Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тезаурус деловой риторики



Риторика в России

 

Древняя Русь (11 в.– начало 13 в.) – расцвет красноречия: Проповеди Кирилла Туровского, Поучение Владимира Мономаха. Основные традиции этого периода – высокое уважение к мудрости, словесному мастерству, кротость и смирение и в публичной речи, и в беседе, нравственно–политический пафос, призыв к добродетели, вера в божественную природу мудрого слова. В это время появляется ряд понятий, обозначающих риторическую деятльность: ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство, глаголание. Первые учебники русской риторики: митрополита Макария (1617), курс лекций Феофана Прокоповича (1681–1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве»), научная риторика М. В. Ломоносова "Краткое руководство к красноречию" (1747).

Первая половина 19 века – время расцвета русской риторики. Она преподается во всех учебных заведениях: расцвет академического, судебного и политического красноречия (Ключевский, Кони, Луначарский, Тимирязев). Прослеживается распространение риторики на письменную речь: переписка, дневники, записи афоризмов, мемуары.

2–я половина 19 века характеризуется упадком, появляется новый предмет – теория словесности. Исчезает сам термин Риторика. После 1917 года делаются попытки возродить Риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. Тоталитаризм, репрессии свернули разработки в области ораторского искусства. И лишь в конце 70–х годов начинается ренессанс риторики. Его причины:

1. Влияние зарубежного опыта.

2. Потребность в ораторских умениях в связи с демократическими преобразованиями в стране.

3. Интерес молодежи к ретро, к забытым и, особенно, гонимым наукам.

4. Повышение социальной функции языка.

5. Высокий уровень наук о речи в 20 веке: Соссюр, Пиаже, Выготский, Леонтьев.

В 90–е годы 20–го века в России происходит возрождение риторики как научного направления и учебной дисциплины, риторика становится темой монографий и статей, предметом изучения в вузах и школах. В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека. Каждый образованный, современный человек должен уметь правильно и лаконично выражать свои мысли, тем самым заинтересовывать слушателя.

 

Тезаурус деловой риторики

Сегодня многократно возросла роль риторического взаимодействия. Повилось большое количество определений самого понятия «деловая риторика».

1. Деловая риторика – это до 80% рабочего времени руководителей всех уровней.

2. Деловая риторика – это процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания управленческой проблемы.

3. Деловая риторика – это, прежде всего так называемая вертикальная коммуникация, эффективность которой в 3–4 раза ниже горизонтальной (общение работающих на одном и том же служебном уровне).

4. Деловая риторика реализуется в своего рода агрессивной среде, так как на ее пути проявляются различного рода коммуникативные барьеры.

5. Деловая риторика – это множество форм, принципов, психологических приемов, этических норм, правил этикета.

6. Деловая риторика это процесс взаимосвязи, взаимодействия, где происходит обмен деятельностью, информацией, опытом для достижения, определенного решения, конкретной реализации результата, проблемы, определенной цели.

7. Деловая риторика – это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных видах (или жанрах) делового общения. В качестве объекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные жанры служебного контакта, такие, как доклад на собрании, переговоры, договор, заявление, приказ и т. д.

Процесс деловой риторики реализуется в таких формах:

⎯ деловая беседа,

⎯ деловые совещания,

⎯ деловые переговоры,

⎯ публичные выступления,

⎯ устные и письменные распоряжения,

⎯ телефонные беседы,

⎯ деловая корреспонденция,

⎯ критика,

⎯ информирование сотрудников и др.

⎯ неформальное общение (светское, обыденное, бытовое);

⎯ формальное (деловое) общение, имеющее целью организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: управленческой, производственной, научной, коммерческой и т. п.

Устные виды делового общения подразделяются на монологические и диалогические.

К монологическим относятся:

–приветственная речь;

–торговая речь (реклама);

–информационная речь;

–доклад (на заседании, собрании).

Жанры, основанные на диалоге, – это:

–разговор;
–беседы;
–интервью;
–переговоры;
–дискуссия;
–совещание (собрание);

–пресс–конференция.
Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и другие.

Эффективная деловая риторика возможна на базе:

─ знания основ психологии общения и теории коммуникаций;

─ соблюдения этики делового общения.

 

В процессе речевого взаимодействия участники приследуют определенные цели, для реализации которых ипользуют различные срдства. Например: для передачи необходимой информации можно воспользоваться письменной и устной формой. В качестве разновидности текстов могут выступать: инструкция, доклад, справка, положение, персональное резюме, автобиография, сопроводительное письмо и т.д..

Часто во время делового коммуникативного контакта возникают барьеры. В числе таковых можно выделить этический, эстетиеский, интеллектуальный, мотивационный и др. Например, эстетичский барьер может возникнуть, если внешний вид, манера поведения собеседника противоречит вашим представлениям. Такой барьер может серьезно помешать установлению делового контакта.

 

Резюме: знание основ деловой риторики поможет вам более эффективно организовывать и вести любые деловые процессы.

Тесты:

1. В России риторика была исключена из школьного и вузовского курсов...

1. в 1917 г.

2. в середине XX в.

3. в 30–е годы XX в.

4. в 20–е годы XX в.

 

2. В Европе интерес к риторике стал угасать...

1. в начале ХУШ в.

2. в конце ХУШ в.

3. в начале XIX в.

4. в конце XIX в.

 

3. Создателем теории красноречия является:

1. Сократ

2. Аристотель

3. Платон

4. Цицерон

4. Какими средствами воздействуют друг на друга участники общения?

1. язык,

2. речь,

3. знаки,

4. слухи,

5. традиции,

6. нравы

Убрать лишнее.

5. Назовите основные намерения собеседников в деловой риторике?

1. дать или получить информацию,

2. договориться,

3. убедить,

4. организовать,

5. обмануть,

6. получить выгоду

Исключите два лишних утверждения

 

6. Каковы конечные цели деловой риторики?

1. взаимопонимание,

2. деньги,

3. дело,

4. деятельность,

5. результат,

6. продуктивное сотрудничество,

7. сопереживание,

8. собеседование,

9. переговоры,

10. заседание.

Исключите неверное утверждение

7. Виды общения:

1. говорить,

2. читать,

3. писать,

4. слушать,

5. вести переговоры,

6. применять приемы психотехники,

7. улыбаться,

8. убеждать,

9. критиковать.

Исключите неверное утверждение