Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эмоциональная саморегулирующая (гомеостатическая) фаза



Под гомеостазом понимают способность организма поддерживать некоторое равновесие в условиях переменной среды. Но если существует понятие терморегуляции (теплового гомеостаза), то, наверное, можно ввести и другие понятия — «эмоциональный гомеостазе» и «гомеостаз взаимоотношений» (Vincent, 1986).

Сосуществование различных животных в стае требует определенного эмоционального взаимодействия между ними, как между людьми в семье. Эмоциональная адаптация животных друг к другу возможна только через механизмы привыкания (исчезновение реакций). Привыкание — это тоже форма научения, способ приобретения опыта. Хотя отмечается и врожденно определенные особенности, которых привыкание не касается, например, невозможно привыкнуть к боли. Вероятно, можно говорить и о наследуемых особенностях привыкания или наоборот — повышения чувствительности.

Например, существуют различия в акустической чувствительности (чувствительность к звуковым раздражителям). Так, мыши линии (породы) DBJ/2J имеют повышенную врожденную чувствительность к громким звукам — они вызывают у них эпилептические припадки (Dantzer, 1988). Но все же большее количество страхов и фобий — это результат раннего опыта.

В развитии организма существует специальная чувствительная стадия, в течение которой формируется эмоциональный гомеостаз и его границы. Именно он определяет отдаленные (будущие) возможности животного к привыканию. Приведем примеры.

Типичная реакция собаки на незнакомую ситуацию — страх, побег или реакция замирания (торможение). Собака, выращенная с огрехами воспитания (неполный импринтинг), обычно убегает, и поймать ее трудно (Scott and Fuller, 1965). Собака, выращенная в полной изоляции и в условиях ограниченного пространства, замирает (развивается очень сильная форма торможения) или ведет себя трусливо-агрессивно (Fuller, Clark, Walker, 1960; Scott and Fuller, 1965).

Если будущую собаку — проводника слепого передавать на воспитание в семью в возрасте 12 недель, ее поведение развивается нормально. Трудности с последующим обучением возникают у щенков, переданных на воспитание в возрасте 14 нед (Scott and Fuller, 1965).

Fox (1975) проводил исследование на щенках, помещая их во все более и более обогащенную среду (среда с дополнительными раздражителями) в возрасте 5, 8, 12 и 16 недель. Оказалось, что щенки, выращенные в обедненной (однообразной, лишенной разнообразных стимулов) среде («стимул-слабые» собаки) и впервые помещенные в обогащенную среду в возрасте 12 или 16 недель, вели себя трусливо и искали прежние условия, т. е. среду, менее обогащенную. Над этими собаками легко доминировали щенки, выращенные в условиях обогащенной внешней среды) «обогащенные щенки»).

Собаки (кобели), выращенные в обычных вольерах в течение 10 месяцев, без особого контакта с внешним миром (сенсорная депривация), имели уровень двигательной активности в 6 раз выше по сравнению со щенками, выращенными в обычных условиях, т. е. обладали гиперактивностью. Такие собаки обучались медленнее и быстрее забывали то, чему обучались. Когда они осваивали новую форму поведения, то повторяли ее даже тогда, когда она оказывалась абсолютно бесполезной (замедленные процессы угашения). Помещенные к сукам в периоде эструса, такие кобели приходят в состояние повышенного возбуждения, но не способны к нормальному половому поведению (Caston, 1993). Caston считает, что сенсорная и социальная депривация влияют на формирование свойств центральной нервной системы.

На практике мы часто сталкиваемся с фобией собак, приобретенных в возрасте 3—4 месяцев, в то время как их братья и сестры, приобретенные в возрасте 2 месяцев, ведут себя эмоционально сбалансировано.

Процесс взаимодействия со стимулами внешнего мира, классифицируемых как известные, неизвестные, необходимые, неприятные или безразличные, аналогичен процессу межвидовой социализации. Можно выделить стадию облегченного самопроизвольного (спонтанного) научения, которая начинается с момента начала функционирования сенсорных систем собаки и исследования ею внешних стимулов (с возраста 3 недель) и заканчивается в тот период, когда развивается страх перед неизвестным (12 ± 2 недель). Эта фаза научения обладает теми же признаками, что и межвидовая социализация (легкость запоминания, но для закрепления необходимо подкрепление, низкий уровень генерализации и т. д.).