Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Художественное своеобразие сказок Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 июня 1805 года в Оденсе в семье сапожника. Уже с детства он знакомился с фольклором, увлекался театром и писал пьесы.
В 1819 Андерсен отправляется в Копенгаген где хочет стать актером, что ему не удалось, однако его литературные опыты привлекают внимание дирекции театра. Таким образом, он получает стипендию и право бесплатного обучения в латинской школе. В период с 1826 по 1827 Андерсен публикует несколько своих стихотворений («Умирающее дитя» и др.). Став студентом, он пишет богатую фантазией и юмором книгу «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» (1829). Здесь и в последующих его произведениях – «Теневые картины» (1831), «Агнета и Водяной» (1834) – намечаются зерна будущих сказок.
После путешествия Андерсена по Италии выходит в свет роман «Импровизатор» (1835, русский перевод 1844). В этом произведении, как и в романе «Только скрипач» (1837), нашел выражение типичный для романтиков конфликт поэта-мечтателя с пошлостью и бессердечием «света». Этот конфликт получает у Андерсена социальную окраску. Оба эти романа посвящены тяжелой судьбе талантливого человека из народа, поставленного в зависимость от прихотей «меценатов».
С 1835 по 1837 годы Андерсен издает три сборника: «Сказки, рассказанные для детей», куда вошли сказки «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля» и др. Постепенно сказки занимают основное место в творчестве писателя. Наиболее известные сказки Андерсена были написаны в период со второй половины 30-х по 40-е годы. К этому времени относятся: «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Соловей» (1843), «Гадкий утенок» (1843), «Снежная королева» (1844), «Девочка со спичками» (1845), «Тень» (1847), «Мать» (1848) и др., а также «Книга картин без картин» (1840), где писатель выступает как мастер новеллы-миниатюры, пьеса «Мулат» (1840), направленная против расового неравенства, книга путевых очерков «Базар поэта» (1842), первый вариант автобиографии «Сказка моей жизни» (1846) и роман «Две баронессы» (1849).
С 1843 Андерсен называет свои сборники «Новые сказки» и подчеркивает, что они адресованы не только детям, но и взрослым, ибо только взрослые могут оценить сатирическую направленность «Нового платья короля» или «Тени», антиобывательские выпады в «Дюймовочке», постановку проблем искусства в «Соловье». В сборниках 40-х годов под общим названием «Сказки» были объедены произведения разных жанров. Собственно сказка, построенная на действии чудесных сил («Огниво», «Дорожный товарищ», 1835; «Дикие лебеди», 1838, и др.), здесь отсутствует, но органичная связь с фольклором очевидна, хотя она выражена не в прямом использовании сюжета, а в наличии присущих народной сказке моральных критериев, отдельных мотивов и образов, вплетенных в современный сюжет («Свинопас», 1841, «Холм эльфов», 1845). Значит, место занимают здесь сказки, близкие к басням («Штопальная игла», «Жених и невеста», «Воротничок» и др.), где образы животных, растений, домашних вещей содержат иносказательный намек на определенные стороны человеческой жизни. Сказки такого типа в дальнейшем творчестве Андерсена могут быть названы в числе наиболее удачных («Свинья-копилка», «Истинная правда» и др.). Некоторые сказки являются по существу новеллами («Старый дом», «Девочка со спичками»).

В ряде случаев Андерсен отказывается от традиционной для сказки счастливой развязки; его герои становятся жертвами общественной несправедливости. Однако автор не теряет веры в конечное торжество гуманистических идеалов, хотя реальный путь их осуществления ему не ясен.
Участвуя в спорах о роли и характере искусства, Андерсен последовательно отстаивал необходимость писать правдиво, просто и красочно, никогда не принося содержание в жертву выхолощенной внешней красивости («Соловей»). Оружием смеха сказочник борется с миром эгоизма и хищничества, лжи и лести, с господством спесивых ничтожеств, позолотой пытающихся прикрыть свою «свиную кожу». Блестящий образец сатиры – сказка «Новое платье короля», которую, в свое время, высоко ценил Л. Н. Толстой.
За исключением некоторых сказок, где отразились идейные противоречия, присущие писателю фантазия сказочника непосредственно связана с реальной действительностью. В творчестве Андерсена сочетались элементы романтизма и реализма. Он стремится открыть «чудесное» (т. е. неожиданное, яркое, поэтическое) в самых будничных предметах и явлениях и подчеркнуть обыденное, простое в «волшебном» мире (подводное царство в «Русалочке», эльфы в «Дюймовочке»). Богатство конкретных деталей, придающих сказке зрительную наглядность, глубокое, поэтическое проникновение в жизнь природы, разнообразие оттенков юмора, живые разговорные интонации, динамичное развитие сюжета и эмоциональность в сочетании с простотой – таково художественное своеобразие сказок Андерсена. Их форма находится в органичном единстве с содержанием.
Ганс Христиан Андерсен скончался 1 августа 1875 года в Копенгаге
не.