Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть третья. Судебное производство 19 страница



18. В случае принятия решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суду надлежит разъяснить осужденному положения ч. 7 ст. 79 УК, а осужденному военнослужащему, кроме того, последствия нарушения им воинского правопорядка, о чем в резолютивную часть постановления и в протокол судебного заседания следует внести соответствующие записи.

19. В случае принятия судом решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания осужденный подлежит освобождению в порядке ч. 5 ст. 173 УИК РФ. Копию постановления суду надлежит незамедлительно направить в учреждение или орган, исполняющий наказание, а также в суд, постановивший приговор.

20. Положения ч. 1 к.с. не ограничивают право осужденного на обращение в суд с ходатайствами об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда (п. 3 ст. 397 УПК), о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (п. 5 ст. 397 УПК), об отмене условного осуждения и о снятии судимости (п. 7 ст. 397 УПК, ч. 1 ст. 74 УК).

21. Судам следует иметь в виду, что положение п. 2 ч. 1 к.с. не исключает право уполномоченных государственных органов и должностных лиц независимо от наличия ходатайства осужденного обращаться в суд с представлением о приведении вынесенного по уголовному делу приговора в соответствие с новым уголовным законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление (п. 13 ст. 397 УПК).

22. С учетом положений ч. 4 к.с. о том, что осужденный может осуществлять свои права с помощью адвоката, вопросы, связанные с исполнением приговора, могут рассматриваться судом по ходатайству адвоката*(1612).

23. Рекомендовать судам в целях усиления воспитательного воздействия на других осужденных рассмотрение ходатайств осужденных, их адвокатов и законных представителей об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и представлений администрации учреждений, органа, исполняющего наказание, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания производить с выездом в учреждения, исполняющие наказание*(1613).

24. В постановлении, принятом судом в порядке к.с., следует решать вопрос об определении размера и о распределении процессуальных издержек в соответствии со ст.ст. 131 и 132 УПК.

25. Суд вправе вынести частное постановление (определение), если при рассмотрении материалов по вопросам, связанным с исполнением приговора, будут выявлены обстоятельства, указанные в ч. 4 ст. 29 УПК*(1614).

26. См. также комментарий ст. 54, 132, 397, 398, 401, 427, 445 УПК.

 

Статья 400. Рассмотрение ходатайства о снятии судимости

1. Согласно ст. 86 УК лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

2. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

3. Вопрос о снятии судимости в соответствии со ст. 86 УК, исходя из положения ч. 1 к.с., разрешается районным (гарнизонным военным) судом, а также мировым судьей по уголовным делам, отнесенным к его подсудности, по месту жительства лица, отбывшего наказание, по ходатайству этого лица*(1615).

4. Входить в суд (к мировому судье) с представлениями о досрочном снятии судимости имеют право районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 14 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних).

5. Если по истечении не менее половины установленного испытательного срока осужденный военнослужащий доказал свое исправление, командование воинской части может ходатайствовать перед судом об отмене условного осуждения и снятии с него судимости.

6. Осужденному, доказавшему свое исправление примерным поведением до истечения испытательного срока, судья районного суда, а также мировой судья по делам, отнесенным к подсудности мирового судьи, может отменить условное осуждение и снять с него судимость по истечении не менее половины установленного испытательного срока.

7. Судья, установив, что осужденный, которому судом было отказано в снятии судимости, обратился с повторным ходатайством ранее срока, установленного ч. 5 к.с., выносит постановление об отказе в принятии ходатайства и возвращает его лицу, отбывшему наказание*(1616).

 

Статья 401. Обжалование постановления суда

1. Исходя из положений ч. 4 ст. 7 УПК постановление судьи, вынесенное по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением приговора, должно быть законным, обоснованным и мотивированным. С учетом того, что в установленном главой 47 УПК порядке суд решает, в частности, вопросы замены, назначения или смягчения наказания, освобождения от отбывания наказания, постановление судьи должно отвечать и требованию справедливости*(1617).

2. В ч. 1 к.с. не определен круг лиц, уполномоченных обжаловать постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора. Таковыми, как минимум, могут быть осужденный (лицо, в отношении которого рассматривалось ходатайство о снятии судимости) и его защитник.

3. В УПК отсутствуют положения, в которых было бы закреплено право обжалования рассматриваемого постановления представителем учреждения, исполняющего наказание, или компетентного органа, по представлению которого разрешался вопрос, связанный с исполнением наказания.

4. Должностное лицо учреждения или органа, исполняющего наказание, может быть представителем в суде при наличии доверенности от начальника этого учреждения или органа, исполняющего наказание. Однако такое должностное лицо не вправе обжаловать постановление судьи в кассационном или надзорном порядке, так как в соответствии с законом (гл. 43, 45, 48 УПК) право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, его законному представителю, адвокату и прокурору*(1618).

5. В соответствии с ч. 1 ст. 396 УПК вопросы, изложенные в п.п. 1, 2, 9, 10, 11, 14, 15, 16 и 20 ст. 397 и в ст. 398 УПК, разрешаются судом, постановившим приговор. Указанные вопросы могут решаться мировыми судьями, если ими постановлен приговор. Решения федеральных судов общей юрисдикции по вопросам, связанным с исполнением приговора, с учетом положений ст.ст. 401, 402 и 413 УПК могут быть обжалованы в порядке, установленном главами 43, 45 и 48 УПК, а решения мировых судей, кроме того, - в апелляционном порядке (глава 44 УПК)*(1619).

6. Положения, сформулированные в ч. 2 к.с. имеют целью предотвращение исполнение не вступившего в силу судебного решения. Напоминаем, внесение прокурором представления на постановление суда не дает возможности последнему вступить в законную силу по истечению срока на его обжалование. Постановление вступит в законную силу, если останется в силе после проверки его законности и обоснованности кассационной (апелляционной) инстанцией.

7. См. также содержание и комментарий ст. 354-360, 373-375, 401 УПК.

 

Раздел XV. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда

 

Глава 48. Производство в надзорной инстанции

 

Статья 402. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда

1. Вступившие в законную силу решения суда имеют общеобязательный характер и подлежат точному и неуклонному исполнению. Однако и эти решения могут быть проверены вышестоящим судом на предмет их законности и обоснованности в случае наличия сомнений в их правосудности в особом порядке, именуемом надзорным производством. Надзорной инстанцией могут быть проверены также решения, вынесенные в порядке кассационного и даже надзорного производства нижестоящим судом.

2. Если пересмотр не вступивших в законную силу приговоров судом кассационной инстанции считается обычной стадией процесса, то их пересмотр в надзорной инстанции является исключительной стадией уголовного судопроизводства. Такая оценка этой стадии обусловлена тем, что устранение нарушений закона здесь осуществляется уже после вступления пересматриваемого решения суда в законную силу.

3. В соответствии с требованиями ст. 123, ч. 2 ст. 125, ч. 2 ст. 127 УПК и к.с. вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть обжалованы: подозреваемым, обвиняемым, осужденным, оправданным, лицом, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, лицом, уголовное дело в отношении которого прекращено, их защитниками, представителями или законными представителями, потерпевшим, его законным представителем или представителем, гражданским истцом и гражданским ответчиком, их представителями (в части, касающейся гражданского иска), прокурором, частным обвинителем, а также иными лицами в той части, в которой судебное решение затрагивает их интересы.

4. Лица, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, вправе лично инициировать рассмотрение вопроса об изменении и прекращении применения указанных мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения*(1620).

5. См. также комментарий ст. 54, 108, 109, 401, 406, 407 УПК.

 

Статья 403. Суды, рассматривающие надзорные жалобу или представление

1. Производство в надзорной инстанции осуществляется с соблюдением установленного к.с. требования инстанционности, в соответствии с которым надзорные жалоба или представление, равно как и уголовное дело, вначале рассматриваются в нижестоящем, а затем в вышестоящем суде надзорной инстанции. При этом по смыслу ст. 406 УПК предварительное производство по жалобе или представлению в каждой надзорной инстанции осуществляется в два этапа: вначале ходатайство рассматривается судьей, а затем, если в удовлетворении жалобы или представления отказано, постановление судьи может быть проверено лицом, указанным в ч. 4 ст. 406 УПК. В связи с этим надзорные жалоба или представление могут быть приняты к производству судьи вышестоящего суда лишь в тех случаях, когда постановлением судьи нижестоящего суда надзорной инстанции в удовлетворении жалобы или представления отказано и председатель этого суда, проверив постановление судьи по жалобе или представлению, согласился с решением судьи либо когда состоялось решение этого суда, вынесенное в порядке, установленном ст. 407, 408 УПК.

2. Постановление судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вынесенное в порядке исполнения приговора, вне зависимости от того, судом какого уровня был постановлен приговор, может быть пересмотрено в порядке надзора только с соблюдением инстанционности, установленной к.с., то есть сначала постановление может быть обжаловано в президиум соответствующего верховного суда республики, краевого, областного или равного им суда, затем в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ (Военную коллегию Верховного Суда РФ) и лишь после этого в Президиум Верховного Суда РФ.

3. Надзорные жалоба или представление, в которых одновременно обжалуются приговор и постановление судьи, вынесенное в порядке исполнения приговора, подлежат рассмотрению судом надзорной инстанции, правомочным пересматривать приговор, вне зависимости от того, судьей какого районного суда (этого же или другого субъекта Российской Федерации) выносилось решение в порядке исполнения приговора.

4. Если при изучении поступивших в Верховный Суд РФ надзорных жалобы или представления, в которых ставится вопрос о пересмотре приговора и последующих судебных решений, включая и постановление судьи, вынесенное в порядке исполнения приговора, судья Верховного Суда РФ установит наличие правовых оснований для пересмотра только постановления судьи, вынесенного в порядке, предусмотренном гл. 47 УПК, он возбуждает надзорное производство и передает ходатайство на рассмотрение суда надзорной инстанции, правомочного пересматривать данное постановление. При этом жалобу или представление в той части, в которой ставится вопрос о пересмотре приговора, судья оставляет без удовлетворения.

5. Поступившие в Верховный Суд РФ надзорные жалоба или представление, в которых ставится вопрос только о пересмотре постановления судьи районного суда (гарнизонного военного суда), вынесенного в порядке исполнения приговора, судья Верховного Суда РФ передает на рассмотрение в соответствующий нижестоящий суд надзорной инстанции, если ранее они не являлись предметом рассмотрения в этом суде.

6. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 125, ч. 2 ст. 127 и к.с. в порядке надзора может быть пересмотрено вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное как в ходе судебного, так и в ходе досудебного производства по уголовному делу.

7. В силу конституционного положения, закрепленного в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении правосудия, в том числе и со стороны вышестоящих судебных инстанций, является недопустимым. В связи с этим вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные в ходе досудебного производства, могут быть пересмотрены в порядке надзора лишь до передачи уголовного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

8. При отсутствии в президиуме правомочного состава суда председательствующий обязан снять дело с рассмотрения и направить жалобу или представление (вместе с уголовным делом, если оно было истребовано) на рассмотрение в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ или в Военную коллегию Верховного Суда РФ.

9. В тех случаях, когда рассмотрение уголовного дела в отношении одних осужденных (оправданных, лиц, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, лиц, в отношении которых уголовное дело прекращено) входит в компетенцию нижестоящей, а в отношении других - в компетенцию вышестоящей надзорной инстанции, уголовное дело подлежит рассмотрению вышестоящей надзорной инстанцией в отношении всех лиц, о которых было принято решение о возбуждении надзорного производства, а также в отношении лиц, уголовное дело в отношении которых проверяется в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 410 УПК*(1621).

 

Статья 404. Порядок принесения надзорных жалобы или представления

1. По форме и содержанию надзорные жалоба и представления (ходатайства) должны быть такими же, как и кассационные жалоба и представление.

2. Под заявителем, о котором идет речь в п. 3 ч. 2 к.с., понимается подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель (законный представитель) прокурор, а также гражданский истец или его представитель (законный представитель), гражданский ответчик или его представитель.

3. См. также содержание и комментарий ст. 375, 403 УПК.

 

Статья 405. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора

1. Увеличение размера взыскания по гражданскому иску, вызывающее необходимость изменения квалификации преступления либо содержания обвинения в сторону, ухудшающую положение осужденного, допустимо только при пересмотре обвинительного приговора в случае, предусмотренном ч. 2 к.с.

2. Поскольку пересмотр судебного решения в порядке надзора в сторону ухудшения положения осужденного, оправданного или лица, дело в отношении которого прекращено, допускается только по жалобе потерпевшего (его законного представителя, представителя) и (или) по представлению прокурора, суд вправе вынести определение (постановление), ухудшающее положение осужденного, оправданного или лица, дело в отношении которого прекращено, лишь по тому правовому основанию, которое указано в жалобе или представлении, при условии, что это основание отвечает критериям фундаментального нарушения, сформулированным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. N 5-П, и в сроки, указанные в постановлении*(1622).

3. При этом суд не вправе принять решение, ухудшающее положение осужденных, в отношении которых жалоба или представление по этим мотивам не были принесены*(1623).

4. В целях недопущения ухудшения положения осужденного при пересмотре постановления о приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом суду надзорной инстанции следует учитывать изменения, внесенные в приговор в кассационном и (или) надзорном порядках.

5. О понятии "более тяжкое преступление" см. комментарий ст. 360 УПК.

6. См. также комментарий ст. 380, 406, 410 УПК.

 

Статья 406. Порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления

1. 30-суточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий ст. 128 УПК).

2. По смыслу ч. 1 к.с. в установленный ею срок не включается время, связанное с истребованием уголовного дела.

3. При решении вопроса об истребовании уголовного дела в порядке, предусмотренном ч. 2 к.с., следует исходить из того, что дело должно быть истребовано в каждом случае, когда возникают сомнения в законности, обоснованности и справедливости приговора, законности и обоснованности определения или постановления.

4. Лица, правомочные рассматривать ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, не вправе допускать отказ в истребовании уголовных дел, если содержащиеся в жалобе или представлении доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в судебных документах.

5. Решение о возбуждении надзорного производства без истребования уголовного дела может быть принято в тех случаях, когда нарушения, влекущие пересмотр приговора или иного судебного решения, усматриваются из судебных решений и иных материалов, прилагаемых к жалобе или представлению (дело рассмотрено незаконным составом суда, осужденный не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, истекли сроки давности уголовного преследования и т.п.). В любом случае суд надзорной инстанции не вправе рассматривать жалобу или представление без истребования уголовного дела*(1624).

6. Истребованные для проверки в порядке надзора дела должны высылаться не позднее следующего дня после получения запроса*(1625).

7. Высший орган судебной власти государства обращал внимание на то, что пересмотр судебного решения в порядке надзора допускается лишь при наличии правовых оснований, предусмотренных ст.ст. 379, 409 УПК. Если же сомнения в законности и обоснованности судебного решения связаны с обстоятельствами, которые не были известны суду и обнаружены после вступления соответствующего приговора, определения или постановления в законную силу, вопрос о пересмотре такого решения может быть разрешен только в порядке производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Если при указанных обстоятельствах принесены жалоба или представление в порядке надзора и по ним ошибочно принято решение о возбуждении надзорного производства и передаче ходатайства на рассмотрение суда надзорной инстанции, суд оставляет их без рассмотрения и прекращает надзорное производство.

8. Если надзорное производство возбуждено по ходатайству одного из субъектов обжалования, например, осужденного, то его дополнительная жалоба, а также ходатайства других субъектов обжалования (защитника, потерпевшего, прокурора и др.), внесенные в отношении этого же осужденного по тем же или иным правовым основаниям после принятия решения о возбуждении надзорного производства, вне зависимости от того, является это ходатайство первичным или повторным, передаются судьей на рассмотрение суда надзорной инстанции без вынесения соответствующего постановления. При этом по каждой жалобе или представлению, которые переданы на рассмотрение суда надзорной инстанции, должны быть выполнены требования ч. 2 ст. 407 УПК.

9. Уголовно-процессуальный закон обязывает судью-докладчика излагать мотивы возбуждения надзорного производства при рассмотрении уголовного дела в суде надзорной инстанции (ч. 4 ст. 407 УПК). В связи с этим при принятии процессуального решения о возбуждении надзорного производства в постановлении необходимо указывать, в чем именно заключается нарушение, допущенное в предыдущем судебном разбирательстве, повлияло или могло повлиять данное нарушение на законность, обоснованность и справедливость оспариваемого судебного решения. При этом судья, принимая решение о возбуждении надзорного производства, не вправе в данном постановлении предрешать выводы суда надзорной инстанции.

10. Лица, наделенные к.с. правом рассмотрения надзорных жалобы или представления, руководствуясь ст. 6 и ч. 1 ст. 410 УПК, вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме в отношении лица, о котором ставится вопрос о пересмотре судебного решения.

11. Если при изучении надзорных жалобы или представления, материалов уголовного дела (если оно было истребовано) и дополнительно представленных материалов будет установлено, что по делу допущены нарушения, на которые не указывается в жалобе или представлении, но их устранение повлечет улучшение положения осужденного, оправданного либо лица, уголовное дело в отношении которого прекращено, названные в к.с. лица обязаны возбудить надзорное производство.

12. Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, председатель верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, председатель окружного (флотского) военного суда по смыслу к.с. во взаимосвязи с положениями ст. 15 УПК вправе реализовать свои процессуальные полномочия в надзорном производстве лишь в случае внесения в суд надзорной инстанции жалобы или представления, в которых оспаривается правильность выводов судьи, решением которого в их удовлетворении было отказано. При этом рассмотрению подлежат как жалоба или представление, оставленные ранее судьей без удовлетворения, так и жалоба или представление, в которых оспаривается решение судьи, при условии, что они отвечают требованиям ст. 375 УПК.

13. Если лицо, указанное в ч. 4 к.с., не усматривает оснований для отмены постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления, оно письменно извещает об этом лицо, ходатайствующее о пересмотре судебного решения. Вынесения процессуального решения в данном случае закон не требует.

14. Лицо, обратившееся в суд надзорной инстанции с ходатайством о пересмотре судебного решения, вступившего в законную силу, вправе отозвать надзорные жалобу или представление до начала их рассмотрения судом. Если заявление об отзыве поступит до принятия решения о возбуждении надзорного производства, то судья возвращает жалобу или представление лицу, внесшему их в суд надзорной инстанции. В случае, когда заявление поступит после принятия решения о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции, соответствующий суд выносит постановление (определение) о прекращении надзорного производства в связи с отзывом жалобы или представления.

15. Решение суда о прекращении надзорного производства по указанному основанию является обстоятельством, препятствующим тому же лицу повторно обратиться в тот же суд надзорной инстанции с жалобой или представлением по тем же правовым основаниям*(1626).

16. См. также комментарий ст. 403 УПК.

 

Статья 407. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

1. Надзорной инстанцией может быть рассмотрено только уголовное дело. Его не может заменить приговор и кассационное определение. Если уголовное дело утеряно, уничтожено или похищено, его необходимо восстановить*(1627).

2. Имея в виду, что согласно закону участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в порядке надзора является обязательным, судам надлежит своевременно извещать о дне слушания дела соответствующего прокурора. В случае его неявки рассмотрение дела должно быть отложено.

3. По мнению высшего органа правосудия нашего государства, ненадлежащее уведомление осужденного о дате рассмотрения его надзорной жалобы является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 379 УПК влечет отмену вынесенного постановления*(1628).

4. 15-суточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий ст. 128 УПК).

5. Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 37-ФЗ "О внесении изменения в статью 407 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" были расширены, а главное более детализированы права лиц, имеющих возможность принять участие в судебном заседании суда надзорной инстанции в уголовном процессе. Таковыми согласно закону являются субъекты, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом.

6. До введения в действие настоящего закона это право было предоставлено заявившим ходатайство об участии в судебном заседании суда надзорной инстанции прокурору, а также осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, иным лицам, "чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением". Сейчас союз "или" заменен двумя союзами "и (или)". Тем самым законодатель указал на то, что в рассматриваемом судебном заседании указанные субъекты уголовного процесса, а равно лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, вправе участвовать и тогда, когда их интересы затронуты и жалобой, и представлением одновременно. Значение данного уточнения понятно, однако на практике оно вряд ли что изменило. Ведь когда интересов лица непосредственно касается жалоба и представление, несомненно, они затронуты и отдельно, к примеру, жалобой. Соответственно и до нововведения указанное в ч. 2 ст. 407 УПК лицо имело возможность принять участие в судебном заседании суда надзорной инстанции, если заявляло соответствующее ходатайство.

7. Если уж законодатель захотел сделать формулировку ч. 2 ст. 407 УПК более точной, то и союз "и" между словами "защитники" и "законные представители" ему следовало заменить двумя союзами "и (или)". Ведь, несомненно, в судебном заседании прокурор, а также осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники вправе принять участие и тогда, когда законные представители не изъявили такого желания, то есть без участия в нем законных представителей.

8. Итак, о времени, дате и месте проведения судебного заседания суда надзорной инстанции должны быть оповещены "прокурор, а также осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой и (или) представлением", если они заявили ходатайство об участии в таковом.

9. Под прокурором здесь понимается, прокурор, осуществлявший надзор за деятельностью органов предварительного расследования. Осужденный, как известно, - это лицо, в отношении которого вынесен обвинительный, а оправданный - оправдательный приговор (ч. 2 ст. 47 УПК). Защитник может быть как у осужденного (оправданного)так и у лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. Под защитником в данном случае понимается физическое лицо, осуществляющее в установленном УПК и иным законодательством РФ порядке защиту прав и (или) законных интересов обвиняемого, лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, путем оказания ему юридической помощи в уголовном процессе.

10. Правила ч. 2 ст. 407 УПК распространяются на статус защитника и тогда, когда на момент подачи надзорной жалобы (представления) у осужденного (оправданного), лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, такового не было. Суд надзорной инстанции обязан удовлетворить ходатайство обвиняемого, лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, об обеспечении участия в уголовном деле адвоката для защиты его интересов в суде надзорной инстанции*(1629). По смыслу ст. 16, 49, 50 УПК приглашение, назначение, замена защитника и оплата его труда в отношении осужденного осуществляются по тем же правилам, что и в отношении подозреваемого, обвиняемого, а обязанность по обеспечению участия защитника возлагается не только на суды первой и второй инстанций, но и на суд надзорной инстанции*(1630). Адвокат, с которым осужденный (оправданный), лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, или от его лица иной человек заключил соглашение о защите обвиняемого либо лица, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в суде надзорной инстанции, наделяется статусом защитника и соответственно правами, предусмотренными ч. 2 ст. 407 УПК, после предъявления им ордера на исполнение поручения и удостоверения адвоката.

11. Вместе с тем на суд не возложено обязанности обеспечить осужденному бесплатную юридическую помощь для подготовки надзорной жалобы, а также для участия в предварительной процедуре рассмотрения надзорных жалоб и представлений (ст. 406 УПК). На этом этапе судебное производство по уголовному делу, завершенному вступившим в законную силу приговором, ведется в особом порядке (без вызова сторон, без проведения судебного заседания). При таком правовом регулировании соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий прав осужденного должно во всяком случае обеспечиваться на этапе рассмотрения дела по существу судом надзорной инстанции.