем дольный мир богат , в экваториальной зоне — от зноя, в умеренных — от однообразия времен года, в приполярных — от холода".

 

 

28. Первослуга природы — то есть Солнце.

 

 

31-33. С узлом вышепомянутым совместный… (см. ст. 8). — Находясь в данное время года, то есть вскоре после весеннего равноденствия, в области пересечения экватора и зодиакального пояса. Солнце приближалось к тропику Рака, движась (как объяснял Птолемей) винтообразно (по извоям ), и с каждым днем все раньше наступал его восход.

 

 

34. И я был с ним. — То есть: «Я уже вступил в Солнце».

 

 

48. Солнце есть предел для глаз. — То есть мы не можем себе представить ничего более яркого, чем солнце.

 

 

49-51. Такое был блеск… семьи Отца. — То есть такими лучезарными были в четвертой небесной сфере души святых, которым бог-отец являет таинство исхождения бога-духа и рождения бога-сына.

 

 

53. Пред Солнцем ангелов — то есть перед богом. Плотского — то есть вещественного солнца.

 

 

63. Целостная мысль моя распалась. — Мысль Данте, всецело сосредоточенная на боге, обратилась также на окружающее.

 

 

64. Я был средь блесков мощных и живых. — В недрах Солнца поэту предстают души мудрецов-богословов и философов.

 

 

67. Дочь Латоны — то есть Диана, Луна (Ч., XX, 130-132).

 

 

79. Баллата — песнь, сопровождающая пляску.

 

 

82. В одном из них послышалось… — Говорящий — Фома Аквинский, или Фома Аквинат (ст. 99), схоластический философ и богослов (1225-1274), учение которого послужило основой наиболее реакционных течений в католицизме.

 

 

94-95. Я был одним из агнцев — то есть монахом-доминиканцем.

 

 

96. Тук найдут — то есть обретут внутреннее совершенство (ср. Р., XI, 25, 139).

 

 

98. Альберт из Колоньи (Кельна) — Альберт фон Больштедт (1193-1280), немецкий богослов и философ, учитель Фомы Аквинского.

 

 

104-105. Грациан — Франческо Грациано, монах-правовед XII в., автор так называемого «Decretum Gratiani», где приведены в согласование положения светского и церковного права, на что и указывают слова: «кем стоят и тот и этот суд».

 

 

107-108. Петр — Петр Ломбардский, богослов XII в. В предисловии к своим «Сентенциям» он сравнивает себя с бедной евангельской вдовицей, пожертвовавшей храму свою лепту.

 

 

109-114. Тот, пятый блеск — библейский царь Соломон. Мир о нем услышать полон жажды , не зная, спасен ли он или осужден за то, что в старости поклонялся идолам.

 

 

115-117. Светоч — Дионисий Ареопагит (I в.), первый афинский епископ, которому в средние века приписывалось сочинение «О небесной иерархии».

 

 

118-120. Счастливый огонек — Павел Орозий (IV-V вв.), автор сочинения по всемирной истории, где он выступает апологетом христианства.

 

 

128. Чельдоро — название церкви в Павии.

 

 

125-129. Безгрешный дух — Боэций (V-VI вв.), римский философ-неоплатоник, ученый-писатель и государственный деятель. Заподозрив его в замыслах против остготского владычества, Теодорих заточил его в тюрьму, где он и умер от пыток. В тюрьме Боэций написал свой труд «Об утешении философией». В средние века его считали христианином.

 

 

131-132. Исидор Севильский — испанский богослов и энциклопедист (умер в 636 г.). Беда Достопочтенный — английский богослов, историк и грамматик (ок. 673-735). Рикард — богослов-мистик XII в.

 

 

133-138. Сигер Брабантский — философ XIII в., последователь Аверроэса, профессор Парижского университета, здания которого были расположены в "Соломенном проулке " (rue du Fouarre). Обвиненный в ереси, он обратился к папскому суду, для чего прибыл в Орвьето. Здесь он, по одной версии, был убит своим секретарем.

 

 

139. И как часы… — Хоровод состоит из двенадцати мудрецов.

 

 

140. Невеста божья — то есть церковь.