Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Ъ после приставок.



ОБЪЯВЛЕНИЕ. Завтра экскурсия на Светлое озеро . Место сбора — площадка у подъезда школы. Кружок юннатов.

 

После приставок, оканчивающихся на твёрдый согласный звук, перед я, е, ё пишется ъ: объявление объезд объём объяснение подъезд подъём разъярённый разъезд съёжился Разделительный ъ не ставится перед гласными о и у. безоблачное (небо), безоружный, изучить, обузить, отужинать, отучить, разузнать, разукрасить, суметь.

Упражнение 61. Спишите предложения и подчеркните ъ с приставками.

1. Мальчик съел свой завтрак. 2. Подъём на гору был труден, а съехали мы легко. 3. Эти грибы не съедобны. 4. Мой брат объехал много стран. 5. Собачка съёжилась от холода. 6. Учитель объяснил, как высчитать объём ящика. 7. Лучше знаешь — объясни другим. 8. Кустари объединились в артель. 9. Часовой требует предъявить пропуск. 10. Всех нас объединяет любовь к родной земле.

Вопросы для повторения.

1. Что называется корнем слова?
2. Какие слова называются однокоренными?
3. Что называется приставкой? На какие две группы делятся приставки?
Укажите приставки в словах:
находка, прекрасный, собрание, поход, перелёт.

4. Объясните на данных примерах, как следует писать приставки, оканчивающиеся на з — с:

избрать — испытать вознаградить — воспитать
раздать — растаять безвредный — бесснежный

Как пишется приставка с-? Объясните это на примерах:
сбить, сдать, скрыть, сжать, сгладить, складывать.

5. Назовите пять слов с ъ после приставки.
6. Что называется суффиксом?
7. Образуйте имена существительные с суффиксами -ок или -ик от слов: стол, дуб, лес, дом, кнут, шнур. Какой оттенок значения вносят в слова эти суффиксы?
8. Как называется изменяемая часть в слове?
9. Назовите слова, которые состоят только из корня или из корня и окончания.
10. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня и окончания.
11. Назовите слова, которые состоят из корня, суффикса и окончания.
12. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.

10. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения.

Что называется вопросительным предложением? Приведите несколько примеров. Какой знак ставят в конце вопросительных предложений?
Какие предложения называются восклицательными? Какой знак ставят в конце их? Придумайте несколько восклицательных предложений и укажите, что они обозначают (приказание, просьбу, приветствие, радость и т. д.).
Что называется повествовательным предложением? Какой знак ставят в конце его? Приведите 4—5 примеров повествовательных предложений.

Упражнение 62. Прочитайте и укажите в данных текстах повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1. Я живу в деревне. Наша деревня называется Александрово. Она расположена на берегу реки Истры. Мои родители тоже живут в деревне. Они работают в колхозе. Наш колхоз называется „Ударник".

2. Чьи это широкие, бескрайние поля?
Чья это такая богатая земля?
Это всё наши колхозные поля!
Это всё наша Советская земля!

3. Трудитесь, дети! Упорно и неутомимо трудитесь! Ведь и великие люди вот так же сидели на школьной скамье и учились, как вы.

Упражнение 63. Прочитайте выразительно данный текст вслух, выделяя голосом вопросительные и повествовательные предложения.

„А где мой товарищ? — промолвил Олег.— Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легбк его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?" И внемлют ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. А. С. Пушкин.

Упражнение 64. Выпишите восклицательные предложения.

1. Как хороша страна родная! Как любим мы свой край родной! 2. Что же ты, соловушка, корму не клюёшь, вешаешь головушку, песен не поёшь? 3. Спи, моя радость, усни! 4. Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне? 5. Как хорошо стало после дождя! 6. Как не любить родной Москвы! 7. Слава тем, кто великую службу сослужил для отчизны своей! 8. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!

Упражнение 65. Спишите примеры и расставьте нужные знаки препинания в конце предложений.

1. Когда ж опять увижу я мою реку, леса, поля 2. Голубушка, как хороша Ну, что за шейка, что за глазки Рассказывать, так, право, сказки Какие перышки Какой носок 3. Кумушка, мне странно это Да работала ль ты в лето 4. О, будь всегда, будь сердцу мил, мой край родной 5. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой 6. Здравствуй, солнце да утро весёлое