Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Список знаний, практических навыков и умений ординатора



1 уровень (+) - может профессионально ориентироваться по данному вопросу;

 

2 уровень (++) - может использовать приобретённые знания и навыки под руководством зав. отделением или специалиста по субдисциплине;

 

3 уровень (+++) - может самостоятельно применять приобретённые знания и умения.

Общие знания: Врач клинической лабораторной диагностики должен знать: · основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; · основы организации лабораторной службы; · организационные основы работы клинико-диагностических лабораторий; · правовые основы лабораторной службы, основные директивные документы определяющие деятельность КДЛ; · основы этики и деонтологии в профессиональной деятельности врача КДЛ; · международную систему единиц (СИ) в клинической лабораторной диагностике; · основные вопросы клинической лабораторной диагностики (клиническую патобиологию, лабораторную аналитику, клинико-лабораторную информатику); · организацию контроля качества лабораторных исследований и основы статистической обработки результатов; · современные представления о морфологической структуре и функции органов, тканей и клеток человека; · методы получения биоматериала для морфологических, биохимических, иммунологических, генетических исследований; · методы подготовки биоматериала для исследований (крови, мочи, мокроты, ликвора, дуоденального содержимого, кала и др.); · методы фиксации и окраски препаратов; · этиологию, патогенез, клиническую симптоматику и методы исследования основных заболеваний системы крови, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем, половых органов, центральной нервой системы, серозных оболочек; · понятие об онкогенезе, методах исследования в онкологии, общие цитологические признаки атипии, особенности предопухолевых процессов и наиболее часто встречающихся опухолей; · биохимию, патохимию и методы исследования белков, углеводов, липидов, ферментов, витаминов, пофиринов, желчных пигментов, химию и патохимию водно-электролитного обмена и КОС; · биохимические основы гормональной регуляции в норме и патологии; · современные представления о гемостазе, методы исследования и нарушения системы гемостаза; · основы иммунологии, методы исследования и патологию иммунной системы; · современые представления о наследственной патологии и методах диагностики наследственных болезней; · основные вопросы диагностики кожных и венерических заболеваний; · основные проблемы медицинской паразитологии, биологию возбудителей, клинические проявления и лабораторную диагностику основных паразитарных болезней человека; · формы и методы санитарного просвещения; · вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.   Общие умения. В соответствии с требованиями специальности врач клинической лабораторной диагностики должен уметь: · поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований; · провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения; · провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и паталогоанатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы; · организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований; · организовать работу среднего медицинского персонала; · провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях); · работать с контрольным материалом - сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.; · оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз); · определить необходимость дополнительного обследования больного; · оформить документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению; · работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории; · Знать правила техники безопасности в КДЛ.   Специальные знания, умения, навыки. Специалист клинической лабораторной диагностики должен знать, уметь : по биохимическим исследованиям: · получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования; · приготовить реактивы; · обработать химическую посуду; · построить калибровочные кривые; · работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.); · подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии* адаптировать реактивы для используемой аппаратуры; · производить необходимые расчеты; · выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.; · определить последовательность биохимических исследований (алгоритм); · оценить результаты биохимических исследований; · проводить контроль качества лабораторных исследований; · составить программу лабораторной диагностики и дифференциальной диагностики для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.); · владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы; · выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена; · диагностировать коагулопатии; · интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов; · оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и другими препаратами; · определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей; по гематологическим исследованиям: · фиксировать и окрасить гематологические препараты; · взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, - провести исследование эритроцитов, гемобина, тромбоцитов, лейкоцитов, оценить полученные результаты; · определить цветовой показатель и оценить эритроцитарные индексы, определяемые на гематологическом анализаторе; · провести исследование гематокрита, СОЭ, времени свертывания крови и времени кровотечения, оценить полученные результаты; · идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты и другие формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах; Оценить результаты, дать заключение; · идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга; · подсчитать миелограмму, оценить результаты; · провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты; · провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты; · исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. оценить показатели гемопоэза; · определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний; · провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и других заболеваниях; · провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты · провести цитохимические реакции и оценить их результаты; · диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе; · провести исследование лейкоконцентрата на ЛЕ-клетки, оценить полученные результаты; · провести дифференциальную диагностику лейкемоидных реакций и лейкозов; · оценить пунктаты селезенки и лимфоузлов при реактивных состояниях и гемобластозах;   по общеклиническим исследованиям: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования; · выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов: идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты; · описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, дебит-часа НС1, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты; · микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи, клетки и флору. Оценить полученные результаты; · описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцаперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллы (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты; · описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, их яйца, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты; · описать физические свойства мочи (количество, цвет, прозрачность), определить относительную плотность, рН мочи, измерить в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты; · выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере, микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты; · выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белка, Микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты; · выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты. · провести исследование вагинального отделяемого в окрашенном препарате, оценить степень чистоты, определить индекс созревания, КПИ и другие параметры кольпоцитологического исследования, определить тип мазка. Оценить полученные результаты;   по цитологическим исследованиям: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования; · диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный процесс; · выявлять грануляционную ткань, гранулематозную пролиферацию; · дифференцировать пролиферацию, дисплазию, метаплазию, фоновые процессы; · диагностировать предраковые состояния, гиперплазию (реактивную и опухолевую), опухоли; · определять по возможности цитологическую форму и степень дифференциации опухоли: легких, пищевода, желудка, кишечника, мочевого пузыря, почек, тела и шейки матки, кожи, лимфатических узлов, серозных оболочек, костного мозга;   по паразитологическим и микробиологическим исследованиям: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования, приготовить препараты; · идентифицировать в различном биологическом материале гельминтов и их яйца, простейшие; · дифференцировать виды малярийных паразитов в толстой капле и мазках периферической крови, оценить паразитемию количественно; · диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний, в том числе бледную трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гоноккоков, трихомонад, хламидий, гарднарелл и др.; возбудителей грибковых заболеваний; · интерпретировать результаты исследований биологического материала, составить программу обследования;   по иммунологическим исследованиям: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования; · определить группу крови и резус-фактор; · проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях; · определить иммунный статус организма; · определить клеточный и гуморальный иммунитет; · проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях; по медико-генетическим исследования: · взять, хранить и доставить биоматериал для исследования; · провести диагностику по половому хроматину; · определить X и Y хромосомы; · исследовать кариотип; · культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа; · приготовить препараты культуры лимфоцитов Манипуляции. Врач клинической лабораторной диагностики должен уметь проводить следующие манипуляции: · оказать помощь на догоспитальном этапе при внезапной смерти, при поражении электрическим током, ожогах, острых отравлениях; · остановка кровотечения; · взятие капиллярной крови для лабораторного анализа; · взятие венозной крови для анализа. Степень освоения(+,++,+++)

 

Ответственный за ординатуру ______________________________________

 

Научная работа

Тема Этапы, характер, объем работы
   
   

Публикации по результатам научной работы:

Соавторы, название Издание, стр.
   
   

Выступления по результатам научной работы:

Тема Соавторы Наименование конференции
     
     
     
     
     
     
     
     

Подпись руководителя __________________________________________