Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Очерк II. Философия и наука 3 страница



Одним из крупнейших историков Рима был Публий Крнелий Тацит (55-120), перу которого принадлежат «История» и «Анналы», отразившие историю Рима со времени Августа. Дошли до нас также его «Жизнеописание Агриколы», «Германия», «Диалог об ораторах». Блестяще владея словом, Тацит дает в своих трудах событиям и личностям точные и взвешенные оценки. Он вдумчиво относится к источникам, на основе которых «без гнева и пристрастия» рисует драматические картины римской жизни. Его «Германия» содержит черты быта и менталитета германцев, выгодно отличавших, по мнению историка, варваров от распущенных римлян. «Римская история» Аппиана (II в.), греческого историка из Александрии, пронизана идеей величия Рима и целесообразностью его завоеваний. Однако сохранившиеся книги («История гражданских войн») свидетельствуют о трезвом взгляде историка, его умении распознать причины явлений, строгом изложении фактов. Для последующих историков его труд привлекателен достоверностью и глубиной. Из Малой Азии происходил еще один историк, создавший «Римскую историю» – Дион Кассий (155-235). Сторонник неограниченной монархии, Кассий освещает события с позиций римского сенатора, готового служить императорской власти. Интересные подробности об истории еврейского народа мы находим в сохранившемся труде иудейского историка, ставшего римским писателем, Иосифа Флавия (37-95) «Иудейские древности». Второе его знаменитое сочинение «Иудейская война» повествует о борьбе евреев с Римом.

Поздняя римская литература (IV-V вв.)

Поэзия. Языческая литература последнего периода Римской империи отступает на задний план. Но среди многих безымянных и маловыразительных авторов выделились одаренные поэты. Таким был, в частности, Децим Авзоний (310-395), придворный поэт императора Валентиниана, оставивший прелестные зарисовки быта, природы и людей. Особенно ценимой была его поэма «Мозелла» с описанием берегов реки Мозель (притока Рейна), по которой путешествовал автор. Наблюдательность, яркие и живые картинки пейзажей, столь редкие для античной литературы, сделали это произведение любимым для современников и романтических поэтов нового времени. Не менее знаменит был и другой придворный поэт, Клавдий Клавдиан (375- нач. V в.), панегирические стихи и поэмы которого отличали темперамент, выразительность, мифологические сравнения. Его поэма «Похищение Прозерпины» прославляет прошлое и настоящее Рима.

Историческая проза. Последним крупным римским историком может быть признан Аммиан Марцеллин (330-400), грек из Антиохии, римский военачальник, а затем и талантливый латинский писатель. Его «Деяния, или История», по словам современного историка, «как одинокая вершина, возвышается над всем, что было создано в то время». Аммиан стремился создать правдивую историю (до нас дошла лишь половина труда), опираясь на идею достойной и сильной императорской власти. Он свидетель и участник многих войн Рима, знаток государственных и военных реалий, описавший трудное время заката Рима с позиций его патриота и язычника.

***

Таким образом, римская литература, прошедшая столь долгий и достойный путь, в не меньшей степени, чем греческая, явилась драгоценным наследием для культуры европейцев. Своеобразие ее было в том, что формировалась она как литература множества народов, объединенных единой идеей существования «вечного города» – с его доблестью, силой, драматизмом, дивной природой, славными героями. Питаясь поначалу из эллинского источника, римские авторы сумели придать своим произведениям подлинно италийский колорит, изобрести новые жанры (например, сатиру и жанр биографии) и в очень разнообразных и интересных формах отразить ключевые моменты жизни как великого мирового государства, так и отдельного человека.

 

 

Очерк IV. Искусство в римском мире

Однако следует, пожалуй, перейти и к чудесам нашего Города, обозреть его способные силы… и показать, что и в этом весь мир побежден им.

Плиний Старший

Изобретательность и смелость позволяла им пытаться путем искусства совершить то, что было выше природы…

Тацит

Искусство, как и другие области римского творчества, было подчинено историческим условиям, характеру и психологии римской жизни. Более прагматичные и трезвые, нежели эллины, римляне создали памятники, имевшие практическое значение и прославлявшие силу и мощь римского государства. Именно поэтому ведущую роль на протяжении веков у римлян играли официальная гражданская архитектура, рельефы с сюжетами завоеваний и индивидуальный скульптурный портрет. Вместе с тем, римское искусство испытало колоссальное влияние этрусков и греков, а затем впитывало и развивало навыки и мастерство множества других народов. Наконец, римляне в искусстве проявили себя, как самобытные и изобретательные творцы нового. Неутомимость и масштаб их деятельности помогли сохраниться многим памятникам, которые можно и сейчас обнаружить в городах и музеях мира.

Градостроительство и архитектура

Строительство римских городов испытало влияние этрусков, которые раньше греков научились правильной планировке улиц с их ориентацией по странам света. Образцом городской застройки римлян был сам город Рим, древний облик которого еще и сейчас явственно проступает сквозь напластования времени. Город изобиловал величественными и нарядными сооружениями: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы знати придавали ему особый колорит. Жизнь римской городской бедноты протекала на узких улицах ремесленных кварталов в густонаселенных домах – инсулах (они красочно описаны в сатирах Ювенала). На рубеже III-II вв. до н.э. в строительстве стал употребляться водоупорный и чрезвычайно прочный материал – бетон, что значительно удешевило возведение зданий и привело к возникновению новых архитектурных конструкций и форм. Город окружали каменные стены, сооружение которых относят к VI веку до н.э. Благоустройству города служили грандиозные акведуки, подававшие воду на десятки километров (например, акведук Аппия Клавдия протяженностью 16 километров, построенный в 311 году до н.э.), мосты (первый каменный мост сооружен еще во II веке до н.э.), сточные каналы (древнейший из них – Клоака Максима в Риме).Ко времени империиотносятся замечательные инженерные постройки – многоярусные акведуки в Сеговии или великолепно сохранившийся и действующий до нашего времени мост через реку Тахо, построенный архитектором Гаем Лацером (то и другое в Испании). Эти сооружения отличались не только грандиозными размерами, но и огромной силой художественного воздействия, достигнутой благодаря органической связи с ландшафтом. Большого мастерства римляне достигли в строительстве дорог (следы их «вечной кладки» можно видеть в Риме и сейчас).

Форумы. Древнейшим центром деловой и общественной жизни был Римский форум (Форум Романум) с храмами, триумфальными арками, трибунами для выступления ораторов, украшенными рострами (носами неприятельских кораблей), торговыми и общественными зданиями. Свободная застройка делала это место живописным и тесным. Позже появились и другие форумы – Цезаря, Августа, Траяна… Одним из замечательных сооружений начала империи стал форум Августа, который был тщательно спланирован и выглядел очень торжественно: продолговатая площадь, окруженная высокой стеной из туфа высотой 36 метров, вдоль которой по периметру были сооружены портики. Форум Траяна, выстроенный талантливым архитектором Аполлодором Дамасским в честь победы императора над даками, включал базилику, помпезную арку Траяна, здания латинской и греческой библиотек, между которыми возвышалась знаменитая (дошедшая до наших дней) колонна Траяна. Это был самый большой и роскошный из императорских форумов. В центре площади стояла конная статуя Траяна из золоченой бронзы. Площадь была вымощена плитами из цветного мрамора. Облицовка стен форума с внутренней стороны также была мраморной. К северо-восточному полукружию площади примыкал рынок с пятиэтажными монументальными торговыми зданиями, руины которых сохранились до нашего времени.

Храмы и алтари. Рим и другие города Италии украшали многочисленные храмы и алтари, посвященные богам. И здесь римляне испытали влияние этрусков и греков. Однако древнейшими и собственно италийскими постройками были храмы круглой формы, воспроизводившие, по всей видимости, силуэт древнеиталийских жилищ. Например, такую форму имел храм Весты в Риме, расположенный на берегу Тибра. Позже стали возводиться храмы прямоугольной формы (перипторы) по греческому образцу. Примером мог служить храм Юпитера на Капитолии, посвященный «капитолийской триаде» – Юпитеру, Юноне и Минерве. Внутри он был разделен на три части (целлы): средняя посвящалась Юпитеру, там находилась его статуя из золота и слоновой кости, целла справа была отдана Минерве, а слева – Юноне, у каждого божества имелся свой алтарь. Крышу украшала терракотовая (а позднее бронзовая) скульптура Юпитера на колеснице. Не менее знаменит был великолепный храм Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры (высота колонн портика – 18 метров!), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления сделали его одним из лучших памятников храмовой архитектуры I в. н.э. В постройке его принимали участие греческие мастера. К культовым сооружениям I века до н.э. относится Алтарь Мира, созданный в Риме на Марсовом поле в честь Августа. Прямоугольная площадка, в центре которой возвышался алтарь, обнесена была стеной, покрытой рельефным орнаментом, изображавшим шествие к алтарю. В числе участников шествия можно было видеть самого Августа, членов его семьи, сенаторов и жрецов. Наконец, в правление Адриана (около 125 г. н.э.) в Риме создан шедевр архитектуры, единственный уцелевший до нашего времени в первозданном виде храм всем богам – Пантеон. Он возведен на месте сгоревшего Пантеона (выстроенного сподвижником Августа Агриппой в 27 году до н.э.), о чем напоминает надпись на фронтоне. Будучи творением Аполлодора Дамасского, храм восхищает совершенством инженерного решения. Он представляет собой большое круглое здание (ротонду), увенчанное грандиозным куполом (диаметр более 43 метров). Выполненный из бетона и кирпича (толщина стен шесть метров), Пантеон не оставляет впечатление тяжелого сооружения. Его наружный вид отличается подчеркнутой простотой. Вход обозначен нарядным портиком с двумя рядами колонн из серого и красного гранита. Внутри храм поражает целостностью и величием: парящий купол напоминает небесный свод, девятиметровое в диаметре круглое отверстие в его центре («око Пантеона») впускает в просторное помещение сноп света, ниши по периметру внутреннего пространства украшены статуями богов.

Театры, амфитеатры, цирки. В период поздней республики в Риме стали возводиться театральные здания. Первым из них был театр Помпея на Марсовом поле (55 г. до н.э). А в правление Августа возник театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек. Сохранились остатки радиально расположенных стен, поддерживавших полукруглый зрительный зал, а также часть фасада театра. Амфитеатры, представлявшие собой как бы соединение полукружий двух театров, были изобретением римлян и предназначались для разнообразных зрелищ – травли зверей, гладиаторских боев и т.п. Самым знаменитым амфитеатром, безусловно, считается римский Колизей, построенный при Флавиях в конце I века. Огромное сооружение (длина окружности свыше 520 метров, высота – 48,5 метра), вмещавшее около пятидесяти тысяч зрителей, представляло собой эллипс, в центре которого находилась арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей, которые располагались вокруг нее, постепенно повышаясь и образуя четыре яруса. Зрительские скамьи покоились на мощных сводчатых галереях, одновременно служивших укрытием во время дождя. Для защиты от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент (веларий). Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными украшениями и статуями. В глубоких подвальных помещениях хранился реквизит, помещались клетки с хищниками, ждали своей участи гладиаторы. И сейчас легендарный амфитеатр, частично разрушенный, оставляет впечатление устрашающей мощи, восхищая, вместе с тем, масштабами и мастерством его строителей. Цирки также были грандиозными сооружениями, служившими для общественных развлечений. Развалины Большого цирка в Риме (Циркус максимус) позволяют представить, как выглядели эти архитектурные комплексы. Вытянутый в длину овал (размеры его – 600 на 100 метров) окружен был с трех сторон тремя ярусами трибун, на которых могли находиться одновременно 250 тысяч человек. С четвертой стороны располагались стартовые стойла для колесниц (в цирке, чаще всего, проходили конные состязания). В отличие от современных ипподромов, бег колесниц проходил не по кругу, а вдоль трибун и обратно, беговые дорожки были разделены невысокой стеной, по обоим концам их устанавливались поворотные столбы – меты.

Триумфальные сооружения. Особыми памятниками архитектуры были триумфальные арки и колонны, которые воздвигались в память исторических событий и военных побед, напоминая о мощи римского государства. Великолепным образцом такой архитектуры может служить сохранившаяся до наших дней арка Тита, сооруженная в 81 году в честь взятия Иерусалима. Монументальная однопролетная арка (ширина пролета более пяти метров) украшена колоннами с причудливыми капителями, которые поддерживают мощный аттик (верхнюю часть арки) с посвятительной надписью. Когда-то это пятнадцатиметровое сооружение венчала статуя императора на квадриге, ныне утраченная. На стенах внутри арки и сейчас можно видеть рельефы с изображением Тита и его войска, вступающего в Рим после победоносного окончания Иудейской войны. Примером трехпролетного строения является арка Септимия Севера, воздвигнутая в 203 году на римском форуме в память победы над парфянами. Цоколи ее колонн и вся поверхность стен сплошь покрыты рельефами, прославляющими победы императора. В начале IV века подобная арка была сооружена Константином. Украшением и свидетельством славы императоров становились и триумфальные колонны. Знаменитая колонна Траяна (общая высота 38 метров), сложенная из круглых мраморных блоков, и сегодня производит неизгладимое впечатление. Ее ствол покрыт спиральной лентой рельефа (22 витка, более 2,5 тысячи фигур!), на которой изображены эпизоды завоевания Траяном Дакии: поход римского войска, сражения, горящие дома даков, поверженные пленники, постройка моста через бурный Дунай, осада крепостей… Эти сцены являются драгоценным источником для изучения эпохи – вооружения, костюмов, национальных типов. Сверху возвышалась статуя императора, а в основании были помещены урны с прахом Траяна и его жены. В XVI веке скульптура Траяна была заменена статуей апостола Петра.

Термы. Своеобразными комплексными строениями были римские бани или термы, предназначавшиеся не только для купаний, но и для физических упражнений, плавания, отдыха и развлечений. Они начали возводиться любившими роскошь римлянами еще в республиканский период, но особую популярность приобрели в эпоху империи. Наиболее грандиозной постройкой этого рода были термы Каракаллы, занимавшие площадь в двенадцать гектаров. В огромном парке с цветниками, фонтанами, скульптурой, беговыми дорожками (стадиями) и местами для отдыха располагалось грандиозное главное здание терм, включавшее множество разнообразных помещений. Здесь были расположены холодная баня (фригидарий), роскошно декорированный главный зал площадью 2700 кв.метров, теплая баня (тепидарий) и великолепная купольная ротонда горячей бани (кальдарий), а также восемь прекрасно украшенных залов для отдыха, две палестры, бассейны, площадки для физических упражнений, раздевальни и другие помещения. В глубине парка находились два симметрично расположенных корпуса с библиотеками, залами для занятий музыкой и танцами. Термы вмещали одновременно до 1600 человек. Они были роскошно украшены скульптурой. В одном из залов была поставлена группа «Фарнезский бык», вывезенная с острова Родоса. Под главным строением находились подсобные помещения, отопительная система, водопровод и канализация. Совершенство коммуникаций изумляет, они свидетельствуют об очень высоком искусстве римских инженеров. Самые большие термы в Риме были построены императором Диоклетианом – они вмещали до 3000 посетителей одновременно.

Дома, дворцы, виллы. Об архитектуре жилых домов лучше всего судить по дошедшим до нас памятникам Помпей, так как в Риме большинство простых строений древности не сохранилось. Италийский тип дома был заимствован римлянами у греков, но по-своему переработан. Центр его составлял атрий (главное помещение с очагом), вокруг которого располагались другие комнаты – хозяина и хозяйки, детей, комнаты для слуг, а иногда и для домашнего скота. К атрию примыкал перистиль (внутренний дворик, окруженный колоннадой), обычно украшенный фонтаном, статуями, цветниками. Из помпейских жилых домов эпохи республики лучше всего сохранились «дом Пансы», «дом Фавна» и «дом серебряной свадьбы». Дома знати выделялись размерами и богатством украшений, перерастая в дворцы. Для отдыха и развлечения строились загородные виллы. Планировка виллы в значительной мере определялась характером местности. Искусно разбитый сад, фонтаны, беседки, гроты, скульптура органически входили в комплекс виллы. Непременной ее принадлежностью был большой водоем – писцина. Красочно и подробно описал свою виллу в одном из писем Плиний Младший. А императорские претензии в сооружении дворцов подчас не знали меры. Так, для императора Нерона талантливые зодчие Север и Целер построили так называемый «Золотой дом» – огромный дворцовый комплекс в центре Рима. Дом был отделан золотом, перламутром и драгоценными камнями, стены расписаны художником Фабуллом. «Столовые имели потолки с обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, дабы можно было сыпать сверху цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями», – пишет Светоний. Знаменитый дворец Диоклетиана на берегу Адриатического моря воспринимался как крепость. В основу дворцового комплекса был положен принцип римского военного лагеря. Внешние стены дворца являлись одновременно крепостными стенами с башнями и воротами. Во внутренней части комплекса находились оформленные портиками улицы, а на них – четырехколонный храм и мавзолей Диоклетиана необычной формы: круглый внутри и восьмигранный снаружи.

Гробницы и мавзолеи. К монументальным сооружениям Рима относятся и гробницы римской знати, располагавшиеся вдоль дорог за городскими воротами. Так, гробница Цецилии Метеллы (жены полководца Красса, I век до н.э.), стоящая на Аппиевой дороге, представляет собой огромный бетонный цилиндр, облицованный камнем, верхнюю часть которого украшает фриз с мордами быков и мраморный карниз, увенчанный в древности (несохранившимся) куполом. Замок святого Ангела в современном Риме был когда-то колоссальным мавзолеем Адриана. Грандиозное круглое строение, окруженное колоннадой, было поднято на высокий подиум. Внутри находилась погребальная камера, а верх сооружения украшала статуя императора на квадриге. В средние века мавзолей был перестроен в крепость и получил свое нынешнее название.

Скульптура

Римская скульптура испытала сильное влияние греческой пластики. Благодаря римским копиям, сохранились многочисленные образцы скульптуры эллинов. Вместе с тем, римляне сумели привнести в это искусство новшества и неповторимое своеобразие. Созданная ими скульптура отличается глубоким психологизмом и индивидуализацией изображений.

Рельеф. Мы уже говорили о широком применении рельефа, украшавшего многие римские памятники. «Живые» скульптуры рельефов поражают натурализмом. Так, изображения пленных даков с арки Траяна не только правдиво передают этнические особенности и внешность варваров, но и пронизаны чувством трагической безысходности на их лицах. Рельефы мраморного саркофага (Музей изобразительных искусств) с изображением бога вина Вакха и его спутников – силенов, сатиров, менад – проникнуты весельем и юмором (маленькие сатиры шалят, один из них вынимает у другого занозу).

Статуи-тогаты. В отличие от греков, римляне не стремились передать обобщенный образ гармоничного и красивого человека. Целью искусства было показать назначение и внутренний мир модели. Наиболее характерным воплощением римских гражданских идеалов являлся распространенный в скульптуре образ облаченного в тогу римлянина, занятого выполнением своих государственных обязанностей (так называемый тогатус). Такова статуя Цицерона, передавшая достоинство и мудрость великого человека, или статуя римлянина, совершающего возлияние, – сурового, величавого человека с аскетическим лицом, изображенного в живом движении. Находящаяся в Эрмитаже статуя Августа, представленного в виде Юпитера, восседающего на троне, преисполнена торжественной парадности, что характерно для наступившей эпохи империи. От времени Антонинов до нас дошел бронзовый памятник Марку Аврелию, установленный в XVI веке на Капитолийской площади в Риме. Как единственный образец античного конного памятника, это произведение пользовалось в последующие столетия большой славой.

Скульптурный портрет. Главное положение в римской скульптуре занимал портрет. Его зарождение было, по-видимому, связано с обычаем снимать с покойного посмертную восковую маску, точно передававшую черты лица. Особенное развитие искусство скульптурного портрета достигло в пору империи. Начиная со времени Флавиев, эти произведения несут в себе беспощадную правдивость в передаче натуры. Скульпторы изображают характер, скрытые склонности, а иногда и пороки человека. Например, в портрете императора Вителлия (Лувр) ярко воплощен исполненный важности и самодовольства облик правителя, славившегося своим обжорством, а портрет Веспасиана (там же), наглядно передает известные нам по литературным источникам черты личности императора: практический ум, упорство, граничащий с цинизмом юмор. В скульптуре Марка Аврелия, императора и философа-стоика, сквозит тяга к созерцательности и одухотворенность.

Особую выразительность скульптуре придала новая техника, связанная с применением буравчика, инструмента, позволившего обозначать зрачки («делать взгляд»). Прически и бороды, также вырезанные буравом, образовывали живописную игру темных и светлых пятен, в то время как лицо, в обработке которого применялась полировка, казалось светящимся изнутри. В Эрмитаже хранится относящийся ко II веку «портрет сириянки» – видимо, придворной дамы восточного происхождения. Невозможно не любоваться особенностями ее восточного лица, изысканной прической, угадывать в повороте головы и взгляде утонченность, грусть и женскую загадочность… Поразительны по правдивости портреты императоров III века. На их лица – злобные, хитрые, тупые или свирепые – трагическая эпоха наложила свой отпечаток. Наиболее показателен портрет Каракаллы, деспотичного и жестокого мизантропа (Капенгагенская глиптотека). В портрете Филиппа Аравитянина (Эрмитаж) явно виден пафос грубой силы обличенного властью тирана, а в портрете Бальбина (там же) присутствуют сладострастие и нерешительность. Идея неограниченной власти монарха воплощалась в колоссальных статуях и бюстах императоров IV-V веков. Например, портрет императора Максимина Дазы из красного порфира видится символом божественной власти правителя, лицо которого напоминает больше застывшую маску, нежели лицо живого человека.

Живопись

Стенная роспись. Неотъемлемой принадлежностью богатых жилых домов в эпоху республики была стенная живопись. В Помпеях, Геркулануме и Стабиях, городах, погибших при извержении Везувия в 79 году, сохранилось много стенных фресок (фрески – живопись красками по сырой штукатурке). Именно они дают наиболее полное представление об этом жанре всего римского искусства. Ранние из фресок имитируют разноцветный мрамор облицовки, архитектурные детали зданий – карнизы, колонны, арки. Сохранились на удивление чистые и яркие цвета таких росписей. Их можно видеть, к примеру, в «доме Фавна» в Помпеях. Затем появились многофигурные композиции, изображавшие пейзажи, мифологические сцены, картины быта, натюрморты. Особенно интересны фрески «Виллы мистерий» в Помпеях, где на стенах представлен ряд сцен, изображавших посвящение в мистический культ Диониса (отсюда и название виллы). На темно-красном фоне яркими красками выписаны фигуры участников мистерий. Художник сумел предать значительность происходящего, то настроение благоговения и страха, которое испытывали участники ритуала. Среди них выделяется прекрасная фигура танцующей молодой вакханки в развевающемся желтом плаще, видимо, уже прошедшей положенные испытания. «Альдобрандинская свадьба» – фреска в доме Ливии на Палатине в Риме – изображает сцену приготовления к свадебной церемонии. На розовато-коричневом фоне стены мягко и свободно светятся фигуры невесты в белых одеждах, беседующей с ней Афродиты, девушки с лирой и благовониями… Фрески одного из римских домов на Эсквилинском холме живо воспроизводят странствия Одиссея. Неподдельной прелестью дышит «Весна» из дома в Стабиях. На фреске – изображение идущей по лугу девушки, собирающей цветы. Грация и невесомость ее фигурки в летящих одеждах на нежно-зеленом фоне луга оставляют впечатление вечной юности.

Мозаика. Неотъемлемой частью декорации богатых римских домов, вилл, терм, дворцов были мозаики (изображения, сложенные из кусочков мрамора, камешков, стеклянной смальты) – от простых полов, где узор выкладывался белой галькой на цементно-щебеночной основе, до тончайших мозаик на стенах со сложными многофигурными композициями. В одном из помпейских домов в этой технике был изображен скелет с кувшином в руке. В другом – изображение цепного пса с надписью: «Берегись собаки». Выдающимся произведением является мозаичное панно из «дома Фавна» в Помпеях, изображающее битву Александра Македонского с персидским царем Дарием. Мозаика выложена из полутора миллионов кусочков мрамора, собранных в грандиозную картину, умело передавшую пафос и трагизм сражения при Иссе. Есть мозаики с рисунками геометрических фигур, мозаичные натюрморты, изображения животных.

Станковая живопись. Наряду с фресковой стенной живописью и мозаикой в римский период существовала также и станковая живопись (то есть, картины, не привязанные к месту). К сожалению, ее памятники в Италии почти не сохранились, но мы можем в некоторой мере иметь представление о них по большой группе портретов, найденных в Египте. Фаюмские портреты (большинство из них открыто в Фаюме) появились, благодаря обычаю помещать в усыпальницы изображения покойных. Они относятся к I-III векам и прекрасно представлены в Московском музее изобразительных искусств. Портреты исполнялись на тонких деревянных дощечках, в основном, в технике энкаустики (то есть, восковыми красками). Они завораживающе выразительны! Вот пожилой римлянин с морщинистым лбом и впалыми щеками, его взгляд выдает волю и суровый характер. Вот юноши в золотом венке, его образ полон красоты и мягкого лиризма. Одухотворенные лица, тонкий рисунок, глубокие цвета до сих пор волнуют тех, кто смотрит на эти портреты.

Прикладное искусство

Римское прикладное искусство достигло высочайшего развития. Чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани, резная мебель украшали удобные и красивые дома богатых римлян. Помпеи, город, внезапно покинутый жителями, и в этом искусстве сохранил для потомков богатейший материал: посуда, мебель, предметы повседневного обихода были художественно украшены. Например, переносная печка заканчивалась ручками в виде двух словно бы греющихся около нее рук. А ручка двери представляла собой борющихся гладиаторов.

Изделия из металлов. В многочисленных мастерских торевтов (торевтика – искусство художественной обработки металла) в Риме и его провинциях изготавливались красивые по форме, украшенные рельефами металлические сосуды. О замечательных изделиях римских мастеров свидетельствуют относящиеся к I в. серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме (Германия), – блюда, кубки, кратеры с рельефными фигурными изображениями и растительным орнаментом, поразительные по красоте и совершенству работы. Создавались и оригинальные бронзовые изделия: небольшие статуэтки богов и ларов, бронзовая посуда, фигурные светильники, зеркала.

Керамика. Особенного расцвета достигла в Риме и краснолаковая керамика различных форм. В крупных керамических мастерских небольшого города Арретиум, расположенного севернее Рима, работали талантливые художники, оживлявшие стенки сосудов различными изображениями. Рельефы оттискивались в мягкой глине на поверхности сосудов, а затем покрывались красным лаком и подвергались обжигу в горячих печах. Украшения арретинских ваз включали сюжетные сцены, узоры из гирлянд цветов, чередующихся листьев, а также театральных масок. Иногда на стенках сосудов помещались имена создававших их мастеров.