Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Требования к результатам прохождения учебно-исследовательской практики



В результате прохождения учебно-исследовательской практики студент должен:

Знать:

- ценностные основы профессиональной социально-педагогической деятельности;

- сущность и структуру социально-педагогической деятельности;

- особенности реализации воспитатательного процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- технологии социально-педагогической деятельности, технологии социально-педагогической профилактики, технологии социально-педагогической поддержки и сопровождения, технологии социально-педагогической коррекции и реабилитации, методику организации детского досуга, технологию социально-педагогического консультирования;

- диагностические методики социально-педагогической деятельности;

- способы взаимодействия социального педагога с различными субъектами социально-педагогического процесса;

- способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

- использовать методы социально-педагогической, психологической и педагогической диагностики для решения различных социально-педагогических задач;

- учитывать в социально-педагогическом взаимодействии различные особенности несовершеннолетних;

- осуществлять социально-педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах учреждений;

- организовывать досуговую деятельность несовершеннолетних;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами социально-педагогического процесса.

Владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- способами осуществления социально-педагогической профилактики;

- способами осуществления социально-педагогической поддержки и сопровождения;

- способами осуществления социально-педагогической коррекции и реабилитации;

- способами осуществления социально-педагогического консультирования;

- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами организации рабочего стола социального педагога;

- способами установления контактов и поддержание взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

 

Базами для прохождения учебно-исследовательской практики служат образовательно-воспитательные учреждения (средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, общеобразовательные сменные школы, специальные (коррекционные) школы-интернаты, детские дома, колледжи), психолого-педагогические и медико-социальные центры, центры социального обслуживания населения, социальные приюты, подростковые клубы, центры досуга и творчества, негосударственные образовательные учреждения, инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание учебно-исследовательской практики

В ходе учебно-исследовательской практики студенты выполняют следующие виды деятельности;

- аналитическая деятельность (анализ ведущих направлений, содержания и специфике деятельности базового учреждения; анализ профессиональной деятельности специалиста в области решения социально-педагогических задач, а также собственной учебной деятельности);

- исследовательская (работа с нормативно-правовыми, информационными, справочными материалами базового учреждения; изучение и анализ проблем и особенностей развития воспитанников базового учреждения);

- диагностическая (подбор диагностических методов и методик; проведение психолого-педагогической диагностики с целью сбора исследовательского материала);

- проектировочная (составление индивидуального плана практики; составление программы профилактической или коррекционной социально-педагогической деятельности; составление планов воспитательных мероприятий);

- методическая (ознакомление с технологиями, формами и методами работы специалистов базового учреждения; консультации с руководителем практики).

Этапы практики. Задание Виды деятельности Форма отчетности
Подготовительный этап: 1. Познакомиться с целью, задачами, программой практики, распределением по базам прохождения практики, со своим курсовым и групповым руководителями. Участие в работе установочной конференции.   Оформить в дневнике практики: - цель и задачи практики; - содержание заданий; - контрольные сроки сдачи отчетной документации.  
Рабочий этап: 1. Составить индивидуальный план работы. Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий. Привести в дневнике индивидуальный план работы (Приложение 1). Оценка выставляется куратором на базе практики и заверяется его подписью.
2. Познакомиться с учреждением. Ознакомление с режимом работы базы практики, правилами внутреннего распорядка, Уставом учреждения. В беседе с представителями администрации выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах учреждения. Привести в дневнике запись беседы со специалистами данного учреждения, зафиксировав вопросы и ответы. Определить круг проблем, решаемых данными специалистами. Составить социальный паспорт учреждения (Приложение 2).
3. Изучить документацию на детей и подростков, имеющуюся в базовом учреждении. На основании документации выявить проблемы и особенности развития детей и подростков. Привести в дневнике перечень всех социально-педагогических документов, имеющихся в учреждении и перечень тех проблем, которые данное учреждение решает.
4. Познакомиться с социальным педагогом (специалистом) и категорией детей, с которой он работает. В беседе с социальным педагогом (специалистом) ознакомиться: - с его должностными обязанностями; - планом работы на год; - ознакомиться с документацией, регламентирующей его деятельность в базовом учреждении; - особенностями той группы детей, с которой предстоит работать. Зафиксировать в дневнике общие сведения об особенностях работы специалиста; - о детях, с которыми он работает, об их индивидуальных возрастных и психологических особенностях развития; - об основных проблемах ребенка: социально-педагогических, психолого-педагогических, социально-экономических, медицинских, которые решает данное учреждение.
5. Изучить должностные обязанности социального педагога (специалиста). 1. Ознакомиться с документацией, регламентирующей деятельность социального педагога (специалиста). 2. Проанализировать квалификационную характеристику специалиста и сопоставить ее со спецификой данного учреждения. Зафиксировать в дневнике общие сведения об особенностях работы социального педагога (специалиста) в данном учреждении. Оформить свой проект должностных обязанностей социального педагога (специалиста) в данном учреждении.
6. Определить психологи­ческие особенности ре­бенка. Составить психологиче­ский портрет ребенка (Приложения 3, 4). Отразить в дневнике практики: - особенности внешне­го вида ребенка; - речевое поведение; - поведение по отно­шению к другим лю­дям; - поведенческие про­явления по отношению к самому себе; - поведение в психоло­гически значимых си­туациях; - поведение в основной деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.).
7. Изучить интересы и увлечения детей. Составить анкету и провести анкетирование, с помощью которого выявить их интересы и увлечения. Обработать анкетный материал, сделать выводы, дать рекомендации. Зафиксировать в днев­нике практики данные, полученные при анкетировании.
8. Изучить этические правила взаимоотношений социального педагога (специалиста) с ребенком. Наблюдая взаимодействие социального педагога (специалиста) с ребенком, выявить степень применения нравственно-этических норм и правил в профессиональном общении специалиста. Представить в дневнике краткую характеристику этических проблем взаимоотношений социального педагога (специалиста) и ребенка, существующих в данном учреждении. Сформулировать основные этические правила взаимоотношений социального педагога и ребенка.
7.Изучить особенности профилактической деятельности данного учреждения. 1. Определить основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребенка. 2. Выделить основные методы и формы социальной поддержки ребенка. 3. Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении данной категории детей. 1. Оценить способы и формы профилактической деятельности данного учреждения. 2. Определить область применения технологий социальной профилактики.  
8.Изучить особенности коррекционно-реабилитационной деятельности данного учреждения. 1. Определить основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребенка. 2. Выделить основные методы и формы социально-педагогической коррекции и реабилитации ребенка. 3. Определить содержание социально-педагогической коррекции и реабилитации в отношении данной категории детей. 1. Оценить способы и формы коррекционно-реабилитационной деятельности данного учреждения. 2. Определить область применения технологий социально-педагогической коррекции и реабилитации.  
9. Изучить специфику организации и проведения социально-педагогического консультирования. 1. Определить основных субъектов, осуществляющих процесс социально-педагогического консультирования. 2. Определить основные объекты, нуждающиеся в социально-педагогическом консультировании. 3. Определить наиболее частые проблемы, решаемые при помощи организации социально-педагогического консультирования. 4. Выявить критерии оценки эффективности социально-педагогического консультирования. 5. Осуществить процесс наблюдения за проведением социально-педагогического консультирования. 6. Оценить эффективность проведенного социально-педагогического консультирования. 1. Оценить способы и формы организации и проведения социально-педагогического консультирования. 2. Определить область применения технологий социально-педагогического консультирования. Привести примеры и ситуации консультирования ребенка и его родителей социальным педагогом.
10. Провести 4 воспитательных мероприятия. Согласовать с социальным педагогом тему и форму воспитательного мероприятия. Разработать его план. Провести воспитательное мероприятие. Провести самоанализ и самооценку своей воспитательной деятельности (Приложения 5,6). Представить методи­ческую разработку воспитательного дела (мероприятия). Приложить к конспектам мероприятий самоанализ и анализ специалиста, заверенный подписью.
Итоговый этап: 1. Обобщить полученные на практике результаты.   Написать отчет по практике по установленной форме.