Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Часть четвертая. Особый порядок уголовного судопроизводства 7 страница



12. Председателем Счетной палаты является гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, назначенный на эту должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

13. Заместитель председателя Счетной палаты - это гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов назначенный на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст. 5 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").

14. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения (ст. 6 Федерального закона "О счетной палате Российской Федерации").

15. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты, назначенный на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

16. Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, о котором идет речь в к.с., именуется Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1 Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи").

17. Кандидат в Президенты РФ - это лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Президента РФ.

18. О понятии "прокурор" см. содержание и комментарий п. 31 ст. 5 и ст. 37 УПК.

19. О понятии "руководитель следственного органа" см. содержание и комментарий ст. 5, 39 УПК.

20. О понятии "следователь" см. содержание и комментарий ст. 38 УПК.

21. Адвокат - это лицо, получившее в установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокатом может стать лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо прошедшее стажировку в адвокатском образовании от 1 года до 2 лет после сдачи квалификационного экзамена. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ (ч. 1 ст. 2, ч. 1 и 3 ст. 9, ч. 1 ст. 28 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

22. Избирательной комиссией, о которой идет речь в п. 9 ч. 1 к.с., признается коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Соответственно комиссия референдума - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума (пп. 21 и 38 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

23. Положения настоящей главы в определенной степени применяются не только применительно к лицам, перечисленным в к.с., но и в отношении:

- зарегистрированных кандидатов, то есть лиц, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

- инспекторов Счетной палаты при выполнении ими служебных обязанностей (ч. 3 ст. 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").

24. См. также комментарий ст. 150, 151 УПК.

 

Статья 448. Возбуждение уголовного дела

1. Если с соблюдением указанных в к.с. правил возбуждено уголовное дело в отношении конкретного должностного лица, перед вынесением постановления о привлечении его в качестве обвиняемого с той же или улучшающей его положение квалификацией вновь получать согласие указанных в к.с. лиц не требуется. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого в такой ситуации может вынести следователь Следственного комитета РФ в соответствии с установленной подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК подследственностью.

2. В к.с. закреплены дополнительные гарантии обеспечения независимости отдельных категорий должностных лиц в нашем государстве. Между тем здесь перечислены не все предусмотренные законом гарантии. Наличие определенных требований к порядку возбуждения уголовного дела и привлечению к уголовной ответственности в УПК не делает юридически ничтожными положения других действующих в настоящее время законов, в которых еще до принятия УПК были предусмотрены другие обязательные условия принятия данных процессуальных решений. Именно поэтому в настоящее время соблюдению подлежат как положения УПК, так и других действующих нормативных правовых актов.

3. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности (ч. 6 ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ").

4. Применительно к порядку привлечения судьи Конституционного Суда РФ к уголовной ответственности в законе закреплено дополнительное правило. Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности, в том числе и после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями (ч. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

5. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"). Соответственно, прежде чем вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого председателя Счетной палаты, председатель Следственного комитета РФ должен получить согласие на это от Государственной Думы Федерального Собрания РФ; для привлечения в качестве обвиняемого заместителя председателя Счетной палаты согласие получается от Совета Федерации Федерального Собрания РФ; согласие на привлечение к уголовной ответственности аудитора Счетной палаты испрашивается у той палаты Федерального Собрания РФ, которая его назначила в Счетную палату на должность.

6. Статусом неприкосновенности, хотя и временным, в Счетной палате обладает также инспектор Счетной палаты. Без согласия Коллегии Счетной палаты он не может быть привлечен к уголовной ответственности в дни, когда им выполняются служебные обязанности (ч. 3 ст. 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации). Возбудить же с соблюдением требований ст. 146 УПК уголовное дело в отношении действий данного должностного лица вправе любой следователь (дознаватель и др.), которому подведомственно преступление, признаки которого обнаружены в совершенном инспектором Счетной палаты деянии. Если Коллегия Счетной палаты дала на то согласие, постановление о привлечении его в качестве обвиняемого выносит тот орган предварительного расследования, которому подследственно совершенное инспектором Счетной палаты преступление.

7. Пунктами 13 и 14 ч. 1 к.с. предусмотрены дополнительные гарантии неприкосновенности зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичными правами наделены и все иные зарегистрированные кандидаты на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления. В отношении таковых уголовное дело может быть возбуждено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

8. По правилу ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" постановление о привлечении в качестве обвиняемого зарегистрированного кандидата в депутаты в выборный орган местного самоуправления, на должность выборного должностного лица местного самоуправления может быть вынесено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов). Однако следует помнить, что на территории муниципального образования такой кандидат может быть привлечен к уголовной ответственности только с согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

9. Содержащаяся в п. 12 к.с. гарантия неприкосновенности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также члена комиссии референдума с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса закреплена также в ч. 18 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

10. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора к уголовной ответственности (ч. 9 ст. 12 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

11. В соответствии с п. 13 ч. 1 к.с. зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия на то Председателя Следственного комитета РФ. Согласно же ч. 3 ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", давая такое согласие, Председатель Следственного комитета РФ обязан известить об этом Центральную избирательную комиссию РФ.

12. Без выполнения указанных в к.с. и других предусмотренных законом условий постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого в отношении конкретного должностного лица вынесено быть не может.

13. Десяти- (трех-) суточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий ст. 128 УПК).

14. Требования к.с. действуют при возбуждении уголовного дела в отношении категории лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам. Причем к.с. не содержит положений, которые обязывали указанных в ней должностных лиц в таком же порядке принимать и решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Соответственно решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении, к примеру, федерального судьи, должно приниматься в соответствии с требованиями ст. 144, 145 УПК, а не к.с.*(1751)

15. См. также комментарий ст. 24, 144, 145, 147, 171, 318, 447 УПК.

 

Статья 449. Задержание

1. Исходя из содержания к.с., не все должностные лица, обладающие статусом процессуальной неприкосновенности, могут распространить его на институт задержания в порядке ст. 91 и 92 УПК.

2. Даже после установления их личности не подлежат освобождению задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 91 и 92 УПК: кандидат на должность Президента РФ, следователь, адвокат; а также депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, когда они находятся не на территории муниципального образования, члены избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидат на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, кандидат на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта РФ, предусмотренном Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ и избираемом непосредственно гражданами, инспектор Счетной палаты и не находящиеся на территории муниципального образования зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Между тем неприкосновенность должностных лиц применительно к институту задержания урегулирована не только УПК, а по некоторой категории лиц вообще не УПК, а другими нормативными правовыми актами.

4. Так, в УПК ничего не сказано об ограничении задержания такой категории граждан, как зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования.

5. Зарегистрированные кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления; зарегистрированные кандидаты на должность выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны в порядке ст. 91 и 92 УПК без получения на то согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

6. Закрепленная в к.с. обязанность следователей (органов дознания и т.п.) немедленно освобождать указанных здесь задержанных должностных лиц сразу после установления их личности дублируется и уточняется в других законах.

7. Так, в соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления) без получения согласия на то соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

8. Под задержанием на месте совершения преступления понимается п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК, то есть правила к.с., а также иных упоминаемых здесь законов не распространяются на лицо, застигнутое при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

9. Судья ни при каких обстоятельствах не может быть задержан. Задержанный по подозрению в совершении преступления он после установления его личности должен быть немедленно освобожден (ч. 5 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). Это правило распространяется и на присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

10. Уполномоченный по правам человека в РФ не может быть задержан без согласия Государственной Думы, также за исключением случаев задержания на месте преступления (ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

11. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату (ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").

12. В случае же задержания уполномоченного по правам человека в РФ на месте преступления должностное лицо, осуществившее задержание, должно немедленно уведомить об этом Государственную Думу, которая обязана принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание уполномоченный по правам человека в РФ немедленно освобождается (ч. 2 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

13. Не допускаются задержание прокурора, Председателя Следственного комитета РФ, заместителя Председателя Следственного комитета РФ, руководителя подразделения центрального аппарата Следственного комитета РФ, их первых заместителей и заместителей, руководителя главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела и следственного отделения, их первых заместителей и заместителей, руководителя подразделения аппарата главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела и их заместителей, следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, следователя-криминалиста и (или) старшего следователя-криминалиста следственного органа Следственного комитета РФ, за исключением случаев задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п.п. 3 и 4 ст. 4, ч. 3 ст. 29 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации).

14. Освобождение указанных в к.с. (в иных анализируемых здесь нормативных правовых актах) лиц оформляется постановлением лица, оформившего ранее протокол их задержания, если таковой уже был составлен. Постановления об освобождении не требуется, когда дознаватель (следователь и т.п.) установил личность заподозренного до оформления протокола задержания лица в порядке ст. 91 и 92 УПК.

15. См. также комментарий ст. 91, 447 УПК.

 

Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

1. До возбуждения уголовного дела ни одно из действий, о которых идет речь в к.с., произведено быть не может.

2. Положения, содержащиеся в к.с., несколько конкретизируются и развиваются иными законами. Так, неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ").

3. Депутату законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий (ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

4. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений) (ч. 1 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

5. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

- в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству председателя Следственного комитета РФ;

- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству председателя Следственного комитета РФ (ч. 6 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

6. Осуществление в отношении судьи следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с нарушением его неприкосновенности (в том числе осуществляемых в соответствии с УПК не иначе как на основании судебного решения), допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

- в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;

- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (ч. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

7. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (ч. 5 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

8. Исходя из редакции п. 5 к.с., когда в отношении должностного лица не возбуждено уголовное дело и он не привлечен в качестве обвиняемого, решение о производстве процессуального (следственного) действия, осуществляемого в соответствии с УПК не иначе как на основании судебного решения, принимается в отношении Генерального прокурора РФ, Председателя Следственного комитета РФ - с согласия коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ.

9. После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу следственные действия в отношении судьи производятся в общем порядке (ч. 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

10. Правила избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий в отношении судьи в полной мере касаются и присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия (ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

11. Уполномоченный по правам человека в РФ в течение всего срока его полномочий не может быть без согласия Государственной Думы подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность уполномоченного по правам человека в РФ распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

12. Уполномоченному по правам человека в РФ предоставлено право отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей (ч. 2 ст. 24 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

13. Председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть арестованы без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").

14. Частью 2 ст. 42 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не допускаются привод прокурора, а ч. 3 ст. 29 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" - Председателя Следственного комитета РФ, заместителя Председателя Следственного комитета РФ, руководителя подразделения центрального аппарата Следственного комитета РФ, их первых заместителей и заместителей, руководителя главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела и следственного отделения, их первых заместителей и заместителей, руководителя подразделения аппарата главного следственного управления, следственного управления, следственного отдела и их заместителей, следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, следователя-криминалист и (или) старшего следователя-криминалиста следственного органа Следственного комитета РФ.

15. В ч. 4.1 к.с. закреплены дополнительные гарантии неприкосновенности зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичными правами наделены и все иные зарегистрированные кандидаты на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении такого зарегистрированного кандидата может быть возбуждено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ (соответственно уровню выборов) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

16. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления не может быть на территории муниципального образования арестован без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к нему только по постановлению суда (ч. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления).

17. При даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении кандидата на должность Президента РФ (ч. 6 ст. 42 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации") и (или) депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ч. 3 ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") Председатель Следственного комитета РФ немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.