Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ЧУДЕСАМ



Доктор Тулес (автор замечательной книги “Правильное и извращенное мышление”) — психолог, который верит в объективные, очевидные факты, а не увлекается сверхъестественным, подобно мистику или духотворцу. Вполне очевидно, что ему чужды спекуляции вокруг экстрасенсорного восприятия, не говоря уже о более удивительных феноменах, которые мы называем чудесами. Что же люди подразумевают под сверхъестественным?

Ватсон отвечает довольно кратко:

На самом деле при пристальном рассмотрении не существует ничего “сверхъестественного”. Все, что мы имеем,— это сообщения о явлениях, находящихся за пределами привычных понятий, но список таких феноменов все расширяется. Сообщения стали настолько частыми и поступают буквально отовсюду, что игнорировать их существование было бы непростительно для настоящего ученого.

Однако только после того, как доктор Раин, отец современной парапсихологии, благодаря строгому научному подходу к исследованию “пси-фактора” обнаружил, что по крайней мере один из пяти человек обладает определенными экстрасенсорными способностями (а сделал он это в 30-х годах XX в.), западная публика стала чувствовать себя спокойно при обсуждении паранормальных явлений.

Все же возникает сомнение, что при использовании традиционной методики научный метод с его требованиями к объективности, количественности и повторяемости подходит для проверки или понимания экстрасенсорного восприятия (ЭСВ) и других чудес. Паранормальные явления по своей природе субъективны, качественны и уникальны. Например, если в данный момент вы прочитали мысли вашего друга и он подтверждает это, то нет объективных способов (кроме его свидетельства) доказать успешность эксперимента. Конечно, экспериментатор может предложить вашему другу специфический предмет для размышлений, но, возможно, в этот конкретный момент вы не сможете читать мысли. Более того, нет удовлетворительного способа количественно оценить, насколько точно вы прочитали его мысли, потому что данный телепатический опыт единичен и неповторим. Не исключено, что само умение читать чужие мысли непостоянно и, пока вы не стали мастером, повторный опыт может оказаться неудачным.

Это не означает, что мы не можем использовать научный подход к изучению чудес. Однако эффективность эксперимента возможна лишь с учетом субъективного фактора при сохранении традиционного объективного подхода к исследованию.

Ученому следует иметь представление о причинах и природе этих явлений и проникнуться системой ценностей, принятой у чудотворцев.