Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Требования к отбору книг



1. Предпочтение отдается хорошо оформленным детским книгам серий «Читаем сами», «Для маленьких», «Мои первые книжки» и т.д.

2. Отбор книг становится более тщательным, т.к. становится обязательным самостоятельное чтение. Книги отбираются учителем в соответствии с возможностями класса, а так же целью и формой работы (коллективной или индивидуальной).

3. Книги должны соответствовать общепринятым гигиеническим нормам:

· шрифт 4,5 мм и более;

· бумага № 1 (белая, плотная, матовая);

· оптимальный размер строки 80-130 мм;

· соотношение текста, полей, иллюстраций: 50х50 (текст ≈ 50-60% от площади стр., остальное - 40-50% поля или иллюстрации).

4. Вводится осложненное оформление книг:

· отсутствие на 1 стр. обложки фамилии автора, заглавия или и того, и др.;

· начертание букв и слов, составляющих фамилия автора и заглавие книг, графически осложнено, а расположение надписей необычное, неожиданное;

· большое количество дополнительных надписей на обложке.

Сохраняются и требования, предъявляемые к книгам на подготовительном этапе.
^ Особенности урока на начальном этапе

1. Максимум времени (до 35 мин.) отводится самостоятельной деятельности учащихся с книгой. Нет коллективного рассматривания книги после прочтения. Вместо этого - коллективное или индивидуальное просматривание книг до чтения.

2. Нет необходимости в предварительной беседе в начале урока, т.к. тему занятия дети сами определяют, рассматривая выставку книг до урока. Необходимо приучить рассматривать книги, выставленные на доску, до урока.

3. Для самостоятельного индивидуального чтения лучше использовать книжки-коллективки.

4. Дети последовательно приучаются воспринимать, а затем и воспроизводить в записи названия книги, с которыми класс работает на уроке.

Например, 1. В. Бианки

Синичкин календарь.

2. В. Чаплина

Крылатый будильник.

Образец показывает учитель, затем учащиеся самостоятельно начинают делать такие записи на карточках или в тетрадях - читательских дневниках. Записи могут сопровождаться рисунками.

5. После того, как книги-коллективки розданы, ученик должен сразу приступать к работе (рассмотреть, перелистать книгу, по внешним приметам догадаться, о чем предстоит читать; по оглавлению найти нужное произведение, прочесть заглавие, настроиться на чтение и затем прочитать его, не мешая другим).

6. Никогда чтение-рассматривание новой книги не предваряется коллективной работой с ней. Работа самостоятельная. Перечитывание может быть в завершение беседы по итогам чтения, но не перед беседой. Выборочное индивидуальное чтение вслух - обязательный элемент работы с детской книгой, когда дети подтверждают свои высказывания текстом.

7. На этапе самостоятельной работы детей с книгой учитель занимает позицию наблюдателя, вмешивается лишь в крайних случаях.

Основной этап (III и IV периоды)3 период. Пр. 1-4 - 3 класс.

Учебный материал: художественные и научно познавательные детские книги с ограничением объема, группировка монографическая.

Время занятия: 40-45 мин (1 урок) 1 раз в неделю. Учебная деятельность: обязательная самостоятельная по заданным признакам на уроке и вне. Метод: чтение-рассматривание с целью выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием.
4 период. Пр. 1-4 - 4 класс. Учебный материал: художественная, научно-познавательная и справочная детская книга без ограничения объема, группировка книг тематическая. Время на работу: 40-45 мин (1 урок) один раз в две недели. Учебная деятельность: обязательно самостоятельная индивидуальная деятельность в рамках избранной темы на уроке и вне урока.
Метод: чтение-рассматривание с целью выбора печатных источников и освоения их содержания в зависимости от личных читательских возможностей и предпочтений.
Требования к отбору детских книг

1. Круг чтения расширяется, охватывает 10-12 тем, плюс детские журналы и газеты.

2. Объем книги не имеет четкой регламентации: от 16 до 300 страниц. В III период толстые книги - сборники рассказов, дети могут прочитать несколько. В IV период - книги-повести.

3. Размер шрифта лучше сохранить, т.к. мелкий шрифт трудно воспринимается.

Структура и содержание типового урока: развиваются основы читательской самостоятельности. Урок- главная форма обучения, умению самостоятельно выбирать и правильно читать книги, хотя большая часть самостоятельной читательской деятельности осуществляется уже вне урока, вне школы. Урок же подводит итог работы детей с книгой, дает возможность детям проконтролировать себя и обеспечивает последовательность и систематичность детского чтения.

1. Самостоятельно прочитанные во внеурочное время книги учащиеся приносят в класс, выставляют у доски и коллективно рассматривают. Выделяют те книги, которые представляют интерес со всех точек зрения. (3-5 мин).

2. Всесторонний анализ выделенных книг, беседа о героях прочитанных книг и их авторах. (20-25 мин).

3. Дополнение, расширение читательского опыта детей учителем: знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и писателями; под руководством учителя выявляются закономерности, которые помогут в дальнейшем самостоятельном выборе книг действовать более квалифицированно. (15-20 мин)

4. Сообщение темы следующего урока внеклассного чтения, разъяснение целей. Содержания и приемов самостоятельного выбора и чтения детских книг. (2-3 мин).

Требования к урокам внеклассного чтения

На каждом уроке проводится учет того, что дети читали самостоятельно.

1. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг.

2. На каждом уроке чтение какого-либо произведения.

3. На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях, имеют место элементы анализа прочитанного в форме беседы и в форме свободных высказываний.

4. Словарная работа играет вспомогательную роль, пересказ отходит от традиционной формы.

5. Вопросы беседы должны быть рассчитаны на более высокую самостоятельность учащихся.

6. Необходима тщательная продуманность форм самостоятельной работы.