Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Формы руководства самостоятельным детским чтением



1. Основная форма – урок внеклассного чтения.

2. Пропаганда книг (списки рекомендуемой литературы, выставка книг-новинок или книг на определенные темы, отзывы о книгах в стенгазете, пропаганда книг библиотекарем и т.д.).

3. Индивидуальная помощь и повседневный контроль: беседы с учащимися о книгах, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, знакомство с домашней библиотекой учащихся, просмотр записей о прочитанных книгах и т.д.

4. Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, рукописный журнал, встречи с писателями и учителями литературы старших классов, литературные экскурсии.

5. Запись в библиотеку.

6. Учет прочитанного:

а) просмотр читательских формуляров;

б) читательские дневники: начальный этап: Ф.И. автора, название книги; основной этап: Ф.И. автора, название книги, отзыв или краткое замечание о содержании.

в) запись о книгах на карточках;г) устные формы (индивидуальные беседы).
Виды работы на уроках внеклассного чтения

Основными являются 3 формы работы:

1. рассказывание;

2. рецензирование (устные и письменные отзывы о прочитанных книгах);

3. уроки пропаганды книги (следует использовать нечасто).

Во внеклассное время:

1. организация классной библиотеки, составление списка-каталога, картотеки;

2. составление учителем списка книг для внеклассного чтения;

3. устройство выставки книг-новинок или книг на определенную тему;

4. читательские конференции;

5. беглые беседы учителя с учащимися о прочитанных книгах в перемену или после уроков:

o рассказать, о чем читал;

o пересказать эпизод;

o ответить на вопросы по содержанию;

6. организация различных литературных игр (литературные загадки, викторины, игры в рифмы и т.д.);

7. детские литературные утренники;

8. коллективное чтение книг во внеурочное время.

 

2. Основные виды учебных материалов на подготовительном этапе обучения чтению:

Основной учебный материал для обучения младших школьников чтению – это детские книги со сказками, загадками, рассказами, так как цель обучения чтению – умение видеть за книгой собеседника, выбирать себе собеседника и самостоятельно беседовать с ним, слушая, запоминая, представляя, воображая и оценивая как его, так и свои собственные возможности и особенности.

Эти книги должны отбираться к урокам чтения в строгом соответствии со следующими требованиями:

1. Разнообразие занятий по тематике, жанру, эмоциональной направленности.

2. Объем книги от 8 страниц книг большого формата.

3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник), реже – сборник произведений ряда авторов (тематический сборник), но при условии, что фамилии авторов даны под произведениями, а не на обложке, или сборник народных сказок.

4. Оформление обложки типовое, т.е. основные надписи (фамилия автора и заглавие книги) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.

5. Произведения для чтения вслух – художественные, доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные страницы.

 

Первоклассники осваивают на подготовительном этапе:

1. Правила самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя. Ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух. Освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор. Узнавание прочитанных на уроке книг не менее, чем по двум из этих показателей.

2. Виды библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка. Рекомендательный плакат.

3. Основные понятия, которые должны быть усвоены в ходе практической деятельности с книгой, без объяснения: рисунок, (иллюстрация), переплет, обложка, надписи, страницы, заглавие, фамилия автора.

4. Понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник, темы чтения, книжная выставка.

3 Основные структуры уроков обучения чтению на подготовительном этапе.

На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые» произведения; ввести детей в доступный круг чтения.

Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).

Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация).

На подготовительном этапе занятие начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятие произведения, затем произведение читается вслух учителем, после чего в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено.

Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напечатана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на обложке и внутри книги. В результате дети убеждаются, что содержание всегда отражено в элементах книги, а это приводит их к выводу; о содержании книги можно догадаться по ее внешним показателям.

Прочитанная и рассмотренная книга ставится в «Уголок чтения». Дети еще не умеют читать, поэтому домашнего задания по чтению книг они не получают. Занятие заканчивается рекомендацией учителя просмотреть книги в классе или дома и найти среди них книги по теме прошедшего занятия.

На этом этапе обучения учитель впервые учит ребенка ориентироваться в книге, поэтому учебный материал для занятий не может быть отобран произвольно:

- используется детская художественная книга объемом 8-16 страниц в «типовом оформлении», т.е. на первой странице обложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учим на уроке обучения грамоте;

- для чтения вслух рекомендуется отбирать короткие стихи, загадки, сказки, рассказы.

- учитель отбирает учебный материал, готовит детей к восприятию выбранной книги и произведения, объявляет тему чтения и читает произведение вслух; демонстрирует образец рассматривания книги, дает рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время.

- ученики должны научиться слушать произведение, делиться впечатлениями по поводу прочитанного, запомнить нужные действия при рассматривании книги и уметь действовать с книгами так же во внеурочное время.

Как известно, результаты обучения зависят от того, насколько учителю удалось обеспечить и соблюсти одновременность и органическое единство трех аспектов подготовки читателей: а) продвижения в приобретении навыка правильного, беглого, выразительного и сознательного раскодирования текста; б) продвижение в обдумывании произведения – до чтения, в процессе чтения и после чтения – для полноценного осмысления и воссоздания содержания прочитанного, в) продвижения в формировании интереса к чтению как личностно значимой деятельности общения с собеседником-книгой по собственному выбору.

Такая целостность подготовки читателей достигается в период обучения грамоте при реализации учителем двух типовых структур уроков обучения чтению:

1. Структура первая – комбинированная. Урок комбинированной структуры состоит из двух частей. Первая часть урока – это аналитико-синтетическая работа детей со звуками, буквами, слогами и словами, т.е. отработка техники и навыка чтения на букварном материале , минимальное время работы – 10-15 минут.

Вторая часть урока – это занятие внеклассным чтением. Минимальное время работы – 18-23 минуты. Эта часть урока складывается из пяти компонентов:
1) предшествующая чтению вслух краткая подготовка детей к восприятию учебного материала.(2-3 минуты)

2) выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения (3-7 минут);

3) коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 минут)

4) рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания по внешним признакам: иллюстрации, надписи на обложке (3-4 мин)

5) рекомендации к возможной самостоятельной деятельности учащихся (1 мин).

 

2. Вторая основная структура урока чтения в период обучения детей грамоте, или «урок по букварю», призвана отрабатывать все читательские умения, доступные им в момент проведения занятия.

Эта структура реализуется ежедневно (кроме описанного выше комбинированного урока) и состоит из 5 компонентов:

1). Чтение детьми гласных и работа со слоговой таблицей.

2). Работа по выделению из слов согласных звуков для изучения и обозначения их буквами.

3). Чтение слогов с выделенной согласной и изученными гласными, дополнение слогов до слов. Подбор слов с изученными согласными.

4). Работа со страницей или разворотом Букваря

5). Проверка усвоения изученного материала путем отыскания его на странице учебной книги.