Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Цели и задачи дисциплины



Целью программы, таким образом, является представление не застывшей, жесткой точки зрения, а лишь актуальной картины определенной развивающейся области педагогики, с ее практикой и теорией, рассмотрение определенных современных тенденций, изменений и сопоставление с более ранними формулировками и в каком-то отношении, с взглядами, которых придерживаются педагоги других ориентаций, то есть формирование педагогической направленности мышления будущего специалиста.

Достигнуть данную цель можно, при условии решения следующих задач:

· усвоения основных понятий педагогики (воспитание, образование, обучение, личность, социализация, развитие и др.);

· ознакомления с наиболее значительными современными педагогическими теориями и идеями;

· умения теоретически обоснованно описывать и объяснять реальные педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи;

· овладения алгоритмом решения педагогических задач;

· приобретения навыков самостоятельной работы с педагогическим текстом и научной литературой;

· знакомстве с важнейшими нормативными документами о школе и образовании;

· приобретения первоначальных навыков профессиональной рефлексии (самооценки).

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня:

· первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях, семинарских и лабораторно – практических занятиях;

· второй уровень – самостоятельная работа студентов (СРС), в ходе которой он прослеживает связь педагогической теории и практики, формируется готовность к будущей педагогической деятельности.

Другими словами, овладевая базовым элементом педагогического знания, студент должен научиться:

· выявлять, описывать, и объяснять педагогические факты, явления и процессы реальной жизни;

· самостоятельно пополнять педагогические знания;

· формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки).

Студент должен обладатьследующими компетенциями:

− владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

− способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК–9);

− способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК–1);

− готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК–2);

− способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК–3);

− готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК–7);

 

При подготовке к занятию студент отрабатывает понятийный аппарат темы – в этом вам поможет чтение указанной литературы, а также знакомство с опорной схемой соответствующей лекции. Готовясь к предстоящему занятию необходимо полностью выполнить приводимые в разделах задания, подготовить выступление (доклад). В ходе семинарского занятия попросите слово и выступите по подготовленному вами докладу.

Следующий этап работы предполагает выполнение заданий для самостоятельной работы по изучаемой теме. Эти задания дифференцированы по трем уровням сложности (простые отмечены значком *, более сложные**, творческие ***).

Учебная работа предполагает активное участие в научно – исследовательской деятельности, то есть в процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям вы будете выполнять задания не только репродуктивного (воспроизводящего) характера, но постепенно включаться в самостоятельную научную работу, результатом которой может стать ваша выпускная квалификационная работа (ВКР). Не упускайте эту возможность – пробуйте свои силы в выполнении заданий, требующих проведения собственного учебного или научного исследования и интерпретации полученных результатов.

Настоящая программа ориентирована в целом на подготовку свободно-

го, гуманного, творческого воспитателя.

Занятия на естественно – географическом факультете (ЕГФ)по специальности ЕНО :540101 химия, 540102 биология предполагают 24 часов лекций, 24 - семинаров, 48 часов самостоятельные работы, в конце семестра проводится экзамен.

В соответствии с этим целью и задачами курса выступает целенаправленный процесс усвоения знаний по теоретической педагогике, который включает диагностику и самодиагностику:

– знаний по данной дисциплине,

– потребности и способности к созидательной деятельности в условиях образовательного процесса с применением теоретических знаний,

– умений принимать творческие, индивидуальные и коллективные решения по преобразованию жизненных реалий с учетом психологического аспекта теории развития личности,

– готовности (потребности и способности) к формированию и развитию позитивного отношения к окружению (людям, социуму, изучаемому предмету, выбранной специальности) на основе содержания целей управления образовательными системами,

– понимания парадигмальных изменений в целях образования,

– умения рассматривать изучаемые предметы по выбранной специальности не как цель, а в качестве средства развития личности.

В соответствии с этим лекционные и семинарские занятия носят диалоговый характер, предполагающий создание условий для проявления и развития названных качеств у студентов, что несомненно вносит в процесс освоения материала по данной дисциплине не только информационный, но и воспитательный характер. На семинарских занятиях студентами разрабатываются фрагменты проектов по преобразованию социальной среды, осваиваются принципы групповой работы. Предмет проектирования определяется с учетом личностных смыслов студента, что создает предпосылки для развития субъектной позиции субъекта. Одним из предметов проектирования рассматривается школа как педагогическая система и объект управления. Получаемая студентами специальность включается в проект как ключевой момент содержания образования.

Содержание образовательного стандарта по дисциплине

«Теоретическая педагогика» (ТП).

Общепрофессиональные дисциплины направления

 

ОПД Общепрофессиональные дисциплины направления
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент
ОПД.Ф.01 Педагогика Теоретическая педагогика. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Многообразие образовательных программ.