Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Очерк V. Культура быта и культура духа 1 страница



ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

ПРОГУЛКИ С КАМЕНАМИ

 

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Учебное пособие

 

Тамбов

 

Рекомендовано к печати

Редакционно-издательским советом

ТГУ имени Г.Р. Державина

ББК

УДК

А21

Рецензенты:

Л.С. Кауфман, доктор филологических наук, профессор ТГУ им. Г.Р. Державина

М.А. Медведева, кандидат философских наук (специальность «Теория и история культуры»), преподаватель ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

 

 

А21 Блохина И.Р.

История мировой и отечественной культуры. Прогулки с Каменами. Очерки истории античной культуры: учебное пособие / И.Р. Блохина; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина» Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. - 109 с.

 

 

Учебное пособие содержит материалы лекций по истории культуры древней Греции и Рима. В нем получили освещение основные этапы становления и развития античной религии и мифологии, философии и науки, литературы и театра, античного искусства, а также быта и нравов древних греков и римлян. Пособие снабжено вопросами для размышления, подробным списком литературы к каждой главе. Рассчитано на помощь студентам в изучении курса «История мировой и отечественной культуры».

 

ББК

УДК

© Блохина И.Р. 2010

© ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2010

 

Содержание

Предисловие

Часть I. Греция

Введение

Очерк I. Мир богов и мир людей

Очерк II. Постижение мира: философы, ученые, мудрецы

Очерк III. Литература и театр в Греции

Очерк IV. Эллинское искусство

Очерк V. Культура быта и культура духа

Часть II. Рим

Введение

Очерк I. Религия римлян

Очерк II. Философия и наука

Очерк III. Литература и театр в Риме

Очерк IV. Искусство в римском мире

Очерк V. Быт и нравы римлян

Послесловие

Вопросы для повторения и размышления

Литература к курсу

 

Предисловие

Камены – веселые и озорные нимфы священного ручья – уже в древности стали ассоциироваться у древних с Музами. Они дарили вдохновение, покровительствовали творчеству, окрыляли людей. И если культуру, созданную человечеством за тысячи лет существования, отождествить с широкой и полноводной рекой, то античная культура предстанет бурным и неиссякающим ручьем, питающим эту реку живительной водой у самых истоков. На берегу, в прохладной тени деревьев, притаились хранительницы и хозяйки этого ручья – прелестные Камены, в путешествие с которыми по волнам античной культуры мы с вами и отправимся. Легкокрылые провожатые перенесут нас в мир мифологии и религии, завлекут в кабинеты и портики, где рождались философские учения и научные открытия, покажут чудеса зодчества и ваяния, позволят услышать божественную речь эллинов и римлян, пение хора и звучание стихов, побывать в греческом доме и на римском форуме. Они помогут нам понять, что не было бы современного творчества, языка, права, философии, театра и много другого без их благотворного покровительства – не было бы европейской культуры без неумирающего источника, называемого античной культурой.

Прогулки наши рассчитаны на читателей, которые уже знакомы с историей античных государств, знают и понимают характер и закономерности развития греко-римской цивилизации, представляют последовательность эпох и событий, ориентируются в географии и этнологии античности. Предлагаемые очерки не являются исчерпывающими, поскольку невозможно претендовать на полное и всестороннее освещение античной культуры в небольшом издании. Но мы надеемся, что они позволят вам не только узнать что-то новое, но и почувствовать дух культуры наших великих предков, понять мотивы их творчества, атмосферу их жизни и… удивиться, как близка душа человека далекой древности душе сегодняшнего жителя вселенной.

 

Часть I. Греция

 

Введение

Греческой культурой называют культуру государств, сложившихся в центральном Средиземноморье в период со II тысячелетия до н.э. до II века до н.э. Нижний рубеж – появление ранних дворцовых монархий на Крите, Балканском полуострове, островах Эгейского моря и побережье Малой Азии, верхний – включение Греко-македонского царства и других эллинистических государств в состав Римской державы. Основные вехи развития этой культуры можно представить следующим образом:

Крито-Микенский период (II тыс. до н.э.) уже отмечен созданием богатой культуры, получившей название Эгейской: грандиозное строительство, искусная живопись и пластика, появление доалфавитного (линейного) письма. В этой культуре восточные влияния слились с самобытной культурой догреческого населения и ахейских племен. Она была открыта в результате археологических раскопок Г. Шлимана (Троя и Микены) и А.Эванса (Крит) в конце XIX века.

Гомеровская Греция (XII-IX вв. до н.э.) заслужила название «темных веков» за скудность памятников материальной культуры, но зато открывается нам в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея».

Время архаики (VIII-VI вв. до н.э.) можно назвать временем пробуждения греческой культуры за стремительную динамику развития: строительство десятков городов, развитие письменности, рождение философских школ, уникальная поэзия, храмы и статуи – архаикой заложен фундамент будущего расцвета.

Классический период (V-JV вв. до н.э) в развитии культуры – время роста самосознания греков, и вслед за расцветом экономической, социальной и политической жизни полисов – невиданный подъем в различных областях культуры. Высокой классикой называют культуру V века, поздней классикой – культуру времени упадка и кризиса полиса – JV века.

Эллинизм (конец IV – II-I вв. до н.э.), объединивший народы и государства под властью эллинистических монархов, представил новую культуру – сплавил Запад и Восток, распространил на огромной территории влияние греческого языка, искусства, литературы, вплетая в них цветные нити культур многих других народов.

Греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой (греками эллинов назвали римляне), так что правомерно считать названия греки и эллины синонимами. На весь строй эллинской жизни и культуры огромное влияние оказало появление полисной цивилизации. Впервые в истории человек ощутил себя не подданным, а гражданином, членом небольшой полисной общины, правомерно принимавшим участие в ее жизни в качестве воина-защитника, должностного лица или просто члена народного собрания. Новая форма государства определила общественный характер жизни и культуры, ее открытость. Рождение многих направлений, таких как театр, политическое красноречие, диалектическая философия, историческая наука и социальная утопия, тесно связано у греков с осознанием себя свободными членами полисного сообщества, что, по мнению Аристотеля, заложено в самой природе человека. Публичные проявления личности сопровождал присущий эллинам дух состязательности (агонистика), присутствовавший практически во всех сферах их бытия. Вместе с тем, греки сумели выработать идеал калокагатии, удивительное стремление к гармонии, соразмерности духовного, физического и интеллектуального (но не материального!) в жизни человека. Можно сказать, что они впервые создали условия и нравственную установку для всестороннего и полного раскрытия возможностей человеческой личности и ее творчества.

 

 

Очерк I. Мир богов и мир людей

Миф был великим учителем греков во всех сферах духовной жизни.

М. Финли

Величайшее всемирно-историческое значение Зевсовой религии заключалось прежде всего в провозглашении Света, Разума и Гармонии над Тьмой, Иррациональностью и Хаосом…

А. Мень

Пленительный и многоцветный мир греческих мифов густо населен богами, героями, людьми, сказочными существами и чудовищами. Мифы, по сути, – это отражение в сознании человека окружающей действительности. Они складывались тысячелетиями, формируя религиозные представления. Наиболее полно, как заметил еще Геродот, с происхождением, жизнью, иерархией и деяниями небожителей греков познакомили эпические поэты Гомер и Гесиод. Умолкла эллинская речь, далеким прошлым стала жизнь небольшого народа, а светлые струи греческой мифологии продолжали во все эпохи завораживать каждого, кто прикоснулся к ним, питать воображение поэтов, художников, музыкантов…

Миф и боги эллинов

Как и у многих древних народов, религия греков была формой политеизма (многобожия) и в основе своей имела языческие представления, связанные с обожествлением сил природы. Складывание классического пантеона богов происходило длительное время, пройдя путь от поклонения необузданным зооморфным божествам (Минотавр на Крите) до упорядоченной религии олимпийцев. Отличительной чертой религии греков стала антропоморфность богов, их человекоподобие. Действительно, в сохранившихся изображениях боги предстают в образе рослых и красивых людей, наделенных особой силой. В их характере и поведении также просматриваются человеческие черты: они радуются, гневаются, ревнуют, ссорятся, плачут, хитрят, завидуют… Таковы боги Гомера, у которого и люди-герои подобны богам! К тому же, брачные союзы богов со смертными были, по разумению эллинов, делом не только возможным, но и обычным. Многие герои именно так появились на свет, чтобы совершать бесчисленные подвиги (греки почитали герооны – места погребения героев). Анималистические черты сохранились в виде атрибутов или представителей фауны, сопровождавших богов: лань ассоциировалась с Артемидой, сова и змея с Афиной, орел с Зевсом, дельфин и лебедь с Аполлоном…

Присущий грекам пантеизм населял божествами весь окружающий мир – в рощах прятались дриады, в источниках и ручьях плескались наяды, в море – нереиды, тритоны, сирены, дома охраняли духи предков и домашнего очага, леса и горы были населены сатирами и селенами (рожки, остренькие ушки, копытца – со временем эти забавные существа стали спутниками бога вина и веселья Диониса). Это волшебное присутствие божества повсюду хорошо выразил Фридрих Шиллер:

…Где теперь, как нас мудрец наставил,

Мертвый шар в пространстве раскален,

Там в тиши величественной правил

Колесницей светлой Аполлон.

Здесь, на высях, жили ореады,

Этот лес был сенью для дриад,

Там из урны молодой наяды

Бил сребристый водопад.

Этот лавр был нимфою молящей,

В той скале дочь Тантала молчит,

Филомела плачет в темной чаще,

Стон Сиринги в тростнике звучит;

Этот ключ унес слезу Деметры

К Персефоне, у подземных рек;

Зов Киприды мчали эти ветры

Вслед отшедшему навек.

«Боги Греции»

Многие божества имели имена, характер, биографию. Так, козлоногий Пан, сын Гермеса и нимфы Дриопы, уродливый и неукротимый хозяин леса, покровитель охотников и пастухов, создатель сладкозвучной флейты, стал игрушкой для олимпийцев, был принят в свиту Диониса, а на людей, дерзнувших нарушить его покой в тиши леса, наводил панический страх.

Представления о рождении богов было связано у греков с преодолением Хаоса, царившего изначально, и развитием мира (теогония). Выделившаяся из Хаоса Гея (Земля) породила Урана (Небо), от брака Геи и Урана произошли титаны. Третьим поколением богов, детьми титанов Крона и Реи, стали олимпийцы, ибо поселились они на священной горе Олимп, самой высокой в Греции, расположенной в северной Фессалии. Главными считались двенадцать богов: Зевс, верховный бог неба и громовержец; Гера, сестра и супруга Зевса, покровительница брака и семьи; братья Зевса – Посейдон, владыка морской стихии, и Аид, бог подземного царства; сестры Кронида – Деметра, богиня плодородия, и Гестия, хранительница домашнего очага; дети Зевса – богиня мудрости и покровительница мирного труда Афина, богиня красоты и любви Афродита, бог солнечного света, покровитель искусств и предводитель Муз Аполлон, богиня охоты Артемида, бог-кузнец Гефест и бог войны, грозный Арес. Рядом обитали и иные, не менее важные боги, такие как Дионис (включение его в состав олимпийцев в период образования полисов можно рассматривать как победу демократического начала над аристократическим), вестник богов Гермес, богиня победы Ника, богиня правосудия Фемида и многие другие. Боги не только делили между собой сферы человеческой деятельности, но становились также защитниками и покровителями отдельных полисов (по преданию, однажды боги собрались вместе в Сикионе и поделили между собой греческие государства). Так, Афина была охранительницей государства, носившего ее имя, Посейдон царил в Коринфе, Аполлон был связан с Делосом и Дельфами, Гера почиталась в Аргосе, а Арес в Фивах и т.д. Особая любовь к «своему» богу рождала особое почитание:

Родина наша не сгинет вовеки по воле Зевеса

И по желанью других, вечно бессмертных богов.

Ибо над нею Афина Паллада, могучая сердцем,

Гордая мощным отцом, руки простерла свои.

Солон.

Но сердцу эллина, где бы он ни жил, был любезен весь божественный сонм, поэтому культы самых разнообразных богов существовали повсюду. На горе Парнас и горе Геликон обитали спутницы Аполлона – Музы (отсюда «музыка», а храм Муз – Мусейон – дал название нашему слову «музей»). Имена этих девяти покровительниц искусств, дочерей Зевса и Мнемосины, тоже впервые назвал Гесиод: муза эпической поэзии Каллиопа, муза лирической поэзии Эвтерпа, муза любовных песен Эрато, Муза трагедии Мельпомена, муза комедии Талия, муза танцев и хорового пения Терпсихора, муза священных гимнов Полигимния, муза астрономии Урания и муза истории Клио. Им посвящен был Кастальский ключ на склоне Парнаса, как и Гиппокрена, источник поэтического вдохновения на горе Геликон, забивший от удара копыта неукротимого Пегаса. И лишь Аид был владыкой страшного и безнадежного царства мертвых (Аида), живущего по своим законам. Греки с трепетом представляли себе мрак и вихри Тартара, реку Стикс, многократно опоясывающую землю, угрюмого перевозчика покойников Харона с его черной ладьей, грозного трехголового пса Цербера, охраняющего выход из обители мервых. Ахилл у Гомера, занявший в Аиде подобающее герою и басилею место, говорит Одиссею, посетившему Аид:

Лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле,

Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,

Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать, мертвый.

Одиссея, XI, 489-491.

Боги были могущественны (тягаться с ними было опасно – ужасны примеры посмертной участи Сизифа, Тантала, Иксиона) и довольно завистливы: они не любили особенно удачливых (это часто подчеркивает Геродот в рассказах о судьбах людей). Но сами боги испытывали страх перед неумолимым Роком, прихоти или закона которого не могли избежать ни смертные, ни небожители.

Храм, культ, обряд

На земле, в полисах, боги эллинов жили в многочисленных храмах, которые были жилищем бога, а не местом поклонения им людей. Поэтому храмы могли быть совсем небольшими (как, например, храм Ники Аптерос на Акрополе: всего четыре на четыре метра). В храмах находились статуя божества, алтарь, помещение для жрецов и утвари [прим. об архитектуре и устройстве храмов речь пойдет ниже]. Храмы были неприкосновенны и часто использовались в качестве убежища. Иногда в них хранили сокровища, принадлежавшие полису. Храмы посвящались не только богам, но и героям (например, знаменитый Эрехтейон в честь аттического героя Эрехтея на Акрополе). Общеэллинским святилищем был храм Аполлона в Дельфах, на котором были начертаны изречения мудрецов: «Познай самого себя» и «Ничего сверх меры». У входа возвышалась статуя Гомера. В самом храме – статуи богинь судьбы Мойр, Зевса, Аполлона, знаменитая скала с расщелиной, из которой струились дурманящие испарения (последнее известно от античных авторов, археологи же не нашли следов волшебной скалы), а также камень (омфалос), считавшийся «пупом земли», ее центром. На храмовой территории многие эллинские города имели сокровищницы для хранения посвятительных даров и памятники, здесь же находились театр, источники, портики, статуи. Но главную славу храму приносил Дельфийский оракул. Интересы этого богатого религиозного комплекса охранял союз греческих племен, живущих вокруг святилища – Дельфийская амфиктиония.

Оракулы – служители храма, прорицатели; само предсказание тоже носило название «оракул». Наиболее популярны у греков и даже варваров были предсказания, полученные в общегреческом Дельфийском храме. Здесь Пифия, жрица и прорицательница, сидя на треножнике, совершала ритмические движения, вдыхая колдовские пары. Ее бессвязные выкрики принимались за откровение божества и соответствующим образом (иногда очень туманно и двусмысленно) толковались жрецами. Ответы давались, как правило, в форме стихотворения, записанного гекзаметром. Вопросы, с которыми греки спешили к храму, были самыми различными – от желания узнать, верно ли выбрано имя для новорожденного сына, будет ли успех от торговой сделки, возможно ли излечить болезнь, до вопросов об исходе сражения, основании колоний, о судебных тяжбах, крупных политических событиях. Процедура получения оракула была не всегда доступна и совсем не проста, требовала благочестия, символического омовения в Кастальском ключе, принесения жертвы. Любопытно, что при помощи оракула греки могли воздействовать на ход событий: остановить ссору, направить колонизацию, предотвратить сражение. Вообще греки часто пытались использовать высшие силы для решения своих земных нужд – в этом проявлялись элементы магии, присущей религиозному сознанию древних народов. Человек как бы заключал договор с богом. Со временем магические действия стали прерогативой жрецов, обладавших тайными знаниями. Жрецы лишь в отдельных случаях были наследственными служителями бога. В пору демократии должность жреца при храме была доступна, как и многие государственные должности, любому гражданину: жрецов избирали на народном собрании. Таким образом, в отличие от Востока, в Греции не существовало касты или могущественного сословия жречества, а храмы не были владельцами несметных богатств и источником дохода. Если и существовало имущество или земля при храме (как в Дельфах), они принадлежали полису, гражданской общине, амфиктионии.

Неотъемлимой частью обрядов были жертвоприношениябогам. Земным божествам приносились бескровные и нехитрые жертвы – ячменные лепешки, горсть оливок, ремесленные поделки. Олимпийцы требовали кровавых и грандиозных жертв, таких как гекатомба – массовое принесение в жертву сотни быков, чьи внутренности сжигались, а мясом лакомились участники торжества, приобщаясь таким образом к богам. Жертвоприношение имело целью не только почтить божество, но и «задобрить», с его помощью очиститься от вины или преступления (важным было не раскаяние, а обильная жертва!). В дельфийском храме Аполлона жрецы ловко совершали обряд очищения. Уже Платон указал на безнравственность такого подхода.

Религиозные празднества (а все празднества эллинов носили религиозный характер) были любимейшим времяпровождением греков. Праздники были местные (полисные) и общеэллинские, проводились раз в несколько лет или ежегодно и даже ежемесячно. Самыми знаменитыми из общегреческих празднеств были Олимпийские игры в честь Зевса. Проходили они раз в четыре года в Олимпии на берегу реки Алфей с 776 года до н.э. (и по 394 год н.э, когда христианский император Феодосий запретил эти языческие торжества) и сопровождались атлетическими соревнованиями, факельной эстафетой, театральными и поэтическими выступлениями. Восходили эти важнейшие игры к Пелопсу, а может быть, как говорят мифы, и к Гераклу. Правила проведения были разработаны, по преданию, царем Элиды Ифитом и спартанским Ликургом. Священный союз Элиды и Спарты положил начало всегреческому олимпийскому движению, участвовать в котором могли все свободные жители Эллады (разумеется, только мужчины – по трем возрастным группам). Конечно, важнейшей частью празднеств были религиозные церемонии в честь верховного бога. Значение Олимпийских игр было чрезвычайно велико для объединения эллинов разрозненной страны. На время празднества прекращались войны и распри. Все участники оказывались под покровительством великого Зевса. Четырехгодичный цикл игр и регулярность их проведения сделали возможным грекам построить свое летоисчисление по олимпиадам. Победители считались людьми, отмеченными богами, получали венок из священной оливы, растущей на храмовом участке; на родине их встречали с высшими почестями, в их честь поэты слагали хвалебные оды, скульпторы увековечивали их в камне и бронзе.[прим: Возрождение олимпийских игр произошло в конце XIX века по инициативе француза Пьера де Кубертена. Но это были други игры…]

У подножья Парнаса в честь бога Аполлона проходили с 586 года до н.э. вторые по значению общеэллинские Пифийские игры. Они задуманы были как музыкальные состязания в честь Мусагета (Аполлона, предводителя Муз), начинались с исполнения пеанов – гимнов Аполлону под кифару, а затем стали включать атлетические и конные соревнования. Победители увенчивались лавровым венком. Истмийские игры (место проведение – перешеек Истм) посвящались Посейдону и проходили раз в два года. Немейские торжества в Немейской долине Арголиды включали мусические и спортивные состязания и славили Зевса. Победители в награду получали венки из сухого сельдерея. Они просуществовали до конца VI в. н.э.

Каждый полис гордился своими богами, что делало празднества в их честь всеобщими и пышными. Особенно славились своими праздниками Афины. Весь год по месяцам был распределен между богами, которых вспоминали, устраивая в их честь самые разнообразные агоны, шествия, жертвоприношения. Так, в июле проводились Кронии, во время которых господа угощали своих рабов в память о «золотом веке» Кроноса, не знавшем рабства. Четырехдневные Тесеи в честь основателя государства Тесея сопровождались многочисленными состязаниями. Женский праздник Фесмофорий, посвященный Деметре и Персефоне, завершался радостной демонстрацией матерями своих младенцев. Существовал и праздник отцов, во время которого новорожденных мальчиков вносили в гражданские списки. Особенно торжественными были афинские Панафинеи в честь богини Афины, многодневный национальный праздник афинян. Помимо всяческих состязаний, они включали красивый бег с факелами, в котором соревновались афинские филы, хороводы девушек, конное шествие юношей, шествие мужей с жертвенными животными и старцев с оливковыми ветвями. Украшенные цветами девочки несли на Акрополь дар Афине – сотканный афинянками многоцветный плащ – пеплос (именно такое шествие изображено на фризе Парфенона). Завершался праздник гекатомбой и состязанием триер в гавани Афин. В век Перикла на склоне Акрополя построили специальное сооружение, одеон, для мусических выступлений и ввели танцы со щитами – дань Афине-воительнице (Афине-Промахос). Наконец, со времен тирана Писсистрата справлялись Великие и Малые Дионисии. Любимого бога виноградной лозы, виноделия и урожая приветствовали дифирамбами, которые исполнял хор, плясками ряженых и шуточными сценками. Дифирамбы и представления, сопровождавшие эти празднества, стали истоком рождения греческого театра, а трагедии и комедии – неотъемлимой частью Дионисий. В отличие от празднеств, открытых для всего населения полисов, мистерии были торжествами для посвященных, ибо прославление божества было связано с получением тайного знания и совершением тайных обрядов. Наиболее известны проводившиеся дважды в год Элевсинские мистерии (в Элевсине, недалеко от Афин) в честь Деметры и Персефоны. Участники их (они называли себя мистами), разыгрывая сценки известного мифа, словно проживали горестные события похищения Аидом юной Персефоны, приобщались (при помощи специальных эффектов в храме) к тайнам и ужасам потустороннего мира, ликовали по поводу возвращения Персефоны в мир живых и победы жизни над смертью. Они ощущали себя избранными, познавшими тайну перехода от жизни к смерти и тайну бессмертия. Элитарность такого знания хорошо выразил Аристофан:

Сияет солнце нам одним,

Для нас лишь горный пламень дня,

Священные мисты мы.

Мы чисто сквозь жизнь идем,

Союзу друзей верны…

«Лягушки»

Всего за год греки справляли не менее сорока торжеств! Каждое из них было в той или иной мере – парадом достижений, основанием для состязаний, упоением красотой, временем веселья и соединения с божеством. Участвовали в играх, чаще всего, состоятельные люди (при подготовке требовались немалые затраты), но формально участие было доступно для всех. Праздники объединяли греков перед лицом варварского мира, стирали разногласия, были предметом гордости. Возможно, прав историк, заметив: «Обрядность греческой религии, сосредоточенная в греческих праздниках, подобно мифологии и религиозному искусству, была откровением божества в красоте».

Религия эллинизма

В период эллинизма, соединившего Восток и Запад, раздвинувшего границы и утвердившего власть монархов, важные изменения произошли в религиозном сознании и религиозной практике греков. Религиозный синкретизм выразился в том, что греческие боги проникли на территории новых государств, в свою очередь, греки восприняли культы многих восточных богов. Так, в Египте при Птолемеях был введен культ Сераписа, соединившего черты Осириса, Зевса, Асклепия, Посейдона. В Афинах основано святилище Великой Матери (Метроон), высшего женского божества, вобравшего в себя представления о финикийской Астарте, египетской Изиде, малоазийской Кибеле, греческой Афине. Стали возникать храмы всем богам – пантеоны (один из них – знаменитый Пантеон в Александрии). Влияние иудаизма привело к переводу древнееврейской Библии на греческий язык. Сделанный по заказу Птолемея II якобы семидесятью толковниками (Септуагинта – «перевод семидесяти»), он пополнил Александрийскую библиотеку и познакомил мир в идеями ветхозаветного монотеизма. Другим явлением стал апофеоз – обожествление царствующих правителей. Еще Александр считал себя сыном Зевса и требовал соответствующих почестей. Его официальный культ был установлен в Египте при Птолемее I. Правитель Сирийского царства Селевк возводил свой род к Аполлону. Птолемей II установил культ родителей и обожествил сестру Арсиною, а его преемник Птолемей III уже при жизни почитался как бог-благодетель – эвергет. Любопытно, что часто культ правителя со всеми его атрибутами вводился решением народного собрания в эллинистических городах, в чем проявилось сочетание восточной традиции обожествления с практикой полисов.

***

Подводя итог нашему путешествию, добавим, что религия греков, складывавшаяся в традиционном русле религий древности, имела черты уникальные – как, впрочем, уникальными были многие направления их духовной и материальной деятельности. В частности, нас поражает духовная свобода греков, возможность религиозного выбора. Они легко принимали «версии» мифов и культы богов других полисов и даже других народов. Они не создали догмы, канона. Система верований, присущих эллинам, была открыта для внешних влияний. Она, как правило, свободно уживалась и с философским свободомыслием, а порой с религиозным скептицизмом или даже атеизмом. Нам известны обвинения в безбожии или нечестии (примеры их – процессы против Анаксагора, Протагора, Сократа), но все они имели более политическую, нежели религиозную подоплеку и могут рассматриваться, скорее, как исключение из правила. Поэтому согласимся с Ю.В. Андреевым: «Греческая религия – живой и меняющийся организм, не закованный в броню догм, не знающий строгой дисциплины единой веры и единых правил богослужения». Во многом эта особенность определила переход от религиозного сознания к рационализму и науке, о чем пойдет речь в следующем очерке.

Очерк II. Постижение мира: ученые, философы, мудрецы

Самое лучшее, Кирн, что дали бессмертные людям, –

Разум. Любые дела можно рассудком обнять.

Феогнид Мегарский.

Корень учения горек, а плод сладок.

Аристотель

В эпоху архаики произошел поворот к рационализму и философии. Истоками «взрыва» в духовной и материальной сфере, который ученые называют «греческим чудом», справедливо считают радикальные изменения жизни греков: колонизация, морские путешествия, новые контакты с варварским миром пробудили в эллинах особый интерес к познанию и вызвали необходимость в накоплении и систематизации знаний. Но этого мало, чтобы объяснить колоссальный взлет греческой мысли. Знаток греческой филологии и истории А.И.Зайцев пришел к выводу, что главным толчком, вызвавшим к жизни греческую науку и философию, стал перенос «агонального духа» (духа состязательности) из сферы атлетики, где он первоначально развивался, в сферу интеллектуальной деятельности. На самом деле, ведь и восточные народы накопили немало знаний по математике, астрономии, медицине, химии, но все это оставалось в рамках религиозного сознания и играло прикладную роль, более того, находилось под строгим контролем жрецов и деспотической власти. Греки были прекрасными учениками и многое унаследовали от восточных мудрецов. Но они пошли дальше. Природное любознательность, тяга к неизведанному, любовь к соперничеству, свобода от догм и авторитетов, разномыслие – стали основой научного поиска. Замечание Платона о том, что «…философу свойственно испытывать …изумление. Оно и есть начало философии», как нельзя лучше отражает истоки жадного и по-детски страстного отношения эллинов к познанию. Согласимся с Ю.В. Андреевым: «Греки – первый и единственный из народов древности, кто научился извлекать удовольствие из самого процесса мышления, не заботясь о применении». Это отразилось даже в названии науки: философия – любовь к мудрости. Под философией понимался широкий круг знаний о мире и его законах, она была наукой универсальной, не разделенной на отдельные отрасли.