Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть первая. Общие положения 2 страница



39. Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в текст п. 25 к.с. внесены изменения. К кругу лиц, которыми выносятся постановления, добавлен руководитель следственного органа. Что же до этого руководитель следственного органа не имел права выносить постановления? Да нет, конечно, не только имел право, но и выносил таковые. Не зря же в п. 7 ч. 1 ст. 39 УПК закреплено право вышестоящего руководителя следственного органа "отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном" УПК, в ч. 2 ст. 124 УПК право любого руководителя следственного органа выносить постановление о полном или частичном удовлетворении поступившей к нему жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О вынесении руководителем следственного органа постановлений говорилось и в других статьях УПК.

40. Таким образом, внеся изменения в п. 25 к.с., законодатель не предоставил руководителю следственного органа новых полномочий, а всего-навсего привел формулировку данного пункта в соответствие с общей идеей закрепленного в законе статуса рассматриваемого субъекта уголовного процесса. В п. 25 ст. 5 УПК оставлено и упоминание о прокуроре? Не смотря на то, что прокурор не имеет права производить предварительное расследование, он не лишен полномочия выносить постановления. Так, тем же Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ введена новая редакция ч. 3 ст. 153 УПК, где прямо закреплено требование соединения уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, лишь на основании постановления прокурора. О постановлении прокурора речь идет и в других статьях УПК (ч. 4 ст. 221, ч. 3.1 ст. 223 и др.).

41. Перечисленные в п. 25 к.с. субъекты вправе выносить постановления. Однако данное обстоятельство не является препятствием на пути оформления ими же и иных процессуальных документов. Следователь (дознаватель и др.) в ряде случаев готовит требование, поручение, запрос (ч. 4 ст. 21 УПК), извещение (ч. 1 ст. 134, ч. 2 ст. 135 и др. УПК), уведомление (ч. 3 ст. 46, ч. 4 ст. 92, ст. 96 и др. УПК) и т.п. Мы уже тут не вспоминаем о составлении ими протоколов различных следственных и иных процессуальных действий!

42. В заседании районного суда председательствует председатель этого суда или судья, а в заседании всякого иного суда - председатель, заместитель председателя или судья. Председательствующий (п. 26 к.с.) начинает уголовно-процессуальную деятельность с открытия судебного заседания.

43. Присяжных заседателей, определение которым дано в п. 30 к.с., правильнее именовать "присяжными заседателями федерального суда общей юрисдикции"*(12). Это субъекты уголовного процесса, являющиеся специфическими членами состава суда присяжных. Названными субъектами могут быть лишь граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом соответствующего уголовного дела (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"). Участие таковых в рассмотрении уголовного дела осуществляется в рамках предоставленных им законом прав. В соответствии же с чч. 1 и 2 ст. 333 УПК присяжные заседатели вправе:

а) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и (или) производстве иных следственных действий;

б) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и (или) понятия;

в) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

44. В то же время присяжным заседателям запрещается:

1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам (чч. 1 и 2 ст. 333 УПК).

45. В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только сформулированные в вопросном листе вопросы:

1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления?

46. В случае положительного ответа на последний из них присяжные заседатели также указывают в соответствии со ст. 339 УПК, заслуживает ли подсудимый снисхождения (ч. 1 ст. 334 УПК).

47. "Прокурор" (п. 31 к.с.) - это Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик, краев, областей, прокуроры городов, действующие на правах прокуроров областей, прокуроры автономной области, автономных округов, районные и городские прокуроры, военные, транспортные и другие прокуроры, приравненные к прокурорам областей, районным или городским прокурорам, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры (помощники, прокуроры отделов и управлений прокуратур и др.), действующие в пределах своей компетенции, закрепленной в Федеральном законе о прокуратуре и УПК. Под понятием "прокурор" в УПК обычно понимается вышеуказанное должностное лицо, осуществляющее надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, за соблюдением уголовно-процессуального закона администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, уголовное преследование, участвующее в рассмотрении уголовных дел судами и (или) опротестовывающее противоречащие закону приговоры (определения, постановления) судов.

48. Для того чтобы действие могло именоваться процессуальным (п. 32 к.с.) недостаточно упоминания о нем в УПК. Действие становится уголовно-процессуальным только после того, как процедура его осуществления будет детально регламентирована уголовно-процессуальным законом.

49. Разновидностью процессуальных действий являются следственные, судебные и иные уголовно-процессуальные действия. Следственные действия - это группа уголовно-процессуальных действий органа предварительного расследования, являющихся основными средствами установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и характеризующихся детальной самостоятельной процедурой производства*(13).

50. Следственными принято считать следующие процессуальные действия:

1) осмотр (ст. 176-178, 180 УПК);

2) эксгумацию (ст. 178, 180 УПК);

3) освидетельствование (ст. 179, 180 УПК);

4) следственный эксперимент (ст. 181 УПК);

5) обыск (ст. 182, 184 УПК);

6) выемку (ст. 183 УПК);

7) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку (ст. 185 УПК);

8) контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК);

9) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК);

10) допрос свидетеля, потерпевшего (ст. 187-191 УПК), подозреваемого (ч. 4 ст. 92 УПК), обвиняемого (ст.ст. 173, 174 УПК), эксперта (ст. 205 УПК) и (или) специалиста (ч. 4 ст. 80 УПК);

11) очную ставку (ст. 192 УПК);

12) предъявление для опознания (ст. 193 УПК);

13) проверку показаний на месте (ст. 194 УПК);

14) производство судебной экспертизы (ст. 195-201, 203, 204, 207 УПК);

15) получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК);

16) наложение ареста на имущество (ст. 115 УПК).

51. Критерии следственного действия:

1) познавательная направленность. Следственное действие всегда направлено на собирание и (или) проверку доказательств (а не любой информации), даже если в его результате доказательства и не получено. Тем не менее направленность на собирание доказательств - это не одно и то же, что и направленность на обнаружение, фиксацию фактических данных, имеющих отношение к делу. К примеру, опрос лиц (п. 2 ч. 3 ст. 86 УПК) - это не допрос. Отличие этих процессуальных действий заключается уже в том, что допрос обеспечивается государственным принуждением. Дача показаний на допросе в большинстве случаев - обязанность, при опросе - только лишь право. Допрос - следственное действие, опрос таковым не является;

2) обеспечение государственным принуждением;

3) следственное действие существенно затрагивает права и законные интересы граждан. Прежде всего, по этому критерию получение образцов для сравнительного исследования относится к числу следственных действий;

4) наличие детально разработанной и закрепленной в уголовно-процессуальном законе процедуры.

52. Собирание доказательств путем осуществления следственных действий должно осуществляться с соблюдением общих условий, правил производства и протоколирования следственных действий. В этой связи необходимо, по крайней мере, перечислить таковые. Общие условия производства следственных действий таковы:

1) следственное действие производится после возбуждения уголовного дела (исключение из этого правила - осмотр места происшествия и освидетельствование в случаях, не терпящих отлагательства, а также осмотр трупа);

2) следователь (дознаватель и др.) должен располагать специальным основанием для производства именно этого следственного действия;

3) следственное действие должно производиться лишь лицом, принявшим уголовное дело к производству, либо по его (руководителя следственного органа) поручению;

4) производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК);

5) должно быть точно установлено, что при производстве следственного действия не будут:

- нарушены те права и (или) законные интересы участвующих в нем (других) лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

- унижаться честь и (или) достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

- ставиться под угрозу здоровье и (или) жизнь лиц, участвующих в производстве следственного действия;

6) результаты и ход производства следственного действия оформляются протоколом.

53. Общие правила производства следственных действий следующие:

1) прежде чем преступить к производству эксгумации, освидетельствования, обыска, выемки, следователь (дознаватель и др.) выносит постановление;

2) перед судом постановлением следователя с согласия руководителя следственного органа, а постановлением дознавателя с согласия прокурора возбуждается ходатайство о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; наложении ареста на имущество, наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; обыска и (или) выемки в жилище; о выемке заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов (документов), содержащих информацию о вкладах и (или) счетах в банках (иных кредитных организациях); о контроле и записи телефонных и иных переговоров; а также о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;

3) к участию в следственном действии может быть привлечено должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а равно следователь-криминалист, о чем делается соответствующая отметка в протоколе;

4) привлекая лиц, указанных в ст. 42-49, 54-60 УПК, к участию в следственном действии, следователь (дознаватель и др.) обязан удостовериться в их личности, разъяснить им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия;

5) потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК;

6) следователь (дознаватель и др.) вправе применить при производстве следственного действия технические средства и способы обнаружения, фиксации сведений, изъятия следов преступления и (или) вещественных доказательств;

7) протокол о производстве следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания следователем (дознавателем и др.) в соответствии с правилами, закрепленными в ст. 166 УПК.

54. Судебные действия - действия, так же как и следственные, направленные на собирание доказательств, но осуществляемые не на стадии предварительного расследования, а на судебных стадиях. Это группа урегулированных уголовно-процессуальным законом действий, осуществляемых судом (судьей), в целях установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

55. Основная часть этих действий осуществляется в рамках судебного следствия на стадии судебного разбирательства. Это, прежде всего:

1) допрос подсудимого, потерпевшего, свидетеля, эксперта и (или) специалиста (ч. 4 ст. 271, ст. 275, 277-280, 282 и др. УПК);

2) осмотр вещественных доказательств, местности и помещений (ст. 284, 287 УПК);

3) следственный эксперимент (ст. 288 УПК);

4) предъявление для опознания (ст. 289 УПК);

5) освидетельствование (ст. 290 УПК);

6) производство судебной экспертизы (ст. 283 УПК);

7) приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду (ст. 286 УПК);

8) оглашение показаний подсудимого, потерпевшего и (или) свидетеля (ст. 276, 281 УПК);

9) оглашение протоколов следственных действий, заключений экспертов (специалистов) и (или) иных документов (ст. 285 УПК);

10) демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допросов (ч. 1 ст. 276, ч. 1 ст. 281 УПК).

56. Судебные действия могут иметь место и на других судебных стадиях уголовного процесса. Обычно на иных (за исключением стадии апелляционного производства) судебных стадиях перечень судебных действий, путем производства которых суд (судья) собирает доказательства, гораздо менее широк.

57. Иными уголовно-процессуальными действиями, как уже было отмечено, являются лишь те предусмотренные УПК действия, во-первых, порядок производства которых урегулирован УПК, во-вторых, которые не являются ни следственными, ни судебными действиями. К числу таковых можно отнести:

- взятие обязательства о явке (ст. 112 УПК);

- привод (ст. 113 УПК);

- ознакомление с постановление о назначении судебной экспертизы (ч. 3 ст. 195, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 198 УПК);

- ознакомление с заключением эксперта (п. 6 ч. 1 ст. 198 УПК);

- ознакомление обвиняемого (защитника и др.) с материалами уголовного дела (ст. 215-218 УПК);

- некоторые другие уголовно-процессуальные действия.

58. Процессуальное решение (п. 33 к.с.) - это исходящее от следователя (дознавателя и др.), прокурора и (или) суда (судьи) как субъекта уголовного процесса властное веление. Обычно оно является результатом осуществляемой в логических формах мыслительной деятельности следователя (дознавателя и др.), прокурора и (или) суда (судьи).

59. Как следует из текста п. 34 к.с., под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. В этой связи следует заметить, что возмещение лицу имущественного вреда, причиненного в ходе уголовного судопроизводства, устранение последствий морального вреда и восстановление его в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах осуществляются по основаниям и в порядке, предусмотренным ст.ст. 133-139, 397, 399 УПК РФ, нормами других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих указанные вопросы.

60. Положения норм Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей", утвержденного Законом СССР от 24 июня 1981 года, Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года, Инструкции по применению данного Положения, утвержденной Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР, Министерством финансов СССР 2 марта 1982 года и согласованной с Верховным Судом СССР, Министерством внутренних дел СССР, Комитетом государственной безопасности СССР, могут учитываться судами при разрешении вопросов о реабилитации лишь в части, не противоречащей федеральным законам Российской Федерации*(14).

61. Реабилитированным (п. 35 к.с.) может быть как физическое, так и юридическое лицо. Юридическое лицо таковым является в случае, если в отношении него государственные органы (должностные лица), осуществляющие уголовный процесс, произвели незаконные или необоснованные действия.

62. Под органами предварительного следствия, о которых идет речь в п. 36.1 к.с., а равно в других статьях УПК, понимаются следователи, следователи-криминалисты, следственные группы и самостоятельно производящие предварительное следствие руководители следственных органов.

63. Согласно п. 37 к.с. "родственники" - это все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве. Соответственно к родственникам следует относить: племянников и племянниц, полнородных и неполнородных братьев и сестер родителей (дядь и теть), двоюродных братьев и сестер, прадедушек и прабабушек, детей родных племянников и племянниц (двоюродных внуков и внучек) и родных братьев и сестер их дедушек и бабушек (двоюродных дедушек и бабушек), детей их двоюродных внуков и внучек (двоюродных правнуков и правнучек), детей его двоюродных братьев и сестер (двоюродных племянников и племянниц), детей его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродных дядь и теть) и других родственников.

64. Розыскные меры (п. 38 к.с.) могут приниматься не только следователем или органом дознания по поручению следователя, но и дознавателем, а также органом дознания по поручению дознавателя. Розыскные меры могут одновременно осуществляться и лицом, в чьем производстве находится уголовное дело, и органом дознания, которому их осуществление было поручено. Розыскные меры помимо установления лица, подозреваемого в совершении преступления, могут преследовать и иные цели. Как минимум, разыскиваться может местонахождение обвиняемого и недостающие доказательства по уголовному делу.

65. "Руководитель следственного органа" (п. 38.1 к.с.) - это Председатель Следственного комитета РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ, руководители следственных управлений Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации, следственного отдела Следственного комитета РФ по району, городу, его заместитель, а также руководитель следственного органа такого федерального органа исполнительной власти, как Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, территориального органа указанного ведомства по субъекту Российской Федерации, району, городу, его заместитель, иной руководитель следственного органа, действующий в пределах своей компетенции.

66. Полномочиями руководителя следственного органа не обладает руководитель следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предварительного расследования. Такой начальник согласно закону не обладает полномочиями руководителя следственного органа не смотря на то, что и он в определенной степени занимается контролем за деятельностью входящих в такое организационное образование следователей.

67. В п. 40.1 к.с. сформулировано новое для уголовного процесса России понятие и введен в уголовно-процессуальную практику новый субъект - "следователь-криминалист". На местах данное "нововведение" было расценено, прежде всего, как дозволение производить следственные и иные процессуальные действия следователю, во-первых, по делам, не находящимся в его производстве, во-вторых, когда он не является членом следственной группы. Нами же появление п. 40.1 в ст. 5 УПК представляется скорее очередной уголовно-процессуальной проблемой, чем помощью расследованию. Вопросов по поводу содержания данного пункта возникает очень много. А вот ответов на таковые законодатель не дает. К чему это все приведет, не трудно догадаться. В суде будет поднят вопрос о признании недопустимыми доказательств, полученных "следователями-криминалистами", а равно с их участием.

68. О чем речь? Да о том, что, во-первых, понятие "следователь-криминалист" в УПК введено, но нет ни одной другой, помимо п. 40.1 к.с., уголовно-процессуальной нормы, где бы речь шла о данном субъекте уголовного процесса. Если в п. 41 к.с. говорится о следователе, то о нем затем идет речь и в других статьях закона (ст. 38, 67, 171 и др. УПК), конкретизирующих его правовой статус. То же самое можно сказать и о руководителе следственного органа (п. 38.1 к.с.), дознавателе (п. 7 к.с.), начальнике органа дознания (п. 17 к.с.), начальнике подразделения дознания (п. 17.1 к.с.) и даже о не наделенном правом производства предварительного расследования прокуроре (п. 31 к.с.).

69. Пределы компетенции же следователя-криминалиста определены лишь п. 40.1 к.с. Причем они более чем аморфны. Обратите внимание, в указанном пункте к.с. следователем-криминалистом именуется, прежде всего, "должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу". Данный пункт не предоставляет следователю-криминалисту соответствующее право - "осуществлять предварительное следствие по уголовному делу". Он лишь закрепляет общее наименование для уже существующих в уголовном процессе субъектов - должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Получается, по меньшей мере, любой и каждый орган предварительного следствия, в единоличном производстве которого находится уголовное дело, одновременно законодатель именует вторым названием - следователь-криминалист.

70. Кто уполномочен осуществлять предварительное следствие? Согласно УПК следователь (руководитель следственного органа, следственная группа), в производстве которых находится уголовное дело. Следственная группа не есть должностное лицо. Это определенный круг должностных лиц. Таким образом, следователь или руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, - это и есть следователь-криминалист. Для чего нужно было законодателю следователя, а тем более руководителя следственного органа, дополнительно именовать еще и следователем-криминалистом, совершенно не ясно. Может быть, таким образом законодатель хотел показать различия статуса органа предварительного следствия, в производстве которого находится уголовное дело, и другого органа предварительного расследования, оказывающего первому помощь по отдельному поручению (указанию)? Если да, то имеющую место попытку формулирования соответствующего правового положения трудно признать безупречной.

71. Мы можем только догадываться о заложенной в п. 40.1 к.с. основной идее. Практика "нововведение" восприняла как правовую основу оказания помощи следователю, в производстве которого находится уголовное дело, со стороны его коллег - других следователей того же следственного подразделения. Будем надеяться, что именно этого желал законодатель. Именно таково назначение новой уголовно-процессуальной фигуры - следователя-криминалиста.

72. Была ли закреплена в законе ранее правовая основа такого взаимодействия? Думается, что незаконным исполнение поручений органа предварительного следствия, в производстве которого находилось уголовное дело, другим органом предварительного расследования и до 16 декабря 2008 г. признать было сложно.

73. Пункт 4 ч. 2 ст. 38 УПК уполномочивал следователя давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий и иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. То же самое право зафиксировано в ч. 4 ст. 157 УПК. В случае необходимости производства следственных и (или) розыскных действий в другом месте следователь всегда был вправе произвести их лично, а равно поручить производство этих действий следователю либо органу дознания (ч. 1 ст. 152 УПК). Поручения о производстве процессуальных розыскных действий следователь (дознаватель и др.) вправе был давать, руководствуясь формулировкой п. 38 ст. 5, ч. 1 ст. 210 УПК. Часть 4 ст. 21 УПК требовала и требует от всех учреждений и должностных лиц исполнения поручений руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленных в пределах их полномочий.

74. К тому же у руководителя следственной группы с самого начала появления в уголовном процессе этой фигуры имелось право не только создавать следственную группу (изменять ее состав), но и поручать производство предварительного следствия сразу нескольким следователям (п. 1 ч. 1 ст. 39, ст. 163 УПК). Иначе говоря, ничего после появления в к.с. п. 40.1 не изменилось.

75. Закрепил ли закон какие-либо отличия между поручением руководителя следственного органа о производстве должностным лицом отдельных следственных и иных процессуальных действий (об участии в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий), с одной стороны, и поручением о производстве предварительного следствия сразу несколькими следователями (п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК) - с другой? Общее в их правовом положении то, что в том и в другом случае уголовное дело принимается к производству одним следователем, а остальные работают без принятия данного уголовного дела к своему производству. Это основное отличие их правового статуса от членов следственной группы, которые считаются принявшими дело к своему коллегиальному производству.

76. Но, думается, статус таких следователей имеет и некоторые различия. Когда руководитель следственного органа, реализуя свое предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК право, поручает производство предварительного следствия сразу нескольким следователям, следователь, принявший уголовное дело к своему производству, отвечает за ход предварительного расследования и определяет, кто из других следователей, когда и что именно будет делать. В пункте же 40.1 к.с. речь идет о несколько иной ситуации. Здесь поручение об участии "должностного лица" в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий без принятия уголовного дела к своему производству дает руководитель следственного органа, а не орган предварительного следствия, в производстве которого находится уголовное дело.

77. Соответственно нельзя сказать, что п. 40.1 статья 5 УПК дополнена всего-навсего для того, чтобы узаконить статус следователей, которым руководителем следственного органа поручено производство предварительного следствия вместе со следователем, принявшим уголовное дело к своему личному производству. Если мы правильно поняли заложенную законодателем в п. 40.1 к.с. идею, то этим же пунктом законодатель предоставил руководителю следственного органа право поручать подчиненным ему следователям участие в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производство отдельных следственных и иных процессуальных действий без принятия ими уголовного дела к своему производству.

78. Но тогда почему законодатель в п. 40.1 к.с. употребляет выражение "должностное лицо", а не следователь, как он это делает в п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК? Что же, "должностным лицом", о котором идет речь в п. 40.1 к.с., может быть не только следователь либо нижестоящий руководитель следственного органа? Интересно, если должностным лицом, участвующим в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производящим отдельные следственные и иные процессуальные действия по поручению руководителя следственного органа, является представитель органа дознания, он тоже должен именоваться следователем-криминалистом?

79. Как уже было замечено, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК следователь вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных следственных действий и иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Данное право может быть реализовано и руководителем следственного органа (ч. 2 ст. 39 УПК). В этом случае в качестве должностного лица, которое по поручению руководителя следственного органа будет участвовать в производстве отдельного следственных (иного процессуального) действия или произведет отдельное следственное (иное процессуальное) действие без принятия уголовного дела к своему производству, выступит должностное лицо органа дознания.