Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эксплицитное и имплицитное изображение нарратора



Какими средствами автор создает ощущение присутствия нарратора? Иначе говоря — как может нарратор изображаться? Мы различаем два основных способа его изображения — эксплицитное и имплицитное.

Эксплицитное изображение основывается на самопрезентации нар­ратора. Нарратор может называть свое имя, описывать себя как по­вествующее «я», рассказывать историю своей жизни, излагать образ своего мышления, как это делает, например, Аркадий Долгорукий в ро­мане Достоевского «Подросток». Эксплицитное изображение, однако, не обязательно выражается в подробном самоописании. Уже само упо­требление местоимений и форм глагола первого лица представляет со­бой самоизображение, хотя и редуцированное.

Если эксплицитное изображение является факультативным прие­мом, то имплицитное имеет фундаментальный, обязательный характер.

28 Под «событиями» подразумевается исходный нарративный материал, под «историей» — результат отбора отдельных элементов (подробнее см. гл. III).

29 О колеблющемся образе нарратора в «Братьях Карамазовых» см.: Мэтло 1957; Буш 1960; Мейер 1971; Шмид 1981.

Эксплицитное изображение, там где оно имеется, надстраивается над имплицитным и не может существовать без него.

Имплицитное изображение осуществляется с помощью симптомов, или индициальных знаков, повествовательного текста. Эти знаки осно­вываются, как мы уже видели, на экспрессивной функции языка, т. е. на функции Kundgabe или Ausdruck (Бюлер 1918/1920; 1934). В индици­альном изображении нарратора участвуют все приемы построения по­вествования:

1. Подбор элементов (персонажей, ситуаций, действий, в их числе ре­чей, мыслей и восприятий персонажей) из «событий» как нарратив­ного материала для создания повествуемой истории.

2. Конкретизация, детализация подбираемых элементов.

3. Композиция повествовательного текста, т. е. составление и распо­ложение подбираемых элементов в определенном порядке.

4. Языковая (лексическая и синтаксическая) презентация подбираемых элементов.

5. Оценка подбираемых элементов (она может содержаться имплицит­но в указанных выше четырех приемах либо может быть дана экс­плицитно).

6. Размышления, комментарии и обобщения нарратора.

Имплицитный образ нарратора — это результат взаимодействия указанных шести приемов. Нарратор, таким образом, является кон­структом, составленным из симптомов повествовательного текста. Собственно говоря, он является не кем иным, как носителем указывае­мых свойств.

Релевантность этих приемов для изображения нарратора не одина­кова в каждом произведении. В одних произведениях нарратор может изображаться преимущественно индексами в планах подбора, конкрети­зации и композиции элементов, в других он может быть представлен прежде всего стилистическими средствами, а в третьих его образ мо­жет основываться на его (эксплицитных или имплицитных) оценках, на его комментариях, размышлениях и т. п.

Черты нарратора, указываемые индексами, также могут быть раз­ными. Он может характеризоваться, например, в следующих отноше­ниях:

1. Модус и характер повествования (устность или письменность, спон­танность или неспонтанность, разговорность или риторичность).

2. Нарративная компетентность (всеведение, способность к интро­спекции в сознание героев, вездесущность или отсутствие таких способностей).

3. Социально-бытовой статус.

4. Географическое происхождение (присутствие региональных и диа­лектных признаков речи).

5. Образованность и умственный кругозор.

6. Мировоззрение.