Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Папа св. Григорий «Двоеслов». Его жизнь и творения. Св. Григорий как проповедник и экзегет. Представления о загробном мире.



Григорий родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье Анициев, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви: его прапрадедом был, вероятно, Римский епископ Феликс III (483492 гг.), папа Агапит (535536 гг.) тоже приходился ему родственником. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Некоторое время он, вероятно, являлся префектом Рима, то есть главой городской администрации, а в 574 г., избрав для себя монашеский удел, основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии. Его созерцательная жизнь во спасение души была прервана в 579 г., когда папа Пелагий II поставил его диаконом и отправил своим посланником ко двору императора в Константинополь. Находясь в Константинополе, Григорий продолжал жить уединённо в кругу сопровождавших его монахов из обители св. Андрея, Как представитель Римской церкви он обращался к императору Тиберию II Константину, а затем Маврикию с призывами защитить Рим от варваров-лангобардов, недавно обосновавшихся в северной Италии и в некоторых её центральных районах. В 585 или 586 г. папа Пелагий II (579—590 гг.) отозвал своего посланника в Рим. А когда понтифик умер в разгар страшной эпидемии чумы, Григорий был единодушно избран его преемником.Занимался защитой Рима от лангобардов, собирал средства для закупки продовольствия, амуниции и т.д.Перемирие – в 596г. В 601 или 602 г (не поняла) он умер.Еще известен тем, что протестовал против титула Вселенский. СОЧИНЕНИЯ. «Моралии на Книгу Иова», «Беседы на Евангелия», «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», «Толкование на Песнь песней») и «Пастырское правило», Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души.

Григорий о загробном мире. Его считают одним из отцов чистилища. Он верил в очистительный огонь и помещал его в период сразу после смерти. Тоже важно в копилку чистилища – что можно облегчить муки умерших усилиями на земле (просто пример для иллюстрации - Через тридцать дней после смерти Юстуса Григорий начал с грустью думать о муках, которые наверняка испытывает умерший монах, и распорядился в течение тридцати последующих дней служить ради него ежедневные мессы. В ночь по истечении тридцати дней умерший явился брату и сказал, что до последнего дня он страдал, но теперь принят в общину (избранных). Было очевидно, что умерший избежал мук благодаря спасительной гостии). Чистилище можно пройти на земле, в местах наказаний еще при жизни, впоследствии это будет устранено из учения. Тоже важно – разделение ада на две части – верхнюю, где праведники не мучаются, а только томятся (будущий лимб), и нижнюю, для грешников.

Экзегетический метод. Экзегетический метод Г. В. основывается на александрийской традиции выделения в Свящ. Писании неск. смыслов Святитель полагал, что при объяснении текстов в одних случаях следует обращаться к историческому изложению , т. е. букв. смыслу Свящ. Писания, в др.- с помощью иносказания исследовать прообразовательный смысл , в третьих - использовать только нравственное толкование , в четвертых случаях следует применять сразу все 3 уровня толкования . Нравственный и прообразовательный смыслы Г. В. иногда называет «внутренним» смыслом, считая, что постичь его можно, лишь исследовав прежде букв. повествование (In Ezech. II 10. 2). При этом, как и большинство лат. экзегетов, основное внимание он уделял нравственному смыслу Свящ. Писания. Согласно Г. В., исторически-букв. смысл есть как бы основание здания толкования, на к-ром затем с помощью прообразовательного смысла возводится некое «строение духа», или «крепость веры», и, наконец, все это здание толкования «раскрашивается» в различные цвета благодаря нравственной красоте. Кстати, эту статью писал наш Фокин).

Проповеднический методГ. В. внес вклад в развитие принципов пастырского проповедничества, являющихся одной из основных тем его соч. «Пастырское правило». Главным условием успеха проповеди, согласно Г. В., являются личные качества проповедника: безупречная в нравственном отношении, основанная на евангельских заповедях жизнь, к-рая становится примером для пасомых, а также соответствующее образование, глубокое знание Свящ. Писания. Образцовая жизнь проповедника усиливает действие слова, в противном случае его поведение ослабляет веру в проповедуемую истину. По мысли Григория, Церковь безусловно обладает полнотой власти для того, чтобы исполнить свою миссию обращения мира в веру Христову и его подготовки ко второму пришествию. Главная проблема заключается в том, чтобы эти полномочия исполнялись правильно, для чего необходимы подходящие правители, ведомые Богом и обладающие надлежащим благоразумием, то есть тот самый тип христианина, который гармонично сочетает в своей жизни её созерцательную сторону и активную. Светские власти являются частью церковного согласия и служат Церкви, находясь в полной власти Бога. Имя «Двоеслов», закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, связано с названием одного из его трудов — «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В книге, описывающей жития италийских святых, два собеседника — вопрошающий (субдиакон Петр) и отвечающий (Григорий).

 

 

XVIII