Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экспрессивная модель



Миметическая модель

Платон

Государство, кн. 10.

(Республика, Политика — другие варианты перевода названия)

 


 

Идея

Высший мир

 

Земной мир

Подражание (эйдолон):

1. Точная копия

2. Ложная копия (симулякр)

 

Мир идей противопоставляется миру подражаний.

 

Эйдолон — подражание. В этом мире объект является подражанием идее. Эйдолон — точная копия идеи. Симулякр — ложная

 

Платон: и живописец, и поэт создают ложные подражания действительности.

Платон покушается на Гомера: разве он изобрел законы, предвод ительствовал армией? Можем ли говорить о нем, как о наставнике, есть ли люди, называющие себя своими учениками? Нет, возможно, он даже не пользовался авторитетом. Можем ли мы назвать его достойным человеком? Нет, он стоит ниже законодателя, философа и даже учителя. Все поэты воспроизводят лишь видимость добродетелей и не касаются истины.

Соотнесение произведения с действительностью, оно — подражание. Если оно отражает действительность неправильно, искаженно, этот человек просто плох. Он создает призраки призраков и удаляет человека от познания истины вместо того, чтобы к ней приблизить.

 

Переходит к разговору о зрителе. Разговор о подражании — разговор о великом деле, быть ли человеку хорошим или плохим. От соотношения произведения с действительнеостью к вопросу влияния на зрителя.

 

 

Аристотель

(ученик Платона, Платон называл его «читателем», т.к. сам предпочитал устную модель, диалог.

Поэтика.

Определяет любое искусство через подражание. Мир идей Аристотеля не интересует.

Подражание для него — способ познания мира, не несет в себе ничего дурного.

Выстраивает классификации.
Первая классификация искусств:

1. В чем совершается подражание (медиум)?

1. краски и формы (живопись и скульптура)

2. слово, ритм и гармония (только ритм — танец; гармония и ритм — все муз. иск-ва; поэзия — только слово и ритм)

2. Предмет подражания

1. лучшие, чем мы

2. худшие, чем мы

3. такие же, как мы

3. Способ подражания

1. объективное (эпос)

2. субъективное (лирика)

3. диалогическое (драма)

 

Главная проблема — восприятие произведения той или иной аудиторией


Формальный анализ, close reading — укладываются в объективную модель Аристотеля

 

Экспрессивная модель

По модели Платона, скульпторов, художников и поэтов из государства надо выгнать, т.к. к истине не приближают, человека не воспитывают и т.д. Оставить только сочинителей дифирамбов и гимнов богам.

Если поэзия, живопись и иск-ва докажут, что могут ок воздействовать на общество, подумаем еще.

Федр

В этом диалоге Платон излагает теорию поэтического неистовства (furor poeticus)

Начинает тоже выстраивать всякие классификации

низший вид неистовства — пьянство

средненький — влюбленность (особенно в прекрасного юношу). Приближает к постижению божественного

высшее — неистовство, насылаемое богами (пифии). Но не только боги могут его насылать, также — музы. Одержимый музами чел. впадает в фурор поэтикус, он преодолевает пределы вещного мира. Центр. образ — душа как колесница, запряженная двумя конями, один тянет к дурному (вниз), другой — к хорошему

Цицерон в Средние века и возрождение — главный авторитет в вопросах эстетики. Латынь учили по Цицерону (отчасти в этом причина его статуса), цицероновская латынь — классическая.