Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Четыре нарративных уровня Порождающая модель



Сравнение моделей приводит нас к заключению, что дихотомию или триаду понятий следует заменить моделью в четыре уровня. Такая мо­дель соответствовала бы двухвалентным значениям терминов «фабу­ла» и «сюжет», или histoire и discours. В нашей модели предусматрива­ются следующие уровни:

События

События (нем. Geschehen)

События (нем. Geschehen) — это совершенно аморфная совокупность ситуаций, персонажей и действий, содержащихся так или иначе в по­вествовательном произведении (т. е. эксплицитно изображаемых, им­плицитно указываемых или логически подразумеваемых), поддающаяся бесконечному пространственному расширению, бесконечному времен­ному прослеживанию в прошлое, бесконечному расчленению внутрь и подвергающаяся бесконечной конкретизации. Другими словами — это фикциональный материал, служащий для нарративной обработки. Но этот материал следует понимать не как исходное сырье, пре­одолеваемое формой, а как уже эстетически релевантный результат художественного изобретения, т. е. того приема, который фигури­ровал в античной риторике как inventio, или εϋρεσις.

История

История (нем. Geschichte) — это результат смыслопорождающего от­бора ситуаций, лиц, действий и их свойств из неисчерпаемого множест­ва элементов и качеств событий. В понятиях античной риторики ис­тория — результат диспозиции (dispositio, τάξις). Отбор не только элементов, но и их свойств значит, что история содержит отобранные элементы событий в более или менее конкретизированном виде. Эти конкретизированные элементы даются в естественном порядке (ordo naturalis).

Наррация

Наррация (нем. Erzählung) является результатом композиции, органи­зующей элементы событий в искусственном порядке (ordo artificialis).

Основными приемами композиции являются:

а линеаризация одновременно совершающихся в истории событий, б. перестановка частей истории.

Если первый прием обязателен, то второй — факультативен. 4. Презентация наррации

Презентация наррации (нем. Präsentation der Erzählung) — это нарра­тивный текст, который, в противоположность трем гено-уровням, проявляется как фено-уровень, т. е. является доступным эмпириче­скому наблюдению. В понятиях риторики — это результат elocutio, или λέξις. Основным приемом презентации наррации является вербализа­ция, т. е. передача наррации средствами языка — а не кино, балета или музыки.

В следующей схеме обозначены соответствия четырех уровней с дихотомиями «фабула — сюжет» и «histoire discours»16.

16 В этой схеме символ «х» обозначает отбираемые, располагаемые и именуе­мые нарративные элементы (ситуации, лица и действия) и их свойства. Вертикаль­ное расположение «х» указывает на одновременность соответствующих действий.

Порождающая модель нарративного конституирования