Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть вторая. Досудебное производство 24 страница



59. Понятые и судебно-медицинский эксперт (врач) участвуют в осмотре трупа (эксгумации) непосредственно от его начала до полного завершения следственного действия.

60. Правовой статус понятого позволяет сформулировать круг действий, составляющих содержание понятия "участие" понятого в следственном действии. "Участие" понятого в осмотре трупа заключается в возможности полной реализации его процессуального статуса. А значит, как минимум, ему должна быть предоставлена возможность присутствовать при каждом осуществленном следователем (дознавателем и др.) действии, которые в совокупности составляют осмотр трупа, наблюдать за их совершением, непосредственно осматривать все изымаемые при осмотре трупа объекты, а также место их обнаружения, делать по поводу произведенных действий подлежащие занесению в протокол заявления и замечания, требовать дополнения протоколов следственных действий и внесения в них уточнений, удостоверять правильность содержания протокола осмотра.

61. В этой связи необходимо обратить внимание правоприменителя на то, что не стоит буквально понимать данные, содержащиеся в некоторых комментариях к УПК. Если, к примеру, А.Н. Гуев пишет лишь об отражении замечаний понятых в протоколе осмотра*(850), это обстоятельство не лишает понятых возможности реализации при осмотре всего своего правового статуса, вне зависимости от того, производилось при осмотре изъятие предметов или нет.

62. Аналогично должно толковаться понятие участие в осмотре трупа судебно-медицинского эксперта (врача). Участие указанных субъектов в данном следственном действии - это реализация их правового статуса применительно к рассматриваемому виду осмотра.

63. Врач (не судебно-медицинский эксперт) принимает участие в осмотре, "при невозможности участия" врача - судебно-медицинского эксперта. Прямое закрепление в ч. 1 к.с. данного условия участия в осмотре трупа (эксгумации) врача (не судебно-медицинского эксперта) позволяет рекомендовать правоприменителю отражать в протоколе осмотра (эксгумации) причины невозможности участия судебно-медицинского эксперта. Причем обстоятельства, послужившие причиной невозможности участия следственном действии судебно-медицинского эксперта, должны быть объективного, а не субъективного характера.

64. В соответствии с ч. 1 ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований УПК, являются недопустимыми и не имеют юридической силы. Поэтому, если в процессе досудебного производства или судебного разбирательства будет установлено, что у следователя (дознавателя и др.) была возможность привлечения к участию в осмотре трупа (эксгумации) врача - судебно-медицинского эксперта, но он этого не сделал, а привлек другого врача или вообще не привлек врача к участию в производстве данного следственного действия, составленный в ходе следственного действия протокол может быть признан недопустимым доказательством.

65. При необходимости для осмотра трупа и эксгумации могут привлекаться другие помимо врача специалисты. Необходимость привлечения иного специалиста обычно не подтверждается какими-либо доказательствами и не обосновывается в процессуальных документах. Необходимо или нет привлечение иного специалиста, решает лицо, производящее осмотр трупа или эксгумацию по своему внутреннему убеждению. Привлечение иного специалиста или отказ от участия данного лица в следственном действии не может повлечь признание результатов осмотра трупа (эксгумации) недопустимым доказательством.

66. Специалист "привлекается" к производству следственного действия путем его приглашения. Право привлечения следователем (дознавателем и др.) к участию в следственном действии специалиста закреплено также в ч. 1 ст. 168 УПК. Соответственно на специалиста возложена обязанность подчиниться данному требованию следователя (дознавателя и др.). В соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК требования следователя (дознавателя и др.), предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. В случае же неисполнения специалистом рассматриваемой обязанности на него может быть наложено денежное взыскание в размере до 2500 руб. (ст. 117 УПК).

67. Порядок наложения указанного взыскания предусмотрен ст. 118 УПК. Если специалист отказался принять участие в производстве осмотра трупа или эксгумации, то следователь (дознаватель и др.) составляет "протокол о нарушении", который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течение 5 суток с момента его поступления в суд. На судебное заседание вызываются лицо, которое отказалось участвовать в качестве специалиста, и лицо, составившее протокол. Неявка нарушителя без уважительных причин не препятствует рассмотрению протокола.

68. По результатам рассмотрения протокола судья выносит постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в его наложении. Копия постановления направляется лицу, составившему протокол, и лицу, на которое наложено денежное взыскание. При наложении денежного взыскания суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение постановления на срок до 3 месяцев.

69. Лицо, привлекаемое следователем (дознавателем и др.) в качестве специалиста, вправе отказаться от участия в производстве осмотра трупа или эксгумации, только если оно не обладает необходимыми специальными знаниями. Когда же, по мнению лица, он имеет право на отказ от участия в следственном действии, а по мнению следователя (дознавателя и др.) - нет, указанный гражданин обязан принять участие в осмотре трупа (эксгумации), но затем может принести жалобу на действия и решение следователя (дознавателя и др.), ограничивающие его права.

70. "Другими специалистами", привлекаемыми к осмотру трупа и эксгумации, могут быть представители самых разных отраслей знания: в области криминалистики, судебной медицины, химии, биологии, пожарного дела, антропологии и др.

71. Вместе со следователем, другими сотрудниками и специалистами на место обнаружения трупа выезжают территориальный (транспортный) прокурор, начальник горрайлиноргана внутренних дел, если ими получено "сообщение об обнаружении трупа с признаками убийства". С учетом складывающейся обстановки, чрезвычайности события, а также в случаях совершения убийств, сопряженных с завладением государственными средствами, автотранспортом, огнестрельным оружием и боеприпасами, с нападением на жилища граждан, а также при совершении убийств по сексуальным мотивам, несовершеннолетних и малолетних детей они обязаны принять решение о целесообразности вызова следственно-оперативной группы, о чем незамедлительно докладывают руководству, а в нерабочее время - дежурным соответствующих прокуратур и МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГОВД (п. 7 Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств*(851)).

72. В ч. 2 к.с. речь идет о неопознанных трупах. Под неопознанными следует понимать те трупы, которые на момент осмотра никем не опознаны. В данном случае не столь важно, произведено ли и оформлено ли должным образом к моменту производства осмотра трупа его опознание как следственное действие. Не считается неопознанным труп человека, когда имеется хотя бы один гражданин, до достоверного опознающий личность обнаруженного трупа.

73. Если же таких людей к моменту осмотра трупа нет, труп подлежит обязательному фотографированию, дактилоскопированию, а затем и государственной геномной регистрации в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

74. Согласно ч. 2 к.с. фотографированию и дактилоскопированию подлежат неопознанные трупы. Однако данное требование нельзя расценивать как запрет дактилоскопирования и тем более фотографирования трупов, личность которых установлена. Личность человека, труп которого обнаружен, должна быть подтверждена совокупностью доказательств. И часто для этого недостаточно проведения одного лишь опознания. Дополнительными доказательствами, позволяющими идентифицировать труп, могут быть его дактилокарта и прилагаемые к протоколу осмотра трупа фотографии.

75. Обязательные правила, предусмотренные для неопознанных трупов, не распространяются на осмотр безродных трупов.

76. Неопознанные трупы подлежат фотографированию. Это обязательное требование к осмотру неопознанного трупа. Неопознанные трупы подлежат детальному фотографированию (до и после туалета трупа). Прямое на то указание дано органам военной прокуратуры (п. 2.4 Инструктивно-методических указаний об организации нештатных криминалистических подразделений, работе по делам о нераскрытых преступлениях в органах военной прокуратуры N СУ-426)*(852).

77. Фотографирование следует применять и при всех других случаях осмотра трупа. Помимо фотографирования труп при осмотре может быть снят на видео- или кинопленку.

78. При осуществлении фотографирования (видеозаписи, киносъемки) трупа должны соблюдаться общие требования применения технических средств при производстве следственного действия, а также положения других нормативных актов, реализация которых возможна в связи с процессом установления личности неопознанного трупа. Лица, участвующие в следственном действии, должны быть заранее предупреждены о применении при производстве осмотра трупа фотографирования (видеозаписи, киносъемки). В протоколе осмотра трупа указывается, какие технические средства были применены при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты (ч. 5 ст. 166 УПК).

79. Если в ходе осмотра трупа проводились фотографирование и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол осмотра трупа должен содержать:

- запись о том, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств (ч. 5 ст. 166 УПК);

- запись о проведении фотографирования и (или) видеозаписи, киносъемки;

- сведения о технических средствах, об условиях фотографирования и (или) видеозаписи, киносъемки;

- сведения о полученных результатах (ч. 3 ст. 180 УПК);

- заявления участвующих в осмотре лиц по поводу проведения фотографирования и (или) видеозаписи, киносъемки.

80. К протоколу осмотра трупа прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, кассеты видеозаписи, отснятые при производстве следственного действия (ч. 8 ст. 166 УПК). Фотографические негативы и снимки, материалы видеозаписи хранятся при уголовном деле (ч. 2 ст. 166 УПК).

81. Фотографирование производится для того, чтобы в последующем была возможность предъявления трупа для опознания по фотографии. В этой связи обеспечивающее дальнейшее опознание фотографии рекомендуется изготавливать в трех экземплярах (п. 2.4 Инструктивно-методических указаний об организации нештатных криминалистических подразделений, работе по делам о нераскрытых преступлениях в органах военной прокуратуры)*(853).

82. В целях того, чтобы в последующем была возможность принятия мер к установлению личности трупа по линии Интерпола, труп фотографируется в анфас и правый профиль. Фотографии трупа в анфас и правый профиль, размером 5 х 6 см, должны прилагаться к направляемому начальнику Национального центрального бюро Интерпола запросу об установлении личности гражданина по неопознанному трупу.

83. В целях обеспечения дальнейшего опознания в трех экземплярах рекомендуется изготавливать и дактилокарты трупа (п. 2.4 Инструктивно-методических указаний об организации нештатных криминалистических подразделений, работе по делам о нераскрытых преступлениях в органах военной прокуратуры)*(854).

84. Дактилоскопированию подвергаются пальцы рук трупа. А.Н. Гуев считает возможным дактилоскопирование "других частей тела, органов" трупа*(855). Дактилоскопирование пальцев рук трупа осуществляется по следующим правилам.

85. Перед дактилоскопированием пальцы трупа протирают каким-либо обезжиривающим растворителем - спиртом, бензином, скипидаром и т.д. Затем подушечка ногтевой фаланги пальца трупа окрашивается при помощи валика типографской краской. После чего вырезается бумажный квадратик, который с помощью специального лоточка (или спичечного коробка) накладывается на ногтевую фалангу деформированного пальца. Для получения отпечатка палец при легком надавливании прокатывается по бумаге. Бумажный квадратик с отпечатком пальца приклеивается на соответствующее ему место на бланке дактилоскопической карты с обязательной последующей проверкой правильности его размещения.

86. После окончания дактилоскопирования осуществляется контроль правильности размещения отпечатков на бланке дактилоскопической карты. Контрольные отпечатки пальцев трупа получаются путем одновременного прикладывания четырех пальцев (без больших) сначала левой, затем правой руки трупа к окрашенной пластине, а потом к предназначенным для них местам на бланке дактилоскопической карты. Аналогично получают контрольные отпечатки больших пальцев трупа на специально отведенных местах бланка дактилоскопической карты. При получении контрольных отпечатков пальцы трупа должны располагаться перпендикулярно нижней кромке дактилоскопической карты. В случаях затруднения дактилоскопирования, связанных с состоянием трупа, к процессу дактилоскопирования привлекается судебно-медицинский эксперт (пп. 6, 12 и 13 Основных правил дактилоскопирования и заполнения дактилоскопических карт*(856)).

87. Помимо фотографирования, дактилоскопирования и последующей его государственной геномной регистрации у неопознанного трупа могут быть исследованы зубы и составлена его стоматологическая карта. Данные сведения также могут способствовать установлению личности гражданина по неопознанному трупу.

88. Исходя из требований ч. 1 п. 2.4 Инструктивно-методических указаний об организации нештатных криминалистических подразделений, работе по делам о нераскрытых преступлениях в органах военной прокуратуры, в случаях сохранения мягких тканей трупа для обеспечения дальнейшего его опознания рекомендуется делать гипсовые слепки лица трупа и кистей рук (изготавливать посмертные маски), которые хранить вплоть до достоверного опознания. С привлечением специалистов (медиков-криминалистов или антропологов-криминалистов) составлять рисованные портреты погибших, их антрополого-криминалистическое описание. Необходимо также качественно изготовить опознавательную карту трупа единого образца по категории "НТ" в соответствии с п. 3.5 Наставления о формировании и ведении централизованных оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации (прил. 1 к приказу МВД России N 400 от 1993 г.), вносить в данный документ полные и достоверные сведения. По одному экземпляру опознавательной карты и дактилокарты следует немедленно направлять в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по месту обнаружения трупа, в ГИЦ МВД России и приобщать к материалам уголовного дела*(857).

89. По общему правилу кремирование неопознанных трупов не допускается. Об этом же говорится и в ведомственных нормативных актах. Так, к примеру, согласно ч. 2 п. 2.4 Инструктивно-методических указаний об организации нештатных криминалистических подразделений, работе по делам о нераскрытых преступлениях в органах военной прокуратуры требуется исключить случаи кремирования неопознанных трупов, а материалах дела подробно отражать места их захоронений (приобщать акт захоронения неопознанного трупа к материалам уголовного дела)*(858).

90. Однако из приведенного правила, думается, могло бы быть одно исключение. Сжигание неопознанных трупов оправдано лишь в том случае, если это продиктовано настоятельными соображениями санитарного порядка*(859).

91. Определение понятия "захоронение трупа" в нормативных правовых актах нами не обнаружено. Однако оно употреблено в чч. 3 и 5 к.с. Министерством природы РФ дано определение термина "захоронение отходов"*(860). Если данное определение возможно распространить на понятие "захоронение трупа", то, адаптируя его к рассматриваемому здесь объекту, под захоронением трупа следует понимать изоляцию трупа, целью которой является долговременное исключение попадания объектов разложения трупа в окружающую среду и предотвращение возможности дальнейшего доступа к трупу.

92. Соответственно местом захоронения трупа следует признать часть местности, где правомерно (официально) труп был захоронен. Иначе говоря, место захоронения - это то место, куда правомерно (официально) труп был помещен в целях его долговременной изоляции, направленной на исключение попадания объектов разложения трупа в окружающую среду и препятствия возможности доступа к трупу.

93. Местами захоронения могут быть как специально в этих целях отведенные участки местности, так и другие места, где правомерно осуществлено захоронение.

94. Извлечение трупа из места захоронения может быть правомерным и незаконным. Следует иметь в виду, что ст. 244 УК предусмотрена уголовная ответственность за надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, а также надмогильных сооружений. Поэтому извлечение трупа из места захоронения в нарушение правил к.с. может быть расценено как уголовное преступление. Производство же эксгумации в четком соответствии с требованиями закона не является надругательством над телами умерших и местами их захоронения.

95. Эксгумация - это урегулированное к.с. следственное действие, заключающееся в извлечении трупа из места его правомерного (официального*(861)) захоронения. Не всеми учеными поддерживается данный взгляд на понятие эксгумации. Большинство процессуалистов под эксгумацией в уголовно-процессуальном смысле этого слова понимают извлечение трупа из места "официального" его захоронения*(862). Тем не менее есть ученые, которые говорят об эксгумации трупа, захороненного преступником на "свалке, в лесном массиве", о случайной (при производстве земляных и строительных работ) и преступной эксгумации*(863).

96. Думается, придерживающиеся второй позиции авторы говорят не об уголовно-процессуальном следственном действии, а первая группа несколько сужает круг мест захоронения, из которых труп может быть извлечен только в процессе производства следственного действия - эксгумации.

97. Нами в определении эксгумации упоминается о правомерном отдельно от официального захоронении, потому что, как минимум, во время боевых действий может быть осуществлено захоронение не официальное, но правомерное (речь идет, к примеру, о могилах, оставшихся еще с Великой Отечественной войны). Рекомендуется извлечение трупа из такого места захоронения в рамках производства по уголовному делу осуществлять также по правилам к.с.

98. Итак, при эксгумации труп извлекается из места правомерного (официального) захоронения. А имеет ли место эксгумация в том смысле, который заложен в этот термин к.с., когда из места правомерного (официального) захоронения извлекается не труп человека, а его прах?

99. Исходя из содержания пп. 3.3.7 и 3.4.4 Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения, размуровка ниши с прахом усопшего не является разновидностью эксгумации. Названные виды деятельности включают различный перечень работ. Причем сами перечни работ предусмотрены разными пунктами названного нормативного правового акта. Эксгумация урегулирована п. 3.3.7 Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения, а извлечение капсулы с прахом из места захоронения - п. 3.4.4 указанных рекомендаций*(864).

100. Согласно п. 3.3.7 Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников гостиничного, банно-прачечного хозяйств и ритуального обслуживания населения эксгумация в самом общем виде состоит в рытье могилы (иного места, где труп официально, правомерно захоронен), поднятии гроба из могилы, помещении останков в ящик (другой гроб, специально для этого приготовленный упаковочный материал), установке его в автомашину и в некоторых других действиях.

101. В размуровку ниши с прахом умершего входят другие виды работ: вскрытие отверстия ниши; удаление остатков разбитого цементного раствора, протирка плиты. И даже извлечение из ниши капсулы с прахом не ставит этот комплекс действий на одну ступень с эксгумацией.

102. Прах умершего - это не его труп. Труп может быть захоронен или кремирован. Эксгумации же подвергается захороненный труп. Соответственно извлечение праха откуда-либо нельзя признать эксгумацией.

103. Между тем в целях защиты интересов близких родственников и родственников лица, прах которого необходимо извлечь из места правомерного (официального) захоронения, следователям (дознавателям и др.) следует рекомендовать извлечение праха (капсулы с прахом) проводить по правилам, предусмотренным для эксгумации. Соответственно при необходимости извлечения праха умершего человека из места правомерного (официального) захоронения следователям (дознавателям и др.) рекомендуется выносить постановление об извлечении праха из места захоронения (по аналогии с постановлением об эксгумации) и уведомлять об этом близких родственников или родственников покойного. Если же близкие родственники или родственники покойного возражают против этого действия, целесообразно возбудить перед судом ходатайство о разрешении на проведение такого действия.

104. Все это - всего-навсего рекомендация. Поэтому осуществление изъятия капсулы с прахом в процессе осмотра местности без вынесения специального постановления, без уведомления родственников покойного и т.п. не может привести к признанию результатов данного следственного действия недопустимым доказательством.

105. Правило же, которое касается обязательного участия в эксгумации судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача, распространять на извлечение праха из места захоронения нет необходимости. Участие понятых в данном действии обязательно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК. Так же как и при эксгумации, к извлечению праха из места захоронения могут быть привлечены лица, о которых идет речь в чч. 5 и 7 ст. 164 УПК.

106. Не является эксгумацией извлечение трупа из места, где он был спрятан (закопан) преступником или иным способом противозаконно "захоронен". С позиций уголовно-процессуального закона эксгумацией признается извлечение трупа лишь из места его правомерного (официального) захоронения.

107. Согласно правил, закрепленных в ч. 3 к.с., извлечение трупа из места захоронения осуществляется "при необходимости". Соответственно данная "необходимость" - необходимость извлечения трупа из места захоронения - должна быть мотивирована в постановлении об извлечении трупа (эксгумации). Мотивировка предполагает ссылку на доказательства, из которых следует невозможность получения необходимых для доказывания сведений без производства осмотра (других следственных действий) захороненного ранее трупа.

108. Извлечение трупа может быть связано с необходимостью его осмотра или дополнительного (повторного) осмотра, опознания, проведения судебной экспертизы (или повторной, дополнительной судебной экспертизы) трупа или в целях получения образцов для сравнительного исследования*(865).

109. Каковым бы не был основной побудительный мотив принятия решения об эксгумации, после осуществления этого следственного действия обязателен осмотр трупа.

110. В ч. 3 к.с. речь идет о вынесении постановления об эксгумации. Под "вынесением" постановления здесь понимается составление постановления в строгом соответствии с общими и специальными правилами оформления процессуальных решений. Вынесенным постановление может считаться только после его подписания уполномоченным на то должностным лицом - следователем (дознавателем и др.).

111. Вынесенным может быть признано и незаконное, необоснованное постановление об эксгумации. Такое постановление, как и любое иное решение следователя (дознавателя и др.), при наличии к тому оснований и соблюдении предусмотренных законом условий может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 123 и 125 УПК.

112. В УПК право принятия решения (вынесения постановления) об эксгумации предоставлено следователю (дознавателю и др.). Закон требует получения на то согласия руководителя следственного органа и возбуждения ходатайства о производстве данного следственного действия перед судом только в случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации.

113. В постановлении об эксгумации рекомендуется указывать день, месяц, год принятия решения о производстве эксгумации, населенный пункт его составления, должность, звание (классный чин) фамилия и инициалы должностного лица, кем оно составлено, номер уголовного дела, по которому принято решение о производстве рассматриваемого следственного действия, фактические основания извлечения трупа из места захоронения, ссылка на ст. 178 УПК, а также собственно решение о производстве эксгумации (трупа кого именно и из какого места захоронения) и об уведомлении о принятом решении близких родственников или родственников покойного. Здесь же следует отразить фамилию, инициалы и степень родства каждого из близких родственников (родственников) покойного, когда им объявлено постановление, а также тот факт, возражают ли они против эксгумации.

114. Постановление подписывается следователем (дознавателем и др.), а запись, свидетельствующую о том, как относится к факту производства эксгумации каждый из близких родственников (родственников), - сами близкие родственники (родственники).

115. Кто-то может подумать, что достаточно выяснить и соответственно отразить в постановлении об эксгумации мнение лишь одного из близких родственников или родственников покойного. Согласно ч. 3 к.с. о вынесенном постановлении об эксгумации уведомляются все близкие родственники, а при отсутствии таковых - кто-либо из родственников покойного. Возражать против эксгумации - право каждого из них.

116. Разумеется, речь идет об известных близких родственниках или родственниках покойного, место нахождения (место жительства) которых установлено либо может без ущерба для расследования уголовного дела быть установлено.

117. В к.с. употреблен термин "покойный". Покойным следует признавать умершего человека, чей труп (часть трупа, орган или ткань трупа) обнаружен и соответственно подвергнут эксгумации и (или) осмотру.

118. С точки зрения уголовно-процессуального закона, а именно, с позиций п. 4 ст. 5 УПК, "близкими родственниками покойного" являются родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, а также супруг (супруга) покойного, несмотря на то, что в других отраслях права к числу таковых обычно не относится, как минимум, супруг (супруга).

119. Родственниками же считаются все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве (п. 37 ст. 5 УПК). Соответственно к родственникам покойного следует относить: племянников и племянниц, полнородных и неполнородных братьев и сестер родителей покойного (дядь и теть), двоюродных братьев и сестер покойного, прадедушек и прабабушек, детей родных племянников и племянниц покойного (двоюродных внуков и внучек) и родных братьев и сестер его дедушек и бабушек (двоюродных дедушек и бабушек), детей двоюродных внуков и внучек покойного (двоюродных правнуков и правнучек), детей его двоюродных братьев и сестер (двоюродных племянников и племянниц), детей его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродных дядь и теть) и других родственников покойного.

120. В ч. 3 к.с. говорится, что близкие родственник или родственники покойного уведомляются "об этом". Исходя из буквального толкования данной нормы можно прийти к выводу, что следователь (дознаватель и др.) уведомляет указанных лиц о вынесенном им постановлении об эксгумации, а не о необходимости производства этого следственного действия. Мы же полагаем, что словосочетание "об этом" употреблено здесь не в значении "о постановлении", а в значении - "о необходимости извлечения трупа из места захоронения". Соответственно на момент "уведомления" близких родственников или родственников покойного законное и обоснованное постановление о производстве эксгумации может быть еще не вынесено.

121. Законодатель не требует от следователя (дознавателя и др.) вручения близким родственникам или родственникам покойного копии постановления об эксгумации. Хотя предложения о необходимости этого высказаны в юридической литературе*(866). К.с. даже не требует оглашения им данного постановления. Между тем мы бы рекомендовали в постановлении об извлечении трупа (эксгумации) фиксировать, когда и кому именно из близких родственников (родственников) оно было объявлено, а также возражали ли они против проведения этого следственного действия.

122. Рекомендуется уведомлять близких родственников (родственников) покойного о вынесении постановления об эксгумации путем оглашения указанным лицам содержания самого постановления. Соответственно не следует ограничиваться устным или даже письменным уведомлением названных участников о принятом следователем (дознавателем и др.) решении.

123. Постановление об эксгумации обязательно для администрации соответствующего места захоронения. Ничего больше, касающегося правового статуса администрации места захоронения, в уголовном процессе в к.с. не сказано. Из этого можно сделать вывод, что у "администрации соответствующего места захоронения" есть обязанность исполнить все законные требования следователя (дознавателя и др.), изложенные в постановлении об эксгумации, и не препятствовать проведению данного следственного действия. Администрация места захоронения вправе лишь знать содержание постановления об эксгумации, иначе ей не будут известны изложенные в этом постановлении обязательные для нее требования, и соответственно не будет возможности их соблюдать (обжаловать).