Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть вторая. Досудебное производство 14 страница



15. Дознаватель не вправе производить предварительное следствие, а орган предварительного следствия может осуществлять дознание. Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК в случае совершения лицами, указанными в подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, преступления, по которому производство предварительного следствия не обязательно, по нему производится дознание следователями Следственного комитета РФ. В определенных п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК случаях дознание могут осуществлять также следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Именно поэтому в вышеприведенном перечне мы указываем на возможность осуществления следователем и руководителем следственного органа дознания по возбужденному им уголовному делу. Руководитель же следственной группы дознание производить не может. Если им соединено с основным уголовным делом дело, по которому предварительное следствие не обязательно, он все равно по объединенному делу будет производить не дознание, а предварительное следствие.

16. Следователь, руководитель следственной группы и руководитель следственного органа находятся почти в равном правовом положении. Они могут выносить постановления о возбуждении как подследственных, так и не подследственных им уголовных дел. Поэтому после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела они либо в порядке ч. 5 ст. 152 УПК производят неотложные следственные действия, либо производят предварительное следствие по делу в полном объеме. Это правило касается всех следователей. Законом предусмотрены некоторые особенности реализации этого права применительно к правовому статусу руководителя следственной группы и руководителя следственного органа. Так, руководитель следственного органа осуществляет данные виды деятельности лишь в случае реализации им своего права, предусмотренного ч. 2 ст. 39 УПК. А руководитель следственной группы не может проводить предварительное следствие в полном объеме по уголовным делам, не связанным и соответственно не могущим быть соединенными с основным уголовным делом, для расследования которого и создана следственная группа.

17. Если речь идет о следователе или руководителе следственного органа Следственного комитета РФ, то вполне прогнозируема ситуация, когда в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК таковой будет вправе произвести дознание. Именно поэтому полномочие следователя и руководителя следственного органа после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела включает все эти виды деятельности.

18. Специфическое полномочие, которое имеется у руководителя следственного органа, но отсутствует у следователя и руководителя следственной группы - это право поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям (п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК), а равно право принятия решения о производстве предварительного следствия следственной группой (ч. 2 ст. 163 УПК). Реализация этого полномочия и отличает круг действий, которые вправе произвести руководитель следственного органа, вынесший постановление о возбуждении уголовного дела, от аналогичной деятельности следователя и руководителя следственной группы.

19. По большинству полномочий, в том числе по праву производства неотложных следственных действий и дознания, законодатель не противопоставляет понятия "орган дознания" и "дознаватель". В п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК он говорит об осуществлении органами дознания такого вида деятельности, как дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. А ч. 1 ст. 41 и ч. 3 ст. 151 УПК возлагает производство дознания на дознавателей. В п. 19 ст. 5, п. 2 ч. 2 и п. 3 ст. 40, п. 3 ст. 149, ст. 157 УПК производство неотложных следственных действий отнесено к компетенции органа дознания, а ч. 5 ст. 152 УПК обязала названные действия производить дознавателей. Исходя из такого подхода законодателя, а также в связи с наличием некоторых отличий в правовых статусах органа дознания и дознавателя нами указаны все виды осуществляемой каждым из них видов деятельности. Однако наименование и перечень видов деятельности, осуществляемой как органом дознания после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, так и дознавателем, ничем друг от друга не отличаются.

20. В к.с. законодатель ничего не говорит о принятии следователем (дознавателем и др.) уголовного дела к своему производству. Между тем это процессуальное решение широко применяется на практике, и о нем неоднократно говорит законодатель в других статьях УПК (п. 40.1 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 38, пп. 1, 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 40.1 и др. УПК).

21. Поэтому, по нашему мнению, в резолютивной части постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем (дознавателем и др.), должна содержаться фраза "Уголовное дело принять к своему производству и приступить к его расследованию". Специальных отдельных постановлений о том, что следователь (дознаватель и др.) после возбуждения им уголовного дела приступает к производству по нему предварительного следствия (дознания), закон выносить не требует.

22. Постановление о принятии уголовного дела к своему производству, выносится органом предварительного расследования, которому поручено производство дознания или предварительного следствия прокурором или руководителем следственного органа (начальником подразделения дознания), а не следователем (дознавателем и др.), которым данное уголовное дело возбуждено.

23. В п. 3 к.с. упоминается о неотложных следственных действиях. Данному понятию неотложных следственных действий дано определение в п. 19 ст. 5 УПК. Согласно указанной норме неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

24. Редакция данной нормы права небезупречна. Она породила мнения о том, что неотложными следственными действиями "могут быть любые процессуальные действия, которые осуществляет орган дознания после возбуждения уголовного дела, по которому обязательно производство предварительного следствия"*(722). Между тем следственными действиями, пусть даже и неотложными, нельзя признавать процессуальные действия, которые не обладают признаками следственного действия.

25. Все неотложные следственные действия, как следует из буквального толкования этого термина, есть разновидность следственных действий. А это значит, что они являются основными средствами установления обстоятельств, имеющих значение для дела, и характеризуются детальной самостоятельной процедурой производства*(723).

26. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, орган дознания вправе произвести любое неотложное следственное действие, но не любое следственное действие. Иначе говоря, законодатель не ограничил орган дознания в выборе вида следственного действия, но ограничил его в возможности производства тех следственных действий, которые можно произвести позже, при этом не утратив потенциала получения доказательственной информации.

27. Все и любое из следственных действий на первоначальном этапе расследования орган дознания вправе произвести, только когда оно неотложное. Если следственный эксперимент, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после проишествия определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное, и таким образом орган дознания не вправе его производить по делам, ему не подследственным.

28. См. также комментарий ст. 5, 37, 38, 146, 150, 151, 156, 157 УПК*(724).

 

Раздел VIII. Предварительное расследование

 

Глава 21. Общие условия предварительного расследования

 

Статья 150. Формы предварительного расследования

1. В к.с. закреплена предметная подследственность органов дознания. Здесь изложен перечень составов, по которым не обязательно производство предварительного следствия. К числу таковых законодателем отнесены, к примеру, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, по которым предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым прокурор (п. 11 ч. 1 ст. 37 УПК), или когда эти преступления совершены лицами, по деяниям которых обязательно предварительное следствие (см. подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151, ч. 1 ст. 434 УПК).

2. В соответствии со ст. 15 УК преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное уголовное наказание не превышает трех лет лишения свободы.

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное уголовное наказание превышает три года лишения свободы.

4. Исходя из содержания п. 8 ст. 5, ч. 3 ст. 151 УПК, согласно которым дознание при определенных обстоятельствах могут производить и следователи, напрашивается вывод, что по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 к.с., могут быть переданы не только для производства предварительного следствия, но и для производства дознания органом предварительного следствия.

5. В указанной ситуации следователь вправе осуществить дознание в полном объеме. Дознаватель же ни при каких обстоятельствах не правомочен предъявлять обвинение, приостанавливать и оканчивать предварительное следствие. По делам, подследственным следователям, он может осуществить лишь неотложные следственные действия в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК.

6. См. также комментарий ст. 5, 144, 151, 157, 434, 447 УПК.

 

Статья 151. Подследственность

1. Подследственность - это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военного следственного органа Следственного комитета РФ).

2. Общепринято выделять следующие виды (признаки) подследственности:

- предметная или, иначе, родовая;

- альтернативная (смешанная);

- персональная;

- территориальная (о территориальной подследственности см. комментарий ст. 152 УПК);

- подследственность по связи дел.

3. Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

4. Предметная подследственность закреплена в ст. 150 УПК и к.с.

5. К.с. определяет, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями следственных органов Следственного комитета РФ, а по каким - также следователями органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел.

6. В к.с. также определены признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственности. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма, нарушения авторских и смежных прав, невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу, который выявил это преступление.

7. Возбудить уголовное дело по преступлениям, подследственным следователям, может и орган дознания. Тем не менее смешанная подследственность касается лишь органов предварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правом осуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч. 5 ст. 151 УПК.

8. Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, о злоупотреблении должностными полномочиями, о получении и даче взятки, о служебном подлоге и других преступлений, перечисленных в ч. 6 к.с., расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.

9. Персональная подследственность - это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того, если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие не обязательно, совершено указанными лицами, предварительное следствие по нему производится следователем следственного органа Следственного комитета РФ.

10. Решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных как органам дознания, так и органам предварительного следствия, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. В случае если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор. Причем если хоть по одному из присоединенных дел было обязательно производство предварительного следствия, ни руководитель следственного органа, ни прокурор не могут поручить расследование объединенного дела органу дознания.

11. См. также комментарий ст. 37, 104, 150, 434, 447 УПК.

 

Статья 152. Место производства предварительного расследования

1. Место производства предварительного расследования как правовой институт тесно связано с территориальной подследственностью. Предварительное следствие и дознание производится в том районе, где совершено преступление. Но это правило не касается производства неотложных следственных действий, которые осуществляются в том районе и тем органом, где и которым преступление было выявлено (обнаружено). В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования предварительное следствие и дознание могут производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

2. Законодатель в приведенной формулировке, говоря о предварительном расследовании, подразумевал не место начала расследования, а место, где оно должно быть завершено.

3. Следователь (дознаватель и др.) по не подследственным (по территориальному признаку подследственности) ему делам вправе произвести любое неотложное следственное действие.

4. Все и любое из следственных действий на первоначальном этапе расследования следователь (дознаватель и др.) вправе произвести только, когда оно неотложное. Если следственный эксперимент, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после происшествия определенного (более десяти дней) времени, значит, оно не неотложное, и таким образом следователь (дознаватель и др.) не вправе его производить по делам, ему не подследственным.

5. Споры о подследственности недопустимы.

6. В ч. 5 к.с. не указан срок производства неотложных следственных действий. Для органов предварительного следствия он прямо нигде не закреплен, и поэтому результаты производства конкретного неотложного следственного действия нельзя поставить под сомнение в связи с тем, что оно реализовано на одиннадцатые и даже более сутки производства предварительного расследования. Другое дело дознаватели. В ч. 3 ст. 157 УПК от органов дознания, а значит, и от дознавателей требуется закончить производство неотложных следственных действий не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Рекомендуем распространить это правило и на срок производства неотложных следственных действий следователями (руководителями следственного органа, руководителями следственных групп) по неподследственным им уголовным делам.

7. Поручение органа предварительного следствия следователю о производстве следственных действий и ответ на него по своей форме аналогичны тем, которые направляются и соответственно получаются от органов дознания (см. также комментарий ст. 38 УПК).

8. Расследование, как и последующее рассмотрение обстоятельств дела, следует считать полным, только если исследован весь предмет доказывания, все обстоятельства, подлежащие доказыванию (об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, см. комментарий ст. 73 УПК).

9. Об объективности исследования обстоятельств дела см. также комментарий ст. 154 УПК.

10. В к.с. употреблен термин "расследование уголовного дела". В действительности же предварительному расследованию подлежит не уголовное дело, а преступление или запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, как соответственно и отмечается в ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 109, п. 3 ч. 1 ст. 153, ч. 3 ст. 154, ст. 155, ч. 2 ст. 465 УПК.

11. Не идет в разрез с требованиями территориальной подследственности ч. 6 к.с. Здесь закреплено правило, в соответствии с которым уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган. При принятии к производству уголовного дела следователем вышестоящего органа предварительного следствия, им осуществляется уголовно-процессуальная деятельность по преступлению, совершенному в пределах территории обслуживания данного органа предварительного расследования, то есть обычно по месту совершения преступления. Хотя в вышестоящий следственный орган может быть передано и уголовное дело, по которому в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования уголовно-процессуальная деятельность производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

12. Решение о передаче уголовного дела принимает руководитель того следственного органа, в который уголовное дело и должно быть передано, после вынесения им соответствующего мотивированного постановления.

13. Принявший решение о передаче уголовного дела из нижестоящего органа предварительного следствия в возглавляемый им орган предварительного расследования руководитель уведомляет надзирающего прокурора о вынесенном им постановлении. Таким образом уведомляется, к примеру, не прокурор района, а прокурор области, когда дело передается по решению начальника следственного управления УВД области из следственного отдела районного УВД в следственное управление УВД области.

14. О понятии "более тяжкое преступления" см. комментарий ст. 360 УПК.

 

Статья 153. Соединение уголовных дел

1. Решение о соединении уголовных дел может принять только руководитель следственного органа или прокурор. Следователь, руководитель следственной группы, дознаватель и начальник подразделения дознания могут лишь возбудить перед одним из указанных должностных лиц соответствующее ходатайство. Тем не менее постановление готовится от имени руководителя следственного органа или прокурора.

2. Последним предложением ч. 3 к.с. урегулирована ситуация соединения уголовных дел, по которым производится дознание по одному делу органом дознания, а по другому - следователем. Решение о соединении таких уголовных дел принимает прокурор. Таким образом, общий подход законодателя к распределению полномочий между прокурором и руководителем следственного органа по принятию решения о соединении уголовных дел таков: если хотя бы по одному уголовному делу из соединяемых уголовных дел производится предварительное следствие, решение о соединении дел принимает руководитель следственного органа. Когда же по всем соединяемым делам осуществляется дознание в порядке гл. 32 УПК (вне зависимости от того, у кого уголовное дело находится в производстве), решение о соединении уголовных дел прерогатива прокурора.

3. Согласно положениям к.с. в одном производстве могут быть соединены:

- дела по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений;

- дела по обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений;

- дело по обвинению в совершении особо тяжкого преступления соединено с делом о заранее не обещанном укрывательстве этого преступления.

4. Указанный перечень не исчерпывающий.

5. Соединение уголовных дел - это право, а не обязанность руководителя следственного органа или (прокурора). Соединение дел должно осуществляться не всегда, а только когда оно позволяет лучше выяснить общую картину происшествия и предупредить совершение аналогичных правонарушений.

6. Как показывает опыт, уголовные дела целесообразно соединять, когда вина одного лица находится в прямой зависимости от действий другого. Нельзя подвергать соединению дела по обвинению лиц, действия которых совершенно не связаны. У дел иногда одна свидетельская база, один потерпевший, но это еще не основание их соединения. Более того, такого рода дела не всегда правомерно соединять.

7. Принятое руководителем следственного органа (прокурором) решение о соединении дел оформляется постановлением. Содержание такого документа законодателем не регламентировано. Между тем, несомненно, в постановлении о соединении уголовных дел следует отражать основания принятия данного решения. На практике, кроме того, выработано правило, согласно которому в постановлении о соединении дел обязательно отражаются цели соединения. Во всем остальном данное постановление отвечает общим требованиям к подобного рода процессуальным документам, а значит, состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной. В вводной части такого документа отражаются номера соединяемых уголовных дел и сведения, о каких преступлениях (пункт, часть, статья УК) они расследуются. В описательной части кроме основания и целей соединения дел должна иметь место ссылка на ст. 153 УПК.

8. В резолютивной части постановления кроме номеров соединяемых дел указывается номер, который присваивается соединенному (объединенному) уголовному делу. Здесь же фиксируется решение руководителя следственного органа (прокурора) о поручении производства по соединенному делу предварительного расследования конкретному органу предварительного следствия (дознания), с указанием его наименования либо конкретному следователю (дознавателю и др.) (указывается фамилия, имя, отчество, классный чин, звание должностного лица).

9. При соединении нескольких уголовных дел в одном производстве срок следствия исчислять по тому делу, по которому он является наиболее длительным. При этом календарное время расследования по остальным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

10. См. также комментарий ст. 39, 151, 237 УПК.

 

Статья 154. Выделение уголовного дела

1. Выделение уголовного дела возможно при одновременном соблюдении следующих трех условий:

- если это вызывается необходимостью;

- если выделение дела не может повлиять на всесторонность и объективность исследования обстоятельств как первого, так и второго из уголовных дел;

- если возможно раздельное судебное рассмотрение каждого из уголовных дел.

2. Всестороннее исследование обстоятельств дела означает проверку всех выдвинутых по делу версий, изучение как изобличающих, так и оправдывающих подозреваемого или обвиняемого обстоятельств.

3. Объективность доказывания предполагает, что основание принятия процессуального решения должно существовать не только по мнению одного лишь следователя (дознавателя и др.), но и любого иного контролирующего, надзирающего или впоследствии осуществляющего по делу уголовно-процессуальную деятельность субъекта.

4. Руководители следственных органов в случае необходимости вправе давать указание о выделении уголовного дела в самостоятельное производство о преступлениях с большим количеством эпизодов и участников (крупные финансовые мошенничества, бандитизм и др.) при условии, что невозможно своевременно закончить расследование в полном объеме или когда обвиняемые (подозреваемые) скрылись от следствия, а принятое решение не повлияет на всесторонность, полноту, объективность исследования и разрешения дела.

5. Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, дело о нем должно быть по возможности выделено в отдельное производство на стадии предварительного следствия.

6. В соответствии с требованиями ст. 217 УПК, если по делу обвиняется несколько лиц, рассмотрение его судом присяжных производится лишь при ходатайстве об этом каждого из обвиняемых либо отсутствии возражений других обвиняемых по заявленному ходатайству. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. Таким образом, законодатель предусмотрел еще одно основание выделения дела - не поддержанное другими соучастниками ходатайство одного обвиняемого о разрешении его дела судом присяжных.

7. Решение о выделении уголовного дела в связи с выбором одним из обвиняемых такой формы судопроизводства, как рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, принимается следователем только в момент окончания предварительного следствия после заявления соответствующего ходатайства до направления дела в суд*(725).

8. Еще одно основание выделения уголовного дела закреплено в ст. 436 УПК. Согласно указанной норме на стадии предварительного расследования может быть выделено в отдельное производство уголовное дело в отношении соучастника, если будет установлено, что он совершил деяние в состоянии невменяемости или у него психическое расстройство наступило после совершения преступления.

9. В законе не дано достаточно полного перечня основания выделения уголовного дела, но что бы под таковыми не подразумевалось, необходимы:

- отсутствие связи между делами, о которой упоминается в ст. 153 УПК применительно к соединению дел;

- под видом выделения дела не должно вуалироваться возбуждение нового уголовного дела по ранее не подвергавшемуся предварительному расследованию преступлению.

10. Можно выделять дело не в отношении каких-либо невзаимосвязанных эпизодов преступной деятельности, а в отношении конкретных подозреваемых или обвиняемых. Можно выделить дело по обвинению (подозрению) лица, скрывшегося от правоохранительных органов, при отсутствии реальной возможности участия подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле или в случае временного удостоверенного медицинским заключением тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого, препятствующего его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

11. Исходя из того, что ч. 1 к.с. начинается со слова "дознаватель", последовательно заключить, что решение о выделении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 названной статьи, может принять и дознаватель. В этом случае по основному делу при наличии соответствующих признаков подследственности будет продолжено производство дознания, а по выделенному уголовному делу в соответствии с требованиями ст. 317.4 УПК - предварительное следствие.

12. В ч. 1 ст. 154 УПК закреплено право органа предварительного расследования при наличии к тому фактических оснований, в том числе и предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 154 УПК, выделить уголовное дело в отдельное производство. Нигде в законе не записано, что в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве уголовное дело в отношении подозреваемого (обвиняемого), с участием которого таковое составлено, должно быть выделено.

13. Выделение уголовного дела возможно при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Право принять такое решение у органа предварительного расследования появляется сразу после заключения искомого соглашения и не взирая на то, имеются ли в деле доказательства возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого.

14. Требование изъятия из возбужденного уголовного дела материалов уголовного дела, идентифицирующих личность подозреваемого (обвиняемого) и приобщения их к уголовному делу в отношении подозреваемого (обвиняемого), выделенному в отдельное производство, касается лишь случаев возникновения угрозы безопасности подозреваемого (обвиняемого).

15. При применении института выделения уголовного дела следует опасаться возможности переложить вину с одного подозреваемого или обвиняемого на другого, выдвинуть на первый план второстепенного участника.