Этапы эволюции логистики и современное понимание логистики
Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы эволюции логистики и современное понимание логистики



Слово логистика – дпевнегреческого происхождения, что в переводе означает «искусство рассуждения, размышления». Истоки -в Древней Греции, Римской империи, Византии. В средние века развивалась военная логистика. В ХХ веке – в период Второй мировой войны. В развитии логистики в ХХ веке выделяют несколько этапов.

Первый этап (1920—1950 гг.)* — период фрагментации. Фрагментарно развивались логистические функции и операции: закупки, упаковка, грузопереработка, складирование; управление запасами; транспортировка; планирование распределения; обслуживание потребителей; планирование потребностей; технологическая транспортировка и др. 1950-х гг. в США вполне сфор­мировалась теория военной логистики, стали появляться пер­вые логистические организации.

Второй этап (1950—1970 гг.) — период становления (концептуализации) логистики. Благодаря концепции общих затрат началось внедрение логистики в бизнес стран Запада, она послужила базисом, на котором строилась методология принятия логистических решений. Сущность концепции состояла в перегруппировке затрат, позволяющей уменьшить общий уровень расходов на продвижение товаров от производителя к потребителю. На втором этапе четко сформировались направления логистики: материальный менеджмент, физическое распределение (дистрибьюция), производственный менеджмент.

Третий этап (1970—1980 гг.) — период развития. К концу 1970-х гг. на Западе завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», изменившая складской процесс: новые виды транспортно-складского оборудования, современные виды тары и упаковки; автоматизировались складские процессы; внедрялись контейнеры для перевозок грузов, стандартизация тары и упаковки. Сформировалась концепция бизнес-логистики – в которой объединилось управление входным и выходным материальным потоком (закупки и распределение).

Четвертый период (1980—1990 гг.) отметился стремитель­ным развитием интегральной концепции логистики. Идея за­ключалась в создании полной логистической цепи «закупка ис­ходных материалов — производство — дистрибьюция — прода­жа», обеспечивающей минимальность общих затрат. Сформировалось понятие «логистический поток» - в котором объединялось управление МП + ИНФ П + Фин Пот + Сервисныем П. Основными факторами, способствовавшими широкому внедрению - революционные изменения в информаци­онных технологиях, внедрение персональных компьютеров, глобализация рынка, изменения в государственном регулиро­вании инфраструктуры экономики, широкое распространение философии всеобщего управления качеством и др.

Пятый период (1990 – наст время) – период неологистики, перехол к инновационным технологиям управления логистическими потоками, к системам управления знаниями

ПОДХОДЫ к определению логистики - многообразие подходов к пониманию логистики объясняется различием позиций, с которых рассматривается данная категория.

Современное понимание логистики: как наука – Логистика- это наука об управлении потоковым процессами в экономике – Аникин Б.А. Моск научн школа логистики

- как наука и практика – Логистика – это наука и практика управления и регулирования движения материальных и связанных с ними информационных потоков, а также обслуживающих их финансовых потоков в пространстве и времени от первичного источника до конечного потребителя – Бел научн школа Полищук И.И. как управление – Логистика область управленческой деятельности, включающая планирование, выполнение, регулирование и контроль движения материальных и связанных с ними информационных потоков в пространстве и во времени от первичного источника до конечного потребителя, а также а также обслуживающих их финансовых потоков – Бел образоват стандарт

- как комплекс наук–Логистика – это комплекс наук о способах и методах управленияматериальными, информационными, финансовыми и другими потоками с целью оптимизации товародвижения за счет рационального взаимодействия производственной, транспортной, банковской, таможенной, информационной и других подсистем экономики Бел СТБ 2046 . Объект логистики –сфера товарообращения во всех областях человеческой деятельности.Предмет логистики –способы и методы своевременной поставки с наименьшими затратами готовой продукции, сырья и комплектующих изделий в соответствии с потребностями предприятий, организаций и населения- Бел СТБ 2046 .

4) Основные научные парадигмы и методы логистики

Научная база логистики сегодня насчитывает пять основных парадигм, которые появились в процессе ее эволюции и объединившие исследователей в этой области в различные научные школы. В их числе: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая, интегральная, стратегическая.

Аналитическая парадигмапредставляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Аналитическая парадигма логистики основана на теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др.

Появление технологической парадигмыисторически соответствует 60-ым годам и тесно связано с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Особенность этой парадигмы заключается в том, что формулируется общая проблема управления материальным потоком логистического объекта и разрабатывается информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Поддержка процесса управления материальным потоком осуществляется с использованием информационно-компьютерных систем учета, связи (телекоммуникаций), контроля принятия решений.

С начала 1980-х годов с развитием и распространением маркетинга развитых стран научной основой логистического управления стала маркетинговая парадигма. Модели, основанные на парадигме, увязывают функционирование логистической системы с рыночной деятельностью предприятия. Логистическая система должна реализовывать стратегическую цель фирмы – осуществлять свою деятельность в соответствии с потребностями рынка, достигать своих целей через удовлетворение её требований. Это, в свою очередь, требует реализации таких маркетинговых функций, как исследование и прогнозирование товарной, ценовой, распределительной, коммуникационной политик.

Основной предпосылкой появления интегральной парадигмы логистики явилась глобализация, расширившая возможности интеграции между логистическими партнерами, развитие корпоративных и других организационных структур. Реализовалось управление интегрированной цепью поставки от источника исходного сырья до конечного потребителя продукции; появилось управление логистическим потоком, в котором объединилось вся совокупность материальных, информационных, финансовых, сервисных и грузовых потоков.

Стратегическая логистика представляет собой сочетание использования концепции логистики и союзов с партнерами для достижения конкурентного преимущества. Одной из главных задач компаний, использующих стратегическую логистику, становится быстрое реагирование на рыночные изменения посредством своих товаров и услуг, обеспечивающее удовлетворение меняющихся запросов покупателей. Большая роль здесь отводится информации. Получая информацию в местах продаж и быстро передавая ее производственным предприятиям, фирмы существенно сокращают сроки реагирования на запросы покупателей позволяя в кратчайшие сроки выполнять заказы потребителей.

1. Группа методов системного анализа в логистике опирается на общую теорию систем, в соответствии с которой любая логистическая цепочка с движущимися по ней сквозными потоками представляет собой сложную экономическую систему. Например: дерево-цели, дельфи, матричный метод, программно-целевые и др.

2. Кибернетический метод (подход) или метод »черного ящика»его основоположником является Ноберт Виннер.Этот методпомогает найти функции, которые определяют взаимосвязь входных и выходных параметров. Основан на информационном подходе к исследованию процессов управления логистическими операциями.

3. Методы исследования операций в логистике основан на применении математического моделирования логистических процессов и оптимальных моделей (min, max). Применяются при распределении ограниченных ресурсов организации, с целью оптимизации величины запасов, при сетевом планировании сложных проектов логистических систем, для оптимизации схем доставки продукции и др.

4. Методы прогнозированияявляются одними из ключевых методов логистики и позволяет прогнозировать тенденции развития различных систем в динамике, опираясь на научно-обоснованные подходы к принятию решений.

5. Программно-целевые методы используются для обоснования стратегии и тактики логистического управления на различных уровнях иерархии систем. Предполагают четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Разрабатываются комплексные программы на период достижения поставленной цели, выделяются основные этапы их осуществления.

Специфические научные методы логистики решают различные специфические задачи в функциональных областях и основаны на общенаучных методах.

Например, методы АВС-анализа, XYZ-анализа, методы оптимизации уровня запасов, методы оценки уровня организации логистических процессов, методы оценки и выбора поставщиков, методы определения места расположения склада и др.


5) Логистическая среда, миссия и правило логистики “7R”

 

Логистическая среда, в которой функционирует организация, понимается как совокупность существенных внешних и внутренних факторов. В структуре внешней среды ряд авторов выделяют факторы внешней среды прямого и косвенного действия.

К факторам внешней среды косвенного действия, как правило, относят факторы, выделяемые по результатам PEST- анализа: - политические; -экономические; -социально-культурные; - научно-технические и технологические.

К факторам прямого действия, как правило, относят: поставщиков и потребителей, партенров по цепи поставки, конкурентов; профсоюзоы; законы и госорганы.

К внутренней среде относят такие факторы как: цель и структура организации, персонал, решаемые задачи и технологии.

Логистическая среда организации оказывает влияние на выполнение логстической миссии организации. Слово миссия, применительно к экономике, означает «ответственное задание, поручение, роль в каком-то деле, предназначение».

Стандартная логистическая миссия трактуется как правило 7R: «обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качествав нужном месте в установленное времядля конкретного потребителя с наилучшими затратами». Правило логистики 7R в чем-то схоже, но в целом, отличается от комплекса маркетинга 5 “P”: Product (продукт. товар), Price (Цена), Place (Место), Promotion (Продвижение), Personal ( персонал)

Под логистической миссией следует понимать использование (подключение) логистического потенциала для выполнения стратегической задачи предприятия. Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки предприятия в рамках заявленной им миссии. Логистическая миссия обеспечивает общий менеджмент материальных, финансовых, информационных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успе- ха в бизнесе.

В правиле «7 R» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются: качество, время, затраты.

Предприятие может развивать только такую логистиче-скую миссию, которая не противоречит общей маркетинговой и производственной стратегии. Цель логистики на предприятии – обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе.

Основное предназначение логистической миссии – служить стратегическим фактором повышения конкуренто-способности предприятия