Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Роль и место транспорта в экономике Казахстана



Транспорт – одна из важнейших отраслей материального производства, обеспечивающая нужды населения во всех видах перевозок. Основными задачами отрасли я/я полное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров и обеспечение взаимных связей м/у различными регионами.

В 2011 году на транспорте число учреждений составило: 1194. Число работников: 204 тыс. Доля в ВВП: 6%. Транспортные услуги – 1,5 трлн тенге. Перевезено грузов – 3 млрд т. Перевезено пассажиров – 16, 6 млн. чел. Среднемесячная зарплата – 119 тыс. тенге.

Транспорт не производит материальных благ. Но стоимость перевозок входит в себестоимость продукции предприятий и организаций. Поэтому грузовой транспорт относят к материальному производству. Работа транспорта измеряется 2 показателями: количество перевезенных грузов и пассажиров.

Казахстан имеет крупный транспортный комплекс. Но у него есть нерешенные проблемы. Недостаточно имеющихся путей сообщения. Они пока невысокого качества (особенно автомобильные дороги). С этим связана небольшая скорость движения, а значит, и пропускная способность транспортных артерий.

Современная транспортна сеть Казахстана создана почти полностью в советское время. Развитие определялось во-первых, ориентацией его экономики на бывший Советский Союз: во –вторых, расположением на территории республики месторождений различных стратегических полезных ископаемых и продовольственных ресурсов. Пример: Строительство железной дороги Петропавловск – Кокчетав в конце 20-х годов ХХ века называлось «продовольственной стратегической».

Основные задачи развития транспорта – создание транспортных коридоров железных и автомобильных дорог с улучшенной проходимостью, а также оказание услуг на должном уровне. На сегодняшний день Казахстан я/я участником м/н транспортных коридоров (ТРАСЕКА, Север – Юг, коридор Центральной Азии, Трансазиатская железная дорога. Ведущую роль в транспортном комплексе играют железные дороги.

Железнодорожный транспорт. Локомотивный парк насчитывает боле 1500 единиц локомотивов, 4400 грузовых и 1700 пассажирских вагонов. Первая протяженная ж/д – Оренбург – Ташкент. Три меридиональные магистрали: Оренбург-Ташкент (1904-1905); Туркестано-Сибирская (1930) и Трансказахстанская (Петропавловск – Шу). Широтные: Среднесибирская (Челябинск-Костанай-Кокшетау-Карасу), Южносибирская (Карталы-Астана-Кулунда-Барнаул). После независимости построены новые ж/д6: Хромтау-Алтынсарино, соединила Актюбинскую и Костанайскую, в обход России; Аксу – Конечная, соединила Павлодарскую область и ВКО. В последние годы сданы следующие ж/дороги: Узень – государственная граница Туркменистан; Коргас-Жетыген – гос. граница Китая: Бейнеу- ст Саксаульская Жезказган; Аркалык-Шубаркуль.

Автомобильный транспорт: длина дорог 95 тыс. км, республиканские (22,2%) и местного значения (77,8%). Протяженность дорог м/н значения – 12,4 тыс. км.

По автомобильным дорогам страны осуществляются транзитная перевозка по пяти м/н направлениям, которые связывают Европу с Азией и Россию с Центральной Азией. Автомагистраль Алматы – Астана – Бурабай перестроена в соответствии с требованиями м/н стандартов. Магистраль Алматы-Бишкек-Тараз-Шымкент-Ташкент я/я одной из крупнейших в республике. Вторая дорога Алматв – Семей – У-Каменогорск с ответвлением на Жаркент, Талдыкорган, Текели и в районе ст. Жангызтобе соединяется с автодорогой, называемой «Восточное кольцо». Магистрали местного значения: Караганда-Темиртау-Астана; Семей-Павлодар-Омск; Уральск-Атырау; Кустанай-Аркалык и др.

Водный транспорт: пригодны реки Ертис, Сырдарья, Урал, Иле; из водохранилищ Буктырминское, У-Каменогорское, ульбинское, Капшагайское; озера Балхаш, Зайсан. Через Каспийское море Казахстан связан с Азербайджаном и Туркменистаном.

Трубопроводный транспорт: Главный трубопроводный район – Запад. Средняя Азия – Центр; Бухара – Урал; Омск-Павлодар-Шымкент-Чарджоу; Мубарак-Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы.

Воздушный транспорт: самый быстрый и дорогой. В стране 22 аэропорта, 7 из них международные. Работает 19 иностранных авиакомпании.