Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Удовольствие от текста (Le Plaisir du texte).



Перевод выпол­нен по изданию: Barthes R. Le Plaisir du texte. P.: Seuil, 1973. Публикуется впервые.

с. 462. ...своего рода г-на Теста наизнанку. — Г-н Тест — герой ряда произведений Поля Валери (1871 —1945), воплощение доведенного до крайности интеллектуализма.

с. 464. ...желание, невроз. — О «желании» в лакановском понима­нии см. коммент. к с. 366; «невроз», будучи функцией «желания», представляет собой способ построения воображаемого «Я» из матери­ала «символического»; «невротик» не порывает с «порядком культуры», но подвергает его деформации, стремится подчинить деятельности «воображаемого».

с. 465. ...как утверждает в таких случаях теория текста. — Имеет­ся в виду «теория текстопорождения», предложенная Ю. Кристевой; см. Kristeva J. Σημειωτική.. Recherches pour une sémanalyse. P.: Seuil, 1969.

с. 466. ...францисканство, взывающее ко всем словам одновре­менно... — Одной из задач Франциска Ассизского (1182—1226) и основанного им монашеского ордена была проповедь среди народа без различия сословий и вероисповедания (миссионерство в нехристиан­ских странах).

с. 467. ...с ее спокойной совестью... — См. коммент. к с. 132.

с. 468. Тмесис — разъединение элементов сложного или производ­ного слова; Барт употребляет этот термин для обозначения такого способа чтения, при котором пропускаются те или иные фрагменты текста.

с. 470. ...а слоистостью самого акта означивания. — «Означива­ние» — лингвистический термин, при помощи которого Ю. Кристева описывает основной аспект текстопорождения: «Мы будем называть означиванием ту работу по дифференциации, стратификации и кон­фронтации, которая осуществляется в языке и которая проецирует на линию, создаваемую говорящим субъектом, коммуникативную и грамматически структурированную цепочку означающих». Соответ­ственно, если уровень значений (фено-текст) является предметом семиотики, то уровень означивания (гено-текст) должен стать предме-

том «семанализа»: «Семанализу, который будет изучать в тексте озна­чивание и его разновидности, придется встать по ту сторону означаю­щего, субъекта и знака, равно как и по ту сторону грамматической организации дискурса, с тем, чтобы достигнуть той зоны, где сосредо­точиваются ростки того, что станет значением в наличном состоянии языка» (Kristeva J. Op. cit., p. 9).

с. 471. ...в нас вливается стихия идеологии и воображаемого. — См. коммент. к с. 132, 366, 413.

с. 473. Логомахия (грен.) — битва слов.

...это фено-текст... — Обосновываемое Ю. Кристевой про­тивопоставление гено-текст / фено-текст следует принципиально отли­чать от хомскианской оппозиции глубинная структура / поверхност­ная структура по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, порож­дающая модель Хомского имеет дело только с изолированными пред­ложениями, а не с дискурсом. Во-вторых, «глубинная структура» представляет собой не что иное, как отражение на понятийно-логи­ческом уровне той же самой конструкции, которая — в грамматически и синтаксически оформленном виде — присутствует и на «поверхност­ном» уровне; в структурном отношении составляющие в обоих случаях идентичны (такова, например, схема «субъект — предикат» в индо­европейских языках). Теория Хомского, таким образом, вопреки свое­му названию, не знает подлинного процесса порождения-трансфор­мации, перехода от одного типа категорий (или логики) — к друго­му. По Кристевой же, «гено-текст — это абстрактный уровень лингвистического функционирования, который, отнюдь не отражаяфразовых структур, предшествуя этим структурам и их превышая, представляет собою их анамнез». «Гено-текст — это бесконечное означающее, которое не может «быть» чем-то «определенным», по­скольку оно не существует в единственном числе; ему лучше подходит название «означающие» (множественные и до бесконечности диффе­ренцированные означающие), по отношению к которым наличное означающее... есть всего лишь ограничитель..., ак-циденция... Это — множественность означающих, в которой (а не вне которой) помеща­етсяи тем самым сверхдетерминируется непосредственно формулируе­мое (фено-текстовое) означающее». «Коммуникативной функции фено-текста гено-текст противопоставляет процесс производства значений» (Kristeva J. Op. cit., p. 282—284).

с. 474. ...живые огни... заменяющие нам... общие понятия... древней философии. — Аллюзия на «Новые опыты о человеческом разу­ме» Г. В. Лейбница. Ср.: «...душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий, для пробуждения которых внешние пред­меты являются только поводом... Математики называют их общими понятиями. Современные философы дают им другие красивые назва­ния, а Юлий Скалигер, в частности, называл их semina aeternitatis или же Zopyra, как бы желая сказать, что это живые огни, вспышки света, которые скрыты внутри нас и обнаруживаются при столкнове­нии с чувствами, подобно искрам, появляющимся при защелкивании ружья» (Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах, т. 2. М.: Мысль, 1983, с. 48—49).

с. 478. ...всякую букву. — «Буква», по Лакану, соотносится с поня­тием «высказывания-результата» (l'énoncé), с непосредственным содержанием языкового сообщения, которое может выступать в роли явственно зримого означающего, за которым скрывается ускользаю­щее, вытесняемое означаемое — «акт высказывания» (renonciation).

с. 480. ...буддийской Сангхе. — Сангха — монашеская община при храме или монастыре; монахи, как правило, освобождались от повин­ностей, налогов и отработок и жили за счет специальных групп лю­дей, работавших на сангху, а также подношений и подарков насе­ления.

...уподобляется индейскому потлачу. Торжество у северо­американских индейцев, во время которого происходит взаимный обмен дарами; одни и те же дары циркулируют постоянно, так что их ценность повышается в зависимости от количества состоявшихся потлачей.

с. 483. ...романическое... — Оппозиция роман / романическое

коррелятивно у Барта оппозиции произведение / текст (см. его статью «От произведения к тексту» в наст, сб.); если для «романа» («произ­ведения», «фено-текста») характерна моносемия, строгая парадигмати­ческая и синтагматическая организованность, то для «романического» («текста», «интертекста», «гено-текста») — полисемия, множествен­ность, беспорядочное кишение смыслов; «роман» стремится увлечь читателя яркими характерами, сюжетом и т. п., «романическое» — доставить ему «удовольствие» «текстовой работой».

Майя (санскр.) здесь: распадение Единого на множество частей.

с. 485. ...это докса, форма бессознательного, короче, идеоло­гия... — См. коммент. к с. 132, 366, 413.

с. 490. Мана — слово, употребляемое в Меланезии и Полинезии для обозначения безличной силы, разлитой в природе и способной концентрироваться в отдельных носителях (людях, животных, пред­метах).

Сатори — в дзэн-буддизме: внезапное озарение, наступаю­щее в результате углубленного самососредоточения, состояние «чи­стого сознания», свободного от воздействия посторонних мыслей и позволяющего заглянуть в подлинную «природу вещей».

с. 491. Матесис (греч.) познание.

Мандала (санскр.) — схематическое или живописное изо­бражение Вселенной в буддийской живописи.

с. 492. ...Башляр сумел создать чистую критику чтения. — См.: Башляр Г. Предисловие к книге «Воздух и сны»; Предисловие к книге «Поэтика пространства». — «Вопросы философии», 1987, № 5, с. 113—121.

с. 496. Нэмбутсу (японск.) — буддийская молитва.

с. 502. ...говорить о «тревоге»: благородное, ученое слово... Термин «тревога» (l'angoisse) является, в частности, одним из ключевых в словаре экзистенциализма.

с. 516. Эпохэ (греч.) — воздержание, самообладание.

Разделение языков (La division des langages).

— Впервые в сб.: Une Nouvelle Civilisation? Hommage à Georges Friedmann. P.: Galli­mard, 1973. Перевод выполнен по изданию: Вarthes R. Le bruisse­ment de la langue. P.: Seuil, 1984, p. 113—126. Публикуется впервые.

с. 522. ...сартровский... анализ «буржуазности» Флобера. — Барт имеет в виду двухтомное исследование Ж.-П. Сартра о Флобере «L'Idiot de la famille», вышедшее в 1971 г.

с. 528. ...отсылаю к лакановскому анализу «предполагаемого субъекта знания». — См.: Lacan J. Ecrits. P.: Seuil, 1966, p. 855— 860.

Аристотель... различал две группы доказательств. — По Аристотелю, «технические» способы убеждения основаны на приемах и правилах риторического искусства (tekhnë), тогда как «нетехниче­ские» — на объективных данных (таковы, например, свидетельские показания, письменные договоры и т.п.). «Технические» средства убеждения кодифицированы в самой риторике как науке, и нужно только научиться ими пользоваться; «нетехнические» же нуждаются в том, чтобы их добыли, нашли (см. Аристотель. Риторика, 1355Ь 35).

с. 532. ...Якобсон вслед за Боасом справедливо отметил. — См. коммент. к с. 375.

с. 533. ...определенную компетенцию. — Компетенция, по Хомскому, — знание своего языка говорящим-слушающим (см. также коммент. к с. 357); варианты перформации. — Перформация (употребление) — реальное использование языка в конкретных ситуациях (см.: Хом­ский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 9).