Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть вторая. Досудебное производство 43 страница



1. Мерами к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, не могут быть следственные действия. По приостановленному делу не должно производиться обысков, выемок, допросов. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами вместе с приостановлением предварительного расследования также приостанавливается.

2. Меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, - это розыскные действия следователя (дознавателя и др.), а также оперативно-розыскные и иные, обусловленные спецификой административно-властных полномочий действия органа дознания.

3. Розыскными действиями органа дознания могут быть: ознакомление с документацией, направление запросов, опрос и др.

4. Перечень оперативно-розыскных действий приведен в комментарии к ст. 41 УПК. Каждое из таковых, если оно преследует цель установления лица, совершившего преступление, может быть применено по приостановленному уголовному делу.

5. См. также комментарий ст. 185, 186, 208 УПК.

 

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

1. Розыск возможен не только лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Исходя из наименования и содержания к.с., а также из содержания ч. 1 ст. 46 УПК, закон позволяет объявить розыск лица:

а) в отношении действий (бездействия) которого возбуждено уголовное дело;

б) которое было задержано в соответствии со ст. 91 и 92 УПК, но совершило побег;

в) к которому была применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК, но обвинение не было предъявлено в связи с тем, что он скрылся от органов предварительного расследования (суда);

г) которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК.

2. Розыск обвиняемого, а тем более подозреваемого, не только можно, но и целесообразно объявлять ранее, чем будет закончен срок предварительного расследования.

3. Розыск можно объявлять, когда документально подтвержден факт неизвестности места нахождения подозреваемого или обвиняемого. Этими материалами могут быть копии отсылаемых подозреваемого или обвиняемому повесток, постановление о его принудительном приводе и ответ органа дознания о непроживании подозреваемого или обвиняемого по месту прописки (регистрации).

4. Вместе с постановлением о производстве розыска подозреваемого или обвиняемого (постановлением о приостановлении предварительного расследования) органу дознания направляются копии постановления о возбуждении уголовного дела (протокол задержания, постановление об избрании меры пресечения в порядке ст. 100 УПК), о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановления об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения и специальная справка, где отражаются данные о разыскиваемом и его связях.

5. См. также комментарий ст. 97, 108, 208, 209 УПК.

 

Статья 211. Возобновление приостановленного предварительного следствия

1. После приостановления предварительного расследования задачи уголовного процесса решаются иными способами и средствами. Следователь (дознаватель и др.) должен направлять запросы, осуществлять взаимодействие, производить розыскные, а часть органов дознания - и оперативно-розыскные меры, чтобы устранить обстоятельства, послужившие основанием к приостановлению расследования. Следственные действия по приостановленному делу производить нельзя.

2. Если возникла необходимость производства следственного действия или отпали основания (условия) приостановления производства по делу, следует вынести мотивированное постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания) и о возобновлении предварительного следствия (дознания). И только после этого либо в случае отмены постановления о приостановлении предварительного расследования руководителем следственного органа можно будет производить любые следственные действия и продолжать предварительное следствие (дознание) в общем порядке.

3. Постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания) и о возобновлении предварительного следствия (дознания) по форме очень похоже на постановление о приостановлении предварительного расследования и так же, как большинство других процессуальных документов, состоит из:

а) вводной части, в которой отражаются:

- наименование документа;

- город, день, месяц и год его составления;

- наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), принявшего решение о возобновлении предварительного расследования;

- номер уголовного дела и, как минимум, о совершении какого преступления в нем шла речь (пункт, часть, статья УК);

б) описательно-мотивировочной части, где указываются:

- фабула (краткое описание обстоятельств преступления - сущности обвинения или подозрения);

- обстоятельства, повлекшие приостановление предварительного следствия;

- дата его приостановления;

- основания приостановления и основания возобновления предварительного следствия;

- ссылка на конкретный пункт ч. 1 ст. 211 УПК, которыми следователь (дознаватель и др.) руководствовался, принимая это решение;

в) в резолютивной части фиксируются:

- само решение и номер уголовного дела;

- ходатайство об установлении в порядке ч. 6 ст. 162 УПК срока предварительного расследования*(1123);

- данные об уведомлении подозреваемого или обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей (процессуальное положение, фамилия и инициалы каждого из них) о принятом решении.

4. Законодатель возложил на следователя (дознавателя и др.) обязанность направлять прокурору копию постановления о приостановлении предварительного следствия, а также о возбуждении уголовного дела, так чтобы последний мог своевременно узнать об осуществляемом предварительном расследовании. С учетом этого мы бы рекомендовали направлять прокурору также и копию постановления об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия (дознания) и о возобновлении предварительного следствия (дознания).

5. Данным постановлением следователь (дознаватель и др.) принимает решение о возобновлении предварительного расследования и ходатайствует об установлении срока расследования. Надзирающий прокурор своей резолюцией устанавливает этот срок. Срок возобновленного предварительного расследования не может превышать один месяц с момента принятия следователем (дознавателем и др.) дела к своему производству. Обычно следователь (дознаватель и др.) возобновляет предварительное следствие (дознание) и принимает уголовное дело к своему производству одним и тем же постановлением, но можно составить и два разных постановления - одно о возобновлении предварительного расследования, в другом будет изложено мотивированное ходатайство об установлении срока расследования.

6. Реализуя предусмотренные ч. 1.1. к.с. полномочия, прокурор выносит мотивированное постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

7. Исходя из редакции ст. 37 УПК, у прокурора имеется право по своему мотивированному письменному запросу ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2.1 ст. 37 УПК). Но УПК не предоставил прокурору право истребовать материалы приостановленного уголовного дела для проверки. Поэтому возникает вопрос, если прокурор не получал материалов уголовного дела с постановлением о приостановлении предварительного следствия, вправе ли он отменить незаконное и (или) необоснованное постановление руководителя следственного органа или следователя о приостановлении предварительного следствия? И с какого момента следует исчислять установленный ч. 1.1. ст. 211 УПК срок, если незаконность и необоснованность постановления следователя выявлена после ознакомления с материалами уголовного дела в рамках реализации прокурором предусмотренного ч. 2.1 ст. 37 УПК его права, либо на основании анализа текста всего-навсего постановления о приостановлении предварительного следствия?

8. Думается, и в этом случае (пусть и по аналогии) следует соблюдать установленный ч. 1.1. ст. 211 УПК срок. Исчислять его следует с момента начала проверки законности и обоснованности постановления следователя (руководителя следственного органа) о приостановлении предварительного следствия. Причем, несомненно, право отменить незаконное и (или) необоснованное постановление руководителя следственного органа, следователя о приостановлении предварительного следствия у прокурора имеется и в случае не ознакомления его со всеми материалами уголовного дела, на основании анализа содержания одного лишь отменяемого постановления. Хотя мы бы рекомендовали прокурорам в каждом случае проверки законности и обоснованности искомого процессуального решения ознакомиться с материалами уголовного дела, по которому данное решение было принято, воспользоваться предоставленным им ч. 2.1. ст. 37 УПК правом.

9. См. также комментарий ст. 37, 148, 209 УПК.

 

Глава 29. Прекращение уголовного дела

 

Статья 212. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования

1. Предварительное расследование оканчивается прекращением уголовного дела при наличии оснований, перечень которых отражен в законе. Классифицировать их можно на шесть групп:

а) обстоятельства, которые являются одновременно основаниями отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения уголовного дела (перечислены в ст. 24 УПК);

б) основания прекращения уголовного преследования (ст. 27 и 28.1 УПК), за исключением непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК);

в) обстоятельства, дающие следователю (дознавателю и др.) право освободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности:

- примирение с потерпевшим (ст. 25 УПК);

- деятельное раскаяние (ст. 28 УПК);

- несовершеннолетие лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 427 УПК);

г) в соответствии с ч. 5 ст. 319 УПК одним из оснований прекращения уголовного дела следует признать примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК (ч. 2 ст. 20 УПК);

д) доказательства отсутствия для общества, себя или других лиц опасности, проистекающей со стороны лица, совершившего общественно опасное деяние, исходя из характера этого деяния и его психического расстройства лица (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК);

е) отсутствие согласия указанного в законе (не в УПК) органа (должностного лица) на привлечение лица к уголовной ответственности.

2. Основания, перечисленные в пункте "в", могут быть применены следователем только с согласия руководителя следственного органа, а дознавателем - с согласия прокурора.

3. В общей сложности уголовно-процессуальный закон предусматривает около 19 оснований прекращения уголовного дела (прекращения уголовного преследования).

4. Нереабилитирующие основания прекращения уголовного дела предусмотрены пп. 3, 4 ст. 24, ст. 25, 28, 28.1, 427, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК, а реабилитирующие - ч. 2 ст. 20, пп. 1-2, 5, 6 ст. 24, п. 1, 4-6 ч. 1 ст. 27 УПК. К числу реабилитирующих, кроме того, должны быть отнесены все основания, составляющих такой их вид, как отсутствие согласия указанного в законе органа (должностного лица) на привлечение в качестве обвиняемого. Основание, предусмотренное п. 2 ст. 27 УПК, может быть как реабилитирующим, так и нереабилитирующим.

5. См. комментарий ст. 5, 20, 24-28, 208, 439, 448 УПК.

 

Статья 213. Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования

1. Постановление о прекращении дела состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

2. Водная часть содержит:

- наименование документа;

- день, месяц, год и населенный пункт его составления;

- наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилию, инициалы следователя (дознавателя и др.), вынесшего постановление;

- наименование и номер дела.

3. В описательно-мотивировочной части постановления излагаются:

- обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

- пункт, часть, статья УК, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело;

- сущность дела (фабула), его уголовно-правовая квалификация;

- данные о лицах, подозревавшихся или обвинявшихся в совершении преступления;

- применявшиеся меры пресечения;

- установленные обстоятельства, послужившие основанием к прекращению дела, со ссылками на соответствующие листы дела и пункт, часть, статью уголовно-процессуального (уголовного, а иногда и иного) закона.

4. Здесь же упоминается о согласии обвиняемого на прекращение уголовного дела по данному основанию (если таковое требуется).

5. В резолютивной части постановления указываются:

- номер дела, формируется решение следователя (дознавателя и др.) о прекращении дела, судьбе вещественных доказательств, отмене меры пресечения, наложенного ареста на имущество, корреспонденцию, контроля и записи переговоров, получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров;

- сведения об отправлении прокурору копии данного постановления;

- сведения об отправлении (вручении) лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику копии постановления о прекращении уголовного дела;

- сведения об отправлении (по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК) копии постановления о прекращении уголовного дела в налоговый орган, направивший в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела;

- сведения о разъяснении потерпевшему и гражданскому истцу права предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства, если уголовное дело прекращается по основаниям, предусмотренным пп. 2-6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, пп. 2-6 ч. 1 ст. 27 и ст. 28 УПК;

- сведения о разъяснении потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям судебного и внесудебного порядка обжалования данного решения.

6. С уголовным делом, производство по которому прекращено, вправе ознакомиться уполномоченный по правам человека в РФ.

7. Под прокурором в данной статье подразумевается прокурор, надзирающий за исполнением законов данным лицом, производящим предварительное расследование.

8. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты о прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (п. 5 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

9. См. также комментарий ст. 24-28, 123-125, 239 УПК.

 

Статья 214. Отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования

1. Постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела и о возобновлении предварительного следствия (дознания) состоит из:

а) вводной части, в которой отражаются:

- наименование документа,

- город, день, месяц и год его составления,

- наименование следственного органа (органа прокуратуры), классный чин или звание, фамилия, инициалы руководителя следственного органа (прокурора), принявшего решение об отмене постановления о прекращении уголовного дела и о возобновлении предварительного следствия (дознания);

- номер уголовного дела;

б) описательно-мотивировочной части, где указываются:

- фабула (краткое описания обстоятельств преступления);

- обстоятельства, повлекшие прекращение предварительного следствия;

- дата его прекращения;

- основания отмены постановления о прекращении уголовного дела;

- ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 39 (п. 6 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 162, ст. 214 УПК, а в случае возобновления производства в соответствии со ст. 413 и 414 УПК - и на указанные статьи (пункт, часть ст. 413 УПК), которыми руководствовался руководитель следственного органа (прокурор), принимая данное решение;

в) резолютивной части.

2. В резолютивной части фиксируются:

- само решение (как об отмене постановления о прекращении уголовного дела, так и о его возобновлении) и номер уголовного дела;

- об установлении срока дополнительного предварительного расследования (до какого количества суток);

- решение и данные об извещении обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей (процессуальное положение, фамилия и инициалы каждого из них) о принятом решении.

3. Аналогична форма постановления об отмене прекращения уголовного преследования.

Изложение в постановлении об отмене незаконного или необоснованного решения руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, - обязательное требование к содержанию рассматриваемого процессуального документа.

Составленное прокурором постановление должно быть "незамедлительно", то есть в течение тех же суток направлено руководителю следственного органа.

Четырнадцати суточный срок принятия решения об отмене постановления руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а равно закрепленные в первом предложении ч. 1 к.с. требования к содержанию рассматриваемого постановления распространяются и на аналогичные ситуации по делам частного обвинения.

Заинтересованные лица, о которых идет речь во втором предложении ч. 1 к.с., это не только потерпевшие, таковыми могут быть любые иные лица, чьи права, свободы и (или) законные интересы затронуты проверяемым прокурором постановлением о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

4. До принятия решения о возобновлении производства по ранее прекращенному уголовному делу в соответствии со ст. 413 и 414 УПК прокурор согласно ст. 415 УПК, если в сообщении имеется ссылка на наличие обстоятельств, указанных в пп. 1-3 ч. 3 ст. 413 УПК, своим постановлением возбуждает производство ввиду вновь открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую проверку, истребует копию приговора и справку суда о вступлении его в законную силу.

5. Если в сообщении имеется ссылка на наличие обстоятельств, указанных в п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК, то прокурор выносит постановление о возбуждении производства ввиду новых обстоятельств и направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа для производства расследования этих обстоятельств и решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства. При расследовании новых обстоятельств могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке, установленном УПК.

6. По окончании проверки или расследования и при наличии основания возобновления производства по уголовному делу руководитель следственного органа на основании полномочий, предоставленных ему п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК, отменяет постановление о прекращении уголовного дела следователя и возобновляет по нему предварительного расследование. Аналогичное постановление дознавателя отменяется прокурором (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК). Им же возобновляется производство дознания.

7. При отсутствии оснований возобновления производства по уголовному делу прокурор своим постановлением прекращает возбужденное им производство (ч. 2 ст. 416 УПК). Об этом решении также доводится до сведения заинтересованных лиц. При этом им разъясняется право обжалования указанного постановления.

8. См. также комментарий ст. 24-28, 37, 125, 148, 211, 413, 414 УПК.

 

Глава 30. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору

 

Статья 215. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением

1. Правила к.с. распространяются не только на окончание предварительного следствия, но и на окончание дознания.

2. Уведомляя об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, следователь (дознаватель и др.) также составляет протокол, руководствуясь требованиями ст. 166, 167 УПК.

3. Уведомление указанных лиц может быть как каждого в отдельности, так и нескольких участников уголовного судопроизводства одновременно путем составления одного протокола.

4. Не противоречит закону выяснение на более раннем этапе, желают ли потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители знакомиться с материалами дела. На практике это происходит во время признания их гражданскими истцами, потерпевшими и т.п. На соответствующем постановлении последние пишут, хотят ли они знакомиться с материалами дела или нет по окончании предварительного расследования. Но даже собственноручный отказ от уведомления не снимает со следователя (дознавателя и др.) обязанности составить протокол уведомления об окончании следственных действий.

5. Закон не содержит требования объявлять об окончании следствия всем обвиняемым по делу одновременно, в связи с чем вполне допустимо выполнить требования к.с. в отношении одного обвиняемого, а спустя несколько дней - другого*(1124).

6. Составляемый в порядке ч. 1 к.с. протокол об окончании следственных действий включает следующие сведения:

- наименование документа;

- город, день, месяц и год его составления;

- наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя и др.), признавшего, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения;

- по окончании предварительного следствия ссылка на ст. 215 УПК, по окончании дознания - на ст. 225 УПК;

- перечень лиц (с указанием фамилии, имени и отчества, а применительно к защитнику - фамилии и инициалов, а также номера представленного им ордера), уведомляемых об окончании предварительного расследования;

- номер уголовного дела, по которому предварительное расследование окончено;

- разъяснение обвиняемому, что в соответствии со ст. 217 УПК он имеет право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя (при окончании дознания аналогичное предусмотренное ст. 225 УПК право разъясняется подозреваемому);

- процессуальное положение, фамилия и инициалы лиц, от которых поступили (не поступили) заявления, а также содержание самих заявлений;

- о лице, прочитавшем протокол;

- содержание замечаний к протоколу или указание на отсутствие таковых;

- процессуальное положение, фамилия и инициалы, а также удостоверяющие содержание протокола подписи лиц, которые уведомлялись об окончании предварительного расследования;

- ссылка на ст. 166 и 167 УПК.

7. Завершает протокол подпись следователя (дознавателя и др.).

8. Об уважительных причинах неявки см. комментарий ст. 56, 172 УПК.

9. См. также комментарий ст. 51, 166, 167, 216, 217 УПК.

 

Статья 216. Ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела

1. Потерпевшему и его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям материалы дела предъявляются только в том случае, если они ходатайствуют об этом. Не будет препятствием для дальнейшего производства по делу то обстоятельство, что указанные лица в назначенное время для ознакомления с материалами дела не явились, следователю (дознавателю и др.) о желании воспользоваться своим правом в другой день не сообщили, если они имели такую возможность.

2. Очередность ознакомления потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей законом не установлена. Следователь (дознаватель и др.) вправе придерживаться любой очередности, а равно знакомить нескольких участников уголовного процесса с содержанием уголовного дела одновременно. Ход и результаты ознакомления с материалами дела заносятся в протокол. Орган предварительного расследования разрешает заявленные при этом ходатайства.

3. Под документами, с которыми не вправе по окончании предварительного расследования знакомиться потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, подразумеваются:

- ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;

- постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве;

- постановление прокурора об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;

- досудебное соглашение о сотрудничестве.

4. В ч. 2 ст. 317.4 УПК не названо постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Соответственно с таковым лица, перечисленные в ч. 1 к.с., по окончании предварительного расследования по уголовному делу должны быть ознакомлены. Однако и в случае отказа в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве им не предоставляется возможность по окончании предварительного расследования ознакомиться с ходатайством о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, постановлением следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, так как они перечислены в перечне, указанном в ч. 2 ст. 317.4 УПК.

5. Возникает вопрос: потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители не вправе знакомиться с искомыми документами только, когда уголовное дело в отношении обвиняемого (подозреваемого) было выделено в отдельное производство, в случае возникновения угрозы безопасности обвиняемого? А по невыделенному уголовному делу, когда угрозы безопасности обвиняемому не существовало, и документы остались в основном уголовном деле, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители с ними также не вправе знакомиться? И последнее. Как обстоят дела с правом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей знакомиться с документами, указанными в ч. 2 ст. 317.4 УПК, в том случае, когда орган предварительного расследования не принимал по делу решения основанного на п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК?

6. Хотя, думается, законодатель внесением изменений в ч. 1 ст. 216 УПК хотел лишь обеспечить безопасность обвиняемого, а не сооружать искусственные преграды на пути состязательности в уголовном процессе, настоящая редакция рассматриваемой нормы права не дает альтернативы и, безусловно, запрещает по окончании предварительного расследования знакомить потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с ходатайством о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, постановлением следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, постановлением прокурора об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, досудебным соглашением о сотрудничестве, в каком бы они уголовном деле не содержались.

7. Данное правило действует вне зависимости от того, выносилось ли в процессе предварительного расследование постановление о хранении названных документов в опечатанном конверте или нет.

8. Почему законодатель запрещает знакомиться с документами, указанными в ч. 2 ст. 317.4 УПК, потерпевшему, гражданскому истцу и их представителям, еще понятно. Но почему гражданский ответчик и его представитель лишен такой возможности? Он же отнесен законодателем к той же стороне защиты, что и сам обвиняемый. Почему же у соучастников, против которых обвиняемый давал показания, в случае, когда уголовное дело не было выделено по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК, в отдельное производство, есть право знакомиться с искомыми документами, а у гражданского ответчика и его представителя нет? Представляется, законодатель несколько не последователен в этих своих правовых положениях. Какую-то логику в этом случае можно было бы проследить лишь в случае возложения законом на орган предварительного расследования обязанности выделения уголовного дела в каждом случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. Но пока такой обязанности нет. А это значит, что по ряду дел соответствующее решение может вообще не приниматься. Между тем запрет, введенный в ч. 1 ст. 216 УПК, будет распространяться и на эти уголовные дела.