Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Экзаменационный билет №27



1. Стилистика словообразования.

2. Стили речи.

3. Практическое задание.

Определите, какие из слов и словосочетаний:

A. Принадлежат исключительно официально-деловому стилю.

Б. Могут употребляться в произведениях разных функциональных стилей.

B.Могут употребляться в текстах любой стилистической окраски.

Г. Не могут использоваться в официально-деловом стиле

 

Благодаря, налиться, властные полномочия, во имя, вот уже полгода, в пушистых глазах, все было дозволено, в соответствии с, гарантировать, гарантироваться, гибко, глуховатый гул, город федерального значения, десяток, десять, для, дом, единство экономического пространства жгучий, защита прав и свобод человека и гражданина, земля, иметь верховенство, исполинская белизна, косой удар ресниц, левый, ледяной душ, лиловая тень, мимо, минимальный размер оплаты труда, многонациональный, обед, осуществлять, по-английски, полдюжины, по причине, правый, предметы ведения и полномочий, преследоваться по закону,
природные ресурсы, проживать, равные обязанности, республиканская форма правления, референдум, самоуправление, свободное перемещение товаров, сдернуть шапку, скользнуть, сложно, снег, субъект Российской Федерации, суверенитет, территория Российской Федерации, трудно, тусклая тоска, усмешка, Федеральное Собрание, целостность и неприкосновенность, через, шесть.


ОТВЕТЫ К БИЛЕТАМ.

Билет №1.

Вопрос №1. Знак — это условное обозначение чего-либо, то есть что-то, что мы можем воспринять (например, красный сигнал светофора), и то его значение, о котором договорились, условились (остановка). Именно договоренность и превращает какой-либо предмет, действие, изображение в знак. Мы живем в мире знаков, которые несут в себе определенную информацию: звонит телефон — следует ответить, звонят в дверь — надо открыть. Для знака характерно, с одной стороны, наличие каких-либо материальных признаков, которые мы можем воспринять различными органами чувств: звонок мы слышим, красный свет — видим. А с другой стороны, то его значение, о котором договорились люди, чтобы понимать друг друга. Например, именно красный свет, а не зеленый считается знаком остановки. Но язык — это не просто знак, а система знаков. Каким же образом знаки организуются в систему? Система состоит из отдельных элементов и связи между ними. Так, светофор — это система регулирования дорожного движения. У него есть три элемента: красный, зеленый и желтый световые сигналы. Каждый элемент имеет свое значение и связь с другими элементами.

Если бы существовал только один элемент, системы бы не было: один элемент не смог бы выполнять функцию регулирования дорожного движения. Если бы все время горел только красный свет, то никакого движения не было бы. Любая игра, об условиях которой договорились, также является системой. Например, для того чтобы организовать игру в футбол, необходимы определенные элементы (мяч, ворота, игроки, судья, зрители, тренер) и связи между ними — то есть правила взаимодействия: игроки делятся на две команды, у каждой команды свои ворота, а мяч нужно забить в чужие ворота и т. д. Язык не просто совокупность знаков, он представляет собой систему, имеющую определенную структуру (строение). Элементы, составляющие эту структуру, существуют не сами по себе, они связаны друг с другом и образуют единое целое. Знак является членом определенной знаковой системы. Итак, если язык — это система знаков, то каковы элементы этой системы и как они связаны между собой? В языке звуки образуют слова, которые имеют определенный смысл, они обозначают предметы, явления и т. д. Один и тот же предмет в разных языках называется по-разному, потому что разные группы людей об этом договорились, то есть слово — это и есть один из элементов системы. Из слов строятся предложения — это и есть связь между различными элементами. Язык как система имеет свою функцию — он является средством общения. Следовательно, когда мы говорим о языке, мы имеем в виду все единицы языка, на которые он членится, а также связи между ними. Единицы языка служат строительными элементами для единиц высшего порядка (звуки — для морфем и слов, слова — для словосочетаний и предложений). Речь — это язык в действии, это воплощение и реализация языка, то есть использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах — устной и письменной. Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация. Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника, поэтому у автора есть возможность обдумать, подготовить свое высказывание. Понятие «речь» включает в себя как сам процесс говорения (говорим, разговариваем, произносим, пишем), так и результатною процесса (рассказ, письмо, сообщение и т. л.). Речь служит средством выражения мыслей и чувств человека. Речь имеет конкретного автора, а у языка нет одного конкретною автора, он создавался веками и менялся с течением времени.

Функции языка

Вопрос о функциях языка тесно связан с проблемой ею происхождения. Можно предположить, что язык возник как система знаков, чтобы люди могли договориться о совместной деятельности, то есть вступить в общение друг с другом. Поэтому язык считается главным средством общения, а его основная функция коммуникативная, то есть связанная с общением. Из этого предположения следует, что первоначально язык возник в устной (звуковой) форме, а затем была создана письменность, то есть разработана еще одна система — графическая, и в этой системе звуки речи обозначили буквами, то есть соответствующими знаками, которыми отдельные звуки изображаются на письме. После создания такой системы стало возможным сохранять в письменной форме различную информацию, которую потом другие люди могли прочитать. Таким образом появилась возможность обучения с помощью письменных источников. Следовательно, язык имеет еще одну функцию — познавательную. Кроме того, с помощью языка можно выражать не только мысли, но и эмоции, чувства, а значит, язык имеет еще и эмоциональную функцию. Но язык — это система, из элементов которой строится речь. И хотя эти элементы одинаковы для всех носителей данного языка и количество этих элементов ограничено, но речь — высказывания, произведения, созданные из элементов языка, —может быть необычайно многообразна. Подобно тому как великие музыкальные произведения созданы всего из семи нот, так и шедевры художественной литературы созданы из тех самых элементов языка, которые изучаются в школе. Поэтому, для того чтобы владеть речью (любой из ее форм, как устной, так и письменной), необходимо освоить язык, то есть знать, из каких элементов он состоит, как эти элементы связаны друг с другом и как они используются в речи. Ведь речь является воплощением языка, и от того, в какой степени вы овладеете им, будет зависеть то, в какой степени вы овладеете речью, то есть насколько легко и красиво сможете выражать свои мысли и чувства, насколько хорошо усваивать информацию.

Вопрос №2.

Имя существительное

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками

1. Семантический признак: общее значение предметности.

Имя существительное включает слова, называющие предметы в широком смысле слова, то есть все то, что существует и о чем можно спросить кто это? или что это? Сюда также относя и слова, обозначающие явления, состояния, качества, действии дерево, летчик, мороз, радость, Париж, честность, вышивание.

2. Морфологические признаки: род, число, падеж, а также одушевленность и неодушевленность. Данные категории служат дни выражения общего значения имен существительных. Имена существительные имеют постоянные морфологические признаки: род и одушевленность — неодушевленность (каждое существительное имеет какой-нибудь род, но не изменяется но родам — например, существительное стол всегда м. р.; каждое существительное является всегда только одушевленным или неодушевленным — например, существительное ребенок — одуш., а существительное камень — неодуш.). К непостоянным морфологическим признакам относятся число и падеж. Так, существительные изменяются по числам, то есть могут иметь форму множественного и единственного числа (книга — книги), и изменяются по падежам.

3. Синтаксический признак: роль имени существительного в предложении. 13 основном существительные в предложении выполняют функции подлежащего и дополнения, но могут выступать в роли любого члена предложения.

БИЛЕТ № 2.

Вопрос №1. Основные единицы языка

Итак, вы уже знаете, что язык — это система, а всякая система состоит из отдельных элементов, связанных между собой. Из каких же элементов состоит язык и какова связь между ними? Эти элементы называются «единицы языка». В большинстве языков мира выделяют такие единицы языка, как фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Фонема — это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение. Например, звук [в] значения не имеет, но если речь идет о предлоге «в», то предлог уже имеет значение. Морфема (от грен, «morphe» — «форма») — это минимальные смысловые единицы языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут. Слово — назывная единица языка, то есть слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них. Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно. Слово является центральной единицей языка. Все связи языка как системы так или иначе сходятся в слове. Слово состоит из фонем и морфем, и само, в свою очередь, служит «строительным материалом» для словосочетаний и предложений. Словосочетание — это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух или более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. В словосочетании выделяют главное и зависимое слова. Например, в словосочетании «красное яблоко» главное слово «яблоко», зависимое — «красное». Словосочетание имеет смысл: называет предмет и его признак. Оно имеет также грамматические отношения: прилагательное «красное» стоит в среднем роде, так как существительное «яблоко» — среднего рода.

Предложение — это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений. Оно может содержать сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Предложение более сложная и самостоятельная единица языка, при помощи которой можно не только назвать предмет, но и сообщить о нем что-либо. Предложение характеризуется смысловой оформленностью и законченностью. Итак, мы видим, что мельчайшие единицы языка складываются в более крупные, но единицы языка отличаются друг от друга не только размерами. Главное различие языковых единиц — не количественное (одни больше по размеру, другие меньше), а качественное (различие в их функции, назначении). Правда, размер тоже имеет некоторое значение: каждая вышестоящая единица языка может включать в себя нижестоящие, но не наоборот (то есть фонема входит в морфему, морфема — в слово, слово — в словосочетание и предложение). Единицы языка по своей структуре могут быть простыми и сложными. Простые абсолютно неделимы (фонема, морфема), сложные (сочетание, предложение; всегда состоят из более простых. Каждая единица языка занимает свое место в системе и выполняет определенную функцию. Совокупность основных единиц языка образует определенные уровни языковой системы. Строение каждого уровня, отношение языковых единиц в нем являются предметом изучения различных разделов науки о языке:

• фонетика изучает звуки речи, законы их образования, свойства, правила функционирования;

• морфология — словообразование, словоизменение и разряды слов (части речи);

• лексикология — словарный состав языка;

• синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Вопрос №2. Имя прилагательное

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи которая характеризуется следующими признаками.

1.Семантический признак: общее значение признака предмета (качества, свойства, принадлежности), то, о чем можно спросить какой? чей? (красный, весенний, лисий).

2.Морфологические признаки: род, число, падеж. Имена прилагательные употребляются при именах существительных и согласуются с ними (то есть употребляются в том же роде, числе и падеже, что и существительное), например: красивое зеленое платье., красивым зеленым платьем. Согласуясь с существительными, имена прилагательные изменяются по числам (красивые зеленые шторы), в единственном числе по родам (красивый зеленый костюм, красивая зеленая юбка) и в обоих числах изменяются по падежам

3. Синтаксический признак: быть в предложении определением или составной частью именного сказуемого: распускаются первые весенние цветы (определение); погода была чудесная (сказуемое).

Разряды имен прилагательных

Имена прилагательные по своему лексическому значению и грамматическим особенностям делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные обозначают такое качество предмета, которое может быть ему свойственно в большей или меньшей степени: цвет (белый — белее), размер (большой — больше), температуру (теплый — теплее), внутренние качества (хитрый — хитрее) и т. д. Поэтому они, как правило, имеют степени сравнения: ясный — яснее — яснейший, а многие из них имеют полную и краткую форму: веселый — весел, красивый — красив. Прилагательные в полной форме изменяются по родам, числам и падежам. Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам, но не склоняются (весел, весела, весело, веселы). Некоторые прилагательные имеют только краткую форму: рад, должен. Относительные прилагательные обозначают такой признак, который имеет отношение к какому-то другому предмету: к материалу (кожаный пиджак — пиджак из кожи), к месту (подмосковные вечера), ко времени (осенний вечер). Эти прилагательные не имеют степеней сравнения и краткой формы. Притяжательные прилагательные обозначают такой признак, который указывает на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному: дядин портфель, отцов пиджак, медвежья берлога.

БИЛЕТ №3.

Вопрос №1. Понятие о литературном языке и языковой норме.

Типы норм Литературный язык (еще его называют стандартным, нормированным) — это язык повседневного общения, письменности, науки, культуры, художественной литературы, официально-деловых бумаг, школьного образования. Его отличительная характеристика — нормированное™, ю сеть наличие определенных правил, норм, которые должны соблюдаться всеми членами общества. Нередко ученики, которые с трудом осваивают правила языка, восклицают в порыве отчаяния: «Зачем вообще нужны эти правила?! И кто их только придумал?! Наверное, этот человек хотел нас замучить до смерти!» Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, действительно, зачем нужно соблюдать правила родного языка, ведь и так всем все понятно. Именно для того, чтобы всем все было понятно, нужно соблюдать правила, которые сложились в языке, о которых договорились и которые зафиксированы как обязательные нормы. Только представьте себе, что было бы, если бы каждый стал изменять язык как ему вздумается (например, добавляя по одной букве к каждому слову). Такого человека никто не смог бы понять, и важнейшая функция языка - служить средством общения — Просто разрушилась бы. Так что нормы, правила языка существуют, чтобы сохранить язык как целостную систему для общения, для передачи информации, для обмена мыслями и чувствами. А если задаться вопросом, кто же все-таки придумал все эти очень сложные правила, то, изучая историю языка, можно увидеть, что это сделал не какой-то конкретный человек, который просто сел и выдумал все это, чтобы помучить несчастных школьников, а что язык как система жил своей жизнью, менялся, развивался. Какие-то правила и понятия уходили, на их место приходили новые, появлялись новые явления, им давали названия - гак рождались новые слова. И наоборот, какие-то явления уходили в прошлое, и их названия забывали, и слова исчезали из языка. История развития языка — это история становления нормы. В лингвистике под нормой подразумеваются правила выбора языковых средств в конкретном обществе в конкретный исторический период. Литературный язык возникает тогда, когда появляется письменность, так как становится возможным закрепить на письме определенные правила, нормы. Первым литературным языком, общим для всех славян, был язык первых переводов священных христианских книг — старославянский. На нем написаны древнейшие памятники X—XI веков. Появление письменности у славян связано с принятием христианства. К этому времени относится и создание первого славянского алфавита. Для перевода священных книг с греческого языка понадобились и новые слова - у славян-язычников не было слов, которые могли бы передать многие христианские понятия, поэтому эти слова были заимствованы из греческого(например, «ангел», «келья», «варвар»). В других случаях старым славянским словам придавали новый смысл. Такие слова, как «дух», «свет», «господин» и многие другие, стали употребляться совсем в ином смысле. Менялись и законы построения предложений — синтаксис старославянского языка копировал синтаксис греческих текстов. До X века славянский язык еще оставался единым, несмотря на диалекты, па которых говорили славяне на разных территориях. Он был понятен для всех славянских народов и существовал как особый, книжный вариант родного языка-диалекта. Сферы употребления церковно-славянского языка и того, на котором говорили славяне, как правило, не пересекались: первый был языком церковной культуры и письменности, второй — языком повседневной, обыденной жизни. Со второй половины XI века под воздействием живых славянских языков формируется церковно-славянский язык. И только в XVIII веке появляется собственно русский литературный язык. В конце XVI века меняются нормы церковно-славянского языка. Это связано прежде всего с возникновением книгопечатания. До этого книги переписывались от руки, переписчики допускали много ошибок, правила и нормы еще не были точно определены. Книгопечатание позволило создавать большое количество одинаковых книг, которые, расходясь по всей стране, постепенно вытесняли местные языковые особенности. Это способствовало становлению единой нормы. В это же время происходит исправление богослужебных книг. Они тоже теперь ориентируются не на древние тексты, а на строгую систему правил. Во времена Петра I произошло окончательное размежевание церковно-славянского и русского литературного языка. Хотя церковно-славянский язык в качестве богослужебного дожил до наших дней, сохранив многие черты языка наших предков. Становление русского литературного языка связано с именами многих известных русских ученых: М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова. Особая роль в развитии русского языка принадлежит А. С. Пушкину. Во второй половине XIX века в словарях, учебниках по грамматике, школах окончательно закрепились общенациональные нормы книжной речи. Соблюдение норм на всех уровнях языка является признаком правильной речи. А правильная речь — это первое и необходимое условие для формирования речевой культуры.

Вопрос №2. Имя числительное

Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1Семантический признак: обозначает число (семь), количество предметов (пять яблок), порядок при счете этих предметов (второе яблоко).

2Морфологические признаки: у числительных почти полностью отсутствуют категории рода и числа, но они обладают особыми (нормами склонения и словообразования).

3Синтаксический признак: имена числительные сочетаются только с существительными, образуя с ними синтаксически неразложимые словосочетания, которые в предложении являйся одним членом предложения. Имена числительные не сочетаются с прилагательными.

БИЛЕТ №4.

Вопрос №1. Словари

Что такое словарь? Какие бывают словари? Зачем они нужны? Кто ими пользуется? Иностранцы, не знающие языка? Нужен ли словарь родного, не иностранного языка? Бывало ли с вами так, что, слушая кого-то, вы не всегда понимали, о чем идет речь, или не понимали какие-то отдельные слова? Интересно ли вам было продолжать слушать что-то, что не совсем понятно, хотелось ли ответить? Вряд ли, вероятнее всего, интерес быстро гас, хотелось прекратить разговор или перевести его на знакомую тему. А как насчет печатных текстов? Всегда ли вы точно знаете значение всех слов, которые встречаются в текстах? Проверьте себя: возьмите любое предложение и постарайтесь дать определение каждому слову, в том числе предлогам, союзам, частицам. У вас возникли затруднения? Посмотрите в словаре. А теперь снова прочтите это предложение и сравните ваше понимание до и после прояснения слов. Может возникнуть вопрос: почему так важно знать определения всех слов, ведь смысл можно понять в целом, из контекста? Но весь секрет в том, что понимание текста начинается с понимания отдельного слова. Если, читая текст, вы пропускаете хотя бы одно слово, которое не понимаете, вам будет не понятен смысл всего текста. Например, «Герои нашего времени» Печорин так описал свои встречи с доктором Вернером в дневнике: «Мы часто сходились вместе и толковали об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда посмотрев значительно друг другу в глаза, как дела™ римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и. нахохотавшись, расходились довольные своим вечером». Если не знать значение слова «авгуры» (жрецы-предсказатели в Древнем Риме, которые беззастенчиво обманывали приходящих к ним людей и, переглядываясь друг с другом, хохотали над непосвященными), то непонятым остается .те только этот отрывок, невозможно будет понять и характер самих героев, и суть взаимоотношений между ними, а значит, нельзя считать, что роман понят полностью. Таким образом, если непонятых слов наберется много, можно вообще не понять смысла произведения, и тогда, конечно же, оно покажется скучным, неинтересным, сложным. Поэтому запомните правило: НЕПОНЯТОЕ СЛОВО РАВНО НЕПОНЯТОМУ СМЫСЛУ! А чтобы понять слово, необходимо посмотреть его значение в толковом словаре, где оно объясняется. Слово может иметь не одно а несколько значений, тогда сначала нужно просмотреть все и выбрать то, которое подходит в данном случае. Затем нужно посмотреть все остальные значения, так как в другой раз вам опять может встретиться УГО же слово, но вы будете знать только одно его значение, а значит, смысл вы поймете неправильно или вообще не поймете. Например, вы читаете предложение. «Мы увидели узкую косу леса». Сколько значений слова «коса» вы знаете? В каком значении оно употреблено в данном предложении? Если это предложение кажется вам бессмысленным, посмотрите в словаре все значения слова «коса». Чтобы полностью понять смысл слова, нужно также знать и его происхождение, иногда именно знание истории слова дает ключ к пониманию его смысла. Так, «коса» в значении «узкая полоса чего-либо» получила название из-за своей формы, длинной и узкой, похожей на женскую косу. Такие сведения дает этимологический словарь, в котором рассказывается о происхождении слов, об истории их изменений. Важную информацию для понимания слова можно найти в словарях синонимов и антонимов, которые дадут нам слова, близкие по смыслу (синонимы) и противоположные по смыслу (антонимы). Возьмем, к примеру, пушкинскую строчку: «Белолица, черноброва, нрава кроткого такого». Здесь говорится о характере героини, что нрав ее был «кроткий». Что значит это слово? В толковом словаре дается определение: «незлобивый, уступчивый, покорный». В словаре синонимов же дается два ряда синонимов. Первый: «беззлобный, ангельский, всепрощающий»; сравнивается со значением слова «добрый». Второй ряд: «покорный, послушный, смиренный, тихий, безответный, бессловесный». Получив дополнительную информацию о слове «кроткий», что мы теперь можем сказать о характере героини? Она так добра и мягка, покорна и послушна, что не смеет ослушаться приказа. Еще одним важным источником для полного понимания слова служит фразеологический словарь, который показывает, в каких фразеологических оборотах, крылатых выражениях употребляется слово. Например, такое простое на первый взгляд слово, как «[-олова», имеет восемь значений, а в Большом толковом словаре (БТС) приводится еще и несколько десятков различных устойчивых выражений с этим словом. Можно считать, что вы полностью понимаете слово, только если знаете все его определения, имеете представление о его происхождении, о синонимах и антонимах и можете свободно использовать все фразеологические обороты, устойчивые сочетания и крылатые выражения, в которые входит это слово. А для того чтобы достичь полного понимания, необходимо уметь пользоваться словарями, надо знать, какие бывают словари, какая в них содержится информация и для кого они предназначены. Итак, что же такое словарь? Словарь — это книга слов, расположенных в алфавитном порядке. В зависимости от назначения словаря слова могут рассматриваться там с разных точек зрения. В двуязычных словарях дается перевод слова с одною языка на другой. В толковых словарях объясняется (толкуется) лексическое значение слова. Фразеологические словари объясняют значение фразеологизмов, крылатых, устойчивых выражений. Словари иностранных слов объясняют значения слов иноязычного происхождения. Орфографический словарь фиксирует нормы правописания. Кроме того, существуют специальные, отраслевые словари, в которых объясняется лексика, относящаяся к той или иной отрасли знаний. Гак, есть специальные экономические словари, словари литературоведческих, лингвистических терминов, словари для людей различных профессий. Особое место занимают энциклопедические словари. В них можно найти краткую информацию о различных странах, городах, о выдающихся событиях и о знаменитых людях. Этим они и напоминают энциклопедии, такой информации нет в других словарях. В начале каждого словаря есть вступительная статья, где объясняются правила пользования словарем. Прежде чем начать пользоваться тем или иным словарем, необходимо изучить эту статью, там объясняются различные сокращения и условные обозначения, и если вы не понимаете их смысл, то не сможете извлечь из словаря необходимую информацию. Словари различаются и в зависимости от того, кому они адресуются. Так, словари академические содержат наиболее полную информацию о слове, учебные словари ставят своей целью научить человека правильно использовать слова. Есть словари, которые адресованы всем (например, толковые словари), и словари-справочники, предназначенные для людей определенных профессий. Есть словари, описывающие не всю лексику, а какие-либо группы слов, к ним относятся словари синонимов, антонимов и другие. Существуют даже словари обратные, в которых слова расположены по алфавиту их конечных букв (это бывает необходимо для некоторых лингвистических исследований). Есть словари языка писателей, словари речевых неправильностей и трудностей.

Вопрос №2.

Местоимение

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1 семантический признак: указывает на лицо, предметы, признаки и количество или спрашивает о них, но не называет их. Местоимение - это то, что употребляется «вместо имени», то есть местоимения употребляются вместо имен существительных, имен прилагательных, имен числительных.

2. Морфологические признаки: имеет морфологические признаки той части речи, вместо которой оно выступает в предложении.

3 Синтаксические признаки: выполняет синтаксическую функцию той части речи, вместо которой оно выступает в предложении. По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на девять разрядов.

 

 

БИЛЕТ № 5.

Вопрос №1. Общение и речь

Что же такое общение? Какова его роль в жизни человека? Общение можно определить как обмен информацией между людьми. Слово «информация» здесь следует понимать в самом широком смысле: от простых бытовых сообщений (например, что вы хотите приготовить сегодня на обед) до очень значительных заявлений, трудов, исследований. Информация может быть представлена как в устной, так и в письменной форме. Обмен информацией предполагает наличие двух участников этого процесса: адресата (того, КОМУ направлено сообщение) и адресанта (того, КТО направляет сообщение). Следовательно, обмен — это процесс двусторонний, и даже если общение осуществляется в монологической форме (выступление, доклад или информация, представленная в письменной форме: научное исследование, художественное произведение), оно все равно имеет своего адресата. Любое монологическое общение адресовано людям: аудитории, которая слушает лекцию или доклад, читателям, которые читают книгу или диссертацию. И каждый человек, который выступает как инициатор общения, который хочет что-то сообщить людям, рассчитывает получить в обмен на свое сообщение какой-то отклик со стороны тех, кому он это адресует. Это может быть обычное подтверждение в повседневном общении. Например, и ответ па замечание: «Сегодня прекрасная погода!» человек рассчитывает на подтверждение: «Да, погода и правда хороша!*» Но оно обязательно должно быть. Было ли с вами так, что в ответ на ваше сообщение: вопрос, просьбу, какое-то, пусть даже малозначительное замечание, вы получали молчание, вас не слышали, вас просто не замечали? Как вы себя чувствовали при этом? Возможно, вы пытались снова и снова повторять свой вопрос, если вам необходимо было получить на него ответ. А возможно, вы просто отходили разочарованные или даже обиженные. В любом случае общение не состоялось, вы не получили желаемого результата, оно для вас оказалось неэффективным. Этот пример касается диалогического общения, разговора двух человек. Но даже для общения монологического необходим отклик, обратная связь. Например, писатель издает свою книгу, ученый публикует результаты своих исследований, лектор читает лекцию. Что они рассчитывают получить в ответ? Лектору необходимо знать, была ли его лекция интересна для слушателей. Как он может это выяснить? Он понимает это по реакции аудитории: внимательно ли его слушали, задавали ли вопросы, поблагодарили ли в конце лекции, пригласили ли еще раз или, напротив, слушали невнимательно, зевали, не задали ни одного вопроса и ушли не поблагодарив. Подобные реакции и будут для него откликом, обратной связью. Для писателя и ученого откликом будут письма читателей, публикации и выступления в средствах массовой информации. Ясли отклики отсутствуют, они понимают, что их сообщения не вызвали эффекта, они не получили желаемого результата, значит, для них это общение не состоялось. Кто же является ответственным за то, что общение не состоялось? Адресат, который не откликается на сообщение? Или же адресант, чье сообщение является таким, что и отвечать-то на него не хочется, или это сообщение сделано совсем не вовремя, в неподходящем для этого месте, или же адресат по каким-то другим причинам в данный момент просто не в состоянии принять это сообщение? ^Ответственны за это оба: и адресат, и адресант, так как общение — процесс двусторонний, в нем участвуют обе стороны, и обе стороны ответственны за то, чем закончится для каждого из них это общение, будет ли оно для них успешным, эффективным? Что же необходимо для того, чтобы общение было успешным и эффективным? Необходимо знать законы, по которым строится общение, и применять их. Итак, поскольку общение — процесс двусторонний, то сеть требующий наличия двух общающихся сторон, то необходимо, чтобы стороны попеременно менялись ролями, то есть если один человек начинает общение (выполняет роль адресанта), а другой принимает это общение (выполняет роль адресата), то, для того чтобы общение состоялось, следует адресату и адресанту поменяться ролями: адресат ответил на полученное сообщение, а затем, став адресантом, послал свое сообщение другому человеку, сделав теперь адресатом его. Так и происходит обмен информацией. Если смена ролей протекает гладко и все участники общения удовлетворены, то общение можно считать состоявшимся, успешным, эффективным. Что же нужно для того, чтобы участники общения быстро, без задержки менялись ролями? Во-первых, необходимо, чтобы и тот и другой хотели общаться. Например, даже если вам очень хочется рассказать кому-то что-то очень важное для вас, а этот человек не хочет или по каким-то причинам не может в данный момент с вами общаться, но вы все равно рассказываете ему что-то, то он может вам и не ответить, или ответить грубо, или, если это человек культурный, он ответит вам просто из вежливости, но выв любом случае не получите желаемою понимания, а этот человек может посчитать вас слишком назойливым и будет избегать общения с вами. Что же случилось? Кто в этом виноват? Вы ведь всею только хотели поделиться чем-то очень важным для вас. Вот именно для ВАС, а не для того, кому вы это говорили. Возможно, это был просто неподходящий для этого момент, не то время и не то место, возможно, сама тема вашего сообщения была для человека неинтересна, нереальна. Поэтому, когда вы начинаете общение с кем-либо, необходимо быть уверенным, что ваш адресат ГОТОВ и ХОЧЕТ нас выслушать. Как узнать, готов ли ваш адресат принимать общение? Во-первых, просто посмотрите на ситуацию и оцените ее с таких позиций: КТО ваш адресат: близкий друг или малознакомый человек, ровесник или старше (младше) вас, ваши родители, соседи, учителя и т. д.; ЧТО вы собираетесь сообщить этому человеку, интересно ли ему это, понятно ли, важно ли; С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ вы хотите сообщить что-то человеку, это нужно для вас или для него; подходящее ли ВРЕМЯ и МЕСТО вы выбрали для этого сообщения. Если вы сами не можете это оценить, можно спросить об этом у вашего адресата: «Ты сейчас можешь со мной поговорить об этом?» Так вы даете предполагаемому собеседнику возможность отказаться от общения, если он по какой-либо причине в данный момент не хочет или не может с вами общаться. Если он вежливо откажет вам либо перенесет общение на другое время, сказав: «Извини, сейчас никак не могу, давай поговорим завтра», вы сможете избежать неэффективного общения. Если вы сами выступаете в качестве адресата в тот момент, когда для вас это общение является нежелательным, вы также можете воспользоваться вежливым отказом. Это опять-таки избавит вас от неэффективного общения. Итак, начиная общение, всегда помните о правилах общения и учитывайте, ЧТО, КОМУ, ЗАЧЕМ, ГДЕ и КОГДА нужно говорить. В этом вам поможет знание правил речевого этикета.

Вопрос №2. Глагол

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1.Семантический признак: обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? С точки зрения лексического значения глагол далеко не всегда обозначает именно действие. Например, глаголы лежать, спать, смеяться, грустить обозначают физическое или душевное состояние, которое нельзя назвать действием, и таких примеров очень много. Следует помнить, что действие — это лишь грамматическое значение глагола, которое обозначает процесс, протекающий во времени.

2.Морфологические признаки: постоянные — вид, спряжение, переходность — непереходность, возвратность — невозвратность; непостоянные — наклонение, залог, время, число, лицо.

3.Синтаксический признак: в предложении глагол в основном выполняет роль сказуемого. Инфинитив, или неопределенная форма глагола (от лат. infinitivus — «неопределенный»), — начальная форма глагола, которая обозначает действия предмета, не указывая на время его совершения, лицо и наклонение, и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив имеет на конце суффиксы -ть (сказать), -ти (вести), -чь (беречь). Это неизменяемая форма глагола, которая имеет лишь постоянные морфологические признаки: спряжение, вид, возвратность — невозвратность, переходность — непереходность. В предложении глагол в неопределенной форме может быть сказуемым (Вам выбирать), подлежащим (Летать — это моя мечта), второстепенным членом (Я поехал в санаторий подлечиться).

Категория вида

Вид глагола — это категория, которая показывает, как протекает действие во времени, и выражает отношение этого действия к результату. Существует два вида глаголов: совершенный и несовершенный. Глаголы совершенного вида обозначают действие завершенное, законченное, указывают на полученный результат или предел и отвечают на вопрос что сделать? (прочитать, построить, запеть, замолчать). Глаголы несовершенного вида обозначают действие без указания на его результат, предел, но имеют оттенок длительности или повторяемости и отвечают на вопрос что делать? (читать, строить, постукивать, покрикивать). Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (читаю, читал, буду читать). Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее простое (прочитал, прочитаю). Не все глаголы имеют свою видовую пару, но каждый глагол обязательно относится к какому-либо виду. Существуют глаголы, которые могут иметь значение совершенного и несовершенного вида; они называются двувидовыми, их значение можно различить только в контексте (стенографировать, аргументировать). Например: Он всегда аргументирует свои выводы (несов.). Вчера он полностью аргументировал весь свои доклад (сов.).

БИЛЕТ №6

Вопрос №1. Культура речи и речевой этикет

Общение невозможно без культуры речи. Понятие культуры речи включает в себя правильность речи (то сеть соблюдение литературных норм) и речевое мастерство (то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно-уместный, выразительный и т. д.). Как научная дисциплина культура речи изучает сложившиеся языковые нормы, ее важной задачей является охрана норм литературного языка. Культура речи включает в себя и понятие «речевой этикет», без которого невозможно обойтись при общении.

Речевой этикет

Но прежде чем говорить о речевом этикете, необходимо рассмотреть, что означает такое понятие, как «этикет». Этикет — это правила поведения в обществе. Понятие «этикет» тесно связано с понятием «вежливость». Многие этикетные проявления присутствуют в нашей жизни постоянно, они стали для нас настолько естественными, ч то мы даже не задумываемся об этом, когда здороваемся, прощаемся, просим, извиняемся, поздравляем и т. д. Этикетное значение имеют мимика и жесты, движения и одежда — все это когда-то называлось хорошими манерами, умением держать себя в обществе. Но во псе века и времена человек «с хорошими манерами» производит в обществе более благоприятное впечатление, потому что все люди очень чувствительны к этикетным знакам внимания. Представьте себе, если кто-то, с кем вы едва знакомы, вдруг перестал с вами здороваться: проходя мимо, даже не кивнул головой в ответ. Вам, вероятно, станет как-то не по себе, а возможно, вы даже захоти те выяснить, в чем дело, уж не обидели ли вы этого человека. Но самую важную роль в этикетном обращении с людьми играет паша речь, а значит, существует и особый — речевой этикет. Речевой этикет — это система правил, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания этого контакта. Этикет вообще и речевой этикет в частности — своеобразная знаковая система, с помощью которой определяются отношения между людьми. Вы по-разному будете общаться со своими близкими друзьями и с людьми незнакомыми, со своими ровесниками и людьми старшими по возрасту и по положению, и даже ровесники делятся на «своих» и «чужих». И все эти различные типы общения далеко не везде, поскольку речевой этикет имеет и национальную специфику. Например, в ситуации обращения особенностью русского языка является наличие двух местоимений — «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной или неофициальной обстановки. В официальной обстановке русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомым человеком обращение на «вы». Такое же обращение следует использовать по отношению к старшему по положению или возрасту адресату, незнакомому адресату. При разговоре с хорошо знакомым человеком в неофициальной обстановке по отношению к младшему адресату (но положению, возрасту) в русском речевом этикете разрешается форма обращения «ты». В других языках, в частности в английском, где отсутствует местоимение «ты», гораздо чаще, чем в русском, употребляются сокращенные имена, для них характерно обращение только по имени, без отчества.

Вопрос №2.Причастие

Причастие — это особая форма глагола, которая характеризуется следующими признаками.

1.Семантический признак: обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? Например: поющий, знающий, написанный, прочитанный, сделавший, любимый. В отличие СУГ прилагательных, которые обозначают любой признак предмета (цвет — синий, материал — шерстяной, состояние — грустный и т. д.), причастие обозначает только тот признак, который связан с действием (читающий, играющий, работающий и т. д.) и образуется от глагола (читать — читающий).

2.Морфологические признаки: имеет признаки глагола и прилагательного. Признаки глагола: вид (совершенный — решенный; несовершенный — решающий), время (читающий — настоящее время, читавший — прошедшее время), возвратное (волнующийся), невозвратное (волнующий), залог (действительное — ученик, решающий задачу; страдательное — задача, решаемая учеником). Признаки прилагательного: род, число, падеж. Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительное: читающий ученик, читающая студентка, читающие дети, читающим ребенком и т. д. Причастия в полной форме склоняются так же, как прилагательные. Причастия имеют полную и краткую форму: проделанная работа — работа проделана.

3. Синтаксический признак: в полной форме причастие в предложении является определением: Разбушевавшийся ветер сметал все на своем пути. В краткой форме причастие в предложении является именной частью составного именного сказуемого: Стены были покрашены в зеленый цвет.

БИЛЕТ №7.

Вопрос №1. Невербальные средства общения

Общение невозможно без неречевых средств. Они называются «невербальные средства общения» (от лат. verbum — «глагол», «слово»). К ним относятся мимика, жесты, поза человека и г. д. Чтобы понять смысл высказывания, оказывается недостаточным проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, его эмоции, которые и выражаются в разнообразных жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменении голоса и речи. Мимика считается одним из главных показателей чувств. Мимика — это выражение лица (глаз, бровей, губ). Глаза помогают установить контакт. Если вы смотрите на говорящего, то это означает вашу заинтересованность в том, что вам говорят, помогает сосредоточиться. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами часто как вмешательство в наши дела, иногда даже как признак враждебности или агрессии. Губы человека также отражают эмоции: улыбка выражает дружелюбие, плотно сжатые губы отражают задумчивость. Нахмуренные брови означают недовольство, поднятые кверху — удивление. Мимика, движения, вегетативные проявления (когда человек краснеет или бледнеет), выражение глаз позволяют судить об эмоциях собеседника. Ученые считают, что наиболее ярко эмоции проявляются на лице, в жестах и различных позах. Можно описать эмоции, основываясь на мимике: например, печаль брови сведены, глаза потухшие, уголки губ опущены; удивление — брови подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт, кончики губ опушены вниз. О многом могут говорить и жесты. Различаются жесты, сопровождающие речь, и, наоборот, запрещающие: палец, поднесенный к губам, ладошки, зажимающие рот, пожатие плечами говорят о том, что мы не понимаем, о чем идет речь; кивание головой обычно означает «да», поворот головы влево-вправо — «нет» и т. д. Язык мимики, жестов, телодвижений у разных народов различается. Толкование жестов, не учитывающее национальных особенностей участников, может привести к недоразумениям, так как какой-то распространенный у одних народов жест может иметь совершенно иное значение у других. Так, известный всем жест «о'кей» (кружок, образуемый пальцами) в англоязычных странах обозначает букву «О» в слове «ОК»; во Франции он обозначает «ноль», «ничего»; в Японии — «деньги». Поднятый вверх большой палец в англоязычных странах (США, Англия, Австралия) имеет три значения: I) попытка поймать попутную машину; 2) «все в порядке», «дела идут хорошо»; 3) при резком выбрасывании вверх — нецензурное ругательство. В Греции этот жест означает «заткнись». Знак «V» очень популярен в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании, где он имеет оскорбительное значение, если ладонь повернута к собеседнику. Но в большинстве европейских стран именно ладонь, повернутая к собеседнику, и знак «V» означают «победа». Поэтому англичанин, решивший оскорбить европейца, показав ему знак «V» с ладонью, повернутой к собеседнику, приведет европейца в недоумение.

Качества речи

Какими качествами должна обладать наша речь, чтобы ее можно было назвать хорошей? Чаше всего под хорошей речью мы подразумеваем правильную речь (соответствующую нормам). Нормы языка описаны в грамматиках и словарях, и с их помощью можно доказать правильность или неправильность слова либо выражения. Грамотность — элементарное предварительное условие хорошей речи. Важным условием является также стилистическая чуткость. Это означает, что человек говорит так, как следует говорить в данной обстановке, умеет различать стили речи. Язык в данном случае напоминает одежду: наохот>- человек не наденет костюм и галстук, а в непринужденной обстановке не будет говорить языком деловых штампов. Еще одним условием хорошей речи является чувство такта, которое требует принять в расчет собеседника (понимать, например, что со взрослыми нельзя разговаривать так же, как со сверстниками). Чтобы правильно говорить, человек должен обладать богатым словарным запасом, иметь чувство меры, не употреблять ненормированной лексики, различать стили речи. Умение правильно говорить важно для каждого, так как впечатление, которое он производит, во многом зависит от того, как он говорит. От того, как мы говорим, зависит, будем ли мы услышаны и правильно поняты. Культура речи предполагает овладение всеми качествами хорошей речи: правильностью, чистотой, богатством, точностью, логичностью, выразительностью и уместностью. Правильность речи это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка. Нормы существуют на всех уровнях языка и подробно изучаются в соответствующих разделах (орфоэпические и акцентологические нормы связаны с правильным произношением и ударением; лексические нормы — с правильным употреблением слов; морфологические — с правильным употреблением различных форм слова; синтаксические нормы — с правильным построением предложений). Правильность речи — это основное условие дня овладения всеми остальными качествами хорошей речи. Что, например, можно сказать о культуре речи человека, который объясняется следующими фразами: Я приехал на трамвае (правильно: трамвай). Я сегодня одел пальто(правильно: надел). Я обычно ложу свои документы в портфель (правильно: кладу документы в портфель). Ясно, что в данном случае культура речи просто отсутствует, поскольку нарушены нормы литературного языка, хотя все эти фразы вполне понятны. Поэтому правильность речи — это фундамент для хорошей речи, которая отличается богатством, точностью, логичностью, выразительностью. Чистота речи — это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение.

Чистая речь — это речь, в которой отсутствует любая нелитературная лексика: слова-паразиты, грубые, жаргонные, просторечные слова, нецензурные выражения и г. д. Это качество особенно заметно в устной речи. Чаше всего устная речь переполнена словам и паразитам и: «вот», «значит», «так сказать», «как бы», «это самое», «понимаешь» и т. д. Они обычно используются для заполнения паузы, пока человек подбирает нужное слово или не знает, что сказать. Эти слова засоряют речь, и их чрезмерное употребление говорит о низкой речевой культуре. От слов, засоряющих речь, необходимо избавляться, повышая свою речевую культуру путем овладения всеми качествами хорошей речи. Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче. Богатая речь отличается многообразием па всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное. Известно, что словарный запас А.С. Пушкина составлял примерно двадцать одну тысячу слов, а у современного взрослого образованного человека словарный запас примерно десять — двенадцать тысяч. Однако немало людей, чей активный запас значительно ниже. Вспомним знаменитую Эллочку-людоедку — героиню романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», которая обходилась примерно тридцатью словами, которые использовала во всех случаях жизни. Чтобы увеличивать словарный запас, необходимо как можно больше слов вводить в свое активное использование, для этого нужно внимательно относиться к новым, незнакомым, непонятным словам, сразу же прояснять их для себя и использовать в своей речи. Все эти качества: правильность, чистота, богатство — связаны со знанием языка и использованием языковых средств в речи. Такие качества речи, как точность и логичность, связаны не столько с языком, сколько с мышлением. В связи с этим вспоминается известное выражение: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Точность речи - это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов. Точное выражение мысли важно идя понимания. Приходилось ли вам слышать или говорить такие фразы: «Вы меня неправильно поняли. Я совсем не то имел в виду». Если возникают подобные ситуации непонимания, это свидетельствует о том, что речь говорящего не была точной, то есть он не смог выразить свою мысль так, чтобы его поняли правильно, сказать именно то, что он имел в виду, а не что-то другое. Точная речь — это такая речь, которую нельзя понять неправильно, или понять не полностью, или понять двояко. Как, например, можно понять такую фразу: «Займи мне, пожалуйста, лучинку»? Вероятно, собеседник просит, чтобы его адресат пошел и занял у кого-то... но непонятно, что именно имеется в виду под «лучинкой», так как слово «лучина» означает «тонкая щепка сухого дерева, используемая в старину дня освещения крестьянской избы». Вряд ли это именно то, что имел в виду говорящий. После долгих выяснений оказывается, что под «лучинкой» имелась в виду «луковичка», Которую говорящий просил «одолжить» или «дать взаймы», а не «занять», то есть он совсем не хотел, чтобы его адресат шел и просил ее у кого-то. Точность речи особенно важна в понимании и использовании терминов. Так, в определении «Слово "зеленый" обозначает прилагательное» существует терминологическая неточность, так как лексическое значение этого слова связано с цветом, а прилагательное — эго часть речи. В данном случае говорящий не различает эти понятия. Существует также фактическая точность, которая связана с правильным отражением свершившихся фактов, правильным указанием времени, места, события и т. д. При обращении к языку художественной литературы можно говорить об образной точности речи писателя. Образная точность достигается только тогда, когда автор нашел именно те слова, которые абсолютно точно передают ту мысль, которую он хотел выразить. Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания. Логичная речь — это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления. Признаками логичности являются непротиворечивое сочетание слов, правильный порядок слов, правильное использование служебных и вводных слов, умелое употребление различных языковых средств для связи частей текста, правильное использование абзаца, выбор синтаксических структур, адекватных логике и содержанию высказываний композиция текста как показатель логичного высказывания. Ярким примером отсутствия логичности может служить пословица: «В огороде — бузина, а в Киеве — дядька». Выразительной называется та Речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата. Выразительная речь — это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность. Наибольшее соответствие стилю и жанру, эффективное использование надлежащих языковых средств и будет придавать тексту выразительность. В устной речи значительную Роль играют интонационная выразительность, манера говорить, дикция, голос. В письменной речи выразительность может складываться из всех качеств хорошей речи в зависимости от задач стиля; например, в научном стиле необходима особая, терминологическая точность и логичность изложения, в публицистическом стиле для выражения какого-либо эмоционального отношения к тому или иному факту, для его оценки требуются богатство речи, умелое использование самых разнообразных языковые средств. В художественной речи важную роль в достижении выразительности играют троны. Тропы (от греч. tropos — «способ», «прием», «образ») — это такие обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Можно сказать, что и в тропах возможно соединение основного значения слова и иносказательного, относящихся к определенному, конкретному случаю. Например, «Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем» (К. Паустовский). К тронам чаще всего относят сравнение, метафору, эпитет, аллегорию, перифразу, гиперболу» литоту и т. д. Тропы широко используются в речи, без них немыслима художественная литература, часто встречаются в публицистической речи. Меньше они свойственны речи научной и совсем недопустимым является использование тропов в официально-деловом стиле. Выразительность речи, ее разнообразие, богатство призваны поддерживать внимание и интерес у слушателя и читателя и свидетельствуют об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство речи делает ее разнообразной, придает точность и четкость, позволяет избежать лексических и синтаксических повторов, дает возможность одну и ту же мысль выражать разными способами в зависимости от условий речи, оттого, что именно и как хочет выразить говорящий (или пишущий). Например, синонимы различаются многочисленными оттенками значений, стилистической окраской, что дает возможность, используя их, с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить авторское отношение. Использование эмоционально окрашенных слов также передает отношение говорящего к предмету мысли. Умелое употребление в речи пословиц и поговорок, крылатых выражений, фразеологизмов также позволяет делать речь более выразительной и богатой. Уместность речи — это соответствие высказывания конкретной ситуации. Уместная речь — это такая речь, в которой учитывается, что говорит автор, кому он это говорит, где, когда и сколько. Так, можно очень умно и красиво рассуждать о том, о чем слушатели не имеют никакою понятия, но такая речь будет неуместной, потому что если адресат не понимает обращенного к нему сообщения или не может уделить этому внимания, то можно считать, что общение не состоялось. Поэтому именно уместность речи делает общение эффективным, успешным, помогает достигать своих целей. Но все это относится к устной речи, а существует ли такое качество, как уместность, в письменной речи? Конечно. Уместность в письменной речи проявляется в соответствии выбора языковых средств определенному стилю и жанру. В жанрах официально-делового стиля (заявлениях, расписках, договорах и т. д.) будет неуместным употребление языковых средств, свойственных другим стилям, например художественному. Попробуйте написать заявление о приеме на работу, используя какие-нибудь тропы. Если у вас и получится, то, скорее всего, это будет очень смешно и может восприниматься как нечто юмористическое.

Вопрос № 2. Деепричастие

Деепричастие — это форма глагола, которая характеризуется следующим и признаками.

1.Семантический признак: обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? При этом основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершает всегда одно и то же лицо: Он шел, тихо напевая (он и шел, и напевал одновременно).

2.Морфологические признаки. Деепричастия имеют признаки глагола и наречия. Глагольные признаки: вид (играя — несовершенный вид, поиграв — совершенный вид); возвратность (умывая ребенка — невозвратное, умываясь — возвратное); переходность (прочитав (что?) книгу — переходное; посмотрев в глаза — непереходное). Признаки наречия — неизменяемость. Наречия и деепричастия не изменяются.

3.Синтаксический признак. В предложении деепричастия бывают обстоятельствами: Придя домой, я сразу позвонил другу (позвонил когда? — придя домой).

БИЛЕТ №8.

Вопрос №1. Фонетика. Понятие фонемы

Наша звучащая речь - речь, которую мы слышим, состоит из отдельных звуков. Как же образуются эти звуки? Есть ли у человека специальный орган, при помощи которого он говорит? Ведь чтобы смотреть, есть глаза, чтобы слышать — уши. Можно сказать, что для того чтобы говорить, есть язык. Для нас стали привычны выражения: «болтать языком», «язык хорошо подвешен», «острый язык» и т. д. Но попробуйте закрыть рот, задержать дыхание и произнести хотя бы один звук - вряд ли из этого что-то получится. Для образования звуков используются сразу несколько органов, и все они вместе называются речевым аппаратом. Как образуются звуки в речевом аппарате, какие звуки существуют и какова их роль в языке — всем этим занимается фонетика. Фонетика (от греч. phone — «звук», «звучание») – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Главная единица фонетики - фонема (от греч. phonema -«голос», «звук»). И. Л. Бодуэи де Куртенэ определил фонемы как единые мельчайшие, неделимые единицы языка. Фонемы служат для складывания и различения значимых единиц языка - слов и морфем; например: дом - том - ром - сом - сам - там. Они создают внешнюю звуковую оболочку, что помогает отличать слова друг от- друга.

Звуки речи

Вся наша звучащая речь, то есть речь, которую мы слышим, состоит из звуков. Именно звуки создают внешнюю оболочку слов и помогают отличать слова друг от друга. Звуки образуются при помощи артикуляции - определенного положения органов речи (речевого аппарата). В речевой аппарат входят следующие части: 1) органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), при их помощи создается воздушная струя, необходимая для образования звуковых колебаний; 2) гортань, в которой происходят колебания воздуха; 3) полость рта и полость носа, являющиеся резонаторами звука; 4) органы произношения (язык, губы);

5) центральная нервная система, управляющая работой речевого аппарата. Звуки речи образуются так же, как и любые звуки: с помощью колебания какого-либо тела. Для образования звуков речи необходима воздушная струя, которая заставляет колебаться голосовые связки. При образовании различных звуков органы речевого аппарата задействуются разными способами, и в зависимости от способов образования звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки образуются при помощи голоса — воздушная струя свободно выходит через рот, не встречая никаких препятствий. Звонкие согласные звуки образуются при помощи голоса и шума — шум образуется в полости рта, где выдыхаемый воздух встречает различные преграды. Глухие согласные образуются только при помощи шума, голос в их образовании не участвует. В русском языке шесть гласных звуков: а, о, у, и, ы, э. Буквы е, с, ю, я состоят из двух звуков (первый - |й1), поэтому они называются йотированными: е — [йэ], ё — [йо|, ю — [йу], я — [йа]. Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Большинство согласных в русском языке имеют пару по глухости-звонкости: [б-п], [в ф], [г-к], [д-т], [ж-ш], [з—с]. Согласные [р], [л], [м], [н], [й] не имеют парных глухих, так как в их образовании голос преобладает над шумом, они как бы «звончее звонких» согласных и называются сонорными (от лат. sonorus — «звучный»). Согласные в основном имеют пару по твердости-мягкости, за исключением звуков [ж, |ш], [й], которые не имеют парных мягких, а являются постоянно твердыми, и звуков [ч], [ш], [й], которые не имеют парных твердых и являются постоянно мягкими.