Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть вторая. Досудебное производство 40 страница



36. Если постановление о предъявлении опознания не выносилось, рекомендуется основания проведения опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, изложить в начале протокола рассматриваемого следственного действия.

37. В протоколе предъявления для опознания указываются не только результаты, но и условия опознания. К примеру, то обстоятельство, что все лица, предъявляемые для опознания, должны быть по возможности сходными по внешности с опознаваемым, предопределяет не только соответствующую направленность подготовительных действий к опознанию, но и то, что данное обстоятельство должно обязательно найти свое отражение в протоколе опознания. В анализируемом протоколе фиксируются не только внешняя характеристика самого опознающего, но и как внешне выглядят все остальные лица, предъявляемые для опознания, а также их пол, национальность, возраст и т.п.*(1076) Несомненным достоинством протокола опознания будет приобщенная к нему фототаблица с фотографиями всех опознаваемых.

38. См. также комментарий ст. 166, 167, 178, 189 УПК*(1077).

 

Статья 194. Проверка показаний на месте

1. Проверку показаний на месте можно охарактеризовать как следственное действие, состоящее из следующих элементов:

1) допрошенное лицо:

а) по предложению следователя (дознавателя и др.), при соблюдении определенных процессуальных условий, в целях проверки (уточнения) показаний указывает место, связанное с исследуемым событием, предметы, документы, следы и другие объекты, о которых оно ранее дало показания;

б) поясняет связь указанных обстоятельств с расследуемым событием;

в) воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события;

г) демонстрирует при этом отдельные действия, которые имели место во время события;

2) следователь (дознаватель и др.):

а) выслушивает пояснения лица, показания которого проверяются;

б) наблюдает указанные обстоятельства и действия лица, с обстановкой места события;

в) устанавливает соответствие или несоответствие показаний лица обстановке места события*(1078).

2. Решение о необходимости и возможности проверки показаний на месте может быть принято только при наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) соответствующих оснований.

3. Фактическим основанием проверки показаний на месте являются данные, позволяющие полагать, что, проверяя и уточняя показания лица на месте, будут получены такие ранее не известные органам предварительного расследования сведения, которые не могли быть выявлены путем производства других следственных действий. К таковым (данным) прежде всего относятся показания самого лица (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля).

4. Юридическое основание - вызов (привод) лица для проверки его показаний либо предложение (разрешение) таковому давать при соблюдении вышеуказанных условий показания. Вынесения постановления о производстве проверки показаний на месте законодатель не требует.

5. Условия проверки показаний на месте включают общие условия производства любого следственного действия и специфические условия проверки показаний на месте. Специфическими условиями проверки показаний на месте являются следующие требования:

1) лица, показания которых проверяются, до этого должны быть допрошены;

2) проверяться могут показания только:

а) обвиняемого;

б) подозреваемого;

в) свидетеля;

г) потерпевшего;

3) лицо, показания которого проверяются, желает (не возражает против и готов к сотрудничеству) проведения данного следственного действия. Несмотря на обязанность свидетеля и потерпевшего давать показания, только в этом случае имеется достаточная вероятность эффективного проведения данного следственного действия;

4) проверка показаний каждого лица производится по отдельности;

5) не задаются наводящие вопросы;

6) все следуют за (позади) лицом, показания которого проверяются, а не впереди него. В особенности это правило важно в тех случаях, когда производится видео-, кино-, фотосъемка;

7) проверка показаний на месте производится в присутствии понятых;

8) должно быть точно установлено, что при проверке показаний на месте не будут нарушены те права и законные интересы как участвующих в нем, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

9) не будут унижены честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих;

10) не будет поставлены под угрозу здоровье и жизнь лица, показания которого проверяются, а также других граждан.

6. Цель проверки показаний на месте двуединая. С одной стороны, проверка или уточнение данных ранее показаний на их истинность, с другой - получение дополнительных имеющих отношение к делу сведений, которые путем проведения иного следственного действия собрать невозможно.

7. Согласно содержанию ч. 1 к.с. показания проверяются (уточняются) на "месте, связанном с исследуемым событием". Обычно это место, где происходило событие или часть события преступления (общественно опасного деяния). Однако иногда при расследовании уголовного дела важно проверить показания лица о его действиях, имевших место в другом месте. Когда сведения о данных действиях обладают свойством относимости, место, на котором проверяются его показания, также следует признать связанным с исследуемым событием.

8. В ч. 2 к.с. говорится, что "лицо воспроизводит" обстановку (обстоятельства). Данное требование - одно из наиболее важных, основных в анализируемом следственном действии. И весь ход его производства: порядок проведения, видео-, фото- и т.п. обеспечение, письменное оформление должны указывать на то, что именно ранее допрошенное лицо воспроизводило обстановку и обстоятельства исследуемого события, а не кто-то помогал ему указать "правильно" на предметы (документы, следы) и сделать "необходимые" пояснения. Чтобы не возникало вопросов, которые затем могли бы поставить под сомнение результаты этого следственного действия, в процессе проверки показаний на месте все должны следовать за (позади) лицом, показания которого проверяются, а не впереди него. Нарушение данного правила особенно наглядно в тех случаях, когда производится видео-, кино-, фотосъемка.

9. Воспроизведению подлежат не только обстановка, но "и обстоятельства исследуемого события". К обстоятельствам, не являющимися обстановкой, самое малое, относятся сопутствующие событию условия: время суток, погодные условия, освещенность и т.п.

10. В процессе проверки показаний лицо "указывает на предметы, документы, следы". Приведенная форма словосочетания, употребленного в ч. 2 к.с., свидетельствует о наличии трех требований. Во-первых, без указания на предметы, документы и (или) следы не может быть проверки показаний на месте. Во-вторых, анализируемое действие исходит от ранее допрошенного лица. В-третьих, оно заключается (сопровождается) в обнаружении лицом, чьи показания проверяются, искомых предметов, документов и (или) следов, а также в его устной речи, поясняющей связь таковых с исследуемым событием и данными им ранее показаниями.

11. Часть 2 к.с. позволяет лицу, показания которого проверяются, "демонстрировать" или иначе показывать определенные действия". Демонстрироваться могут отдельные элементы имеющего отношение к делу события, причем не всегда события преступления. Таким событием может быть любой факт, имеющий отношение к уголовному делу. Во время демонстрации действий (телодвижений) не должно воспроизводиться само преступление.

12. Действия демонстрируются лицом, чьи показания проверяются. Когда же для такой демонстрации необходимо участие иных лиц, к производству рассматриваемого следственного действия могут привлекаться указанные участники уголовного процесса либо статисты.

13. Осуществляемое в процессе проверки показаний на месте воспроизведение обстановки и обстоятельства исследуемого события, а равно демонстрация определенных действий может не иметь ожидаемого результата. По общему правилу отрицательный результат - тоже результат. Отсутствие сведений и объектов, имеющих отношение к уголовному делу в том месте, где они по показаниям ранее допрошенного лица должны быть, - это тоже информация, имеющая значение для предварительного расследования. Поэтому рекомендуется и подобного рода действия, телодвижения, осуществленные в ходе проверки показаний, в результате производства которых на исследуемом месте не обнаружено предметов, документов и следов, которые предполагалось обнаружить, отражать в протоколе проверки показаний на месте. Единственное отличие фиксации данных действий в протоколе от фиксации действий, в результате которых обнаружены следы, признаки и объекты, имеющие отношение к уголовному делу, - это степень подробности описания их результатов. Отсутствие имеющих отношение к делу следов и т.п. предполагает отсутствие в протоколе и их описания.

14. В ч. 4 к.с. как будто закреплен момент, с которого начинается анализируемое следственное действие. Но это не совсем так. В данной части ст. 194 УПК законодатель обращает внимание на то, что собственно действия по проверке показаний, выражающие основное содержание искомого следственного действия, должны начинаться с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. До этого следователь (дознаватель и др.):

1) принимает решение о необходимости и возможности проверки показаний на месте;

2) договаривается о наличии транспортного средства, видео-, кино-, фотоаппаратуры и другой техники;

3) приглашает понятых и иных лиц, необходимых для проверки показаний на месте;

4) разъясняет назначение каждого участника, объясняет цели и ход действия, права и обязанности, ответственность участников. Свидетелей и потерпевших предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний (если есть в этом необходимость, предупреждает их о неразглашении данных предварительного расследования);

5) фиксирует данный факт в протоколе следственного действия и удостоверяет его подписями приглашенных для участия в проверке показаний на месте лиц.

15. Два последних из названных группы действий также входят в содержание следственного действия - проверки показаний на месте. Осуществление их после предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться, нарушало бы требования ч. 5 ст. 164 УПК и в определенной мере также ч. 1 ст. 11 УПК. Данное обстоятельство позволило бы усомниться в юридической силе протокола такого следственного действия.

16. Проверка показаний на месте объединяет в себе и дачу показаний, и их проверку на месте путем наблюдения (измерения и т.п.)*(1079). В протоколе проверки показаний на месте отражаются как показания обвиняемого (подозреваемого и др.), так и результаты осуществленного наблюдения (измерения и т.п.). Опытные действия в процессе проверки показаний на месте не осуществляются.

17. Протоколирование проверки показаний на месте по правилам ст. 166, 167, 189 УПК*(1080).

 

Глава 27. Производство судебной экспертизы

 

Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы

1. Высший орган правосудия нашего государства обращает внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведение исследования не требуется, то возможен допрос специалиста*(1081).

2. Судебная экспертиза - это следственное действие, представляющее собой особую установленную уголовно-процессуальным законом форму исследования доказательств (содержащихся в доказательствах, на теле обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля сведений), производимую по поручению следователя (дознавателя и др.), суда предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложной информации лицами, сведущими в специальных отраслях знания, и завершающуюся составлением заключения по специальным вопросам*(1082).

3. Согласно положениям ч. 2 к.с. судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

4. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

5. К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.

6. Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами*(1083).

7. Задачей производства судебной экспертизы является получение новых знаний (сведений) за счет проведения исследований лицами, сведущими в специальных отраслях знания (обычно не юриспруденции).

8. Условия производства судебной экспертизы:

- судебную экспертизу можно назначить только после возбуждения уголовного дела;

- вопросы задаются только в области специальных отраслей знаний, обычно в области науки, техники, искусства и (или) ремесла;

- вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта;

- нельзя задавать вопросы в той области знаний, которая считается общеизвестной для следователей (дознавателей и др.);

- судебной экспертизе можно подвергать только:

а) доказательства;

б) труп;

в) обвиняемого;

г) подозреваемого;

д) свидетеля;

е) потерпевшего;

- должно быть точно установлено, что при производстве судебной экспертизы не будут нарушены те права и (или) законные интересы как участвующих в ней, так и других лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;

- не унижается честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц;

- не ставится под угрозу здоровье и жизнь лица, направленного для производства в отношении него судебной экспертизы.

9. Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место: убийство, самоубийство, нарушение правил дорожного движения, особая жестокость и т.п.), как не входящих в его компетенцию, не допускается*(1084).

10. Другим примеров вопросов, которые недопустимо ставить перед экспертом, являются вопросы по делам о преступлениях экстремистской направленности о том, содержатся ли в тексте призывы к экстремистской деятельности, направлены ли информационные материалы на возбуждение ненависти или вражды*(1085).

11. Нельзя допускать замену производства судебной экспертизы допросом эксперта, если имеются основания для производства судебной экспертизы*(1086).

12. Порядок назначения судебной экспертизы и последовательность действий, его составляющих, следующий.

13. До назначения эксперта следователь (дознаватель и др.) выясняет необходимые данные о специальности и компетентности эксперта.

14. Выносится мотивированное постановление о назначении судебной экспертизы, в котором указываются:

а) наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего решение о назначении судебной экспертизы;

б) номер уголовного дела, по которому назначается судебная экспертиза;

в) основания назначения судебной экспертизы (доказательства и содержащиеся в доказательствах, на теле обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля сведения, исследование которых с помощью специальных познаний может привести к появлению в уголовном процессе новых сведений);

г) ссылка на ст. 195, 199 УПК, а в случае, когда назначение и производство судебной экспертизы обязательно, и на ст. 196 УПК;

д) решение о назначении и наименование судебной экспертизы;

е) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

ж) вопросы, поставленные перед экспертом;

з) перечень материалов, предоставленных в распоряжение эксперта;

и) фамилия, имя и отчество лица, которому поручено разъяснить права и ответственность эксперту;

к) в конце постановления о назначении судебной экспертизы делается отметка о разъяснении эксперту предусмотренных ст. 57 УПК прав и ответственности по ст. 307 УК за дачу заведомо ложного заключения.

15. В случае необходимости судом принимается решение о помещении обвиняемого или подозреваемого в медицинский или психиатрический стационар.

16. Следователь (дознаватель и др.) знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные ст. 198 УПК:

а) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;

б) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;

в) ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;

г) ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;

д) присутствовать с разрешения следователя (дознавателя и др.) при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;

е) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

17. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем (дознавателем и др.) и обвиняемым (защитником или подозреваемым).

18. Следователь (дознаватель и др.) знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы потерпевшего и разъясняет ему права, предусмотренные ст. 198 УПК:

а) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;

б) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;

в) знакомиться с заключением эксперта, если судебная экспертиза производилась по его ходатайству (ч. 2 ст. 206 УПК) или в отношении него.

19. Об этом также составляется отдельный протокол, подписываемый следователем (дознавателем и др.) и потерпевшим.

20. Следователь (дознаватель и др.) разъясняет свидетелю, в отношении которого назначено производство судебной экспертизы, предусмотренное ч. 2 ст. 198 УПК право знакомиться с заключением эксперта, о чем составляется соответствующий протокол.

21. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, следователь (дознаватель и др.):

а) вызывает к себе лицо, которому поручается судебная экспертиза;

б) удостоверяется в его личности, специальности и компетентности;

в) устанавливает отношение эксперта к обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему;

г) проверяет, нет ли оснований к его отводу;

д) вручает постановление о назначении судебной экспертизы;

е) разъясняет эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК;

ж) предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

з) делает отметку о выполнении этих действий в оставляемой у себя копии постановления о назначении судебной экспертизы, сделанная запись удостоверяется подписью эксперта;

и) составляет протокол, если эксперт делает какие-либо заявления или возбуждает ходатайства по делу.

22. Если судебная экспертиза производится в экспертном учреждении, следователь (дознаватель и др.) направляет постановление в экспертное учреждение.

23. Исходя из обстоятельств дела и в связи с необходимостью проведения судебно-медицинской (судебно-психиатрической) экспертизы с помещением подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в соответствующее медицинское учреждение для стационарного наблюдения, следователь (дознаватель и др.) возбуждает перед судом ходатайство о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

24. Недопустимо назначение и производство судебной экспертизы в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 2, 4, 5 ст. 196 УПК, а также в соответствии с ч. 5 ст. 56 УПК, ч. 4 к.с. в отношении свидетеля без их согласия либо согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде*(1087).

25. Подозреваемый, обвиняемый и их защитники, а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства. В том случае, если лицо наделено статусом подозреваемого, привлечено в качестве обвиняемого или признано потерпевшим после назначения судебной экспертизы, оно должно быть ознакомлено с этим постановлением одновременно с признанием (привлечением и т.п.) его таковым, о чем составляется соответствующий протокол*(1088).

26. Неознакомление в предусмотренных законом случаях обвиняемого с постановлением о назначении судебной экспертизы и неразъяснение его прав, установленных ст. 198 УПК, до того как это постановление будет передано эксперту, признается судом нарушением уголовно-процессуального закона и приводит к тому, что заключение эксперта следует признавать недопустимым доказательством*(1089).

27. Такие же последствия могут наступить при неознакомлении потерпевшего с постановлением о назначении судебной экспертизы до передачи его эксперту и неразъяснении потерпевшему его прав, обусловленных назначением по уголовному делу судебной экспертизы.

28. См. также комментарий ст. 57, 80, 196, 198, 203, 283, 380, 437 УПК.

 

Статья 196. Обязательное назначение судебной экспертизы

1. Под судебной экспертизой в к.с. подразумевается следственное действие, урегулированное уголовно-процессуальным законом. В вышеперечисленных случаях обязательно проведение именно данного вида исследования.

2. В деле могут иметься документы, отражающие результаты исследований по указанным в к.с. вопросам. Но если это исследование проведено вне уголовного процесса или на стадии возбуждения уголовного дела*(1090), а значит, без предупреждения эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК и без разъяснения ему прав и обязанностей, предусмотренных ст. 57 УПК, то обязанность назначения уголовно-процессуальной судебной экспертизы с органов дознания, предварительного следствия и суда не снимается.

3. Справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы*(1091). Так, к примеру, в уголовном деле о причинении вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, должно содержаться заключение судебно-медицинского эксперта о характере, степени тяжести и механизме образования вреда здоровью потерпевшего. Этот документ не может заменить акт судебно-медицинского исследования трупа последнего, который оформлен не в соответствии с положениями УПК *(1092) (см. также комментарий ст. 80 УПК).

4. Основаниями обязательного назначения судебной экспертизы являются:

а) доказательства, свидетельствующие о смерти или причинении вреда здоровью;

б) доказательства, вызывающие сомнение по поводу вменяемости обвиняемого (подозреваемого) или способности к моменту производства по делу самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

в) подозрение (обвинение) лица в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет;

г) доказательства, вызывающие сомнение в способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правдивые показания (из-за его психического или физического состояния);

д) отсутствие в деле доказательств, удостоверяющих возраст обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела.

5. Акт судебно-медицинского освидетельствования потерпевшего и допрос эксперта в судебном заседании без назначения судом судебно-медицинской экспертизы не равнозначны заключению судебно-медицинского эксперта*(1093).

6. Судебная экспертиза для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, должна быть назначена и тогда, когда в деле имеется копия заключения аналогичной судебной экспертизы, проведенной по другому уголовному делу, но в отношении этого же лица*(1094).

7. Сомнение по поводу вменяемости обвиняемого (подозреваемого) в момент совершения общественно опасного деяния или способности к моменту производства по делу самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве возникает, когда:

- он состоит на учете как лицо, страдающее психическим заболеванием;

- наличествуют данные о том, что лицу в прошлом оказывалась психиатрическая помощь (у него диагностировалось врачами психическое расстройство, ему оказывалась амбулаторная психиатрическая помощь, он помещался в психиатрический стационар, признавался невменяемым по другому уголовному делу, негодным к военной службе по состоянию психического здоровья и т.п.);

- есть сведения о нахождении его ранее на обучении в учреждении для лиц с задержкой или отставанием в психическом развитии;

- имеется информация о получении им в прошлом черепно-мозговых травм;

- странности в поступках и высказываниях лица, свидетельствующие о возможном наличии психического расстройства;

- его собственные высказывания об испытываемых им болезненных (психопатологических) переживаниях*(1095);

- имеются соответствующие заявления свидетелей*(1096);

- им совершено особо тяжкое преступление, к примеру, убийство с особой жестокостью, за совершение которого предусмотрена исключительная мера наказания - смертная казнь.

8. Наличие сомнений по поводу вменяемости обвиняемого в момент совершения общественно опасного деяния или способности к моменту производства по делу самостоятельно защищать свои права и законные интересы безусловно, если в деле имеется постановление о продлении срока предварительного следствия, где следователь (дознаватель и др.) указал на необходимость назначения судебно-психиатрической экспертизы в отношении обвиняемого*(1097).

9. При назначении судебно-психиатрической экспертизы на разрешение экспертов следует ставить вопросы, позволяющие выяснить характер и степень психического расстройства во время совершения предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, в ходе предварительного расследования или рассмотрения дела судом, установить, могло ли лицо в указанные периоды осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Перед экспертами следует ставить также вопросы и о том, связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него и других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда, нуждается ли такое лицо в применении принудительной меры медицинского характера и какой именно, а также может ли это лицо с учетом характера и степени психического расстройства лично осуществлять свои процессуальные права*(1098).

10. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. При этом перед экспертами должен быть поставлен вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста*(1099).

11. На практике судебно-психиатрическая экспертиза для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого проводится по всем делам о тяжком преступлении против личности. О ее назначении выносится специальное постановление. Как правило, первоначально назначается и производится амбулаторная судебная экспертиза. При невозможности в ходе последней дать заключение и при несогласии следователя (дознавателя и др.) или суда с заключением эксперта назначается стационарная судебно-психиатрическая экспертиза. В случае недостаточной ясности или полноты экспертного заключения может быть проведена дополнительная судебная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. При необоснованности заключения эксперта или сомнении в его правильности назначается повторная судебная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.