Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций



Контрольные задания

1. Укажите в словах ударения, соответствующие современной литературной норме.

 

В-1 августовский, агент, агентство, алфавит, атлас (собрание географических карт), атлас (ткань); балованный, баржа, баловать, безудержный; валовой, взапуски, ворота; гнездовище, граммовый, главенство; давящий, двоюродный, белящий, дефис, диагноз, диалог, договор, документ, доллар, дотемна, дочиста, добыча, дремота; египтянин, ежели, еретик; жаворонок, жалюзи, желчь, жернов; завидно, занявший, занятой, запломбированный, запорошенный, затеплить, заумь, звонить (звонишь, зазвонишь);

 

В-2 закупорить, засучить; избалованный, избаловать, искра, индустрия; каталог, квартал, километр, кирзовый, кирка (орудие), кладовая, кожух, коклюш, кулинария, каучук, кета (рыба), комбайнер, красивее, красивейший, кремень, кухонный; лавровый (лист, венок), лемех, лубочный; мастерски, мастерский, мастерской, мельком, металлургия, мизерный; наготове, начавший, некролог, набело; община, озлобленный, оптовый; опустошить, осведомить, обеспечение, облегчить, огниво;

 

В-3 партер, петля, планер, плесневеть, пломбирование, подзаголовок, понявший, поняла, премировать, прибывший, принять, приобретение, пролитый, пуховый, призывник; расплетенный, ремень, русло; сантиметр, сирота, сироты, созыв, стартер, статуя, соболезнование; таможня, тигровый, тучища, теплиться; удила, умерший, унесший, упрочение, усугубить; фетиш, фигляр, филер, форум, феномен; хаос (беспорядок), характерный (признак), ходатайствовать, христианин; эксперт; языковой (относящийся к речи), языковой (относящийся к языку – органу тела).

2. Определите произношение безударного [о] в словах иноязычного происхождения:

В-1 боа, бокал, досье, зоопарк, конституция, концерн, концерт, ноктюрн, оазис, отель, поэзия, поэма, поэт, рояль, соната, сонет, фойе, фонема, фонетика, эволюция;

 

В-2 акушер, афера, безнадежный, бесхребетный, гренадер, желчный, желчь, иноплеменный, местоименный, никчемный, облекший, пересекший;

 

В-3 булочная, горчичник, двоечник, достаточно, Ильинична, конечно, молочная, нарочно, Никитична, порядочно, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, сливочный, яичница.

 

3. Транскрибируйте слова. Укажите, в каких сочетаниях согласных наблюдается смягчение согласного перед мягким согласным.

В-1 Бессильный, возле, возникнуть, гвоздик, здесь, издержка, кузнец, ползти, раздеть, след, слезть, слива, снег, снимать, стирать, стих, толстяк, ясли, бодливый, водник, для, медлить, отнес, оттиск, подделка, поднес, спутник, тлеть;

 

В-2 античный, бантик, блондин, вакансия, винтик, карантин, пенсия, претензия, рецензия, странник, атмосфера, две, дверь, зверь, змея, избенка, известь, измена, ответ, подбить, разбить, свеча, свинец, смелость, смерить, смерть, спина, спилить, четверг, чрезмерный;

 

В-3 армия, артель, гвардия, корзина, корни, корпеть, морфий, оскорбить, портить, сорвите, вещественный, единственный, естественный, искусственный, лиственный, таинственный.

 

4. Проверьте по Орфоэпическому словарю русского языка под редакцией Р.И.Аванесова произношение согласных перед [э] в словах иноязычного происхождения:

В-1 антенна, атеизм, ателье, деградация, дедукция, декада, декан, дельта, демисезонный, депеша, депо, депрессия, детектор;

 

В-2 интернациональный, интервью, кафе, кодеин, консоме, кредо, критерий, купе, модель, модерн, музей;

 

В-3 патент, пенсне, сессия, тезис, тембр, темп, терапевт, термос, шоссе, штемпель, штепсель, эффект.

 

5. Разъясните, какие из написаний соответствуют слоговому принципу графики и какие представляют отступления от него:

В-1 джонка - женка, шок – шелк, цоколь – целый, ножом – пляжем, ежовый – межевой;

 

В-2 душой – грушей, кольцо – оконце, чохом – чехом, парашют – шут;

 

В-3 жюри – жук, цыган – цинга, бульон – белье, порою прям – порой упрям, йод – ель, йот – ерь.

 

6. Укажите в словах звуковые значения букв (а, о, е, ё, я, ю, с, з) и определите условия, в которых эти значения вообще возможны:

В-1 а: шаг, шаги, щавель, карандаш; о: пол, поля, половой;

В-2 е-ё: ель, сено, вези, жена, умер, его, ежегодник; еж, вез;

я: своя, святой, пяти, язык, тряс, запрячь, воля;

В-3: ю: южный, сюда;

с: сырой, сирый, кос бы, просьба, сшить, сжать, с честью;

з: коза, везя, вяз, вязь, разжать, без шерсти, без числа.

7. Какое значение (фонетическое, морфологическое, разделительное) имеет ь (мягкий знак) в написаниях данных слов:

В-1 новь, степь, пень, ларь

В-2 речь, лечь, мышь, дождь,

В-3 ешь, режь, пью, вьюга

 

8. Какими правилами регулируется употребление букв и-ы после ц?

В-1 ц…фра, панц…рь,толстые конц…;

В-2 золотые венц…, ц…ган, ц…ркуль,

В-3 ц…пленок, на ц…почках, ц…ц.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГРАФИКЕ И ОРФОГРАФИИ. ИСТОРИЯ РУССКОГО ПИСЬМА

 

1. Понятие о графике. Графические средства.

2. Соотношение между буквами (графемами) и звуками.

3. Основные правила обозначения гласных и согласных звуков на письме.

4. Слоговой принцип русской графики.

5. Ограничения в применении слогового принципа; отступления от слогового принципа русской графики.

6. Что дает знание основ графики для выяснения фонетического и морфологического состава слова?

7. Орфография. Ее отличие от графики.

8. Принципы русской орфографии. Сущность морфологического принципа русской орфографии. Укажите случаи его применения.

9. Охарактеризуйте сущность фонетических написаний, исторических, дифференцирующих написаний.

10. Происхождение русского алфавита. 11 .Реформа графики при Петре 1.

12. Состояние русской графики в XVIII - начале XX вв. Работа Я.К. Грота в этой области.

13. Основные изменения в русской графике и орфографии в 1917-18 гг. Какие изменения в русской орфографии произведены в 20-30-е годы XX века, в 1956 году.

 

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ - ТЕСТИРОВАНИЕ

ПО ФОНЕТИКЕ И ФОНОЛОГИИ

 

ТЕСТЫ

1. Каковы звуковые реализации фонемы <а> в первой слабой позиции после твердых согласных?

2. Каковы звуковые реализации фонем <е> <а> в первой и второй слабых позициях после мягких согласных?

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

[ие] [Λ] [ъ] [ь] [и] [ä] [ê]

 

3. В каких случаях буквы Я, Ю, Ё, Е обозначают два звука?

1. После согласных

2. После гласного

3. В абсолютном начале слова

4. Перед шипящими

5. Под ударением

6. После твердого и мягкого знаков.

4. В каком случае перечисленные ниже гласные звуки являются средними по подъему:

1. [и],[е],[ы],[э]

2. [е],[о],[у],[ь]

3. [е],[о],[Λ],[ъ]

5. К какому ряду относятся лабиализированные гласные:

1. переднему

2. среднему

3. заднему

6. В каких словах наблюдается аккомодация гласных:

1. Чистить

2. Род

3. Приют

4. Меркнуть

5. Пятый

6. Мел

7. Если

7. Назовите слова, в которых наблюдается ассимиляция согласных по мягкости:

1. Щавель

2. Одуванчик

3. Берег

4. Место

5. Озёра

6. Барабанщик

7. Если

8.. Какие позиции по глухости-звонкости являются слабыми у согласных:

1. Абсолютное начало слова.

2. Положение звонкого перед звонким.

3. Положение перед сонорным.

4. Положение в абсолютном конце слова.

5. Положение глухого перед глухим.

6. Положение звонкого перед глухим.

7. Положение перед гласным.

8. Положение глухого перед звонким.

9. Является ли положение в абсолютном конце слова сильной позицией по твердости-мягкости?

1. Да

2. Нет

10. Является ли положение согласных перед гласными абсолютно сильной позицией по обеим сторонам качества?

1. Да

2. Нет

11. Какой фонетический процесс наблюдается в области согласных звуков в данных ниже словах:

с Шурой

изжога

лётчик

12. Какой тип позиционной мены наблюдается при аккомодации согласных звуков: пересекающийся? параллельный?

13. Укажите, в каких случаях наблюдается историческое чередование звуков, а в каких фонетические: 1) исторические; 2) фонетические.

1. Ровный – равный

2. Дуб – дубовый

3. Светить – свеча

4. Искать – отыскать

5. Лист – листик

6. Семь - семерка

14. Каким фонетическим процессом объясняется наличие данных омофонов:

грипп – гриб;

кот – код;

рок - рог

15. Частичное приспособление артикуляции характерно для

а) аккомодации

б) ассимиляции

16. В каких словах ударения будут подвижными?

1. Чайник

2. Дерево

3. Буква

4. Рука

5. Кенгуру

17. Какая теория слога является ведущей в современной фонетике?

а) теория мускульного напряжения;

б) сонорная теория;

в) экспираторная теория

18. Какой тип ударения характеризуется как эмоциональный?

а) фразовое;

б) эмфатическое;

в) логическое.

19. Расставьте ударения в словах:

Каталог, обеспечение, подростковый, щавель, облегчить, пурпурный, характерный (танец), асимметрия, языковая (среда), языковая (колбаса)

20. Одинаковым ли является звуковой и фонемный состав данных ниже слов:

а) да; б) нет?

1. Рад – ряд

2. Рис – рысь

3. Мыло - мила

21. Какая отечественная фонологическая школа выделяет 6 гласных фонем?

а) Московская;

б) Петербургская

22. Какой звук ['о] или [э] вы произнесете под ударением в следующих словах: 1) афера; 2) гренадер; 3) опека; 4) желчь; 5) терн; 6) никчемный?

23. Какой принцип в орфографии современного русского языка является ведущим: а) фонетический; б) фонематический; в) традиционный?

 

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Фонетика как раздел науки о языке.

 

Задание 1. Фонология изучает

1.Ударение.

2.Слог и слогоделение.

3.Правила литературного произношения.

4.Функциональную сторону звуков речи.

 

Задание 2. Акцентология изучает

1.Слог и слогоделение.

2.Ударение.

3.Интонацию.

4.Литературное произношение.

 

Задание 3. Силлабика изучает

1.Ударение.

2.Слог и слогоделение.

3.интонацию.

4.Литературное произношение.

Задание 4.К сегментным фонетическим единицам не относится

1.Звук.

2.Слог.

3.Ударение.

4.Речевой такт.

 

Задание 5. Суперсегментной фонетической единицей не является

1.Слог.

2.Звук.

3.Ударение.

4.Интонация.

 

Задание 6. Сегментной и суперсегментной фонетической единицей является

1.Звук.

2.Слог.

3.Фраза.

4.Ударение.

 

Тема 2. Классификация гласных звуков.

 

Задание 1. В каком ряду все выделенные гласные являются гласными верхнего подъема?

1.Шило, мысль, мир, куб.

2.Парта, стол, пир, мягкий.

3.Мыло, уксус, искра, лошадь.

 

Задание 2. В каком ряду все выделенные гласные являются гласными переднего ряда?

1.Является, литературный, экспорт, иной.

2.Глушь, даль, столы.

3.Инструктор, паралич, эскорт, видно.

 

Задание 3. Познакомьтесь с текстом. В словах после номеров выделенные гласные являются лабиализованными

 

  1. Словарь современного (2) русского (3)литературного языка имеет временные (4) границы от (5) Пушкина до (6) наших дней. Это (7) очень точно: в нашем литературном (8) языке современность (9) начинается именно с (10) эпохи Пушкина.

(М. В. Панов)

1.1, 2, 3, 6, 4.

2.2, 3, 5, 7,10.

3.2, 3, 5, 6, 8.

4.1, 2, 3, 5, 7.

 

Задание 4. Гласные звуки [и], [ы] отличаются признаками

1.Ряд, наличие или отсутствие лабиализации.

2.Ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации.

3.Подъем.

4.Ряд.

Задание 5. Гласные звуки [а], [ы] отличаются признаками

1.Ряд, наличие или отсутствие лабиализации.

2.Ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации.

3.Подъем.

4.Ряд.

 

Задание 6. Гласные звуки [у], [ы] отличаются признаками

1.Ряд, наличие или отсутствие лабиализации.

2.Ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации.

3.Подъем.

4.Ряд.

 

Задание 7. Гласные звуки [э], [о] отличаются признаками

1.Ряд, наличие или отсутствие лабиализации.

2.Ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации.

3.Подъем.

4.Ряд.

 

Задание 8. Качественной редукции подвергаются гласные

1.[а], [о], [э].

2. [и], [о], [а].

3. [у], [э], [о].

 

Задание 9. Количественной редукции подвергаются гласные

1.[а], [о], [и].

2.[и], [ы], [у].

3.[а], [у], [о].

 

Задание 10. Данные артикуляционные характеристики принадлежат звукам

1.Шумный, звонкий, губной, губно-губной, смычный, взрывной, твердый.

2.Сонорный, язычный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой, мягкий.

3.Шумный, глухой, язычный, заднеязычный, смычный, взрывной, твердый.

 

1.[б] , [н], [к].

2.[п], [м], [г].

3.[ц], [ч], [т].

4.[к], [з], [в].

 

Задание 11. Перекрещивающемуся типу позиционной мены подвержены гласные

1.[а], [о], [э].

2.[и], [ы], [у].

3.[а], [и], [о].

4.[а], [о], [ы].

 

Задание 12. Параллельному типу позиционной мены подвержены гласные

1.[а], [о], [э],

2.[и]. [у]. [ы].

3.[а], [и], [о].

4.[а], [о], [ы].

 

Задание 13.Ударные гласные под воздействием соседних согласных подвергаются

1.Позиционной мене.

2.Позиционным изменениям.

3.Редукции.

4.Ассимиляции.

 

Задание 13. Позиционная мена согласных перекрещивающегося типа не связана

1.С редукцией согласных на конце слова.

2.С ассимиляцией по звонкости.

3.С ассимиляцией по глухости.

4.С ассимиляцией по мягкости.

 

Задание 14. Позиционные изменения согласных связаны

1.С ассимиляцией по звонкости.

2.С ассимиляцией по мягкости.

3.С ассимиляцией по глухости.

4.С редукцией согласных на конце слова.

 

Задание 15. Выделенные гласные не подвергаются позиционной мене в ряду

1.Стол, дым, сад.

2.Ряд, ряды, рядовой.

3.Старый, старье, старожил.

4.Луг, луга, луговина.

 

Задание 16. Выделенные гласные не подвергаются позиционным изменениям в ряду

1.Дал, дом, мышь.

2.Даль, домик, видеть.

3.Белка, крутит, весь.

4.Мать, ноль, нес.

 

Задание 18. Все выделенные согласные подвергаются позиционной мене перекрещивающегося типа в ряду

1.Смотр, дуб, травка.

2.Код, к дому, просьба.

3.Снег, плод, ворона.

4.Гость, лавка, жизнь.

 

Задание 19.В языкознании под ассимиляцией понимают

1.Уподобление одного звука другому того же класса.

2.Приспособление артикуляции одного звука к артикуляции другого.

3.Расподобление звуков.

4.Продвижка ударного гласного под влиянием соседних согласных.

 

Задание 20. К процессу аккомодации не относится

1.Переход [и] в [ы] после твердых согласных.

2.Огубление согласных.

3.Продвижка ударного гласного под влиянием соседних мягких согласных.

4.Уподоблением одного согласного другому по звонкости.

 

Задание21. Все выделенные согласные подвергаются полной ассимиляции в ряду

1.Сшить, разжать, летчик, отцом.

2.Счастье, легкого, просьба, луг.

3.Синего, косьба, ложка, сгорбившись.

4.Здесь, расширить, рубцы, безлюдье.

 

Задание 22. Все выделенные согласные подвергаются частичной ассимиляции по звонкости в ряду

1.Молотьба, сдача, как будто, анекдот.

2.Гроздь, зреть, отбросить, порог.

3.Распустив, втройне, жесть, щуплый.

 

Задание 23.Все выделенные согласные подвергаются частичной ассимиляции по глухости в ряду

1.Закладка, лодка, скрипевший, ягдташ.

2.Пончик, усадьба, ножка, год.

3.Луг, квадрат, устье, городской.

Задание 24. Все выделенные согласные подвергаются частичной ассимиляции по мягкости в ряду

1.Изделие, отвезти, совесть, участь.

2.Флюгер, пончик, конверт, зреть.

3.Гроздь, цветочек, щуплый, обнять.

 

Задание 1. Впервые о фонологии заговорил

1.Щерба Л. В.

2.Аванесов Р.И.

3.Бодуэн де Куртенэ И. А.

4.Якобсон Р. О.

 

Задание 2. МФШ под фонемой понимает

1.Ряд позиционно чередующихся звуков в пределах морфемы

2.Звуковой тип, в состав которого входят звуки, артикуляционно близкие друг другу.

3.Конкретную минимальную звуковую единицу, произносимую конкретным лицом в конкретной речевой ситуации.

 

Задание 3.ЛФШ под фонемой понимает

1.Ряд позиционно чередующихся звуков в пределах морфемы

2.Звуковой тип, в состав которого входят звуки, артикуляционно близкие друг другу.

3.Конкретную минимальную звуковую единицу, произносимую конкретным лицом в конкретной речевой ситуации.

 

Задание 4. МФШ отказывает в фонемном статусе звукам

1.[ы].

2.[и].

3.[г], [к], [х].

4.[ц], [ч].

 

Задание 5. МФШ рассматривает ы как вариант <и> по следующим причинам

1.С ы могут начинаться искусственно созданные слова.

2.Исторически ы развивалась как особая фонема.

3.В русском языке слова могут начинаться с любой гласной, кроме ы.

4.Все гласные могут встречаться в положении после твердых и мягких согласных, ы – только после твердых.

Задание 6. ЛФШ считает <ы> самостоятельной фонемой по следующим причинам

  1. Все гласные могут встречаться в положении после твердых и мягких согласных, ы – только после твердых.

2.Мы можем произнести ы в изолированном виде, тогда как варианты фонем в изолированном виде произнести нельзя.

3.В русском языке слова могут начинаться с любой гласной, кроме ы.

4.Исторически ы развивалась как особая фонема.

 

Задание 7. МФШ отказывает в фонемном статусе мягким г, к, х

1.Все согласные могут употребляться перед гласными как переднего, так и непереднего ряда, мягкие заднеязычные могут находиться только перед гласными переднего ряда.

2.Мягкие заднеязычные в отдельных случаях могут находиться и перед гласными непереднего ряда.

3.Все согласные звуки на конце слова могут быть твердыми и мягкими, мягкие заднеязычные на конце слова не встречаются.

4.Мягкие заднеязычные отличаются от твердых палатализованностью

 

Задание 8. Гласные фонемы в словах сплав, тыл, год, луг, мех обладают следующими конститутивными признаками

1.Ряд, подъем.

2.Ряд, лабиализованность.

3.Ряд, подъем, лабиализованность.

4.Подъем, лабиализованность.

 

Задание 9. Гласные фонемы в словах бук – бык отличаются следующими дифференциальными признаками

1.Ряд, подъем.

2.Подъем, лабиализованность.

3.Ряд, лабиализованность.

4.Лабиализованность.

 

Задание 10.Согласные фонемы <з>, <ф> обладают следующими конститутивными признаками

1.Звонкость – глухость, место образования.

2.Звонкость – глухость, место образования, способ образования, палатализованность.

3.Звонкость – глухость, способ образования.

4.Способ образования, место образования.

 

Задание 11.Фонемы <д>, <д> обладают следующими интегральными признаками

1.Твердость – мягкость.

2.Звонкость – глухость, способ образования.

3.Звонкость, место образования, способ образования.

 

Задание 12. В словах ведро, вина, пятак, дарить, цена, вода звуки первого предударного слога являются вариантами фонем

1.<а>, <э>, <и>.

2.<а>, <э>.

3.<а>, <э>, <и>, <о>.

 

Задание 13. Выделенные буквы в словах текста представляют собой фонемы

Все говорящие по-русски делятся на две группы: окальщики и акальщики. Москвичи, ленинградцы, куряне, орловцы, все жители юга и средней полосы России акают: слова порю и парю, сома (от слова сом) и сама, умолять и умалять они произносят одинаково (М. В. Панов).

1.<а>, <и>, <и>, <а>,<э>, <а>, <у>.

2.<о>, <и>, <и>, <а>, <э>, <о>, <у>.

3.<а>, <и>, <и>, <о>, <о>, <а>, <у>.

 

Задание 14.Полный ряд аллофонов <а> представляют

1.[а], [а] , [а], [а], [], [ъ], [иэ], [ь].

2.[а], [о], [иэ], [ъ].

3. [а], [ъ], [ь], [иэ].

 

Задание 15. Архифонемой называется

1.Фонема, которую нельзя поставить в сильную позицию.

2.Фонема, находящаяся в сигнификативно слабых позициях, теряющая часть своих различительных способностей.

3.Гласная фонема в безударном положении.

4.Согласная фонема, находящаяся в сильной позиции по глухости – звонкости.

 

Задание 16. Гиперфонемой называется

1.Фонема, которую нельзя поставить в сильную позицию.

2.Фонема, находящаяся в сигнификативно слабых позициях, теряющая часть своих различительных способностей.

3.Гласная фонема в безударном положении.

4.Согласная фонема, находящаяся в сильной позиции по глухости – звонкости.

 

Задание 17. Для гласных сильной позицией является

1.Положение без ударения.

2.Положение под ударением.

3.Положение перед мягким согласным.

4.Положение между твердыми согласными.

 

Задание 18. Для согласных сильной позицией по глухости – звонкости являются

1.Положение перед гласными.

2.Положение перед сонорными.

3.Положение перед [в], [в] с последующим гласным.

4.Положение перед звонкими, кроме [в], [в].

 

Задание 19. Для согласных сильной позицией по твердости – мягкости являются

1.Положение на конце слова.

2.Положение перед гласным переднего ряда.

3.Положение перед гласным непереднего ряда.

4.Положение перед твердым согласным.

 

IV. Орфоэпия.

 

Задание 1. Орфоэпия – раздел языкознания, занимающийся изучением

1.Фонетической системы русского языка.

2.Синтагматики фонем.

3.Норм литературного произношения.

4.Изменения звуков в речевом потоке.

 

Задание 2. Орфоэпия как наука сложилась

1.В 30-е годы XIX века.

2.В 30-е годы XX века.

3.В 60-е годы XX века.

4.В конце XIX века.

 

Задание 3. Правила орфоэпии базируются на

1) законах грамматической системы,

2)законах фонетической системы,

3)законах лексической системы,

4)законах ударения.

 

Задание 4. Важнейшие черты русского литературного произношения сложились на основе

  1. разговорного языка города Москвы,
  2. южновеликорусского наречия,
  3. северновеликорусского наречия,
  4. старославянского языка.

 

Задание 5. Во второй половине XIX века у московского произношения появился конкурент

1.Рязанское произношение.

2.Ростовское произношение.

3.Нижегородское произношение.

4.Петербургское произношение.

 

Задание 6. Верно указано произношение всех данных слов: анекдот, железо, одессит – в ряду

1.Ане[г]дот, ж[ыэ]лезо, о[де]ссит.

2.Ане[к]дот, ж[ыэ]лезо, о[дэ]ссит.

3.Ане[г]дот, ж[э]лезо, о[де]ссит.

 

Задание 7. Выделенная буква обозначает твердый согласный в слове

1.Префектура.

2.Шинель.

3.Морфема.

4.Тембр.

 

Задание 8. Выделенная буква обозначает мягкий согласный в слове

1.Бизнесмен.

2.Генетика.

3.Антитеза.

4.Бенефис.

 

Задание 9. Выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки в ряду

1.Антитеза, бретельки, телеателье.

2.Антрекот, берет, конкретизация.

3.Буриме, бутерброд, варьете.

4.Дебют, ватерполо, генетика.

 

Задание 10. Ударение на первом слоге имеют слова в ряду

1.Иконопись, добыча, допив.

2.Искоса, спала, защелкать.

3.Гербовый, гусеничный, квартал.

4.Сливовый, бездарь, статуя.

 

Задание 11. Во всех словах чн как [шн] произносится в ряду

1.Нарочно, скучно, горчичный.

2.Командировочный, яичница, Ильинична.

3.Сливочный, скворечник, сказочный.

4.Заочный, двоечник, прачечная.

 

Задание 12. К чертам старомосковского произношения не относятся

1.Произношение глаголов II спряжения в форме 3 л мн ч окончанием-ут(-ют).

2.Оканье.

3.Последовательная ассимиляция по мягкости.

4.Побуквенное произношение.

 

Задание 13. Черты старомосковского произношения перечисляются в ряду

1.Аканье, чн как [шн], твердое произношение постфиксов –ся(-сь), произношение в первом предударном слоге на месте а [ыэ].

2. Чн как [шн], аканье, побуквенное произношение, последовательная ассимиляция по мягкости.

3. Аканье, чн как [шн], произношение прилагательных на –кий, -гий, -хий с [ъ] на месте и, твердые губные вместо мягких на конце слова.

 

Задание 14. В первом предударном слоге на месте а нормативным считается произношение [ыэ] в словах

1.Шалун.

2.Ржаной.

3.Жара.

4.Лошадей

 

Задание 15. Г взрывной произносится в словах

1.Мог бы.

2.Город.

3.Враг.

3.Бог.

 

Задание 16. В развитии орфоэпических норм не соответствует действительности тенденция

1.Подчинение иноязычных слов общим фонетическим законам русского языка.

2.Отступление от ассимиляции по мягкости зубных согласных перед мягкими губными и зубными.

3.Вытеснение звука [ж] мягкого.

4.Твердое произношение постфиксов –ся(-сь).

 

Орфография

 

Задание 1.В примерах вода, сторож, юбка, праздник, отбить, в реке, молодость реализуется принцип орфографии

1.Морфофонематический.

2.Традиционный.

3.Фонетический.

4.Дифференциальный.

 

Задание 3.Написание слов разбить, развалиться, безыскусный, лодка, на дороге, цыган, птицын регулируют принципы русской орфографии

1.Морфофонематический, фонетический.

2.Фонетический, традиционный.

3.Морфофонематический, традиционный.

4.Традиционный, дифференциальный.

 

Графика.

 

Задание 1. Под фонематическим принципом русской графики понимается

1.Буквы алфавита обозначают не звуки, а фонемы в сильной позиции.

2.Фонемное соответствие букве устанавливается с учетом соседних гласных букв и других графических знаков.

3.Совокупность начертательных средств того или иного письма.

 

Задание 2. Отступления от слогового принципа представлены примерами в ряду

1.Жир, чаща, майор, детясли.

2.Парта, сокол, телевизор, честь.

3.Шут, молодой, ёлка, диван.

 

Задание 3. В данных примерах соловья, ёлка, бульон, папильотка фонема <й>не обозначается

1.Посредством буквы й.

2.Через буквы я, ё.

3.Буквосочетанием ьо.

Итоговые оценочные средства по современному русскому языку (фонетика)

Вариант I

Задание № 1 транскрибировать текст.

 

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее (По Д. Лихачеву)

Задание № 2 Сделать полный фонетический анализ слова сбрасывая

 

Вариант II

 

Задание № 1 транскрибировать текст.

 

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке.

 

Задание № 2

Сделать полный фонетический анализ слова подмигивая
11. Технологическая карта дисциплины


12. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.: Просвещение, 2009

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М., 2010

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 2009

4. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М.: Просвещение, 2009

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. - М.,1980.

2. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977.

3. Лебедева Ю.Г. Звуки. Ударение. Интонация. - М., 1986.

4. Лебедева Ю.Г. Учитесь говорить правильно. - М.: Просвещение, 1986.

5. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. - М., 1959.

6. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. - М., 1970.

7. Русская грамматика. - М., 1980. Ч. 1.

8. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. 1. - М.: Просвещение, 1981.

9. Щерба Л.В. Избранные труды по языкознанию и фонетике. - Л., 1968.

 

13. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет»

1. http://www.philology.ru

2. http://www.rusword.com.ua

3. http://www.vestnik.vsu.ru

4. Научная электронная библиотека elibrary.ru. http:// elibrary.ru/books.asp

5. Университетская библиотека on-line: http://www.bibioclub.ru.spravka/registratsija organizatsij.html

6. Грамматика, орфография, пунктуация современного русского языека www. grammatika.ru