Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО



Имени Н.А. НЕКРАСОВА


М. П. ЛОХТИНА

ОЧЕРКИ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

XYIII ВЕКА

Части I и II

Учебное пособие

для студентов педагогических училищ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

Оглавление

ЧАСТЬ I. 4

РАЗДЕЛ I. 4

ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО.. 4

Реформаторская деятельность Петра I. 4

Общественная мысль эпохи Петра I. 16

Феофан Прокопович. 16

Художественная культура петровской эпохи. 20

Изобразительное искусство. 20

Изобразительное искусство. 22

Гравюра. 24

Творчество А. Зубова. 25

От парсуны к портрету. 27

Творчество И. Никитина. 28

Творчество А. Матвеева. 33

Эмалевая миниатюра. 36

Архитектура и скульптура. 40

Основание Санкт-Петербурга. 41

Петровское барокко. 44

Творчество Д. Трезини. 46

Твочество русских архитекторов. 48

Скульптура. 49

Скульптура Летнего сада. 49

Творчество Б.-К. Растрелли. 50

Литература и театр. 53

Театр Кунста. 58

Школьный театр. 59

Торжественные шествия. 62

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. 64

ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ. 64

Общественная мысль и наука во второй четверти. 69

XVIII века. 69

«Ученая дружина». 70

Деятельность М. В. Ломоносова. 73

Деятельность Академии наук. 77

Воспитание и образование во второй четверти XVIII века. 79

Художественная культура второй трети. 85

XVIII века. 85

Аннинский период. 86

Елизаветинский период. 87

Архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. 88

Русское барокко. 88

Ф.-Б. Растрелли. 90

С. И. Чевакинский. Федор Семенович Аргунов. 98

Декоративное искусство. 99

Мозаики Ломоносова. 101

Живопись. 102

И. Я. Вишняков. 105

Русское рококо. 107

А. П. Антропов. 111

И. П. Аргунов. 114

Пейзаж и натюрморт. 117

Литература, театр, музыка. 118

Классицизм в русской литературе. 118

В.К. Тредиаковский. 124

А. П. Сумароков. 126

Основание Русского театра. 129

Деятельность Ф. Г. Волкова. 130

Музыкальная культура 30-50 годов. 133

Примечания. 140

ЛИТЕРАТУРА. 144

РАЗДЕЛ II. 146

Программа учебного курса «История русской художественной культуры XVIII в.», части I и II. 146

КУЛЬТУРА РОССИИ ЭПОХИ РЕФОРМ ПЕТРА 1. 146

КУЛЬТУРА РОССИИ АННЕНСКОГО И ЕЛИЗАВЕТИНСКОГО ПЕРИОДОВ. 156

Темы рефератов и разработки уроков. 165

 

Данное учебное пособие является продолжением работы над серией учебных пособий “Очерки русской художественной культуры IX-XXвв.” В 1993 вышла первая часть ( М. П. Лохтина “Очерки русской художественной культуры IX –XVII вв.”). Теперь вашему вниманию предлагается вторая часть, которая рассказывает о русской художественной культуре XVIII в.

Эта работа, как и прежняя, адресована студентам и преподавателям педагогических колледжей. В основе пособия лежат тексты лекций по истории отечественной художественной культуры XVIII века, которые читаются студентам Санкт-Петербургского Некраского педколледжа N 1.

Основная цель работы дополнить лекционный курс теми материалами, которые, из-за недостатка времени, в него не вошли. Помочь студентам разобраться в основных проблемах русской художественной культуры XVIII в. - культуры сложного и противоречивого времени, чрезвычайно богатого подлинными, непревзойденными ценностями. Того периода культуры, достижения которого во многом стали началом развития нового русского искусства.

Авторы не ставили себе задачей подробное освещение искусства XVIII века. Внимание сосредоточено на наиболее важных проблемах и явлениях. Акцент в пособии сделан на тех видах искусства и проблемах того времени, о которых в лекциях говориться лишь вскользь или не упоминается вообще: общественная мысль, народное образование, книгопечатание и книгоиздательство, журналистика, литература, театр, музыка и т.п. Не обходят авторы вниманием архитектуру и изобразительное искусство, о которых наиболее подробно говорится на занятиях, стараясь дать материал в большем объеме. Для того, чтобы студенты могли более глубоко понять и закрепить содержание предмета и использовать пособие при подготовке рефератов. Кроме того, в конце каждого раздела дается список литературы, который тоже может помочь в решении этой проблемы.

Учебное пособие состоит из двух разделов: курса лекций и методических рекомендаций к нему, которые представляют собой программу учебного курса, привлекаемый иллюстративный художественный материал, примерные вопросы и задания по темам.

Данное учебное пособие может помочь в изучении курса «Истории Отечества».

ЧАСТЬ I.

РАЗДЕЛ I.

ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО

 

Реформаторская деятельность Петра I.

В четверг, 30 мая 1672 г. родился Петр I, его отцом был царь Алексей Михайлович, по прозвищу «Тишайший», а матерью – Наталья Кирилловна Нарышкина из знаменитого рода Нарышкиных. Петр был двенадцатым ребенком царя. С детства он отличался умом и сообразительностью, как писали современники: “… в полгода пошел, в год – заговорил, в десять – смотрел юношей “. Петр был «надежей» династии, так как род Романовых вырождался, и достойных продолжателей дела его предков, кроме Петра не было. Будущему царю было три с половиной года, когда умер его отец, и на престол вступил сводный брат Федор, сын первой жены царя Алексея Михайловича. После смерти Федора власть захватила старшая сестра Петра царевна Софья, а Петра с матерью удалили от Двора в подмосковные села Преображенское и Коломенское. Именно здесь были образованы знаменитые “потешные полки” - прообраз будущей регулярной армии Петра. Для обучения солдат Петру нужны были инструкторы, которых он нашел неподалеку в Немецкой слободе, где жили выходцы из Германии, прочно хранившие свои традиции и обычаи. Петр часто бывал в этом “уголке Европы”, интересовался европейской наукой, техникой, искусством, завел там новых друзей, многие из которых оставались с ним всю жизнь. Особенно Петра интересовала военная техника, в частности артиллерийское и инженерное искусство, для освоения этих наук юноша стал заниматься арифметикой, геометрией, а так же артиллерией и фортификацией (наукой о строительстве крепостей). Спустя немного времени Петр начинает увлекаться корабельными потехами. В селе Измайлове им был обнаружен старый английский бот - первое судно, которым он научился управлять. Позже Петр начал упражняться в управлении парусами на Переяславском озере. Здесь кипела работа: шестнадцатилетний Петр, в окружении голландских и русских мастеров, занимался сбором и остнасткой судов. А еще позже Петр отправился в Архангельск, где устроил корабельную верфь, на которой сам работал топором и пилой. Из этой «Нептуновой потехи» вырос впоследствии русский флот. Наряду с изучением военно-технических наук, Петр с ранней молодости проявлял большой интерес к ремеслам, некоторыми из них он овладел в совершенстве. Хотя уровень общего и теоретического образования Петра был совсем невысок; его учитель - дьяк Никита Зотов - научил его в детстве чтению и письму, но о правильном воспитании и образовании будущего царя никто не заботился. К счастью, умственные интересы Петра были чрезвычайно широки и разносторонни, а физические и духовные силы огромны.

Очень сильно на его мировоззрение повлияло, предпринятое в 1697 – 98 гг., путешествие за границу. Весной 1697 г. из Москвы выехало «великое посольство», в его многочисленной свите числился «Преображенского полка урядник Петр Михайлов», который хотел своими глазами посмотреть все диковины европейской техники и цивилизации, а, прежде всего, поучиться корабельному искусству.

Петр побывал в Риге, Кёнегсберге, где учился артиллерийскому искусству, затем уехал в Голландию, жизнь которой послужила образцом для дальнейшего переустройства России. В Голландии Петр учился корабельному делу, потом переехал в Англию для изучения теории кораблестроения. Где бы ни бывал Петр, он не только учился морскому делу, но и наблюдал, изучал и осматривал: военное устройство и административные учреждения, верфи и корабли, фабрики и мастерские, типографии и лаборатории, госпитали и храмы, музеи и театры; одновременно Петр нанимал на русскую службу иноземных мастеров всех профессий.

В период пребывания заграницей Петр познакомился и с европейской рационалистической философией XYII в., с ее идеями абсолютности разума, приоритета науки и опытного знания, принципами государственного устройства. Высказывания Локка, Спинозы, Гоббса, оказали значительное влияние на взгляды Петра. Особенно на реформаторской деятельности Петра сказалось знакомство с немецким философом-идеалистом Готфридом Вильгельмом Лейбницем, Петр познакомился с Лейбницем в Германии и долго состоял в переписке. Лейбниц давал царю советы о переустройстве России.

Петр I, исходя из рационалистической философии и традиционного представления о роли самодержца в России, провозгласил особую важностьЗАКОНА: по его искреннему убеждению «правильный» закон мог сделать все. Мечтой Петра было создание такого совершенного законодательства, которое могло регламентировать абсолютно всю жизнь его подданных. Поэтому реформам Петра свойственна, прежде всего, всеобщая регламентированность и бесцеремонное вмешательство в личную и частную жизнь. ПрактическиЗАКОН коснулся всех сторон русской жизни, начиная с одежды и ношения бород и кончая летоисчислением.

Поскольку ЗАКОН мог реализовываться через систему бюрократических учреждений, то в петровском государстве возник культ инстанций, что вызвало преобразование центрального и местного управления, с одной стороны, и создание контрольных органов для обеспечения правильного хода административной машины и для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц – с другой.

Высшим государственным, административным и контрольным учреждением петровской администрации стал «правительствующий Сенат», который был создан вместо боярской думы. В указе о власти и ответственности Сената Петр писал, что ему (Сенату) «всяк и их указам будет послушен так, как нам самому». В Сенате была введена должность генерального ревизора (надзирателя указов), генерального прокурора («око» царя в делах государственного управления) и рекетмейстера, который рассматривал жалобы на решения коллегий, доносил об этом Сенату, а иногда докладывал о них лично царю.

Вместо бессистемных сложных и запутанных московских приказов возникли новые органы центрального управления, которые назывались коллегиями. Коллегиальное управление было учреждено по шведскому образцу. Правда, Петр ввел некоторые изменения, «которые … в шведском регламенте неудобны, или с ситуацией сего государства не сходны». Введением коллегиальной системы Петр надеялся достичь в управлении большего порядка, устранить произвол и злоупотребления, присущие единоначалию.

Великим делом Петра стало создание регулярной российской армии. С величайшей энергией и настойчивостью принялся царь за комплектование и обучение новой армии. Петр вводит регулярные рекрутские наборы, ежегодно по одному человеку с двадцати дворов, что давало до 30 тысяч рекрутов ежегодно.

Для подготовки офицерского состава, из русских людей, было учреждено несколько специальных школ (навигацкая, артиллерийская, инженерная), но главной школой офицерства стали знаменитые Семёновский и Преображенский гвардейские полки. Царским указом было запрещено производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках и «с фундаменту солдатского дела не знают». Поэтому по составу гвардейские полки являлись, по преимуществу, дворянскими.

Стоит особо отметить, что в дальнейшем развитии русской культуры, армия станет играть значительную роль. Достаточно представить себе, во что превратился бы Петербург, если убрать хотя бы из его декора все, что касается армии. Поистине столица представляла бы из себя пустыню.

Петр I считал, что наиболее совершенной общественной структурой является армия, поэтому он внедрял военные принципы во все сферы общественной и личной жизни, в частности, в сферу церкви. Консервативное духовенство не сочувствовало реформам Петра, высказывалось против его дружбы с иноземцами, против немецкого платья и бритья бород. Именно, благодаря реакционным церковникам, в народе возникло поверие, что царя-батюшку подменили в неметчине, и на Русь вернулся антихрист в облике Петра.

Петр I в осуществлении своих церковных реформ опирался на более лояльное западнорусское духовенство – выходцев из Киево-Магилянской академии. После смерти патриарха Адриана в 1700 г., Петр не допустил избрания нового патриарха, а издал указ об учреждении Духовной коллегии или Синода, которое заменило патриаршество.

Особое отношение у Петра было к монашеству. Петр, с его утилитарно-практическим подходом к жизни и стремлением сделать так, чтобы абсолютно все его подданные служили государству, очень негативно относился к институту монашества, видя в «бородачах» явную и скрытую оппозицию своим реформам, поэтому он периодически издавал указы, ограничивающие монашество. Так, появился приказ не постригать мужчин моложе 30 лет в монахи, а «на убылые места» велено было постригать преимущественно старых и нетрудоспособных отставных солдат. Доходы же с монастырских имений приказано было употреблять на нужды благотворительности, таким образом, церковь потеряла независимость и стала государственным учреждением.

Петр является основоположником светского просвещения в России. Он стремился не только ввести европейские нравы в России, но и поднять образование на европейский уровень.

В эпоху реформ остро возрастает нужда в грамотных людях, они необходимы и для деятельности государственного аппарата, и для делопроизводства, и для торговли, для промышленного и военного дела. Нехватка русских образованных, знающих людей способствовала чувству неуверенности в успехе начатых реформ. Кроме того, церковные иерархи требовали повышения образованности духовенства, считая, что именно в необразованности священников, кроется причина понижения авторитета церкви. Вполне естественно, что в стране возникает острая потребность в светском и духовном образовании, начинает формироваться система народного образования. Если традиции церковных школ существовали в России, то светская школа возникала и развивалась в весьма трудных условиях. Однако, благодаря именно светской школе, люди приобщались к новым понятиям, учились ценить книгу, науку, культуру.

Петр мечтал получить образованных людей «елико возможно скорее», ему некогда было ждать, когда возникнет стройная система народного образования, необходимо было срочно подготовить людей, которые с успехом могли делать новое дело. Поэтому Петр сам едет на учебу за границу и посылает туда множество людей, чтобы быстро получить специалистов морского и военного дела, ученых, художников и т.п. В Москве, в 1687 г., открывается Славяно-греко-латинская академия, где изучают языки и философию. В 1701 г. – артиллерийская школа, в 1707 – медицинское училище, готовящее докторов и фельдшеров для армии, а в 1712 – инженерная школа для подготовки строителей оборонительных сооружений.

Одной из лучших школ была Навигацкая, ее очень любил Петр, она готовила настоящих моряков, кроме того, из нее выходили инженеры, учителя цифирных школ, геодезисты, архитекторы, чиновники.

Волновало царя и начальное образование – ему необходимы были грамотные мастеровые, поэтому царь приказывает создавать школы по всей стране. Для того, чтобы на строительства судов работали грамотные рабочие, открываются «русские» школы - обучение, в которых шло на русском языке. Учили азбуке, письму, арифметике: «плотничьих и прочих мастеровых людей детей надлежит обучать грамоте, цифири и плат-геометрии, дабы потом могли добрыми мастерами быть». Открываются во всех губерниях цифирные школы для обучения «молодых ребяток», по окончании школы выдавались «свидетельствованные письма», без которых «жениться не допускать…».

Стройной системы школьного образования еще не существовало, не было методик обучения, но самой большой проблемой было отсутствие учителей, поскольку вопрос об их специальной подготовке не ставился, то учителей приглашали из-за границы или поручали обучение самим ученикам, знавшим чуть больше других учеников. Иностранные же учителя часто не столько учили, сколько заставляли учеников копать огороды или выполнять другую домашнюю работу. Классно-урочной системы обучения еще не было, ученики приходили в разное время, имели разную подготовку и были разных возрастов (от 10 до 25 лет), поэтому обучение велось индивидуально. Учебный день длился 8-10 часов, с одним небольшим перерывом на обед. Каникулы были весьма непродолжительными – неделя в Рождество и один месяц летом. Учились в школах 9-10 лет, так как практически все приходилось заучивать наизусть - учебников было крайне мало. Излагался предмет часто настолько невразумительно, что понять его ребенку, едва овладевшему грамотой, было просто невозможно, приходилось зазубривать учебник целиком. Кроме того, каждый учитель вел урок по собственному разумению, пользуясь какой-либо книгой или своими записями, мало думая верно ли понимает предмет ученик, интересно ли ему.

В школах применялись жестокие наказания. За мелкие проступки наказывали розгами (прогулы, не выученные уроки), а за серьезные (пьянство, воровство, побег из школы) можно было угодить под арест и даже быть сосланным на каторгу, ведь часто учениками были взрослые люди.

Очень важная особенность вновь созданных школ – сословность. Не смотря на то, что официально почти во все школы принимали детей разных сословий, однако курс и цели обучения были у разных сословий не одинаковые. Дворяне получали более глубокие знания, чем разночинцы, их чаще отсылали на обучение за границу. Для того, чтобы получить образование, которое получали дворяне, и отправиться за границу, простому разночинцу необходимо было проявить недюжинные способности, талант и усидчивость. Однако, не смотря на трудности обучения, из этих школ вышло много прекрасных специалистов, политических деятелей, художников, архитекторов, словом, тех, кто ставил служение своему Отечеству превыше всего, кто составил его славу и гордость.

Новое время требовало и новых книг. Этому соответствовала издательская политика Петра I. Книга ценилась с точки зрения ее непосредственной практической ценности. Петр указывал, какие книги издавать, какие переводить, большую часть книг редактировал лично и даже наблюдал за печатанием. В этот период больше всего выпускается светских книг прикладного значения: учебники, научно-технические и идеологические издания, плакаты, руководства по европейскому этикету, даже учебники, рассказывающие о том, как писать любовные письма дамам. Продолжается процесс секуляризации (обмирщения) русской книги, который начал происходить еще в XVII в., однако церковные издания печатать не перестали, но их издание было сильно сокращено, да и печатались они старой кириллицей.

Книги светского содержания печатались упрощенным, так называемым гражданским (более убористым с тонкими линиями) шрифтом, который был введен в обиход Петром I и которым мы пользуемся до сих пор. Внешний вид большинства книг заслуживал высокой оценки: книги были скромно оформлены, удобного, часто карманного, формата, набраны четким, легко читающимся шрифтом.

Периодическая печать тоже ведет свое начало от Петра. Первенцем периодики является газета «Ведомости». Первые ее номера были крошечного формата (чуть больше почтовой открытки) и объемом около 2 страниц. Периодичность выхода номеров и тираж не были постоянными: от 30 до 1000 экземпляров, и от одного номера в 1718 г. до 46 номеров в 1705.

Политические и торговые интересы требовали гласности. Кроме того, Петр прекрасно понимал, что периодическая печать – это сильнейшее идеологическое оружие, как и в других книжных делах, царь лично занимается отбором материалов и редактированием «Ведомостей».

Для русской культуры появление новой книжной продукции конца XVII – начала XVIII в. имело большое значение. Достаточно сказать, что книги и периодика этого периода в основном защищали прогрессивные позиции, обосновывали необходимость реформ, звали к просвещению и культуре.

Не менее важную роль в развитии последующей русской культуры сыграло становление и формирование российской науки. В конце XVII - начале XVIII в. в России складывается тип нового человека, которого отличает жажда знаний, активный интерес к науке и технике. Таким был и сам царь. Интересы Петра отличает широта и многообразие, однако, как правило, они связаны с сугубо практическими нуждами. В теоретических знаниях он, по всей видимости, острой необходимости не ощущал. Петр любил строить и оснащать корабли, заниматься навигацией, командовать военным кораблем, ему не чужд был интерес к астрономии и географии, медицине и анатомии. Как и многие люди этой эпохи, Петр был абсолютно уверен, что любой наукой можно легко овладеть, было бы только желание. При этом он больший интерес проявлял к тому, что дает немедленную пользу, однако у царя постепенно начинает складываться более широкий взгляд на научные исследования. К 20-м годам нового века Петр и его соратники задумываются над тем, чтобы создать центр по изучению наук, и пригласить крупных ученых для проведения научных исследований и приобщения к ним русского человека. Эта идея нашла свое воплощение в форме создания Академии наук, приказ об учреждении которой был подписан императором 28 января 1724 г.

Для того, чтобы приучить русское общество к европейскому этикету, традициям и развлечениям, Петр начал устраивать в столице «ассамблеи» – вечерние публичные собрания, где прибывшие развлекались разговорами, играми, танцами, пили и закусывали, гости обязаны были приходить со своими женами и взрослыми дочерьми. Таким образом, Петр пытался раскрепостить русскую женщину-дворянку, ввести ее в сферу общественной жизни и интересов.

Основной идеей жизни Петра была идея служения Отечеству, которому он действительно посвящал все свои силы. Служа сам, Петр требовал столь же добросовестного и усердного служения от всех сословий. Он ввел форму присяги «на верность государю и всему государству», все время внушал своим подданным необходимость «хранения прав гражданских», соблюдения законов и заботы об интересах государства. Петр жестоко наказывал за взятки и казнокрадство. Царь ввел принцип личной выслуги, назначая высших должностных лиц центрального и областного управления совершенно не считаясь с их происхождением.

При Петре служба дворянского сословия стала гораздо тяжелее, чем она была в Московском государстве. С 15 лет каждый дворянин обязан был поступить в регулярный солдатский полк, и, только пройдя продолжительный курс солдатской муштры или, показав особые боевые отличия, мог быть произведен в офицеры. Затем он служил в армии всю жизнь или до инвалидности. Однако, любой солдат, дослужившийся до офицера, получал потомственное дворянство. Таким образом, путь во дворянство через солдатскую службу был открыт всем сословиям.

В 1722 г. Петром была издана «табель о рангах», разделявшая всех государственных служащих, военных и гражданских на 14 чинов или рангов, по которым должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чин. На место бывшей до Петра аристократической иерархии заслуг «по породе» и «отечеству» царь поставил военно-бюрократическую иерархию заслуги и выслуги.

Плюс к служебной повинности Петр возложил на дворян и учебную повинность. Всех дворянских юношей велено было учить грамоте, «цифири» (арифметике) и геометрии «и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сему не выучится». Он посылал молодых дворян за границу учиться военному и морскому делу, европейским наукам и искусствам.

Постоянная нужда в деньгах побуждала искать все новые источники государственных доходов. В конце царствования Петра был предпринят самый грабительский налог – подушная подать. Это налог на каждого человека мужского пола, живущего в России. Но собрать эту подать было очень трудно, люди отказывались платить его. Тогда Петр ввел круговую поруку, то есть все население городов было переписано, определены суммы от каждого города и волости, а за своевременное поступление налога в казну объявлялись ответственными наиболее богатые люди. Они должны были сами взыскивать с бедного населения налоги, те же, кто не мог заплатить, отвечали собственным имуществом. Кроме того, подушную подать стали брать и с крестьян, а ответственными за сбор налогов назначили их хозяев-помещиков, которые служили в армии и хозяйством не занимались. Естественно, помещики не особенно стеснялись в выборе средств, выколачивая деньги с бедных мужиков. « Из указа о подушной подати родилась та гнусная, омерзительная форма крепостного права, которая была упразднена только в 1861 г.» /1/

Петр ясно сознавал, что для увеличения государственных доходов необходимо увеличить и поднять производительность народного труда, ввести новые промыслы, обратив труд народа на разработку еще нетронутых богатств России. Поэтому во многие отрасли народного хозяйства Петр стремился ввести целый ряд преобразований. Так, при Петре возникли улучшения в сельском хозяйстве: появились новые породы овец и коров; началось разведение виноградников на Дону; возникли первые конские заводы. Произошли изменения к лучшему в горнозаводском деле и фабрично-заводской промышленности: из-за границы выписывались «рудознатцы» и «рудоплавные мастера» для обучения русских горному делу и металлургии. Появилось множество полотняных, парусных и суконных фабрик, работавших для нужд армии, в то же время возникали фабрики и заводы, которые производили товары и для народных нужд. При Петре активно начала развиваться и внешняя торговля с Европой и странами Востока, причем царь усиленно старался перевести морскую торговлю из Архангельска в Петербург; заботился он и об улучшении путей сообщения – при нем был построен Вышневолоцкий канал и начато строительство Ладожского канала.

Однако самой большой заботой и тревогой императора была проблема наследования трона, к концу жизни Петр понимает, что продолжить его дело некому, и он предпринимает отчаянные попытки исправить положение. В 1722 г. Петр издает «указ о наследии престола», по которому царствующему императору предоставляется право произвольного назначения наследника «понеже, мы лучше чужаго достойного ученим наследником, нежели своего непотребного; ибо не могу такого наследника оставить, который бы растерял то, что чрез помощь Божию отец получил, и испроверг бы честь и славу народа Российского, для которого я здоровье свое истратил, не жалея в некоторых случаях и живота своего», однако Петр умер, так и оставив нерешенным вопрос о своем наследнике. В дальнейшей жизни России этот указ сыграл роковую роль, та цепь дворцовых переворотов, которая произошла после смерти Петра, оказала серьезное воздействие на все сферы жизни России.

К личности Петра и его реформам относились неоднозначно еще в его время. Одни восхваляли его до небес, а другие считали антихристом и «мироедом». Столь же неоднозначно его оценивают и потомки. В Х1Х веке русские историки и философы западники превозносили Петра, сторонники славянофильства – порицали за искажение русской самобытности и национального характера русского народа. /2/

Среди современных историков тоже нет единого мнения. Например, Л.Н. Гумилев в своей книге «От Руси до России» резко отрицательно относится к реформаторской деятельности Петра, утверждая, что образ мудрого царя-преобразователя был искусственно создан в эпоху Екатерины II. На самом деле реформы Петра – это логическое продолжение реформаторской деятельности его предшественников. Поэтому от столь поспешных реформ Россия только пострадала. Если бы реформы не проводились столь поспешно, в чем вина именно Петра I, то они прошли бы более мягко и безболезненно для русского народа. /3/. Эту точку зрения разделяют А. В. Муравьев и А. М. Сахаров в своей работе „Очерки истории русской культуры IX – XYII вв.»/4/.

И все же, как надо оценивать личность Петра и его реформаторскую деятельность? Кто он - царь-преобразователь или царь, реформы которого носили вынужденный характер и проводились поспешно и неумело? С нашей точки зрения, интересной является позиция С. Г. Пушкарева. В своей книге “Обзор русской истории” он, перечисляя заслуги Петра перед Отечеством, предлагает не забывать о тех темных пятнах, которых немало на солнце Петра Великого. Это проводимая поспешно и непродуманно европеизация русского народа. Из-за нее правящая верхушка общества была оторвана от народной массы, что привело, в конце концов, к разрушению морально-религиозного и общественно-бытового единства народа. Именно, благодаря поспешной европеизации, дворянство и чиновничество стали иностранцами в собственной стране.

Это проявление Петром дикой и совершенно излишней жестокости, и неуважения личного достоинства людей.

Это весьма спорная позиция Петра в отношении церкви. Будучи очень религиозным, тем неменее, он позволял себе публично осмеивать церковные обряды и священные предметы, а упразднив патриаршество и учредив Синод, лишил церковь самостоятельности и превратил ее в «духовное ведомство», что способствовало падению духовного авторитета церкви.

Однако в защиту реформ Петра говорят факты. Кроме вышеперечисленных успехов Петра на реформаторском поприще надо отметить следующее. Созданное Петром Великим пережило несколько поколений. Например, последний рекрутский набор был произведен в 1874 г., т.е. спустя 170 лет; Сенат просуществовал 206 лет (до 1917 г.); Синод – 197 лет (до 1918 г.). В истории России немного созданных человеком институтов, которые существовали бы так долго. /5/