Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЮНОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15 до 25 лет). Это пери­од, когда человек может пройти от неуверенного, непосле­довательного отрока, притязающего на взрослость, до дей­ствительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема жиз­ненных ценностей. Юность стремится зафиксировать свою внутреннюю позицию по отношению к себе, другим лю­дям и моральным ценностям. Именно в этом возрасте чело­век либо обращается к цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к ду­ховному росту, построению жизни на основе традиционных и новых нравственных ориентации. В юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ори­ентации и притязаний на признание, способности к реф­лексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность (Мухина B.C., 1997).

В юности человек стремится к самоопределению как лич­ность и как индивид, включенный в общественное произ­водство, в трудовую деятельность. Поиск профессии — важ­нейшая проблема юности. Значительная часть молодежи в юности начинает тяготеть к лидерству как предстоящей де­ятельности. Именно в юности человек погружается в амби­валентные состояния всепоглощающей любви и неудержи­мой ненависти. Юноша, обретая потенциал личности, вхо­дящей в пору своего второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости от тесного круга значимых лиц. Эта независимость приносит сильней-

шие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем.

Старший школьный возраст — это только начало юнос­ти. Но к моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически готовым к вступлению во взрос­лую жизнь. Понятие психологической готовности к взрос­лой жизни предполагает в данном случае наличие развитых способностей и потребностей для самореализации. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его по­строения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического знания (научная, худо­жественная, этическая, правовая) и способности к рефлек­сии; потребность в труде и владение навыками, позволяю­щими включиться в деятельность и осуществлять ее на твор­ческих началах. Эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников — центрального новооб­разования раннего юношеского возраста.

Все качественно новые особенности личности стар­шеклассника связаны не столько с формированием психи­ческих функций, сколько с кардинальными изменениями в структуре и содержании личности школьника: формиру­ющееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания («Я-концепция»), самоопределение (психосоциальная иден­тичность, поиск смысла жизни, восприятие психологичес­кого времени) и др. (табл. 10).

Таблица 10

Психологические трудности юношеского возраста

Психофизиологический уровень Психологический уровень
Незавершенность физического развития. Задержка развития теоретического мышления.
Синдром дисморфофобии (физи­ческая непривлекательность). Неустойчивость эмоциональной сферы. Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти.
Высокий уровень личностной тре­вожности. Нереалистичность воображения.
Особенности высшей нервной деятельности Несформироваиность волевой сферы

На личностном и межличностном уровнях возникают сле­дующие проблемы:

— проблема самосознания;

— проблема личностного роста;

— неадекватный уровень притязаний;

— несформированность жизненных планов;

— несформированность потребностей;

— несовпадение учебных и профессиональных интересов;

— низкая социальная активность при стремлении к со­циальному одобрению и т.д.

НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Традиционно смысл профконсультационной помощи ви­дится в выдаче самоопределяющемуся старшекласснику ре­комендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.

В более современном понимании смысл профконсульта-тивной помощи сводится к постепенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самосто­ятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив (Пряжников Н.С., 1996). При этом конкретный профессиональный выбор мо­жет рассматриваться как один из элементов профессиональ­ного самоопределения вообще, а также как одно из упраж­нений для формирования способности к последующим про­фессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.

В последнее время общепризнанной считается неразрыв­ная связь профессионального и личностного самоопределе­ния. Более того, на первый план часто выдвигается ценно­стно-нравственное самоопределение личности..Но пока проф-консультанты и психологи-практики продолжают делать акцент именно на профессиональных выборах. Объясняется это не только отсутствием методов, но и моральной непод­готовленностью специалистов к перемещению акцентов в своей работе.

Специфика настоящего момента снижает прогностичность работы консультанта. На выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность. Смещение ценностей профессий, динамика (изменение или даже извращение) смыслов труда являются характерными особенностями нашего времени. Мо­лодежная безработица снижает возможности выбора профес­сии, свободу маневра самоопределяющегося человека.

Таким образом, можно определить основные приорите­ты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации:

1. Постепенное формирование у подростков умения про­гнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориен­тации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менед­жер, телохранитель и т.п.). Идеалом реализации такого при­оритета могло бы стать снижение конформизма и постепен­ное формирование полноценных субъектов выбора.

2. Помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым професси­ям, но и по отношению к профессиям, которые приходится выбирать вопреки первоначальному желанию. Если профес­сиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нрав­ственное самоопределение чаще зависят от самого человека. Для психолога-практика важно понять иди прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подо­брать адекватные средства для формирования у старшек­лассников готовности к более полноценному самоопределе­нию.

Основными требованиями для таких средств и методик являются: завуалированность главной идеи использования методики; отсроченность ее результатов во времени; при­влекательность методики по форме, а также личностное принятие психологом самой идеи и процедуры методики. Фактически работа психолога проходит в двух взаимосвя­занных планах:

1) помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;

2) постепенное и ненавязчивое формирование у подрос­тка основы для личностного и профессионального самооп­ределения. Заранее посеянные зерна сомнения и прозрения позволят подростку в будущем найти новые смыслы своей деятельности, которые он пока еще не в состоянии найти.

4.3. ПРОГРАММА «ЛИДЕРСТВО»

В юношеском возрасте вполне оформляется тяга к лидер­ству как особому виду деятельности, формируются основы лидерских качеств. Старшеклассники пробуют себя в этом

качестве: выполняют определенные социальные и лидерс­кие роли. Многим хочется разобраться в проблеме лидер­ства, выработать усебя тот или иной лидерский стиль, идентифицировать себя с известными лидерами и т.д.

Целью психологического факультативного курса-прак­тикума «Лидерство» является развитие лидерских качеств устаршеклассников (курс разработан и апробирован Лнан-ченко М.Ю. и Овсянкиным П.Е., 1995).

Программа курса

1. Введение в курс «Лидерство» II. Основная часть

1. Определение лидерства. Основные теории лидерства. Ли­дерские роли.

Рейтинг лидерских качеств. Психологическая и деловая зре­лость участников группы.

Дискуссия

Как становятся лидерами? Можно ли выделить лидера в детстве? Возможен ли лидер без последователей? Насколько похожи известные нам лидеры?

Упражнения в парах

Лидер — руководитель. Босс — подчиненный.

2. Лидер и власть. Обсуждение в микрогруппах:

Что хорошего и плохого во власти над собой, над людьми, над вами?

Традиционный и реалистичный взгляд на власть. Лидер и окружение. Лидер-идеалист у власти. Лидер и одиночество.

Тестирование Лидер ли вы? Лидер или администратор?

3. Социальные и лидерские роли. Игра «Маскарад».

4. Лидер и риск. Европейский и американский подходы к рис­ку. Упражнения на собственную склонность к риску. Причины риска. Правила минимального риска. Риск и изобретательство. Риск и власть.

5. Мотивация лидерства. Задания для исследования мотивов деятельности.

6. Глядя на лидеров. Планирование. Принятие решений, про­гнозирование будущего, шаги в принятии решений. Работа в микрогруппах над ситуацией быстрого реагирования. Анализ дей­ствий групп и использования лидерских качеств.

7. Основные функции лидера. Выполнение заданий. «Линия жизни лидера», «Моя линия жизни», «Будущее жизни на земле». Анализ работы групп и собственного участия в групповой дея­тельности.

8. Лидер и творческое решение проблем. Задания на использо­вание традиционного и нестандартного мышления: «Усовершен­ствуйте игрушку», «Как вернуть орла в клетку?»

9. Конструктивное сотрудничество. Работа в группах по со­зданию структур с внесением изменений в ходе работы (коман­дировка, забастовка и т.п.).

Анализ группоцентрированной деятельности лидеров.

10. Эффективное общение. Понятие общения. Его виды, фор­мы, стили. Структура и языки общения. Выполнение и анализ заданий: «Стекло», «Сыщик», «Мрргалки», «Испорченный те­лефон».

11. Конфликт и его преодоление.Самодиагностика конфликт­ности. Анализ конфликтных ситуаций в группе.

12. Лидерские стили и характеристика лидеров. Рассказ о ли­дере, герои и лидеры. Положительные и отрицательные сторо­ны лидерства. Лидер и стресс. Тестирование: «Подвержены ли вы стрессу?»

13. «Зеркало». Задания для осознания своих сильных и слабых сторон, способностей к лидерству. Упражнения на отношение к собственным изменениям. Причины сопротивления измене­ниям. Методы уменьшения сопротивления изменениям.

14. «Символы признания». Традиционные методы поощрения лидеров.

Задания на изучение способов награждения и поощрения лидеров.

Игра-дискуссия «Симпозиум» (по проблемам войны, мира, экологии, голода, безработицы и т.д.). Анализ выработанных решений и группового поведения.

15. Женщины-лидеры. Стереотипы относительно женщин. Одежда для успеха. Возможности карьеры. Семья и работа. Отно­шения с коллегами. Выдающиеся женщины-лидеры современ­ности. Дискуссия «Женское ли это дело?»

16. Обозрение «Лидерство». Важнейшие умения лидера сегод­ня и завтра.

Возраст лидерских способностей. Мифы вокруг лидерства. Дис­куссия «Почему многие не хотят быть лидерами?» Шкала ли­дерских умений и действий.

III. Заключение. Модели индивидуальной работы. Задания для самостоятельной работы: разработать тест, игру; составить план саморазвития; оформить библиографию по проблеме лидерства; провести социологический опрос об отношении к лидерству; со­ставить биографию лидера; написать аннотацию книг о лидере; организовать встречу с лидером и т.д.