Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть вторая. Досудебное производство 2 страница



- причинение минимально значимого для наступления уголовной ответственности ущерба*(526);

- причинение вреда здоровью людей;

- нарушение правил дорожного движения и др.

56. Дать исчерпывающий перечень существенных и несущественных признаков объективной стороны состава преступления невозможно. Тем не менее можно предложить правило, которое в любой ситуации позволит правоприменителю выяснить, о каком (существенном или несущественном) признаке идет речь. Существенный признак таковым является, бесспорно. Существуют и бесспорно несущественные признаки. Когда же при характеристике признака возникают сложности по поводу отнесения его к той или иной группе, его следует считать несущественным.

57. В зависимости от характера повода к началу уголовно-процессуальной деятельности и обстоятельств происшествия возможна различная степень вероятности наличия либо отсутствия в распоряжении компетентного органа признаков общественно опасного деяния или общественно опасного последствия (существенных и несущественных признаков). Так, к примеру, заявление гражданина о совершенной у него краже может и не подтвердиться. В то время как письменное сообщение в орган внутренних дел с приложенным к нему актом судебно-медицинского освидетельствования трупа, закрепившим факт насильственной смерти, в любом случае предполагает бесспорное наличие признаков общественно опасных последствий.

58. Соответственно по степени установленности (доказанности) отраженные в поводе уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления можно подразделить на:

1) бесспорно (достоверно) имевшие место;

2) вероятно имевшие место.

59. Следует также отметить, что уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления в поводе могут вообще отсутствовать - бесспорно отсутствовать. Вероятное их отсутствие предполагает также вероятное наличие признаков и поэтому не требует специального рассмотрения.

60. В зависимости от того, данными о наличии (отсутствии) каких признаков преступления располагает орган предварительного расследования - существенных или несущественных, точно или вероятно установленных - и в каком объеме, складывается та или иная типичная ситуация. Для каждой из таковых законным будет принятие только одного, строго определенного процессуального решения: приступить к предварительной проверке заявления (сообщения) о преступлении, возбудить уголовное дело, отказать в возбуждении уголовного дела или же вообще не начинать уголовного процесса.

61. Закономерные связи между определенным набором уголовно процессуально значимых признаков преступлений и наличием или отсутствием фактического основания для начала уголовного процесса либо для возбуждения уголовного дела лучше всего демонстрируется нижеприводимой таблицей.

 

N Признаки преступления Фактические основания процессуальных решений
Бесспорное наличие существенного признака последствий + Бесспорное наличие существенного признака деяния Фактическое основание для возбуждения уголовного дела
Бесспорное наличие существенного признака последствий + Бесспорное наличие несущественного признака деяния Фактическое основание для возбуждения уголовного дела
Бесспорное наличие существенного признака последствий + Вероятное наличие существенного признака деяния Фактическое основание для возбуждения уголовного дела
Бесспорное наличие существенного признака последствий + Вероятное наличие несущественного признака деяния Фактическое основание для возбуждения уголовного дела
Бесспорное наличие существенного признака деяния + Бесспорное наличие несущественного признака последствий Фактическое основание для возбуждения уголовного дела
Бесспорное наличие существенного признака деяния + Вероятное наличие существенного признака последствий Фактическое основание для возбуждения уголовного дела
Бесспорное наличие существенного признака деяния + Вероятное наличие несущественного признака последствий Фактическое основание для возбуждения уголовного дела
Бесспорное наличие несущественного признака последствий + Бесспорное наличие несущественного признака деяния Фактическое основание для возбуждения уголовного дела
Бесспорное наличие существенного признака деяния + Отсутствие существенного признака последствий Для формального состава преступления - фактическое основание для возбуждения уголовного дела, для материального - фактическое основание для начала уголовного процесса
Бесспорное наличие существенного признака деяния + Отсутствие несущественного признака последствий Для формального состава преступления - фактическое основание для возбуждения уголовного дела, для материального - фактическое основание для начала уголовного процесса
Бесспорное наличие существенного признака последствий + Отсутствие существенного признака деяния Фактическое основание для начала уголовного процесса
Бесспорное наличие существенного признака последствий + Отсутствие несущественного признака деяния Фактическое основание для начала уголовного процесса
Бесспорное наличие несущественного признака последствий + Вероятное наличие существенного признака деяния Фактическое основание для начала уголовного процесса
Бесспорное наличие несущественного признака последствий + Вероятное наличие несущественного признака деяния Фактическое основание для начала уголовного процесса
Бесспорное наличие несущественного признака деяния + Вероятное наличие существенного признака последствий Фактическое основание для начала уголовного процесса
Бесспорное наличие несущественного признака деяния + Вероятное наличие несущественного признака последствий Фактическое основание для начала уголовного процесса
Вероятное наличие существенного признака последствий + Вероятное наличие существенного признака деяния Фактическое основание для начала уголовного процесса
Вероятное наличие существенного признака последствий + Вероятное наличие несущественного признака деяния Фактическое основание для начала уголовного процесса
Вероятное наличие существенного признака деяния + Вероятное наличие несущественного признака последствий Фактическое основание для начала уголовного процесса
Вероятное наличие существенного признака деяния + Отсутствие существенного признака последствий Фактическое основание для начала уголовного процесса
Вероятное наличие существенного признака деяния + Отсутствие несущественного признака последствий Фактическое основание для начала уголовного процесса
Вероятное наличие несущественного признака деяния + Вероятное наличие несущественного признака последствий Фактическое основание для начала уголовного процесса
Отсутствие существенного признака деяния + Бесспорное наличие несущественного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие существенного признака деяния + Вероятное наличие существенного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие существенного признака деяния + Вероятное наличие несущественного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие существенного признака деяния + Отсутствие существенного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие несущественного признака деяния + Бесспорное наличие несущественного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие несущественного признака деяния + Вероятное наличие существенного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие несущественного признака деяния + Вероятное наличие несущественного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие несущественного признака деяния + Отсутствие существенного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие несущественного признака деяния + Отсутствие несущественного признака последствий Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие существенного признака последствий + Бесспорное наличие несущественного признака деяния Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие существенного признака последствий + Вероятное наличие несущественного признака деяния Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие несущественного признака последствий + Бесспорное наличие несущественного признака деяния Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие несущественного признака последствий + Вероятное наличие несущественного признака деяния Отсутствие оснований для начала уголовного процесса
Отсутствие несущественного признака последствий + Отсутствие существенного признака деяния Отсутствие оснований для начала уголовного процесса

 

62. Здесь в одной колонке приведены все возможные варианты сочетания уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления, а в другой - отражено, какому фактическому основанию данное сочетание соответствует. В этой же таблице, начиная с графы под номером 23, приводятся сочетания наличия и (или) отсутствия признаков объективной стороны состава преступления, при выявлении которых к уголовному процессу приступать не следует. Отсутствие в распоряжении компетентного органа фактических оснований к началу уголовного процесса не позволяет ему применять какие-либо уголовно-процессуальные средства. Это правило касается законности не только производства следственных действий, но и иных предусмотренных ст. 144 УПК средств предварительной проверки.

63. Приведенная таблица может использоваться лишь с учетом требований, закрепленных в ст. 20, 24, 146 и ч. 4 ст. 147 УПК. В ст. 20 УПК закреплено специальное условие, касающееся возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения, - необходимость специального заявления потерпевшего. Статья 24 УПК содержит перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела - обстоятельств, бесспорное наличие которых в большинстве случаев налагает на следователя (дознавателя и др.) обязанность вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В ч. 4 ст. 147 УПК закреплены процедурные требования к порядку принятия и оформления решения о возбуждении уголовного дела, главное из которых связано с тем, что при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя самостоятельно принять решение о возбуждении уголовного дела частно-публичного обвинения дознаватель вправе лишь с согласия прокурора.

64. Из приведенной таблицы видно, что бесспорное наличие в деянии одного из существенных признаков объективной стороны состава преступления, как правило, требует возбуждения уголовного дела (N 1-7)*(527). Исключение составляют лишь те случаи, когда одновременно с существенным признаком из повода следует точно установленное отсутствие признаков общественно опасного деяния, а по материальным составам преступления также - бесспорное отсутствие признаков общественно опасных последствий (N 9-12).

65. На первый взгляд, кажется, что в приведенной ситуации нет оснований начала уголовного процесса, так как в поводе сообщается о деянии, в котором явно отсутствует состав преступления. Однако в приведенной ситуации основания начала уголовного процесса все же имеются, компетентные органы обязаны приступить к предварительной проверке заявления (сообщения) о подобного рода происшествии уже только потому, что в поводе содержатся бесспорно установленные уголовно процессуально значимые существенные признаки общественно опасных последствий, а по материальным составам - и бесспорно установленные уголовно процессуально значимые существенные признаки деяния.

66. Здесь должно действовать правило наличие в поводе бесспорно установленного уголовно процессуально значимого существенного признака объективной стороны состава преступления имеет следствием, как минимум, начало уголовного процесса. Отказ в возбуждении уголовного дела - предусмотренное законом, а значит законное, процессуальное решение. И поэтому то обстоятельство, что после производства предварительной проверки заявления (сообщения), скорее всего, необходимо будет вынести указанное решение, ничего не меняет.

67. Точно установленное наличие пары несущественных признаков преступления предполагает наличие фактических оснований для возбуждения уголовного дела. В такой ситуации сразу же должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела без производства предварительной проверки (N 8). Когда же наличие одного из несущественных признаков, существенного признака последствий (за исключением случаев, когда одновременно установлено бесспорное отсутствие второго уголовно процессуально значимого признака объективной стороны состава преступления) либо существенного признака деяния установлено вероятно, налицо фактические основания к началу уголовного процесса (N 13-22). Соответственно следует преступить к предварительной проверке заявления (сообщения) о преступлении. Если же к окончанию срока проверки вероятность наличия признаков преступления не отпадет, должно быть возбуждено уголовное дело.

68. Во всех других ситуациях при бесспорном отсутствии в деянии, о котором стало известно следователю (дознавателю и др.),одного и тем более двух уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления, уголовно-процессуальных отношений не возникает. В таком поводе отсутствует не только фактическое основание для возбуждения уголовного дела, но и фактическое основание для начала уголовного процесса. Это значит, что в поводе нет "признаков преступления" в том смысле этого слова, который заложен в него законодателем частью 2 к.с. (N 23-36). Такого рода сообщения должны учитываться в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) лишь в случае наличия в происшествии признаков административного проступка. По результатам их рассмотрения может быть вынесено решение:

- о возбуждении дела об административном правонарушении;

- о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;

- о приобщении к материалам специального номенклатурного дела*(528).

69. Теперь необходимо выяснить, что же понимается под термином "достаточные данные"?

70. В юридической литературе высказано мнение, что под основаниями для возбуждения уголовного дела понимаются "те фактические данные, которые указывают на совершение преступления"*(529). Защитниками данного подхода к определению понятия фактических оснований для возбуждения уголовного дела на первое место по значимости выдвигается наличие данных, а не достаточность последних. Такое утверждение небезупречно.

71. Данные, содержащие в себе признаки преступления, имеются и при наличии фактических оснований к началу стадии возбуждения уголовного дела. В части же 2 к.с. речь идет об фактических основаниях завершения таковой, то есть, как минимум, о чем-то другом. Иначе мы вынуждены будем поставить знак равенства между фактическим основанием начала стадии возбуждения уголовного дела и фактическим основанием начала следующей стадии уголовного процесса - стадии предварительного расследования, что представляется неверным.

72. Действительно, на момент начала уголовного процесса может сложится ситуация, когда компетентные органы сразу будут обладать фактическими основаниями к возбуждению уголовного дела. Но наличие в УПК статьи 144 и ее содержание указывают на то, что законодателем предусмотрена и иная возможность. Речь идет о ситуации, когда для установления "достаточных данных, указывающих на признаки преступления" "дознавателю, органу дознания, следователю" предоставляется время. Соответственно в этом случае уголовный процесс начинается, когда еще нет фактических оснований для возбуждения уголовного дела, но есть основания для начала уголовного процесса. По итогам предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении могут появиться и фактические основания для возбуждения уголовного дела. Но только после производства предварительной проверки. Это говорит о том, что между фактическими основаниями для начала уголовного процесса и фактическими основаниями для возбуждения уголовного дела законодатель видит разницу.

73. Основания для возбуждения уголовного дела находятся, если так можно сказать, на более высоком уровне формирования результатов уголовно-процессуальной деятельности. Данный уровень определяется не только наличием каких-либо сведений о возможном совершении преступления, а непременно "достаточным" наличием таковых для возбуждения уголовного дела.

74. "Достаточными" данные становятся после того, как в распоряжении компетентного возбудить уголовное дело органа появится такая совокупность материалов (доказательств), которая порождает достоверное знание о бесспорном наличии в поводе процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления. Обычно достаточные данные появляются в результате проведения предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, но иногда они могут содержаться и непосредственно в поводе для начала уголовного процесса.

75. Мы охарактеризовали все элементы понятия "фактические основания для возбуждения уголовного дела", о котором идет речь в ч. 2 к.с. Осталось изложить несколько дополнительных характеристик отличающегося от него понятия "основания для начала уголовного процесса".

76. Юридического основания - предусмотренного УПК письменного документа, в котором бы отражалось решение о начале уголовного процесса, - законом не предусмотрено. Под основанием для начала уголовного процесса понимается соответствующее фактическое основание.

77. Фактическое основание для начала уголовного процесса имеет место в случае вероятности присутствия в происшествии, о котором идет речь в поводе, уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления. Любая степень вероятности наличия общественно опасного деяния или общественно опасных последствия должна (при наличии предусмотренного ч. 1 к.с. повода) порождать возникновение уголовно-процессуальных правоотношений, содержанием которых и является уголовно-процессуальная деятельность (уголовный процесс).

78. Более прикладная форма разъяснения данного положения может выглядеть следующим образом. Если в компетентный орган поступило, к примеру, заявление о бесспорном совершении общественно опасного деяния, по результатам его рассмотрения указанный орган обязан принять и оформить одно из решений - о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Бездействие, выразившееся в невынесении в указанной ситуации одного из вышеприведенных постановлений, само содержит в себе признаки общественно опасного деяния.

79. Дополнение к.с. частью 1.1, с одной стороны, не прибавляет к закрепленному в ч. 1 к.с. перечню поводов для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса) новых разновидностей. С другой стороны, вычленяет специфический подвид сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников, - материалы о преступлении, предусмотренном ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК, которые направлены в орган предварительного расследования налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Последние являются единственно возможным поводом, как для возбуждения уголовного дела, так и для начала уголовного процесса в отношении общественно опасных деяний с признаками объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК. То есть только в нем могут содержаться как фактические основания для возбуждения уголовного дела, так и для начала уголовного процесса в отношении деяния, содержащего уголовно процессуально значимые признаки состава преступления, предусмотренном ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК.

80. Поступившие из налогового органа рассматриваемые материалы - это специальный повод - источник осведомленности не о любом ("каком-либо", как указано выше в нашем определении повода для возбуждения уголовного дела) преступлении, а только о том, состав которого предусмотрен ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК. Причем дополнение к.с. частью 1.1 одновременно лишило заявления о преступлении, сообщения совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников, постановления прокуроров о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании и даже явки с повинной возможности считаться (становиться) поводом не только для возбуждения уголовного дела, но и для начала уголовного процесса по любому преступлению. Указанные поводы для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса) стали источниками осведомленности следователя (дознавателя и др.) о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях такового), содержащем уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава не любого преступления, а лишь какого-либо преступления, помимо предусмотренных ст.ст. 198-199.2 УК.

81. В настоящее время у признаков объективной стороны разных составов преступлений отличаться могут и поводы для возбуждения. Таким образом законодатель не только усложнил процедуру возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 198-199.2 УК. Под видом расширения числа поводов для возбуждения уголовного дела, по сути, им сокращена область покрытия выявленных признаков объективной стороны состава преступления действующей ранее системой поводов для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса). Помимо того в уголовно-процессуальное правоприменение введены особые фактические основания для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса), которые будут отсутствовать, если об их наличии орган предварительного следствия узнал не от налогового органа.

82. В настоящее время, после вступления в силу Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 407-ФЗ "О внесении изменения в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не только прокурор, выявивший соответствующее преступление не имеет собственных средств, позволяющих ему инициировать производство предварительного расследования по факту совершения преступления, предусмотренного ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК. Само лицо, совершившее преступление, предусмотренного ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК, явившись с повинной, не сможет поднять вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела. В этой связи его явка с повинной может быть не зарегистрирована. Как следствие тому явившийся с повинной лишается возможности на документальное подтверждение наличия факта его явки с повинной, который согласно п. "и" ч. 1 ст. 61 УК признается смягчающим наказание обстоятельством.

83. Не менее значимо то факт, что Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 407-ФЗ ущемлены возможности прокуратуры (прокурора). Мало того, что после вступления в силу Федерального закона от 05 июля 2007 года N 87-ФЗ прокурор был лишен права возбуждения уголовных дел, теперь орган предварительного расследования может не реагировать и на его постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, если в них сообщается о таком преступлении в сфере экономической деятельности, как преступление, предусмотренное ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК.

84. Есть и другие следствия из данного новшества. Лицо, заявившее о совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК, лишается уголовно-процессуальных прав заявителя. Существенно затруднена его возможность воспользоваться и правами, которые предусмотрены ведомственными нормативными актами и касаются порядка приема и регистрации заявления о преступлении, предусмотренном ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК. Так как его заявление о такого рода преступлении не является поводом для возбуждения уголовного дела (начала уголовного процесса), скорее всего, поступившее в следственный орган (следственное подразделение) системы Следственного комитета РФ соответствующее заявление не будет зарегистрировано как заявление о преступлении, как следствие тому заявителю не будет выдан талон-уведомление, ему не сообщат о принятом по его заявлению о преступлении решении.

85. После вступления в силу Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 407-ФЗ, если следователю (дознавателю и др.) поступило заявление, явка с повинной о преступлении, предусмотренном ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК, либо любой иной повод для возбуждения по такого рода факту помимо материала, направленного налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах, орган предварительного расследования не только не вправе возбуждать уголовное дело (так как отсутствует предусмотренный законом повод для возбуждения уголовного дела), он не должен принимать такое заявление (сообщение) о преступлении, предусмотренном ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК, и производить по нему предварительную проверку.

86. Остается открытым вопрос о регистрации подобного рода заявлений о происшествии. В системе Следственного комитета РФ они вполне на законных основаниях могут не регистрироваться. Там регистрации подлежат лишь заявления (сообщения) о преступлении. А тот факт, что до получения от налогового органа материала о преступлении, предусмотренном ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК, орган предварительного расследования не имеет повода для возбуждения уголовного дела, вполне последовательно расценивать следующим образом - до поступления указанного материала формально нет и самого преступления, предусмотренного ст.ст. 198-199.2 УК. Как до поступления заявления о преступлении частного обвинения (возбуждения уголовного дела руководителем следственного органа, следователем, либо с согласия прокурора дознавателем в порядке ч. 4 ст. 20 УПК) нет преступления, так и в случае с получением следователем (дознавателем и др.) лишенного уголовно-процессуального значения источника информации о преступлении, предусмотренном ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК, не будет не только повода для возбуждения уголовного дела, по сути, не будет и самого преступления.

87. В системе же органов внутренних дел регистрации подлежат сообщения о происшествиях. В случае же поступления не от налогового органа заявления (сообщения) о предусмотренном ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК преступлении, сообщение о происшествии все же имело место. Соответственно оно и подлежит регистрации. Иначе говоря, в разных ведомствах неодинаково урегулирован порядок, условия и т.п. регистрации рассматриваемого вида сообщений о преступлении.

88. Возникает и другой вопрос. Можно ли прекратить уголовное дело по ч. 1.1 к.с., если уголовное дело, к примеру, было возбуждено по постановлению прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании лица за совершение преступления, предусмотренного ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК, - в связи с отсутствием надлежащего повода для возбуждения уголовного дела? Нет, нельзя. В данном случае ч. 1.1. к.с. предусмотрено не основание прекращения уголовного дела (отказа в возбуждении уголовного дела), а основание отказа от начала уголовного процесса.

89. Если же вопреки данному требованию уголовное дело все же было возбуждено. Думается, ни следователь (дознаватель и др.), ни прокурор, ни даже суд не вправе прекратить данное уголовное дело в связи всего-навсего с наличием предусмотренного ч. 1.1 к.с. (и нарушенного ранее) правила. Как не могут быть основанием прекращения уголовного дела выявленные в ходе предварительного расследования нарушения, имевшие место при оформлении заявления о преступлении или любого иного повода для возбуждения уголовного дела. Хотя в подобного рода ситуациях органу предварительного расследования мы бы рекомендовали инициировать направление ему налоговым органом материала (письма) о совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 198-199.1 или ст. 199.2 УК. Чтобы в уголовном деле, пусть и с запозданием, но все же появился предусмотренный законом документ, который согласно ч. 1.1 к.с. может быть поводом для возбуждения указанного рода уголовных дел.