Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть вторая. Досудебное производство 36 страница



14. Основания осмотра (прослушивания) и приобщения фонограммы к уголовному делу отличаются от оснований контроля и записи переговоров. Фактическим основанием осмотра и прослушивания фонограммы является наличие в распоряжении следователя (дознавателя и др.) должным образом опечатанной фонограммы и сопроводительного письма к ней, в котором указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Юридическое основание осмотра и прослушивания фонограммы - постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров. Специального постановления о производстве осмотра (прослушивания) фонограммы выносить не требуется.

15. Соответственно фактическим основанием приобщения фонограммы к уголовному делу будет наличие закрепленных в протоколе ее осмотра достоверных данных о том, что в фонограмме содержатся сведения, имеющие значение для дела. Юридическим основанием приобщения фонограммы к уголовному делу признается соответствующее постановление следователя (дознавателя и др.).

16. Порядок осуществления контроля и записи переговоров, а также осмотра и прослушивания фонограммы:

17. Принимается решение о необходимости и возможности осуществления контроля и записи переговоров.

18. Выносится мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров.

19. Указанное постановление должно содержать следующие сведения:

а) наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего решение о возбуждении перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров;

б) классный чин или звание, фамилия, инициалы руководителя следственного органа, давшего согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве контроля и записи переговоров;

в) номер уголовного дела, по которому возбуждается ходатайство;

г) основания производства контроля и записи переговоров (доказательства, подтверждающие, что телефонные и иные переговоры лица могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела);

д) ссылка на ст. 186 УПК;

е) наименование суда, перед которым возбуждается ходатайство;

ж) фамилия, имя и отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;

з) срок, на который устанавливается контроль и запись переговоров;

и) виды переговоров, в отношении которых осуществляется контроль и запись, номер телефонов (домашних, служебных);

к) наименование учреждения, которому поручается техническое осуществление контроля и записи переговоров.

20. Получается согласие руководителя следственного органа.

21. В порядке ст. 165 УПК судом принимается постановление о разрешении производства этого следственного действия.

22. Следователь (дознаватель и др.) направляет постановление судьи в учреждение (подразделение), наделенное полномочиями на производство подобных мероприятий и обладающее как соответствующими специалистами, так и техническими средствами.

23. Следователь (дознаватель и др.) истребует от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для осмотра и прослушивания.

24. Фонограмма опечатывается и с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны время начала и окончания записи телефонных и иных переговоров и краткие технические характеристики использованных средств, передается следователю (дознавателю и др.).

25. С участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых записаны следователем (дознавателем и др.), производится осмотр и прослушивание фонограммы, составляется протокол.

26. Следователем (дознавателем и др.) выносится постановление о приобщении фонограммы к уголовному делу как вещественного доказательства.

27. Фонограмма хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

28. По общему правилу контроль и запись переговоров прекращается постановлением следователя (дознавателя и др.), когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость. Такое постановление должно выноситься также в случае приостановления или окончания предварительного расследования.

29. См. также комментарий ст. 450 УПК.

 

Статья 186.1. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами

1. В настоящей статье закреплен порядок производства нового следственного действия. Законодатель прямо не указывает наименование этого следственного действия. Исходя из названия комментируемой статьи его рекомендуется называть получением информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. При этом следует иметь в виду, что в содержание данного следственного действия отдельным элементом входит осмотр представленных осуществляющей услуги связи организацией соответствующего рода сведений.

2. Исходя из содержания ч. 1 к.с., а также п. 12 ч. 2 ст. 29 УПК, решение о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами вправе принять только суд в лице судьи районного суда или военного суда соответствующего уровня.

3. Причем формулировку, использованную в ч. 1 ст. 186.1 УПК, следует толковать буквально. Получение, а тем более истребование информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами не может быть произведено на основании одного лишь постановления следователя (дознавателя и др.) без получения судебного решения даже в исключительных случаях. Правила ч. 5 ст. 165 УПК не распространимы на получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

4. Фактическое основание получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет место при наличии достаточной для принятия этого решения совокупности данных (доказательств либо доказательств вместе с оперативно-розыскной информацией), позволяющих полагать, что такого рода сведения могут содержать в себе данные, имеющие значение для уголовного дела.

5. Следователь (дознаватель и др.) и суд не должны располагать неоспоримым подтверждением того, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами будет содержать имеющие значение для уголовного дела данные. Достаточно, чтобы имелись доказательства, из анализа которых можно было бы сделать соответствующее предположение.

6. Юридическое основание получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами - это всегда судебное решение. Данное решение в обычном порядке принимает судья районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия (дознания) или по месту нахождения соответствующей осуществляющей услуги связи организации, которая будет предоставлять рассматриваемого рода сведения.

7. Решение принимается в порядке ст. 165 УПК. Причем процедура получения судебного решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами следующая. Следователь (дознаватель и др.) с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, о чем выносится постановление.

8. Подписанное следователем (дознавателем и др.) и руководителем следственного органа постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами с материалами, подтверждающими наличие фактических оснований принятия искомого решения, направляется в суд.

9. В течение 24 часов с момента поступления указанного ходатайства постановление следователя (дознавателя и др.) вместе с поступившими материалами должны быть рассмотрены судьей единолично в судебном заседании с участием прокурора и (или) следователя (дознавателя и др.) или без такового.

10. Рассмотрев указанное ходатайство, судья вправе вынести постановление о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Решение о разрешении производства искомого процессуального действия не может быть оформлено резолюцией судьи на постановлении следователя (дознавателя и др.), возбудившего ходатайство о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Судья не вправе принять указанное решение и без возбуждения перед ним следователем (дознавателем и др.) соответствующего ходатайства. Причем ходатайство должно быть именно о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Для принятия судебного решения о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами недостаточно, к примеру, ходатайства следователя (дознавателя и др.) о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров.

11. Основания осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, отличаются от оснований производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Осмотр имеет место уже после принятия решения о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Поэтому фактическим основанием осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, являются поступившие следователю (дознавателю и др.) от руководства осуществляющей услуги связи организации соответствующие документы.

12. Специального постановления о производстве осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, дополнительно к тому, в котором принято решение о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, выносить не требуется.

13. Соответственно юридическое основание осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, - судебное решение о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Процессуальное решение об осмотре документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, дополнительного оформления не требует.

14. Переходим к разъяснению положений, закрепленных в ч. 2 к.с. Здесь собраны правила, касающиеся оформления ходатайства следователя (дознавателя и др.) о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Исходя из этих правил, следователем (дознавателем и др.) соответствующее ходатайство оформляется в виде мотивированного постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

15. В ч. 2 к.с. ничего не говорится о необходимости отражения в ходатайстве данных о конкретном абоненте (абонентах), сведения о соединении с которым интересую органы предварительного расследования. Законодатель не ограничивает круг "абонентов", соединения между которыми могут устанавливаться в ходе производства рассматриваемого следственного действия. Между тем следует иметь в виду, что таковыми обычно являются обвиняемые, подозреваемые и лица, состоящие с ними в родстве, дружбе (их знакомые). В то же время нельзя отрицать возможность при наличии к тому фактических оснований получения информации о соединениях между любыми другими лицами и (или) принадлежащими последним абонентскими устройствами. Такими лицами в том числе могут быть потерпевший, свидетель и даже лицо, которому ничего не известно о расследуемом преступлении и обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

16. В ч. 5 к.с. закреплены специфические требования, применяемые к порядку производства осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Эти правила действуют уже после того, как следователю (дознавателю и др.) поступили соответствующие документы.

17. Сразу после получения должным образом опечатанных документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, следователь (дознаватель и др.) должен приступить к их осмотру.

18. В протоколе осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указывается, кем и какие именно документы были подвергнуты осмотру.

19. Понятыми при осмотре документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, могут быть любые совершеннолетние лица. Не обязательно чтобы они были сотрудниками осуществляющей услуги связи организации. Причем осмотр таковых обычно производится по месту производства предварительного расследования - в кабинете следователя (дознавателя и др.). В целях уменьшения вероятности раскрытия тайны проведения рассматриваемого следственного действия рекомендуется предупреждать участников осмотра о неразглашении данных предварительного расследования в порядке ст. 161 УПК.

20. При каждом получении нового документа, содержащего информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, составляется отдельный протокол осмотра. Но как быть, если в один день поступило несколько подобного рода документов? Их следует осматривать в процессе одного или нескольких следственных действий? Нарушения закона не будет ни в том, ни в другом случае.

21. Протокол осмотра документа, содержащего информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, составляется по общим правилам оформления протокола следственного действия (ст. 166 и 167 УПК) и, в частности, протокола осмотра (ст. 180 УПК).

22. В протоколе следует отразить, какие именно документы были подвергнуты осмотру. Данное требование нацеливает правоприменителя на отражение в протоколе вида, даты искомого документа, данных об его адресате и отправителе, имеющихся здесь печатей и штемпелей. Осмотр рассматриваемых документов не должен ограничиваться лишь его содержимым (содержанием, к примеру, текста самого письма).

23. В ч. 7 к.с. законодатель предусмотрел две разновидности фактических оснований принятия решения о прекращении производства анализируемого следственного действия:

1) отпала необходимость в этой мере;

2) окончено предварительное расследование по данному уголовному делу.

24. Необходимость в применении такой меры, как получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, отпасть может по разным причинам. Чаще всего это решение задач, во исполнение которых следственное действие производится (установление всех лиц, причастных к совершению преступления, места нахождения разыскиваемого лица, орудия преступления или всех предметов преступного посягательства, выемка необходимого доказательства, установление иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и т.п.).

25. См. также комментарий ст. 450 УПК.

 

Глава 26. Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний

 

Статья 187. Место и время допроса

1. В ч. 1 к.с. дважды употреблено понятие "место". В первом случае речь идет о "месте производства предварительного следствия", во втором - о "месте нахождения допрашиваемого". Это разные объекты. Если же место нахождения допрашиваемого совпадает с местом производства предварительного расследования, считается, что допрос произведен по месту производства предварительного "следствия".

2. Провести допрос в месте нахождения допрашиваемого - право следователя (дознавателя и др.). Даже в случае признания им необходимости производства допроса в месте нахождения допрашиваемого окончательное решение о месте производства этого следственного действия принимает следователь (дознаватель и др.). И законодатель следователю (дознавателю и др.) даже в такой ситуации позволяет принять все возможные законные меры для проведения этого следственного действия по месту производства предварительного расследования.

3. Единственный случай, когда местом производства допроса может быть лишь место нахождения допрашиваемого, - это ситуация, когда проведением этого следственного действия по месту производства предварительного расследования ставится под угрозу здоровье и жизнь допрашиваемого либо других граждан. Обычно такая ситуация складывается в связи с не позволяющим перемещаться или опасным инфекционным заболеванием допрашиваемого. Но и в этом случае на следователе (дознавателе и др.) не всегда лежит обязанность производства допроса в месте нахождения допрашиваемого. Обычно следователь (дознаватель и др.) вправе отказаться от самого допроса. Лишь в некоторых случаях допрос лица обязателен (к примеру, после предъявления обвинения, до предъявления для опознания и др.). Если же в такой ситуации перемещение свидетеля (обвиняемого и др.) к месту производства предварительного расследования может иметь следствием нарушение хотя бы одного из обязательных условий производства данного следственного действия (точно установлено, что при допросе не будут: нарушены те права и законные интересы как допрашиваемого, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом; унижена честь и достоинство допрашиваемого; поставлено под угрозу здоровье и жизнь допрашиваемого, а также других граждан), допрос должен быть произведен в месте нахождения допрашиваемого. Лишь в этом случае производство допроса в месте нахождения допрашиваемого - обязанность следователя (дознавателя и др.).

4. "Признание", о котором идет речь в ч. 1 к.с., - это мыслительный процесс по определению наиболее целесообразного места производства следственного действия. Его результаты отражаются в протоколе допроса. Поддерживаем рекомендацию следователям (дознавателям и др.) мотивировать свое решение о проведении допроса за пределами места предварительного расследования, указывать причины его принятия*(1041).

5. Следователь признает производство допроса в месте нахождения допрашиваемого "необходимым". Необходимость может быть выявлена как самим следователем (дознавателем и др.), так и допрашиваемым или иным лицом. Иначе говоря, инициатором проведения допроса по месту нахождения допрашиваемого выступает не всегда следователь (дознаватель и др.).

6. "Необходимо" осуществление допроса в названном конкретном месте может быть обусловлена различными обстоятельствами:

- состоянием здоровья допрашиваемого (когда он находится в больнице или у него постельный режим и т.п.);

- рекомендациями по тактике производства допроса участника уголовного процесса (к примеру, допрос несовершеннолетнего по ряду преступлений более эффективен в стенах учебного заведения при участии в этом следственном действии классного руководителя, допрос при выезде следственно-оперативной группы на место совершения преступления и др.);

- удобством для следователя (дознавателя и др.) (если необходимость допроса свидетеля возникла тогда, когда следователь находился в месте нахождения допрашиваемого, и пр.);

- нахождением большого количества лиц, которых следует допросить, в одном месте и сложностью их последующего вызова для допроса (к примеру, при допросе иногородних отдыхающих в санатории и др.);

- допрос на месте происшествия может способствовать повышению его результативности (предполагается, что на месте происшествия допрашиваемому будет существенно легче вспомнить наблюдаемые им обстоятельства);

- нахождением допрашиваемого в месте, откуда он не в состоянии выйти для того, чтобы явиться на допрос (к примеру, в случае нахождения его под стражей, в специальном детском учреждении закрытого типа и др.);

- в целях обеспечения безопасности допрашиваемого (когда, например, скрывают дачу показаний допрашиваемым);

- иными обстоятельствами.

7. Законодатель предоставляет следователю (дознавателю и др.) право производства допроса в месте нахождения допрашиваемого, если следователь (дознаватель и др.) признает это необходимым. Однако вряд ли можно считать полученными с нарушением требований УПК результаты допроса, осуществленного в месте нахождения допрашиваемого, только лишь из-за того, что следователь (дознаватель и др.) не может объяснить, в чем именно выражалась необходимость допроса не по месту производства предварительного расследования.

8. Под местом нахождения свидетеля может пониматься его место жительства (содержания под стражей), лечения, работы, учебы, отдыха и любое другое место. Местом нахождения допрашиваемого может быть даже помещение (местность), где было совершено преступление, если следователь (дознаватель и др.) посчитал целесообразным производство допроса на месте совершения преступления.

9. В ч. 2 к.с. закреплено основное требование, касающееся того, сколько времени может длиться непрерывно допрос совершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) либо вне зависимости от возраста любого иного допрашиваемого. Здесь отмечено, что допрос "не может длиться непрерывно более 4 часов". Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не может непрерывно длиться более чем 2 часа (ч. 1 ст. 425 УПК).

10. Четыре часа - максимальная длительность "непрерывного" допроса. Длиться "непрерывно" означает, что в процессе допроса не было официально объявлено перерыва, который бы имел конкретную продолжительность. Нельзя засчитать за перерыв, о котором идет речь в ч. 3 к.с., время, когда следователь (дознаватель и др.), не объявляя перерыва, сидел напротив допрашиваемого и, ничего его не спрашивая, не дозволял последнему выйти из кабинета. Не будет считаться перерывом также разрешение допрашиваемому сделать звонок по телефону время, когда в процессе допроса следователь (дознаватель и др.) приводил допрашиваемого в чувства (к примеру, при обмороке допрашиваемого) и т.п.

11. Четыре часа, о которых упоминается в ч. 2 к.с., начинают течь с момента, когда следователь (дознаватель и др.) приступил к удостоверению личности допрашиваемого либо с начала допроса, после того как закончилось время объявленного перерыва в таковом. Опять же заканчиваться 4 часа могут объявлением перерыва или же окончательным оформлением протокола следственного действия.

12. Часть 3 к.с. посвящена продолжительности перерыва в допросе и суммарной продолжительности самого допроса совершеннолетнего допрашиваемого. Исходя из ее содержания, на следователе (дознавателе и др.) не лежит обязанность обеспечить допрашиваемому отдых и прием пищи. Следователь (дознаватель и др.) обязан лишь объявить перерыв и в течение такового не отрывать допрашиваемого от того, чем он в этот перерыв будет заниматься, по своим служебным нуждам. Каким образом допрашиваемый решит потратить отведенное на перерыв время, это его дело. Ему решать, как им представляется понятие "отдых". Единственное ограничение здесь таково - отдых не может представлять собой противоправное деяние. В пределах же законодательных дозволений отдых может быть осуществлен в любой форме.

13. Под "пищей", о которой ведет речь законодатель в ч. 3 к.с., подразумеваются качественные, не опасные для жизни и здоровья продукты питания (пищевая продукция). Однако следователь (дознаватель и др.) не наделен полномочиями по определению доброкачественности (неопасности) пищевой продукции, употребляемой в пищу допрашиваемым. Лишь в случае осуществляемого на виду у следователя (дознавателя и др.) принятия в пищу допрашиваемым явно опасного для жизни и (или) здоровья вещества следователь (дознаватель и др.) должен со своей стороны воспрепятствовать указанным действиям.

14. Допрос может быть приостановлен, а может быть завершен. Через какое-то время после завершения допроса может быть осуществлен дополнительный допрос - новое следственное действие. Получается, что в такой ситуации в течение одного дня имело место несколько допросов одного и того же лица. Несмотря на данное "ухищрение", которое может иметь место на практике, и на такую ситуацию должно быть распространено ограничение общей продолжительности допроса в течение дня, которая согласно ч. 3 к.с. не должна превышать 8 часов.

15. В течение дня продолжительность получения показаний у одного и того же допрашиваемого вместе со временем, потраченным на их протоколирование, не может быть более 8 часов, сколько бы протоколов допроса при этом следователем (дознавателем и др.) не было составлено. Это же правило касается и случаев, когда, несмотря на имевшие место перерывы в допросе, оформлялся один протокол допроса свидетеля (обвиняемого и др.).

16. Что означает термин "в течение дня"? Нами рекомендуется толковать данное словосочетание как "в течение 24 часов, исчисляемых с начала допроса (первого допроса) свидетеля (обвиняемого и др.)". Иначе говоря, если допрос свидетеля (обвиняемого и др.) был начат в 10 часов 20 мая с.г., то в период времени от 10 часов 20 мая с.г. до 10 часов 21 мая с.г. его допрос не может продолжаться более 8 часов. После 10 часов 21 мая можно вновь приступить к допросу этого же лица и до 10 часов 22 мая он вновь не может превышать промежуток времени в 8 часов. Так же будут обстоять дела с продолжительностью допроса и в последующие сутки.

17. Содержание ч. 4 к.с. посвящено специальной продолжительности допроса физически (психически) нездоровых людей. Такая продолжительность допроса устанавливается "при наличии медицинских показаний". Под медицинскими показаниями понимаются состояние, определенный физический (психический) недостаток и (или) болезнь (диагноз) допрашиваемого, не позволяющий проводить его допрос в условиях, приемлемых для здорового человека.

18. Продолжительность допроса при медицинских показаниях "устанавливается на основании" заключения врача. Она может касаться как времени допроса, осуществляемого без перерыва, так и общей продолжительности допроса (допросов) одного и того же лица в течение 24 часов.

19. Решение об установлении продолжительности допроса, принимаемое на основании заключения врача, рекомендуется оформлять постановлением. Хотя следует признать, что отсутствие такого постановления в уголовном деле не может быть расценено как нарушение требований УПК.

20. Решение об ограничении продолжительности допроса может быть принято как до начала допроса, так и во время его проведения. Заключение врача может быть подготовлено также до допроса. Если же ситуация складывается так, что о состоянии здоровья допрашиваемого следователю (дознавателю и др.) стало известно в ходе производства следственного действия, может быть приглашен врач, который даст заключение по поводу возможности продолжать допрос. Такое заключение будет составлено после начала допроса.

21. "Заключением врача", о котором идет речь в ч. 4 к.с., следует признавать письменный документ с полным клиническим диагнозом, выводом о необходимости уменьшения продолжительности допроса и рекомендацией о максимальном времени, в течение которого может длиться допрос, заверенный подписью врача (врачей) и печатью учреждения, в котором он (они) работает.

22. Под "врачом" следует понимать практикующего, с высшим медицинским образованием специалиста той специальности, к области которой относится заболевание допрашиваемого. Закон не запрещает, чтобы заключение было подготовлено комиссией врачей. В этом случае они заверяют документ вместе.

23. См. также комментарий ст. 189 УПК*(1042).

 

Статья 188. Порядок вызова на допрос

1. В ч. 1 к.с. говорится лишь о свидетеле и потерпевшем, между тем закрепленный здесь порядок вызова на допрос распространим и на других участников уголовного процесса, которые согласно УПК могут давать показания (обвиняемого, подозреваемого, эксперта и специалиста). Не распространяется он лишь на тех субъектов, которые подлежат допросу по месту их нахождения либо не подлежат вызовы и допросу.

2. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью (как в рамках уголовного, так и гражданского, арбитражного и даже административного процесса) или в связи с ее оказанием. Запрет допроса в качестве свидетеля адвоката - защитника подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, содержится также в п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК.

3. Защитника обвиняемого нельзя допрашивать в качестве свидетеля об обстоятельствах и фактах, ставших ему известными в рамках профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи, независимо от времени и обстоятельств получения им таких сведений*(1043).