Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть первая. Общие положения 3 страница



80. А кем являются все иные участвующие в производстве следственных (процессуальных) действий должностные лица, к примеру, представитель администрации той организации, помещения которой осматриваются (ч. 6 ст. 177 УПК), директор школы при допросе несовершеннолетнего потерпевшего (ч. 1 ст. 191 УПК), во время осмотра (выемки) задержанных почтово-телеграфных отправлений приглашенные для участия в таковом должностные лица данного учреждения (ч. 5 ст. 185 УПК) и т.п.? Они что, также выступают в уголовном процессе в качестве следователей-криминалистов? Буквальное толкование п. 40.1 к.с. вполне может привести к положительному ответу на поставленный вопрос.

81. Ведь "следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное... участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных... действий...". А руководитель следственного органа вправе лично производить предварительное следствие. И в ходе такового может "поручить" (потребовать) участие директора организации в проводимом им осмотре помещения, этой организации. Директор организации - должностное лицо. Он по поручению (без такового он бы не только не стал, но и в ряде случаев не смог бы принять участия в следственном действии) руководителя следственного органа принял участие в следственном действии. Получается, следователем-криминалистом, если буквально толковать текст п. 40.1 к.с., может быть не только следователь (нижестоящий руководитель следственного органа).

82. Между тем, думается, выводы, к которым мы пришли, нельзя признать верными. В п. 40.1 к.с. более точно было бы речь вести не о любом должностном лице, а лишь о должностном лице следственного органа. Причем не обязательно в ней упоминать о следственных действиях. Так как любое следственное действие одновременно является процессуальным, то для того, чтобы разгрузить формулировку искомой дефиниции, последовательно в таковой можно говорить лишь о процессуальных действиях.

83. Итак, мы подошли к окончанию комментирования текста п. 40.1 к.с. Более правильно его было бы сформулировать так: "следователь-криминалист - должностное лицо следственного органа, которому руководителем следственного органа поручено без принятия уголовного дела к своему производству осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, участвовать в производстве отдельных процессуальных действий и (или) производить отдельные процессуальные действия;".

84. Помимо того, думается, законодателю следует подумать о формулировании отдельной статьи УПК, всецело посвященной статусу следователя-криминалиста (к примеру, ст. 38.1 УПК), а равно упомянуть о следователе-криминалисте в других статьях закона. В ч. 2 ст. 156 УПК следовало бы указать, что следователь-криминалист приступает к производству порученного ему руководителем следственного органа предварительного следствия без вынесения постановления о принятии уголовного дела к своему производству. В ст. 123 УПК среди должностных лиц и органов, чьи действия (бездействие, решения) могут быть обжалованы, а в ч. 4 ст. 124 УПК среди субъектов обжалования последовательно было бы упомянуть и следователя-криминалиста. Бесспорно, необходимо совершенствование и некоторых иных статей УПК в связи с появлением в уголовном процессе рассматриваемого нового субъекта.

85. "Следователь" (п. 41 к.с.) - лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Предварительное следствие, кроме следователя, вправе осуществлять также следователь-криминалист, следственная группа и руководитель следственного органа. Указанные субъекты уголовного процесса следователями не являются.

86. Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь Следственного комитета РФ, не являющийся гражданином России*(15), согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"*(16), так как сотрудниками Следственного комитета РФ, а значит и следователями могут быть только граждане Российской Федерации (см. также комментарий ст. 38 УПК).

87. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя - члена следственной группы (см. содержание и комментарий ст. 163 УПК), а равно у следователя-криминалиста.

88. Сообщение о преступлении - это заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Содержание п. 43 и использованные в нем формулировки несколько не согласуются с содержанием ч. 1 ст. 140 и ст. 143 УПК. Согласно ч. 1 ст. 140 УПК третьим поводом для возбуждения уголовного дела является не "рапорт об обнаружении преступления", как он именуется в п. 43 ст. 5 УПК, и даже не "рапорт об обнаружении признаков преступления", как данный документ действительно надо называть (ст. 143 УПК), а сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

89. Уголовный процесс начинается не с момента завершения оформления рапорта об обнаружении признаков преступления. Сам процесс оформления данного документа урегулирован ст. 143 УПК. Уголовный процесс начинается тогда, когда в распоряжении компетентного органа (должностного лица) появится повод и основание для начала уголовного процесса, где поводом является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

90. Словосочетание "специализированное учреждение для несовершеннолетних" (п. 44 к.с.) предлагается толковать расширительно. К числу таковых следует относить не только специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения, но и специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием.

91. Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

92. Специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием бывают двух видов: открытого и закрытого типа.

93. К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;

2) специальные профессиональные училища открытого типа;

3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

94. Специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа органов управления образованием являются:

1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа (чч. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

95. Предлагаемый нами перечень специализированных учреждений для несовершеннолетних построен, исходя из этимологического толкования самого словосочетания "специализированное учреждение для несовершеннолетних".

96. Термин "специализированный" произошел от латинского слова "specialis", что в переводе означает "особый". "Специализация" означает "сосредоточение деятельности на" каком-либо "занятии"*(17). Специализированное учреждение для несовершеннолетних - это учреждение, сосредоточенное лишь на работе с несовершеннолетними, причем на работе особой. То, что учреждение, которое работает лишь с несовершеннолетними, является специализированным, по нашему мнению, позволяет говорить уже то обстоятельство, что в одном случае сам законодатель таковые именует "специализированными учреждениями для несовершеннолетних". Пусть и добавляет при этом фразу "нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения", но все же называет их "специализированными учреждениями для несовершеннолетних".

97. В другом случае законодатель употребил термин "специальное" (специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием). Происхождение же слова "специальный" такое же, как и термина "специализированный". "Специальный" означает "особый, предназначенный для" какой-либо "определенной цели"*(18). Специальное учреждение - это то же самое, что и специализированное учреждение. Именно поэтому мы обе группы рассматриваемых учреждений отнесли к числу тех, о которых идет речь в п. 44 к.с., ст. 105, 424 и др. статьях УПК.

98. Закрепленный в пп. 46 и 47 ст. 5 УПК перечень субъектов, составляющих ту или иную сторону, нельзя признать исчерпывающим. Уголовное преследование и функцию защиты (правда, несомненно, не от обвинения, а от осуществляемого в отношении лица уголовного преследования) осуществляют не только те субъекты, которые здесь указаны. Функция защиты от осуществляемого в отношении лица уголовного преследования присуща также, по меньшей мере, подозреваемым, а также их законным представителям. Исходя из изложенного Конституционным Судом РФ*(19) подхода к понятию уголовного преследования, защиту от такового осуществляют также лицо, подозреваемое в совершении преступления, подозреваемым или обвиняемым не являющееся, а значит, и его законный представитель.

99. Согласно редакции п. 45 ст. 5 УПК к стороне обвинения следует относить всех тех участников уголовного судопроизводства, которые выполняют на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования). Уголовному процессу известен такой субъект, как законный представитель потерпевшего (п. 12 ст. 5 УПК). О нем ничего не сказано в п. 47 к.с. Здесь речь идет о представителе потерпевшего. Между тем редакция ст. 5, 22, 119 и некоторых других статей УПК позволяет утверждать, что законодатель не считает законного представителя разновидностью представителя (как не относит близких родственников к числу родственников). Поэтому, перечисляя субъектов, составляющих сторону обвинения, среди таковых законодателю необходимо было бы указать и законного представителя потерпевшего.

100. В п. 47 ст. 5 УПК к тому же дан неполный перечень лиц, которые могут осуществлять уголовное преследование. Таковыми также являются:

- орган дознания (пп. 11, 24 ст. 5, ч. 2 ст. 21 и др. статьи УПК);

- руководитель и члены следственной группы (ст. 163 УПК);

- начальник органа дознания (чч. 3 и 4 ст. 41, 225 УПК);

- руководитель и члены группы дознавателей (ст. 223.2 УПК);

- начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК);

- а в некоторых случаях и лицо, которому преступлением причинен вред, до признания его потерпевшим (пострадавший).

101. Что орган дознания, руководитель и члены следственной группы (группы дознавателей) осуществляют уголовное преследование, думается, ни у кого сомнений не вызовет. Другое дело два последних из названных субъектов уголовного процесса.

102. Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания отнесены нами к стороне обвинения не только потому, что их назначение в уголовном процессе во многом аналогично назначению руководителя следственного органа. В основном же их место в системе участников уголовного процесса предопределено правовым статусом. Так, начальник органа дознания вправе утверждать обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК), решать вопрос о возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 147 УПК), поручать дознавателю производство дознания и неотложных следственных действий (п. 17 ст. 5 УПК), давать дознавателю обязательны для исполнения указания (ч. 3 ст. 41 УПК) и др. Начальник подразделения дознания, более того, может сам возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы (ч. 2 ст. 40.1 УПК).

103. К числу субъектов, реализующих уголовное преследование, нами отнесено лицо, которому преступлением причинен вред. Указанный участник уголовного процесса не обязательно должен осуществлять уголовное преследование. Исходя из положений пп. 47 и 55 ст. 5 УПК, пока нет подозреваемого и обвиняемого, нет и уголовного преследования. Лицо же, которому преступлением причинен вред, по большинству дел в это время уже есть. Пока нет уголовного преследования, названный вид деятельности никто не осуществляет. Не может его реализовывать и лицо, которому преступлением причинен вред.

104. Как только в уголовном процессе появляется подозреваемый или обвиняемый, в отношении указанных лиц осуществляется уголовное преследование. Реализовываться же оно не может без существенного вклада в эту деятельность лица, которому преступлением причинен вред. Данное обстоятельство позволяет отнести указанного субъекта (лицо, которому преступлением причинен вред, в отношении которого пока еще не вынесено постановление о признании его потерпевшим) к стороне обвинения, а значит, одновременно считать его, к примеру, самостоятельным субъектом, наделенным правом заявлять отвод переводчику.

105. Лицо, еще не признанное потерпевшим, в литературе принято называть пострадавшим. Поэтому в п. 47 ст. 5, ст. 20 и некоторых других статьях УПК правильнее было бы говорить не только о потерпевшем, но и о пострадавшем.

106. Может возникнуть мнение, что к числу субъектов, осуществляющих уголовное преследование, должен быть также отнесен и близкий родственник умершего потерпевшего. В соответствии с ч. 2 ст. 318 УПК именно ему предоставлено право подачи заявления по делам частного обвинения. Но эту позицию нельзя признать бесспорной. Уголовное преследование осуществляется только в отношении подозреваемого или обвиняемого. На момент же подачи заявления подозреваемых и обвиняемых в уголовном процессе еще нет. Подозреваемый и (или) обвиняемый могут появиться только после возбуждения уголовного дела. Согласно же ч. 1 ст. 43 УПК после возбуждения уголовного дела частного обвинения лицо, по заявлению которого дело возбуждено, будет обладать правовым статусом частного обвинителя. Частный же обвинитель указан в перечне п. 47 ст. 5 УПК и поэтому, безусловно, является стороной обвинения.

107. В п. 48 дано определение понятию "суд" через употребление термина суд общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции подразделяются на федеральные суды общей юрисдикции и мировых судей. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.

108. Впервые в уголовном процессе суд появляется с момента:

- принятия им заявления о преступлении;

- обращения к нему с ходатайством о принятии предусмотренного ч. 2 ст. 29 УПК процессуального решения на стадии предварительного расследования;

- принесения в его адрес жалобы на незаконное и (или) необоснованное действие (бездействие, решение), следователя (дознавателя и др.);

- передачи в суд уголовного дела (материала).

109. В судопроизводстве суд не всегда обладает одним и тем же правовым статусом. Статус различается не только в зависимости от стадии уголовного процесса (подготовка к судебному заседанию, кассационному производству и др.), в которой он реализуется, но и от того, какого рода дела судом разрешаются (проверка законности и обоснованности действия или решения следователя (дознавателя и др.), дела частного или публичного обвинения и т.д.).

110. Несмотря на формулировку, использованную в п. 50 к.с., правосудие - это деятельность суда. Органы, производящие досудебную деятельность, правосудия не осуществляют.

111. "Судебным разбирательством" (п. 51 к.с.) именуется судебное заседание, осуществляемое судами не только по первой, второй и надзорной инстанции, но и в связи с возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

112. Суд первой инстанции (п. 52 к.с.) - это суд, правомочный впервые постановить приговор по делу.

113. При рассмотрении уголовного дела по первой инстанции возможно осуществление допросов, осмотров вещественных доказательств (местности и помещений), следственных экспериментов, предъявления для опознания, освидетельствования, оглашение показаний, данных во время предварительного расследования, а равно протоколов следственных действий, заключений экспертов (специалистов), приобщенных к уголовному делу или представленных в судебном заседании документов, воспроизведение звукозаписи показаний, назначение и производство судебной экспертизы.

114. Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, может выступать любой суд общей юрисдикции.

115. Под понятием "судья" (п. 54 к.с.) в уголовном процессе понимается председатель, заместитель председателя и члены любого суда общей юрисдикции по должности, то есть судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе. Полномочия судьи отличаются в зависимости от стадии уголовного процесса и вида осуществляемой им деятельности. Помимо этого права и обязанности судей одного состава суда также неодинаковы. У судьи, председательствующего в судебном заседании, более широкий круг полномочий, чем у остальных членов состава суда.

116. Уголовное преследование (п. 55 к.с.) - это процессуальная деятельность, осуществляемая прокурором, а также следователем, руководителем следственного органа, руководителем и членом следственной группы, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, руководителем (членом) группы дознавателей, дознавателем, частным обвинителем, потерпевшим (пострадавшим), гражданским истцом и их законными представителями, представителями, направленная на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

117. Комплексный характер уголовного преследования предопределяется возможностью его осуществления одновременно или последовательно друг за другом несколькими субъектами уголовного процесса.

118. Уголовное преследование начинается в следующих случаях:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица;

2) лицо задержано по подозрению в совершении преступления;

3) к лицу применена мера пресечения до предъявления обвинения;

4) лицо уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК;

5) в отношении лица вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (если до этого не было того, что указано в пп. 1-3);

а по делам частного обвинения, когда по заявлению не проводилось досудебного производства с момента:

6) констатации наличия в распоряжении мирового судьи оснований для назначения судебного заседания (чч. 3, 4 ст. 319 УПК);

7) соединения встречного заявления с первоначальным (ч. 3 ст. 321 УПК).

119. Частью уголовного судопроизводства, о котором идет речь в п. 56 к.с., является деятельность по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлении, когда "уголовное дело" еще не возбуждено (уголовного дела еще нет).

120. Термин "уголовное дело" в УПК без какой-либо оговорки употреблен в трех значениях:

1) "уголовное дело" - это совокупность процессуальных документов и не являющихся документами доказательств, собранных (подшитых, пронумерованных, упакованных и т.п.) после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления и предусмотренного ст. 140 УПК повода к возбуждению уголовного дела, вместе с материалами предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении. Таково значение словосочетания, к примеру, во фразе "направление уголовного дела в суд" (п. 9 к.с.);

2) "уголовное дело" - это сам факт (группа обстоятельств), исследование которого осуществляется вначале на стадии предварительного расследования, а затем и на судебных стадиях. Например в словосочетании "рассмотрение уголовного дела" (п. 56 к.с.);

3) "уголовное дело" - осуществляемая после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. 140-143 УПК источника таковых, уголовно-процессуальная деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению возбужденного уголовного дела. Таким образом может быть истолкован смысл рассматриваемого словосочетания в выражении "участие в уголовном деле" (ч. 1 ст. 53 УПК).

121. С позиции теории права участник уголовного процесса (п. 58 к.с.) - это субъект, реализовавший (реализующий) либо свое уголовно-процессуальное право, либо уголовно-процессуальную обязанность.

122. Частным обвинителем является субъект, участвующий лишь в делах частного обвинения. Таковым может быть пострадавший или же родитель, усыновитель, опекун или попечитель несовершеннолетнего (по своему физическому и (или) психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы) пострадавшего, представитель учреждения или организации, на попечении которой указанный пострадавший находится, либо соответствующий орган опеки и попечительства, а в случае смерти пострадавшего и его близкие родственники, но только если именно они подали заявление о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 и (или) ч. 1 ст. 116 УК, в суд в установленном УПК порядке.

123. Частным обвинителем данное лицо остается и при поддержании им обвинения в суде.

124. В п. 59 к.с. подразумевается:

- под потерпевшим - пострадавший, которому предусмотренным ч. 1 ст. 115 и (или) ч. 1 ст. 116 УК преступлением причинен физический вред;

- под "законным представителем" - родитель, усыновитель, опекун или попечитель несовершеннолетнего (совершеннолетнего, который по своему физическому и (или) психическому состоянию не может самостоятельно защищать свои права, законные интересы) такого пострадавшего, представитель учреждения или организации, на попечении которой указанный пострадавший находится, либо соответствующий орган опеки и попечительства;

- под "представителем" - близкий родственник рассматриваемого пострадавшего, в случае смерти последнего.

125. Следуя логике изложения ч. 7 ст. 318 УПК, частным обвинителем одно из указанных лиц становится лишь с момента принятия мировым судьей поданного им заявления о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 115 и (или) ч. 1 ст. 116 УК, к своему производству.

126. Разъясняя дефиницию, закрепленную п. 61 к.с., следует заметить, что досудебное соглашение о сотрудничестве - это всегда письменный документ, отвечающий процессуальной форме, и прежде всего требованиям, предъявляемым к таковому ст. 317.3 УПК.

127. В п. 61 ст. 5 УПК под стороной понимается не то, определение чему приведено в пп. 46 и 47 той же статьи закона. Частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель не имеют никакого отношения с заключению такого соглашения. Под стороной обвинения здесь подразумевается прокурор, надзирающий за соблюдением законов при осуществлении предварительного расследования по делу. Досудебное соглашение о сотрудничестве заключается им по ходатайству следователя, в производстве которого находится уголовное дело, согласованному с руководителем следственного органа.

128. Согласно п. 46 ст. 5 УПК стороной защиты являются обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его представитель. Почему-то в этом перечне отсутствует подозреваемый. В то же время досудебное соглашение о сотрудничестве не подписывается гражданским ответчиком и его представителем. От стороны защиты правильность записанных в искомом соглашении сведений удостоверяет сам подозреваемый (обвиняемый), обратившийся к прокурору с соответствующим ходатайством. Дополнительной гарантией соблюдения законности, а равно охраны законных прав и интересов подзащитного, является требование подписания названного процессуального документа также защитником подозреваемого (обвиняемого). Таким образом, под стороной защиты в п. 61 ст. 5 УПК подразумевается подозреваемый (обвиняемый). Именно с ним ч. 5 ст. 21 УПК позволяет прокурору заключать досудебное соглашение о сотрудничестве.

129. Но уголовное дело может быть возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица. А лицо, совершившее преступление, после этого, возможно, явится с повинной. Вправе ли такое лицо заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве? Может ли следователь направить прокурору данное ходатайство вместе со своим постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве? И, главное, вправе ли прокурор заключить досудебное соглашение о сотрудничестве с таким лицом, если:

- нет оснований задержать лицо в соответствии со ст. 91 и 92 УПК, и соответственно оно не задержано;

- нет оснований избрать в отношении него меру пресечения, и посему таковая к нему в соответствии со ст. 100 УПК не применена;

- имеет место производство предварительного следствия, и поэтому лицо не может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК?

130. В деле нет ни подозреваемого, ни обвиняемого, но есть лицо, явившееся с повинной, которое желает активно содействовать органам предварительного следствия в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. Последовательно ли строить препоны на пути такого рода инициативы? Думается, нет. Именно поэтому мы бы рекомендовали расширительное толкование как понятия "сторона защиты" в п. 61 ст. 5 УПК, так и термина "подозреваемый", употребленного законодателем в ст. 317.1-317.3, ч. 4 ст. 317.6, ст. 317.9 УПК.

131. Более широкое толкование названных понятий позволило бы заключать досудебное соглашение о сотрудничестве и с лицом, подозреваемым в совершении преступления, которое, строго говоря (исходя из редакции ч. 1 ст. 46 УПК), подозреваемым не является. Недаром законодатель в некоторых статьях УПК ведет речь именно о лице, подозреваемом в совершении преступления, а не о подозреваемом (пп. 15, 38 ст. 5, ст. 25, ч. 1 ст. 28, п. 3 ч. 3 ст. 49 и др. УПК). Думается, и в ст. 317.1-317.3, ч. 4 ст. 317.6, ст. 317.9 УПК правильнее было бы говорить о лице, подозреваемом в совершении преступления. Тогда мы бы избежали вышеописанной искусственной преграды на пути активизации работы по раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию лиц, совершивших таковое, розыску имущества, добытого в результате преступления.

132. Почему мы не считаем необходимым расширительно толковать и понятие "подозреваемый", использованное законодателем в ст. 317.4 УПК? Потому что в ней речь идет о производстве предварительного расследования по выделенному уголовному делу. Нам же представляется, что для выделения уголовного дела по п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК необходимо, чтобы лицо, в отношении которого уголовное дело выделяется, обладало статусом подозреваемого или обвиняемого. В ситуации, которую мы привели выше, основания выделения уголовного дела наступят в случае вынесения в отношении лица, явившегося с повинной, постановления о привлечении в качестве обвиняемого или же когда до этого состоится событие, наделяющее его статусом подозреваемого. Если нет ни того, ни другого, не может быть и фактических оснований разделения материалов одного уголовного дела на две части. Такое разделение в любом случае не будет способствовать полноте, объективности и всесторонности предварительного расследования. Поэтому это исключительный случай, который не может реализоваться лишь в связи с тем, что кто-то написал явку с повинной и якобы изъявил желание активно содействовать органам предварительного следствия в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления.

133. Упоминание в п. 61 ст. 5 УПК об условиях ответственности подозреваемого несколько условно. С подозреваемым может быть заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Но "условия ответственности", о которой идет речь в соглашении, касаются обвиняемого, а не подозреваемого, так как они связаны лишь с пределами назначения наказания, а таковое не может быть назначено подозреваемому. В соглашении о сотрудничестве не могут оговариваться условия уголовно-процессуальной ответственности подозреваемого, так как ответственность наступает за правонарушение, а совершение подозреваемым уголовно-процессуальных правонарушений не может быть предметом соглашения о сотрудничестве. Уголовно-процессуальные правонарушения могут быть лишь одним из обстоятельств, подтверждающих нарушение условий данного соглашения.