Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть вторая. Досудебное производство 20 страница



23. Местностью могут быть названы любые участки территории, ландшафта, где бы они ни располагались.

24. В ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 5 ст. 165 УПК предусмотрен особый порядок принятия и оформления решения об осмотре жилища. Осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц осуществляется по решению суда. Следователь (дознаватель и др.) обращаются к указанному должностному лицу с ходатайством о принятии соответствующего решения.

25. Жилище может быть местом происшествия. В этом случае осмотр производится по правилам осмотра места происшествия, а когда против проведения такого следственного действия возражают проживающие в нем лица - решение о производстве такого осмотра может принять только суд.

26. Осмотр может быть произведен в различных помещениях, часть из которых признаются жилищем. Соответственно осмотр помещения, не являющегося жилищем и местом происшествия, именуется осмотром "иного помещения". В правилах принятия решения и производства осмотра иного помещения и осмотра местности нет различий. Поэтому не имеет ни научной, ни практической ценности формулирование тех признаков каждого из названных понятий, которые позволяли бы в любой ситуации правильно именовать объекты осмотра, которые одновременно имеют схожесть как с местностью, так и с "иным помещением".

27. Нет отличий и в порядках принятия решения и осуществления осмотра предмета и осмотра документа. Поэтому особой значимости нет в определении содержания того и другого понятия. Следует обратить внимание лишь на то, что в качестве документа могут быть осмотрены такие виды доказательств, как "иной документ" (ст. 84 УПК) и часть вещественных доказательств (ст. 81 УПК), которые по своей сути являются документами.

28. Не подлежат осмотру, хотя и являются документами в общежитейском смысле этого слова, заключения эксперта и специалиста (ст. 80 УПК), а также протоколы следственных (судебных) действий (ст. 83 УПК). Так же обстоят дела с документами, в которых должным образом оформлены процессуальные решения по уголовному делу (материалу осуществляемой в порядке ст. 144 УПК проверки). Речь идет об уголовно-процессуальных документах властно-распорядительного характера: постановлениях, обвинительных заключениях, определениях, приговорах и т.п. следователей (дознавателей и др.) и судов (судей). Данные носители информации при определенных обстоятельствах могут быть осмотрены, но только по другому уголовному делу, где они будут выступать в качестве вещественного доказательства или иного документа, а не заключения эксперта (специалиста) или протокола следственного (судебного) действия. В этом случае они будут осмотрены в порядке, предусмотренном для осмотра документов.

29. Таким образом, документы, о которых идет речь в ч. 1 ст. 176 УПК, - это не являющиеся заключением эксперта (специалиста) или протоколом следственного (судебного) действия, а также уголовно-процессуальным документом властно-распорядительного характера любые письменные или иным способом оформленные акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

30. Характеризуя осмотр документов, И.А. Попов пишет, что "осматривая каждый документ, следователю необходимо обращать внимание на все реквизиты, фиксируя следующую информацию: когда, кем и где он составлен, выдан; имело ли лицо, его подписавшее, на это необходимые полномочия и др."*(768). Данная характеристика частично верна лишь по отношению к части осмотров. Это требования к осмотру документов, исходящих от официальных лиц и органов. В уголовном же процессе осмотру подлежат не только такие документы. Уголовно-процессуальное значение могут иметь и не подписанные документы (фотографии, аудиозапись, записки, анонимные письма и т.п.). И такого рода документы могут выступать объектом осмотра.

31. Между тем, какой бы документ не осматривался, в протокол осмотра всегда включаются только те сведения, которые непосредственно наблюдались (при осмотре аудиозаписи - были услышаны*(769)) осматривающим его лицом. В протоколе не должно содержаться показаний и умозаключений присутствующих при осмотре лиц. Показания являются содержанием протокола другого следственного действия - допроса или очной ставки. Выводы (умозаключения) обычно содержатся в заключении эксперта (специалиста) или протоколе следственного эксперимента. Именно поэтому трудно согласиться с рекомендацией фиксировать в протоколе осмотра документа "имело ли лицо, его подписавшее, на это необходимые полномочия". В протоколе отражаются сведения, которые затем позволят установить составителя документа. А имел ли он на то полномочия, будет устанавливаться в процессе дальнейшего предварительного расследования.

32. И еще об одном. Законодатель особо выделил такие разновидности осмотра документа, как осмотр документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, а также осмотр фонограммы, осуществляемых по решению суда получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и записи телефонных и иных переговоров. О них говорится в ч. 5 ст. 186.1 и ч.ч. 6 и 7 ст. 186 УПК.

33. Эти виды осмотра осуществляются лишь во время или после производства следственного действия, именуемого "получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами", а равно "контроль и запись переговоров". Следователь (дознаватель и др.) сначала получает от осуществляющей услуги связи организации соответствующие документы или при контроле и записи переговоров - истребует фонограмму у органа, осуществляющего контроль и запись переговоров.

Информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств. Фонограмма следователю (дознавателю и др.) присылается в опечатанном виде также со специальным сопроводительным письмом. Только после этого указанные документы могут быть осмотрены. Цели осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, а также фонограммы такие же, как и у любого другого вида осмотра, - выяснение (обнаружение) обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

34. Фонограммы, полученные в результате осуществления контроля и записи переговоров, носители информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, так же как почтово-телеграфные отправления, на которые наложен арест, - это документы. Соответственно осмотр фонограммы, полученной в результате осуществления контроля и записи переговоров, носителей информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, так же как осмотр почтово-телеграфных отправлений, на которые наложен арест, - это разновидность осмотра документов.

35. Предметом следует именовать все остальные не являющиеся документом, заключением эксперта (специалиста) или протоколом следственного (судебного) действия, а также уголовно-процессуальным документом властно-распорядительного характера, трупом, помещением и участком местности неодушевленные объекты реальной действительности. Все они при наличии к тому оснований могут быть подвергнуты осмотру в качестве предмета.

36. В качестве предмета - потенциального вещественного доказательства подлежат обязательному осмотру все объекты, которые обладают признаками вещественного доказательства. Согласно требованиям ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК такому виду осмотра подлежат все предметы:

- которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;

- на которые были направлены преступные действия;

- деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

- иные предметы и документы, отобразившие на себе вне уголовного процесса информацию (следы) о событии преступления.

37. Результаты осмотра позволяют принять решение о признании предмета вещественным доказательством и приобщении к уголовному делу. Решение оформляется специальным постановлением (ч. 2 ст. 81 УПК).

38. В ч. 1 к.с. говорится о производстве осмотра в целях обнаружения и выявления определенных сведений. В этой связи не плохо было бы узнать, какое значение законодатель привносит в использованный им термин "производство осмотра"? Производство осмотра начинается не с принятия решения (ходатайства перед судом о его принятии при принудительном осмотре жилища), а с первых действий по осуществлению непосредственного наблюдения за объектом осмотра в целях обнаружения (выявления) информации, имеющей значение для уголовного дела. Принудительный осмотр жилища начинается с оглашения решения суда лицам, проживающим в помещении. Завершается любой осмотр вместе с окончательным оформлением и подписанием протокола осмотра и прилагаемых к нему схем, фототаблиц и т.п.

39. Некоторые авторы говорят о фиксации результатов осмотра в якобы существующих протоколах таких следственных действий, как "наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и их выемка" и "контроль и запись переговоров"*(770). Следственные действия такие есть, а протокола наложения ареста на почтово-телеграфные отправления и их выемки, так же как протокола контроля и записи переговоров, не существует. Законодателем предусмотрена возможность осмотра почтово-телеграфных отправлений, на которые наложен арест, и осмотра (прослушивания) фонограммы, которая получена в результате производства контроля и записи телефонных и иных переговоров. Результаты же данных осмотров, так же как и результаты любых других осмотров, фиксируются в протоколе осмотра арестованного почтово-телеграфного отправления и протоколе осмотра и прослушивания фонограммы. Так как почтово-телеграфные отправления и фонограммы - это документы, то протокол их осмотра может быть назван и протоколом осмотра документа. Как бы протокол не был назван, осмотр завершается после его окончательного оформления, но не после завершения осуществления контроля и записи переговоров либо деятельности, связанной с наложением ареста на почтово-телеграфные отправления.

40. Производство осмотра направлено на обнаружение и выявление определенного рода данных, между тем в процессе осмотра могут быть осуществлены и иные помимо обнаружения и выявления действия. Во время осмотра имеющие отношение к уголовному делу сведения могут быть получены и закреплены; кроме того, могут быть изъяты, закреплены, упакованы и опечатаны предметы (в том числе части предметов), документы, имеющие значения для уголовного дела, изготовлены слепки и оттиски следов и т.п.

41. В к.с. не говорится, кто производит осмотр. С учетом того, что собиранием доказательств занимается не только стороны, но и суд (ст. 86 УПК), важно установить исчерпывающий круг должностных лиц и органов, уполномоченных производить данное следственное действие.

42. В ст. 177 УПК, в которой закреплены основные требования к порядку производства осмотра, говорится только об одном из должностных лиц, уполномоченных производить осмотр. Здесь законодатель упоминает о следователе. Между тем производить осмотр вправе также дознаватель, начальник подразделения дознания, орган дознания, руководитель (член) следственной группы (группы дознавателей), руководитель следственного органа и суд; производить же осмотр, урегулированный ст. 176-178 УПК, - те же должностные лица и органы, за исключением суда.

43. В ч. 1 к.с. идет речь о целях осмотра. Данное следственное действие нацелено на отыскание (обнаружение) в основном путем одного лишь личного следователем (дознавателем и др.) наблюдения (измерения, фотографирования, изъятия и др.) фактических данных, имеющих отношение к делу.

44. В к.с. названы не все виды осмотров. Между тем вышеуказанные цели преследуют и все остальные осмотры (осмотр трупа, арестованных почтово-телеграфных отправлений и живых организмов).

45. В литературе высказано мнение, что осмотр места происшествия может быть "необходим для пресечения совершаемого преступления или обнаружения скрывающихся преступников"*(771). Не подкрепленная ни малейшим обоснованием такая позиция вряд ли будет поддержана учеными. Трудно представить, как путем осмотра места происшествия (местности) будет пресекаться совершение преступления и тем более разыскиваться преступник? Именно поэтому ряд ученых прямо говорит о том, что "обнаружение разыскиваемого лица" не является целью осмотра. А "прочесывание местности" как действие подготовительного характера не является процессуальным осмотром*(772). Для решения задач пресечения совершения преступления и розыска преступника имеются другие средства.

46. В ч. 1 к.с. употреблен термин "обнаружение" следов преступления. Под обнаружением здесь понимается не сопровождающаяся принуждением (за исключением некоторых осмотров жилища) активная деятельность следователя (дознавателя и др.), направленная на поиск (выявление, отыскание, розыск), обозрение, восприятие и фиксацию в протоколе следственного действия и прилагаемых к нему планах, схемах, фототаблицах и т.п. следов преступления.

47. В процессе осмотра принимаются меры к обнаружению следов преступления. Причем следами преступления могут быть следы взлома, отпечатки пальцев рук, обуви, протектора автомобиля, пятна (остатки, частицы, в том числе микрочастицы) крови, спермы, пороха, химических и иных веществ и большое количество других следов.

48. На теле живых организмов, кроме того, следами преступления могут быть телесные повреждения. Все имеющиеся в действительности телесные повреждения перечислить невозможно. Таковыми, к примеру, являются огнестрельные и иного вида ранения, ушибы, синяки, ссадины, царапины, ожоги; обморожения; поражение электрическим током; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на живое существо опасных факторов, слезоточивыми и раздражающими веществами, и др.

49. Согласно ч. 1 к.с. другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, "выясняются". Значение данного термина означает, что помимо конкретных следов в процессе осмотра важно установить их место расположения, признаки, которые потом позволят установить обстановку происшествия, механизм образования следа и т.п. Выяснение "других обстоятельств" осуществляется путем измерения, фотографирования, киносъемки и видеосъемки, составления планов, схем, рисунков, изготовления фототаблиц и т.п.

50. И следы преступления, и "другие обстоятельства" должны согласно ч. 1 к.с. "иметь значение для уголовного дела". Иначе говоря, любая информация, на обнаружение которой нацелен осмотр, должна иметь значение для дела. Словосочетание "имеющие значение для уголовного дела" означает, что выявляемые в ходе рассматриваемого следственного действия сведения должны характеризовать одно (или несколько) обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному уголовному делу. Причем полный перечень названных обстоятельств отражен в ст. 73 УПК. Протокол же анализируемого следственного действия должен содержать если не данные непосредственно об одном или нескольких элементах предмета доказывания, то, как минимум, ту информацию, которая в совокупности с другими аналогичного рода сведениями позволит установить ходя бы одно из обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК.

51. Следы преступления и другие обстоятельства, для обнаружения и выяснения которых проводится осмотр, все без исключения должны быть хоть каким-то образом связаны с исследуемым в уголовном процессе происшествием.

52. Содержание ч. 1 ст. 176 УПК и комментария к ней позволяет сформулировать основания следственного действия - осмотр. Фактическим основанием производства осмотра является проявляющаяся в процессуальных документах (поводе к возбуждению уголовного дела, доказательствах и т.п.) необходимость выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела, а также возможность такового путем одного лишь непосредственного наблюдения (прослушивания).

53. За исключением принудительного осмотра жилища*(773), который осуществляется по решению суда*(774), закон не требует решение о производстве осмотра оформлять постановлением (письменно). Наверное, поэтому некоторые ученые говорят, что "осмотр производится без вынесения отдельного об этом решения"*(775). Однако решение о производстве осмотра все же выносится. Оно принимается в каждом случае перед тем, как приступить к производству данного следственного действия.

54. Другое дело, по ряду осмотров (а таковых большинство) законодатель не требует это решение оформлять постановлением*(776). Между тем по общему правилу любое процессуальное решение целесообразно закреплять в материалах уголовного дела. Обычно оно отражается в начале протокола осмотра. Изложение оснований, в связи с которыми следователь (дознаватель и др.) приступил к осмотру, - составная часть процессуального решения о необходимости производства осмотра.

55. Но не всегда достаточно отражения лишь в протоколе осмотра решения об его производстве. Если принимается решение о необходимости осмотра захороненного трупа, одновременно решается вопрос о его эксгумации. Процессуальное решение о производстве эксгумации обязательно должно быть оформлено постановлением. В этом постановлении и указывается, для чего следует осуществить эксгумацию. Таким образом, в определенной степени в постановлении об эксгумации фиксируется процессуальное решение о необходимости производства осмотра трупа.

56. Эксгумация и осмотр трупа - это два самостоятельных следственных действия. Решение об эксгумации должно быть оформлено постановлением. Требований оформления постановлением осмотра трупа закон не содержит. Но вынести постановление об эксгумации, не закрепив в нем решение о производстве осмотра трупа, обычно невозможно. Поэтому следует признать тот факт, что в такой ситуации процессуальное решение об осмотре трупа, которое не требуется оформлять постановлением, может быть отражено в постановлении об эксгумации.

57. Существует мнение, что необходимо вынесение постановления об осмотре арестованных почтово-телеграфных отправлений*(777). Под данным утверждением есть вполне конкретная правовая основа. В п. 8 ч. 2 ст. 29 УПК и ч. 2 ст. 185 УПК говорится о том, что наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (корреспонденцию), их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения.

58. Решение о производстве осмотра почтово-телеграфных отправлений фиксируется в таком постановлении судьи. Однако нет необходимости перед каждым осмотром арестованной корреспонденции, как впрочем и при осмотре информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (фонограммы записанного переговора) вновь и вновь обращаться в суд за разрешением (решением) на осмотр почтово-телеграфных отправлений или оформлять какое бы то ни было иное постановление о производстве осмотра.

59. Исходя из содержания ч. 2 к.с., осмотр производится лишь по возбужденному уголовному делу. Только осмотр места происшествия (трупа) и лишь в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Рекомендуется после осмотра при наличии достаточных данных, указывающих на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, постановление о возбуждении уголовного дела выносить в тот же день, в течение которого производился осмотр места происшествия.

60. Если же в результате осмотра установлены основания отказа в возбуждении уголовного дела, не следует затягивать и с оформлением другого постановления (постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).

61. Понятие "случаи, не терпящие отлагательства" по своему значению близко к понятию "неотложности" следственного действия. До возбуждения уголовного дела может быть произведено неотложное следственное действие - осмотр места происшествия.

62. Соответственно случаями, не терпящими отлагательства, следует признавать следующие ситуации:

- внезапно появились фактические основания проведения осмотра места происшествия;

- принимаются меры к уничтожению или сокрытию предметов (документов, ценностей), имеющих отношение к делу;

- налицо иные обстоятельства, позволяющие полагать, что отказ от немедленного проведения осмотра места происшествия может привести к потере сведений, имеющих значение для уголовного дела.

63. Если осмотр места происшествия не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более десяти дней) времени, значит, это следственное действие нельзя признать не терпящим отлагательства, и, таким образом, следователь (дознаватель и др.) не вправе его производить до возбуждения уголовного дела.

64. Производить осмотр места происшествия на стадии возбуждения уголовного дела вправе следователь, дознаватель, орган дознания, начальник подразделения дознания, руководитель следственной группы (группы дознавателей), руководитель следственного органа и следователь-криминалист.

65. Дополнительных пояснений в указанном перечне требует право руководителя следственной группы (группы дознавателей) на производство осмотра места происшествия (трупа) до возбуждения уголовного дела. Действительно, исходя из содержания ст. 163 (ст. 223.2) УПК, сам руководитель следственной группы (группы дознавателей) появляется в уголовном процессе на стадии предварительного расследования. Следственной группе (группе дознавателей) поручается производство предварительного следствия (дознания) уже по возбужденному уголовному делу в случае его сложности или большого объема. Однако руководитель следственной группы (группы дознавателей) наделен правом выделения в отдельное производство уголовного дела для производства предварительного расследования нового преступления, а также в отношении нового лица. Данное же решение согласно требованиям ч. 3 ст. 154 УПК не может быть принято без одновременного возбуждения уголовного дела. Соответственно до принятия этого решения по выявленным признакам объективной стороны состава нового преступления он применяет средства стадии возбуждения уголовного дела. Одним из таких средств и является осмотр места происшествия, о котором идет речь в ч. 2 к.с.

66. И еще об одном моменте. Некоторые ученые, давая определение осмотру, говорят, что он осуществляется "лицом, производящим расследование"*(778). В связи с тем, что такая разновидность осмотра, как осмотр места происшествия, может быть произведена до начала стадии предварительного расследования, использование термина "лицо, производящее расследование", для характеристики субъекта, приступившего к осмотру, нельзя признать безупречным. Хотя большинство осмотров, основания которых закреплены в к.с., и реализуют должностные "лица, производящие расследование", осмотр места происшествия могут осуществлять лица, проверяющие заявление (сообщение) о преступлении.

67. В отличие от некоторых иных статей УПК ст. 176 УПК посвящена не всем сторонам и проявлениям анализируемого здесь следственного действия. В к.с. закреплены положения, позволившие нам сформулировать понятие, основания, цели, виды и некоторые условия производства осмотра, отграничить его от смежных категорий. Более полное представление об осмотре как следственном действии можно сложить после дополнительного анализа ст. 177, 178, 181 УПК, а также комментариев к таковым.

68. См. также комментарий ст. 177-181 УПК*(779).

 

Статья 177. Порядок производства осмотра

1. Осмотр - это следственное действие, направленное на собирание доказательств в основном путем непосредственного наблюдения за не являющимся телом человека объектом и отражения его результатов в соответствующем протоколе. Принуждение в рамках этого следственного действия может применяться, только если решение об его производстве принято в порядке ст. 165 УПК. Сущность осмотра заключается не в поиске и изъятии, а в обозрении и изучении обстановки (предметов, документов и т.п.).

2. В к.с. неоднократно употребляется понятие "производство" осмотра (следственного действия). В этой связи неплохо было бы узнать его значение. Производство осмотра начинается не с принятия решения (ходатайства перед судом о его принятии при принудительном осмотре жилища), а с первых действий по осуществлению непосредственного наблюдения за объектом осмотра в целях обнаружения (выявления) информации, имеющей значение для уголовного дела (проверки заявления или сообщения о преступлении). Принудительный осмотр жилища начинается с оглашения решения суда (вынесенного в порядке ч. 5 ст. 165 УПК постановления лица, производящего расследование) лицам, проживающим в помещении. Завершается любой осмотр вместе с окончательным оформлением и подписанием протокола осмотра и прилагаемых к нему схем, фототаблиц и т.п.

3. Некоторые авторы говорят о фиксации результатов осмотра в якобы существующих протоколах таких следственных действий, как "наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и их выемка" и "контроль и запись переговоров"*(780). Следственные действия такие есть, а протокола наложения ареста на почтово-телеграфные отправления и их выемки, так же как протокола контроля и записи переговоров, не существует. Законодателем предусмотрена возможность осмотра почтово-телеграфных отправлений, на которые наложен арест и осмотра фонограммы, которая получена в результате производства контроля и записи телефонных и иных переговоров. Результаты же данных осмотров, так же как и результаты любых других осмотров, фиксируются в протоколе осмотра арестованного почтово-телеграфного отправления и протоколе осмотра и прослушивания фонограммы. Так как почтово-телеграфные отправления и фонограммы - это документы, то протокол их осмотра может быть назван и протоколом осмотра документа. Как бы протокол не был назван, осмотр завершается после его окончательного оформления, но не после завершения осуществления контроля и записи переговоров либо деятельности, связанной с наложением ареста на почтово-телеграфные отправления.

4. Осмотр производится с участием не менее двух понятых. Понятие и правовой статус понятых при производстве осмотра закреплен в ст. 18, 21, 60, 131, 166, 167, 170, 177, 178 и ч. 5 ст. 185 УПК.

5. Исходя из содержания ч. 1 ст. 60 УПК, понятым, о котором идет речь в ч. 1 к.с., должно быть не заинтересованное в исходе уголовного дела (проверки заявления или сообщения о преступлении) совершеннолетнее лицо, привлекаемое следователем (дознавателем и др.) для удостоверения факта производства осмотра, а также содержания, хода и результатов этого следственного действия.

6. Понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, а также работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (ч. 2 ст. 60 УПК).

7. Специальное требование к понятым, участвующим в осмотре, предусмотрено ч. 5 ст. 185 УПК. Осмотр задержанных почтово-телеграфных отправлений производится в соответствующем учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения.

8. Понятым гражданин становится после приглашения его следователем (дознавателем и др.) для участия в этом качестве при производстве следственного действия.

9. На практике иногда возникает вопрос, праве ли следователь (дознаватель и др.) пригласить в качестве понятого для осмотра места происшествия сотрудника полиции? При решении данного вопроса следует исходить из положения ст. 60 УПК о том, что в качестве понятых при производстве следственных действий не могут участвовать работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. Соответственно сотрудник полиции понятым приглашен быть не может.

10. Любой из привлеченных к участию в следственном действии субъектов наделен, по меньшей мере, теми правами, которые имеются и понятого. (О правах и обязанностях понятого см. комментарий к ст. 60 УПК.)

11. Исходя из содержания ч. 1 ст. 170 УПК, в осмотре принимают участие двое или большее количество понятых (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК). Необходимость участия в осмотре более двух понятых может возникнуть в связи с предполагаемой большой по времени продолжительностью осмотра. В этом случае большее количество понятых приглашается для того, чтобы в случае болезни или возникновения иного препятствия для дальнейшего участии в осмотре одного (нескольких) понятых двое от начала до конца осмотра участвующих в следственном действии понятых все же было.

12. В литературе рекомендуется приглашать более двух понятых "при проведении осмотра с привлечением других следователей. В таком случае при каждом следователе, участвующем в осмотре, должно находиться не менее двух понятых"*(781). Идея автора понятна. Однако она не соответствует требованию ч. 1 ст. 170 УПК об удостоверении понятыми хода осмотра. В предложенной ситуации каждая состоящая из двух понятых группа будет свидетелем не всего хода осмотра, а лишь той его части, при производстве которой она участвовала. Поэтому ни один из присутствующих при таком осмотре понятых не сможет удостоверить весь ход проведения следственного действия. А как правильно отмечает К.Б. Калиновский, "все имеющие для дела обстоятельства должны восприниматься участниками осмотра лично"*(782).