Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть вторая. Досудебное производство 23 страница



127. "Невозможность" обеспечить участие представителя в осмотре помещения юридического лица, о которой идет речь в ч. 6 к.с., должна быть бесспорной. Запись в протоколе осмотра, о которой здесь идет речь, должна содержать не только констатацию самого решения о производстве осмотра в отсутствие представителя, но и фактические основания принятия такого решения. Рекомендуется, кроме того, приобщать к уголовному делу (материалу проверки заявления или сообщения о преступлении, когда речь идет об осмотре помещения организации - места происшествия) доказательства (документы, протоколы допросов и др.), в которых бы были отражены данные основания.

128. Более полное представление о "порядке производства осмотра" как следственного действия можно сложить после дополнительного анализа ст. 176, 178, 181, ч. 5 ст. 185 УПК, а также комментариев к таковым.

129. См. также комментарий ст. 60, 165, 170, 176, 178, 181, 185, 450 УПК*(820).

 

Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация

1. К.с. посвящена осмотру трупа и эксгумации. Названная норма расположена в гл. 24 УПК, которая именуется "Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент". Указанные обстоятельства приводят к тому, что некоторыми правоведами эксгумация рассматривается как предпосылка проведения последующих следственных действий*(821), как действие, не являющееся следственным действием*(822), либо, напротив, как самостоятельное следственное действие*(823). Есть и такие ученые, которые рекомендуют данные, полученные в результате производства эксгумации и осмотра трупа (двух следственных действий), фиксировать в общем протоколе эксгумации трупа*(824). Но не только названные разночтения закона порождают необходимость подробного исследования содержания ст. 178 УПК. В указанной норме права достаточно и других положений, которые требуют серьезных разъяснений.

2. В к.с. в качестве должностного лица, производящего осмотр трупа и выносящего постановление об эксгумации, указан только следователь. Именно поэтому некоторые авторы в своих комментариях к настоящей статье либо избегают указания на лицо, осуществляющее осмотр трупа*(825), либо говорят лишь о следователе*(826) (следователе прокуратуры*(827)). Между тем не только следователь вправе производить осмотр трупа и выносить постановление об эксгумации.

3. Дознаватель согласно п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Право дознавателя на производство осмотра (в том числе и осмотра трупа), кроме того, следует и из содержания некоторых других статей УПК.

4. В ст. 74 Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, регламентирована деятельность дознавателя по осмотру трупа. Здесь, в частности, отмечается, что дознаватель может произвести осмотр трупа самостоятельно только в исключительных случаях (природные, климатические и другие факторы, препятствующие прибытию следователя). При обнаружении трупа командир воинской части обязан незамедлительно уведомить надзирающего военного прокурора (либо дежурного по военной прокуратуре), а также руководителя военного следственного органа (либо дежурного следователя). До прибытия должностных лиц военных следственных органов командир части и дознаватель, не нарушая обстановки и расположения предметов, обязаны принять все меры для обеспечения охраны места обнаружения трупа, доставить на место происшествия судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача, обеспечить участие в предстоящем осмотре трупа не менее двух понятых. Одновременно, не ожидая прибытия должностных лиц военных следственных органов, принять меры к раскрытию преступления по "горячим следам", выяснению личности потерпевшего, установлению очевидцев преступления и т.п.*(828)

5. Осмотр трупа может быть неотложным следственным действием. Названное следственное действие, а также эксгумацию производят и во время осуществления дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Реализация этих видов уголовно-процессуальной деятельности возложена на органы дознания (ч. 2 ст. 40, ст. 157, ч. 1 ст. 223 УПК). Таким образом, орган дознания также уполномочен на производство осмотра трупа. Он вправе также выносить постановление об эксгумации.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 39 УПК руководитель следственного органа вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя. Аналогичное право предоставлено руководителю следственной группы (ч. 5 ст. 163 УПК).

7. На руководителей следственных органов Следственного комитета РФ возложена ведомственная обязанность обеспечивать своевременность выездов следователей и следователей-криминалистов на место происшествия, квалифицированное проведение его осмотра с обязательным привлечением к данному следственному действию специалистов, личное присутствие следователя при проведении судебно-медицинского вскрытия трупа, применение современных технико-криминалистических и иных специальных средств, методик и научных рекомендаций для обнаружения следов преступления, установления других обстоятельств, имеющих значение для расследования и раскрытия преступления.

8. Лично выезжать на место убийства, совершенного без очевидцев, двух и более лиц, акта терроризма, аварии, возникновения чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, повлекших человеческие жертвы, значительные разрушения и иные тяжкие последствия, а также преступлений, имеющих большой общественный резонанс, с целью организации квалифицированного проведения первоначальных следственных действий и взаимодействия с оперативно-розыскными подразделениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления*(829).

9. Осмотр может быть произведен не только на стадии предварительного расследования, но и на некоторых судебных стадиях. Во время судебного следствия суд производит осмотр вещественных доказательств (ст. 284 УПК) и осмотр местности и помещений (ст. 287 УПК). Между тем осмотр трупа и эксгумацию суд не производит. Иначе говоря, производить осмотр трупа и выносить постановление об эксгумации вправе следователь, дознаватель, начальник подразделения дознания, орган дознания, руководитель следственной группы (группы дознавателей) и руководитель следственного органа.

10. В к.с. неоднократно употребляется понятие "производство" осмотра трупа (как самостоятельного следственного действия). В этой связи неплохо было бы узнать его значение. Производство осмотра трупа начинается не с принятия решения, а с первых действий по осуществлению непосредственного наблюдения за объектом осмотра (трупом) в целях обнаружения (выявления) информации, имеющей значение для уголовного дела. Завершается любой осмотр, в том числе и осмотр трупа, вместе с окончательным оформлением и подписанием протокола осмотра и прилагаемых к нему схем, фототаблиц и т.п.

11. Условия производства осмотра трупа:

- осмотр производится с участием не менее чем двух понятых за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК;

- при осмотре трупа нельзя применять принуждение;

- обязательное участие судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача при осмотре трупа;

- в протоколе осмотра трупа нельзя фиксировать показания потерпевшего, свидетелей и других принимающих участие в нем лиц;

- должно быть точно установлено, что при осмотре трупа не будут нарушены те права и законные интересы как участвующих в нем, так и других лиц, ограничение прав (законных интересов) которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

- не унижается честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

- не ставится под угрозу здоровье и жизнь лиц, участвующих в производстве осмотра.

12. Порядок проведения осмотра трупа:

- приглашаются понятые, судебно-медицинский эксперт, а при невозможности его участия - врач. При необходимости для участия в осмотре трупа приглашаются также специалист, обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель или другие лица. Им разъясняются права, обязанности, ответственность, цели и порядок производства осмотра трупа;

- осуществляется наблюдение, измерение и фиксация результатов осмотра трупа в протоколе следственного действия;

- поиск следов и иных объектов, которые могут иметь отношение к уголовному делу;

- осмотр обнаруженных объектов, а в случае необходимости для уголовного дела и изъятие таковых. Отражение в протоколе осмотра трупа отличительных признаков каждого изъятого объекта и точного места его обнаружения;

- упаковка изъятого, опечатывание, удостоверение подлинности упаковки подписями следователя (дознавателя и др.) и понятых;

- завершение протоколирования следственного действия.

13. Наиболее полно направления поиска при осмотре трупа изложены в комментарии к ст. 178 УПК, подготовленном на тот момент заместителем начальника Следственного комитета при МВД России И.А. Поповым. Он рекомендует при осмотре трупа обращать внимание на: "точное местонахождение тела; пол, примерный возраст; телосложение; расположение трупа по отношению к окружающим предметам, в том числе расположение отдельных частей тела; состояние одежды и обуви; наличие на ней повреждений, загрязнений, пятен; обнаруженные на трупе и одежде (в том числе в ее карманах) предметы; характер повреждений на одежде, наличие на ней следов, пятен, особых меток; местоположение найденных около трупа предметов; поза трупа; состояние и цвет кожного покрова; наличие обнаженных суставов верхних и нижних конечностей; характер и размеры телесных повреждений, наличие механических повреждений; цвет трупных пятен; расположение на теле трупных пятен; наличие (отсутствие) ожогов, повреждений тела, копоти, наличие пятен, брызг и потеков крови на отдельных предметах обстановки, степень трупного окоченения и др.".

14. Полностью поддерживая рекомендации ученого, хотелось бы обратить внимание лишь на то, что "местоположение найденных около трупа предметов", а также "наличие пятен, брызг и потеков крови на отдельных предметах обстановки" может быть зафиксировано в протоколе осмотра места происшествия, а не в протоколе осмотра трупа.

15. Результаты осмотра трупа на месте его обнаружения могут заноситься в протокол осмотра места происшествия. Не будет нарушением уголовно-процессуального закона составление в такой ситуации отдельного протокола осмотра трупа.

16. В протоколе осмотра трупа должно быть указано, куда труп направлен после его осмотра (ч. 3 ст. 180 УПК).

17. Б.Т. Безлепкин утверждает, что осмотр трупа предполагает "лишь наружный осмотр тела покойного, одежды, обуви и других предметов, обнаруженных при нем (к.с. начинается со слов "наружный")*(830). Не об осмотре, а о наружном осмотре трупе ведут речь и некоторые другие процессуалисты*(831).

18. Статья 178 УПК, о содержании которой говорят ученые, не начинается со слов "наружный". С этих слов начиналась ст. 180 УПК РСФСР 1960 г. Эта статья также была посвящена осмотру трупа. Сравнение действующей и отмененной норм права наглядно демонстрирует то обстоятельство, что законодатель отказался от употребления термина "наружный" применительно к осмотру трупа*(832). Не значит ли это то, что теперь в случае необходимости в процессе осмотра трупа возможно осуществление его вскрытия? Как минимум, законодатель не запрещает этого делать. Тем более не запрещает не ограничиваться лишь наружным осмотром тела покойного, одежды, обуви и других предметов, обнаруженных при нем. При осмотре могут быть исследованы все естественные и неестественные отверстия в теле трупа, а также осмотрены внутренние (а не только наружные) части одежды, обуви и других предметов, обнаруженных при покойном. Недаром некоторые ученые рекомендуют при осмотре трупа устанавливать содержимое карманов одежды трупа*(833).

19. В ч. 4 к.с. употреблено также понятие "производство эксгумации". Эксгумация как самостоятельное следственное действие начинается с оглашения постановления об эксгумации (разрешения суда на проведение эксгумации) перед приглашенными для участия в этом следственном действии лицами, а завершается так же, как и осмотр трупа, - подписанием протокола следственного действия и приложений к нему.

20. Условия производства эксгумации:

- эксгумация производится лишь по возбужденному уголовному делу;

- эксгумация производится с участием не менее чем двух понятых;

- производство эксгумации в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164 УПК);

- при эксгумации нельзя применять принуждение, за исключением эксгумации, осуществляемой по решению суда или по правилам ч. 5 ст. 165 УПК;

- обязательное участие судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача;

- должно быть точно установлено, что при эксгумации не будут нарушены те права и законные интересы как участвующих в нем, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

- не унижается честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

- не ставится под угрозу здоровье и жизнь лиц, участвующих в производстве эксгумации.

21. Порядок проведения действий, связанных с производством эксгумации:

- выносится постановление об эксгумации;

- об эксгумации уведомляются близкие родственники или родственники покойного;

- если кто-либо из близких родственников или родственников покойного возражает против эксгумации, следователь (дознаватель и др.) выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении эксгумации. Получается согласие на возбуждение такого ходатайства от руководителя следственного органа, после чего постановление направляется в суд;

- суд выдает разрешение о производстве эксгумации;

- решение об эксгумации, месте и времени производства данного следственного действия доводится до сведения администрации соответствующего места захоронения;

- приглашаются понятые, судебно-медицинский эксперт, а при невозможности его участия - врач. При необходимости для участия в эксгумации приглашаются также специалист, обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель или другие лица. Рекомендуется приглашать также представителя администрации соответствующего места захоронения. Всем присутствующим разъясняются права, обязанности, ответственность, цели и порядок производства эксгумации;

- оглашается постановление об эксгумации;

- осуществляется собственно извлечение трупа из места захоронения;

- в протоколе следственного действия отражается ход и результаты производства эксгумации, отличительные признаки каждого изъятого объекта и точное место его обнаружения;

- упаковка изъятого, опечатывание, удостоверение подлинности упаковки подписями следователя (дознавателя и др.) и понятых;

- завершение протоколирования следственного действия*(834).

22. Некоторые ученые говорят о возможности оформления одного протокола, в котором бы фиксировались два следственных действия - эксгумация и осмотр трупа*(835). Другие считают необходимым обстоятельства эксгумации фиксировать в протоколе осмотра. По их мнению, протокол эксгумации УПК не предусмотрен*(836). Нами не найдено нормы УПК, которой бы противоречило первое из приведенных здесь утверждений.

23. К.с. посвящена осмотру трупа и порядку извлечения трупа из места захоронения. В этой связи возникает вопрос, что законодатель понимает под понятием "труп" и соответственно на какие объекты распространимы правила, предусмотренные к.с.?

24. Прежде всего, следует отметить, что правила к.с. касаются осмотра трупа человека, а не трупа животного или другого живого организма. Имеющие отношение к уголовному делу трупы животных (иных помимо человека живых существ) осматриваются по правилам осмотра предметов.

25. Трупом тело человека становится после появления бесспорных (явных) признаков истинной (биологической) смерти (широкие, не реагирующие на свет зрачки*(837), помутнение и высыхание роговицы глаза, похолодание тела, появление трупных пятен и трупного окоченения, сужение зрачка ("кошачий глаз") при сдавливании глаза с боков*(838) и т.д.) или, как минимум, с момента необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга). Причем смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех функций головного мозга. Смерть мозга эквивалентна смерти человека.

26. Смерть мозга может иметь место вследствие резкого повышения внутричерепного давления и обусловленного им прекращения мозгового кровообращения (тяжелая закрытая черепно-мозговая травма, спонтанные и иные внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, опухоли мозга, закрытая острая гидроцефалия и др.), а также вследствие открытой черепно-мозговой травмы, внутричерепных оперативных вмешательств на мозге и др., а также в результате гипоксии различного генеза, в том числе при остановке сердца и прекращении или резком ухудшении системного кровообращения, вследствие длительно продолжающегося шока и других факторов.

27. Раздела 3 Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга предусматривает комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга. Речь идет о следующих критериях:

- полное и устойчивое отсутствие сознания (кома);

- атония всех мышц;

- отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других рефлексов, замыкающихся выше шейного отдела спинного мозга;

- отсутствие реакции зрачков на прямой яркий свет. При этом должно быть известно, что никаких препаратов, расширяющих зрачки, не применялось. Глазные яблоки неподвижны;

- отсутствие корнеальных рефлексов;

- отсутствие окулоцефалических рефлексов;

- отсутствие окуловестибулярных рефлексов;

- отсутствие фарингеальных и трахеальных рефлексов;

- отсутствие самостоятельного дыхания*(839).

28. До появления явных признаков смерти не может идти речь о трупе. Это человек, к которому должны быть применены методы реанимации. Осмотр человека осуществляется в процессе освидетельствования.

29. Если пострадавший не проявляет видимых признаков жизни, то прежде всего проверяется, жив он или нет, по возможности не изменяя его позу и окружающую обстановку.

30. Трупом, который должен осматриваться (который извлекается из места захоронения), по правилам к.с. признается не только труп взрослого человека вне зависимости от его пола и возраста, но и детские трупы, в том числе новорожденных, мертворожденных, а также труп плода ребенка (абортус).

31. Рекомендуется правилами осмотра трупа и эксгумации пользоваться не только при осмотре и извлечении из места захоронения цельного трупа человека, но и его разложившихся останков (трупа, подвергшегося гнилостным изменениям, скелетированию, сожжению, расчленению и прочим изменениям), а также частей, органов и тканей трупа (появившегося в результате совершения общественно опасного деяния или сокрытия следов его совершения трупного материала).

32. Требование о производстве осмотра частей, органов и тканей трупа (трупного материала) по правилам осмотра трупа вытекает из наличия в обиходе такого понятия, как расчлененный труп. В ведомственных нормативных актах части трупа именуются "расчлененным трупом" (к примеру, в подп. "б" п. 34 Наставления по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации). Осматривая, допустим, обнаруженную голову трупа, следователь (дознаватель и др.) осматривает "расчлененный труп". Затем принимаются меры к отысканию и осмотру "других частей тела" трупа*(840).

33. Труп может быть подвергнут осмотру или эксгумации на любом этапе, вплоть до наступления полной минерализации органических веществ трупа.

34. В процессе осуществления предварительного расследования может возникнуть необходимость осмотра урны с прахом умершего или самого праха. Такой осмотр не следует относить к разновидности осмотра трупа. Это осмотр предмета.

35. До прибытия следственно-оперативной группы трупы с места происшествия не удаляются и не перемещаются. Аналогичным образом рекомендуется вести себя и другим представителям правоохранительных органов*(841) (иным лицам), нашедшим труп, его части, органы и ткани. Так, к примеру, выездной бригаде скорой медицинской помощи запрещается производить эвакуацию трупа с места происшествия. При обнаружении трупа умершего (погибшего) бригада обязана пригласить на место обнаружения трупа "сотрудников Управления внутренних дел данной территории" (п. 2.3 Положения об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи*(842)).

36. При соблюдении приведенных здесь правил следователь (дознаватель и др.) обнаруживает труп там же и в том же состоянии (позе), где его нашел сотрудник патрульно-постовой службы (иное лицо).

37. На практике же, как отмечается в решении совместного заседания Коллегий Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 28 октября 1997 г. "О состоянии и мерах по усилению борьбы с умышленными убийствами", места обнаружения трупов осматриваются нередко поверхностно, не фиксируются многие существенные для раскрытия преступлений обстоятельства.

38. В процессе осмотра трупа возможно производство изъятия различных образцов трупного материала. Между тем при этом не допускается обезображивание открытых частей тела*(843).

39. Части, органы и ткани трупа (трупный материал) должны быть упакованы в герметически закупоренные емкости. Упаковка таких объектов (в том числе требующих дальнейшего исследования частей трупов) производится работниками судебно-медицинских учреждений.

40. При завершении экспертного исследования хранение трупного материала производится по месту проведения предварительного следствия. Если для хранения частей, органов и тканей трупа требуются специальные условия, оно осуществляется в судебно-медицинском учреждении по согласованию с его руководством*(844).

41. Еще одним обязательным условием осмотра трупа и извлечения его из места захоронения является участие в производстве названного следственного действия понятых и судебно-медицинского эксперта, а при невозможности участия последнего - участие в осмотре трупа врача.

42. Осмотр трупа и эксгумация производятся с участием не менее двух понятых. Понятие и правовой статус понятых при производстве осмотра, в том числе и осмотра трупа (эксгумации), закреплен в ст. 18, 21, 60, 131, 166, 167, 170, 177, 178, ч. 5 ст. 185 *(845) УПК.

43. Исходя из содержания ч. 1 ст. 60 УПК, понятым, о котором идет речь в ч. 1 к.с., должно быть не заинтересованное в исходе уголовного дела совершеннолетнее лицо, которое по состоянию своего здоровья может подписать протокол следственного действия*(846), привлекаемое следователем (дознавателем и др.) для удостоверения факта производства осмотра трупа (эксгумации), а также содержания, хода и результатов этого следственного действия.

44. Понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, а также работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (ч. 2 ст. 60 УПК).

45. Специальное требование к понятым, участвующим в осмотре трупа, который обнаружен в посылке (как одном из видов почтово-телеграфного отправления), предусмотрено ч. 5 ст. 185 УПК. Осмотр задержанных почтово-телеграфных отправлений, а значит, и обнаруженного в посылке трупа (его части, к примеру, головы) производятся в соответствующем учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения.

46. Понятым гражданин становится после приглашения его следователем (дознавателем и др.) для участия в этом качестве при производстве следственного действия.

47. В ч. 1 к.с. закреплено правило обязательного участия в осмотре трупа, а в ч. 4 той же статьи - и при эксгумации, судебно-медицинского эксперта.

48. На момент производства осмотра трупа судебно-медицинская экспертиза еще не назначена. Обычно постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы выносится после, а не до и не во время эксгумации. Соответственно законодатель применительно к осмотру трупа и к эксгумации ведет речь не об эксперте, о котором идет речь в ст. 57 УПК. В ч. 1 ст. 57 УПК сказано, что эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

49. Осмотр трупа не является экспертизой или ее частью и не заменяет ее. Соответственно приглашая лицо, обладающее специальными знаниями для участия в осмотре трупа, следователь (дознаватель и др.) не наделяет его статусом эксперта - субъекта уголовного процесса.

50. Приглашенный к участию в осмотре трупа (эксгумации) судебно-медицинский эксперт, о котором речь идет в к.с., обладает правовым статусом специалиста. Согласно ч. 1 ст. 58 УПК специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях (в нашем случае - в осмотре трупа или в эксгумации) в порядке, установленном УПК, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

51. К осмотру трупа (эксгумации) привлекается должностное лицо, являющееся судебно-медицинским экспертом по должности. Иначе говоря, в ч. 1 к.с. речь идет о том же враче. Следователь (дознаватель) производит осмотр трупа (эксгумацию) с участием врача - судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - иного врача.

52. Должность врача - судебно-медицинского эксперта предусмотрена штатным расписанием в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, в центральной судебно-медицинской лаборатории, в центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, в судебно-медицинской лаборатории, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

53. В качестве судебно-медицинского эксперта, в том значении этого словосочетания, которое использовано законодателем в ч. 1 к.с., при осмотре трупа (эксгумации) могут принимать участие врачи - судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи - заведующие бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации или судебно-медицинской лаборатории, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

54. Следует также иметь в виду, что постановлением Министерства труда РФ от 3 октября 2002 г. N 64 установлено тождество наименований должностей "судебно-медицинский эксперт", "судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)" и "эксперт бюро судмедэкспертизы" наименованию должности "врач - судебно-медицинский эксперт"*(847). Несмотря на то, что названное постановление не является источником уголовного процесса, думается, оно в определенной степени оправдывает привлечение к участию в осмотре трупа (эксгумации) в качестве судебно-медицинского эксперта (такого рода специалиста) лица, занимающего любую из вышеуказанных должностей.

55. При проведении осмотров неопознанных трупов и мест их обнаружения судебно-медицинский эксперт привлекается с целью выявления, сбора и фиксации идентификационных признаков трупа (в зависимости от состояния трупа и давности наступления смерти).

56. Именно им могут быть осуществлены опознавательная фотосъемка и дактилоскопирование неопознанных трупов, заполнение соответствующих реквизитов опознавательной карты на неопознанный труп, обеспечение следователей, дознавателей и оперативных работников органов внутренних дел оперативной медико-криминалистической информацией для осуществления поисковых мероприятий, участие в составлении психологического портрета преступников (пп. 3.2-3.6 Примерного положения о медико-криминалистическом отделении (группе) экспертно-криминалистического управления (отдела) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ)*(848).

57. Привлечение к осмотру трупа врача - судебно-медицинского эксперта не является основанием для его отвода, когда именно ему будет назначено производство судебно-медицинской экспертизы трупа. Многие ученые, напротив, считают такое вовлечение в уголовный процесс врача - судебно-медицинского эксперта "весьма плодотворным"*(849).

58. О враче законодатель говорит как о лице, состоящем на определенной должности (любой должности врача) и соответственно обладающем правовым статусом врача. Фельдшер не имеет квалификации врача, поэтому его приглашение для участия в осмотре было бы ошибочным. Под врачом понимается специалист, практикующий в настоящее время в качестве врача, вне зависимости от его квалификации и специальности. Хотя, несомненно, при наличии к тому возможности, к осмотру трупа и эксгумации следует привлекать врача - судебно-медицинского эксперта или хотя бы не являющегося таковым по должности - врача-патологоанатома.